Урок "Значение живых организмов в природе и жизни человека"
учебно-методический материал по биологии (5 класс)

  • формировать умение объяснять значение живых организмов в природе и жизни человека;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта урока84.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование «Городской округ Дзержинский Московской области»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «ЛИЦЕЙ №3»                                                                                                                                                                им. Главного маршала авиации А.Е.Голованова

 

 

 

Обобщающий урок биологии в 5 классе

по учебнику Н.И. Пономарева «Биология» Вентана-Граф (ФГОС)

Тема: «Значение живых организмов в природе и жизни человека»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                            Учитель биологии Беляцкая Наталья Викторовна  

2022

Цели:

Содержательная (предметные результаты):  

  • формировать умение объяснять значение живых организмов в природе и жизни человека;
  • Деятельностная:
  • формирование у учащихся умений реализовать новые способы действия ( познавательные, регулятивные, коммуникативные) -повысить интерес учащихся к изучению биологии
  • учить работать в малых группах;
  • воспитывать толерантность и бережное отношение к природе.

Личностные результаты: 

Личностные УУД

1. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

2.Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

3. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды- гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Познавательные УУД

  1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
  2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

3.Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Коммуникативные

  1. Формировать умения слушать и понимать речь других людей.
  2. Формирование умения самостоятельно организовать учебное взаимодействие при работе в группе.

Регулятивные

1.Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности ( формулировка вопроса урока)

  1. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  2. Составлять (в группе) план решения проблемы.

Материалы и оборудование: 

Оценочные листы на каждую группу, биологическое лото (вопросы и ответы); на демонстрационном столе: молоко, квашеная капуста, дрожжевое тесто, трутовик, мукор, лакмус, корень бобовых растений, клубень картофеля, гербарный экземпляр лишайника.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельнос ть учащихся

          УУД

1.

Мотивация-самоопре деление к  учеб. деят.

Включение в деловой ритм.

   Улыбнулись!                        Подтянулись!

«Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем.    Ни минуты не теряем и   пятерки получаем!»

Подготовка класса к работе

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование   сотрудничества с учителем и уч-ся

2

Актуализац ия знаний

                                   В природе, все взаимосвязано !

 Мы заканчиваем изучать тему «Многообразие живых организмов» А сегодня еще раз убедимся, как многообразен мир этих живых организмов, как велико их значение в природе и какую важную роль они играют в жизни человека.

Работа будет проходить в группах, которые называются «Животные»,

«Растения», «Бактерии», «Грибы» « Вирусы» и «Лишайники», по этапам. Оценивать работу каждой группы будет консультант, который в оценочном листе будет  фиксировать баллы, заработанные как всей группой, так и отдельными ученикам

Учащиеся слушают информацию

Коммуникативные:  

Умение слушать и вступать в диалог.

3.Обощение и систематиза ция знаний.

1 этап

                 «Зарядка для ума»

Вопросы задает учитель.         Презентация.         За правильный ответ – 1 балл.

  1. Сожительство двух организмов, полезное обоим. (Симбиоз.)
  2.   Богиня цветов в мифологии.  (Флора)
  3. Плесень, из которой впервые получили лекарство. (Пеницилл.)
  4. Организмы, которые питаются органическими веществами других живых организмов. (Паразиты.)
  5. Доядерные организмы. (Бактерии.)
  6. Грибы – это растения или животные? (отдельное царство.)
  7. Корм для северных    оленей (Ягель)
  8. Грибы, которые используют в хлебопечении. (Дрожжи) 
  9. Вопрос 9.  Перевод от латинского слова вирус – это…? (Яд)
  10. Вопрос 10.   Как называют тело лишайника? (Слоевище)

Учащиеся работают индивидуально, отвечают на вопросы по вариантам на отдельном листочке.

Коммуникативные:

Умение слушать.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Регулятивные:

Действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности.

2 этап

«Биологическое лото»

На столах перед каждой группой лежит игровое поле в виде цветка, карточки с ответами (среди которых есть и неправильные) и карточка с алгоритмом действий. На игровом поле расположены название царства и шесть вопросов, отвечая на которые, ученики накрывают их карточками с ответами. Если на все вопросы даны правильные ответы, из букв на карточках с ответами должно сложиться кодовое слово. По завершении этапа каждая группа должна объяснить, что означает получившееся у нее кодовое слово, какое отношение оно имеет к изучаемой группе организмов. Консультанты вместе с учителем проверяют правильность и быстроту выполнения задания и оценивают работу учащихся.

Учащиеся активно  и самостоятель но работают в соответствии со своими обязанностям

и. В ходе деятельности развивают мыслительны е процессы.

