Методическая разработка урока биологии по теме "Химический состав клетки" 5 класс (ФГОС)
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему
Методическая разработка урока биологии в 5 классе по теме "Химический состав клетки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_5.docx | 25.1 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока биологии по теме «Химический состав клетки»
5 класс (ФГОС)
Цели урока:
- продолжить формирование знаний учащихся о строении растительной клетки и значении ее частей;
- формирование знаний о химическом составе клеток, значении неорганических и органических веществ в клетке;
- развитие практических навыков работы с лабораторным оборудованием, умений анализировать, объяснять наблюдаемые явления, делать выводы;
- воспитывать аккуратность при оформлении работ.
Формируемые УУД:
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
- посредством организации групповой работы на уроке развивает личностные качества: коммуникативность, умение работать в группе, работать по общепринятым нормам социального устройства общества.
Предметные:
-уточняет свои представления о клетке и значении ее частей;
-узнает о химическом составе клетки, органических и неорганических веществах.
Метапредметные:
- определять важность знаний о составе клетки;
- использовать в учебной деятельности различные источники знания как один из способов познания;
- оценивать свою работу.
Оборудование и реактивы:
- весы с набором разновесов
- спиртовка
- пробирки
- держатель пробирок
- штатив для пробирок
- пипетки
- пластиковые стаканчики
- препаровальные иглы
- клубни картофеля (сырой и вареный)
- семена пшеницы
- семена подсолнечника
- листы белой бумаги
- пресное тесто
- листья капусты (сырой и сухой)
- раствор перекиси водорода
- раствор йода
- вода
- марля
- набор «Клетка» для магнитной доски
- компьютерная презентация к уроку
Деятельность педагога | Деятельность детей | УУД |
I. Организационный момент Цель: включение в учебную деятельность на личностно -значимом уровне. | ||
Презентация (электронное приложение) – слайд 1 | Готовность к уроку. | Формирование ответственного отношения к учению. |
II. Актуализация знаний Цель этапа: готовность мышления и осознание надобности к повторению. | ||
- Давайте вспомним строение клетки Презентация (электронное приложение) – слайд 2 Презентация (электронное приложение) – слайд 3 | - Учащиеся класса (работа в парах) решают кроссворд по теме «Строение клетки» (Приложение 1). Взаимопроверка. - Строение клетки (один ученик - на магнитной доске). Взаимопроверка. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, языку, гражданской позиции. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. |
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: выявление места и причины затруднения, постановка цели и темы урока. | ||
На прошлом уроке мы убедились, что растения состоят из клеток. Рассмотрели органоиды и их функции. Презентация (электронное приложение) – слайд 4 Мы с вами говорили о том, что всё живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение. Оказывается кроме сходства в строении, для всех клеток характерен и сходный химический состав. Презентация (электронное приложение) – слайд 5 Клетки живых организмов состоят из тех же химических элементов, что входят и в состав объектов неживой природы. Презентация (электронное приложение) – слайд 6 Но распределение их неравномерно. Около 98 % от массы любой клетки приходится на 4 элемента: углерод, водород, кислород и азот. Около 2 % - калий, натрий, кальций, хлор, магний, железо, фосфор и сера. Презентация (электронное приложение) – слайд 7 И в очень малых количествах – остальные элементы. Презентация (электронное приложение) – слайд 8 Химические элементы, соединяясь между собой, образуют неорганические и органические вещества. Презентация (электронное приложение) – слайд 9 НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА – это вода и минеральные соли. Презентация (электронное приложение) – слайд 10 Вы наверняка слышали, что человек на 80 % состоит из воды. В клетках растений также есть вода от 40 до 95 %. Наличие воды можно доказать двумя способами: Презентация (электронное приложение) – слайд 11 - Демонстрационный опыт: нагревание семян пшеницы. - Второй опыт: У меня два листа капусты. - Для чего нужна вода в клетке? Презентация (электронное приложение) – слайд 12 Минеральные соли так же содержатся в клетке. Презентация (электронное приложение) – слайд 13 Вспомните правила техники безопасности при проведении опытов, технику безопасности в кабинете биологии. Демонстрационный опыт: продолжаем нагревать семена пшеницы. Презентация (электронное приложение) – слайд 14 Презентация (электронное приложение) – слайд 15 Органические вещества клетки: белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты. Презентация (электронное приложение) – слайд 16 А в каких растениях больше углеводов? Презентация (электронное приложение) – слайд 17 Какие углеводы вы знаете? Презентация (электронное приложение) – слайд 18 Опыты – работа в парах. Презентация (электронное приложение) – слайд 19 Кроме крахмала и сахара в состав растений входят: клетчатка и целлюлоза. Презентация (электронное приложение) – слайд 20 А в каких растениях больше жиров? Презентация (электронное приложение) – слайд 21 Опыты – работа в парах. Презентация (электронное приложение) – слайд 22 А в каких растениях больше белков? Презентация (электронное приложение) – слайд 23 Опыты – работа в парах. Презентация (электронное приложение) – слайд 24 Так же в клетках содержатся нуклеиновые кислоты. Презентация (электронное приложение) – слайд 25 | Какие вещества вы знаете? Что вы видите? Какое это вещество? Чем они отличаются? Какой вывод можно сделать? Предположения детей. ТБ в кабинете биологии. ТБ при проведении опытов. Что вы видите? Какой можно сделать вывод? Какие минеральные соли вы знаете? В каких растениях их больше всего? А каких веществ органических или неорганических больше в клетке? Определение крахмала (проведение опытов парами) (Приложение 2- лаборатория 1). Вывод. Определение жира (работа в парах). (Приложение 2- лаборатория 2). Вывод. Определение белка (работа в парах). (Приложение 2- лаборатория 3). Вывод. Вывод по работе. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, языку, гражданской позиции. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной и учебно-исследовательской деятельности. Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, овладение понятийным аппаратом биологии. Приобретение опыта проведения несложных биологических экспериментов. Умение устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение и умозаключение. |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: исследование проблемной ситуации, построение детьми нового способа действий. Организация деятельности по проверке усвоения новых знаний. | ||
Презентация (электронное приложение) – слайд 26 Презентация (электронное приложение) – слайд 27 Презентация (электронное приложение) – слайд 28 Презентация (электронное приложение) – слайд 29 | 1. Вставьте пропущенные слова.
Взаимопроверка. 2. Заполните схему «Химический состав клетки». Взаимопроверка. 3. Почему клетку сравнивают с «миниатюрной природной лабораторией»? | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. Владение основами самоконтроля, самооценки. |
V. Итог урока Цель этапа: способствовать формированию рефлексии, самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ нового знания. | ||
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
| Владение основами самоконтроля, самооценки. | |
VI. Домашнее задание Презентация (электронное приложение) – слайд 30 | ||
4.1. Выучить тему «Химический состав клетки». 4.2. Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь. 4.3. Дополнительное задание: 4.3.1. Используя ресурсы Интернета или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткое сообщение о том, какие масличные растения используют люди в разных странах? (задание для 1 ряда) 4.3.2. Используя ресурсы Интернета или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткое сообщение о том, какие растения используют люди в разных странах для производства сахара, кроме сахарного тростника и сахарной свеклы? (задание для 2 ряда) 4.3.3. Используя ресурсы Интернета или дополнительную литературу подготовьте сообщение об отраслях промышленности, где человек использует различные вещества растительных клеток. (задание для 3 ряда) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по проведению уроков в 5 классе ФГОС ООО
Знакомство современных школьников с компьютером происходит в начальной школе, кроме того, определенный опыт работы со средствами ИКТ они получают и вне школьной жизни. В основной школе начинаетс...
План – конспект урока биологии 8 класс (ФГОС) Тема: «Внутренняя среда. Значение крови и её состав».
Эта разработка урока для 8-го класса (ФГОС). материал можно использовать при изучении темы: "Внутренняя среда. Значение крови и её состав"....
Календарно- тематическое планирование Биология. Бактерии, грибы, растения 5 класс ФГОС ( ВВ Пасечник)
Календарнор- тематическое планирование составлено на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» -...
Календарно- тематическое планирование Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс ФГОС (ВВ Пасечник)
Многообразие покрытосеменных растений 35 ч. (1 час в неделю). В 6 классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, принципах их классификации; знакомятся с ...
Методическая разработка по математике "Площадь фигур" 5 класс ФГОС
Эта методическая разработка представляет из себя серию из 2 уроков, составленных согласно требованиям ФГОС. Это урок -открытие новых знаний, направленный помочь закрепить у уча...
методический материал к урокам химии в 9 классе, ФГОС
методический материал к урокам химии в 9 классе, ФГОС содержит самостоятельные, проверочные и контрольные работы...
методическое пособие для учителей русского языка. 6 класс. ФГОС
Данное пособие предназначено для учителей русского языка, работающих по УМК под ред. М.М.Разумовской в 6 классе...