Познавательные: умение структурировать знания; извлечение необходимой информации из прослушанных сообщений;

анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные:

Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Личностные:

смыслообразование,  установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

самоопределение.

Алгоритм действий 

  1. Рассмотрите игровое поле и внимательно прочитайте название царства, описания организмов и вопросы к этой группе организмов. Игровое поле
  2. Прочитайте ответы на всех карточках.
  3. Выберите шесть карточек с правильными ответами и разложите их на игровом поле. У вас должно получиться кодовое слово.
  4. Обоснуйте свой выбор ответов и найдите общие черты, которые объединяют данные организмы.
  5. На демонстрационном столе выберите предметы, которые отражают многообразие и роль организмов этой группы.
  6. Дополните свой ответ о значении этих организмов в природе, их многообразии и использовании человеком материалами из сообщений, которые вы готовили дома, используя дополнительную литературу.
  1. Группа «Бактерии»

Вопросы для игрового поля. 

  1. Бактерии, имеющие форму спирали.
  2. Бактерии, имеющие форму шариков.
  3. Острое инфекционное заболевание, для которого характерно воспаление нёбных миндалин (боль в горле, повышенная темперaтура тела).
  4. Бактериальное желудочно-кишечное заболевание.
  5. Инфекционное заболевание, наиболее распространенное у лошадей.
  6. Сочный корм для сельскохозяйственных животных, приготовленный из зеленой массы кукурузы, подсолнечника; не подвергается гниению благодаря деятельности молочнокислых бактерий.

Ответы на лепестках. 

Спириллы (А). Дизентерия (И). Сено (В). Кокки (Н). Сап (Н). Споры (У). Ангина (Г). Силос (А). Кодовое слово – АНГИНА.

  1. Группа «Грибы» Вопросы для игрового поля. 
  1. Ядовитый гриб с красной шляпкой и белыми пятнами на ней.  
  2. Заболевание кожи, вызываемое различными возбудителями, в том числе и грибамипаразитами.
  3. Сизая плесень, вырабатывающая антибиотик, широко используемый в медицине.
  4. Плесень, которая поселяется на хлебе.
  5. Пластинчатый съедобный гриб. Судя по его названию – его плодовые тела растут рядами.
  6. Ядовитый гриб, похожий на шампиньон.

Ответы на лепестках. 

Мухомор (Д). Рядовка (Ж). Подосиновик (Б). Лишай (Р). Бледная поганка (И). Пеницилл (О). Myкор (Ж). Боровик (В).

Кодовое слово – ДРОЖЖИ.

  1. Группа «Лишайники»

Вопросы игрового поля. 

  1. Организм, который образуется при сожительстве гриба и водоросли.
  2. Иное название оленьего мха.
  3. Лишайник золотисто-желтого цвета, часто встречается на коре осин.
  4. Как называется тело лишайника?
  5. Иное название исландского мха.
  6. Лишайники, которые имеют форму тонкой или толстой корочки.

Ответы на лепестках. 

Лишайник (С). Ягель (И). Ксантория настенная (М). Слоевище (Б). Цетрария (И). Накипные (ОЗ). .

Кодовое слово – СИМБИОЗ.

4.  Группа «Растения»

1.Голосеменное растение (Ц)

2.Чем размножаются папоротники, хвощи, плауны?

3.Растения, которые растут в воде? (В)

4.Как называются растения, которые размножаются семенами? (Е)

5.Питание растений.  

6.Орган растения, где происходит фотосинтез Ответы на лепестках.

Ель (Ц), споры (В), водоросли (Е), цветковые (Т), автотрофное (О), лист (К).

                   Кодовое слово     ЦВЕТОК

5. Группа «Животные»

1. Самое крупное животное .

2.Домашнее животное.

3.Совокупность всех видов животных, обитающих на нашей планете.

4.Оноклеточное простейшее животное, которое не имеет определенную форму тела.

5.Питание животных.

6.Каких животных больше всего на Земле?

Ответы на лепестках.

Синий кит (Х), лошадь (И), фауна (Щ), амеба(Н), гетеротрофное (И), насекомые (К)

Кодовое слово «Хищник»

6 . Группа «Вирусы»

  1. Вирус, уничтожающий бактерий.
  2. Неклеточная форма жизни.
  3. Чем покрыты вирусы.
  4. Опасное вирусное заболевание.
  5. Какой нужен микроскоп для изучения вирусов.

Какой вирус изучал русский ученый Д.И. Ивановский.

  1. Бактериофаг
  2. Вирусы
  3. Белковая оболочка
  4. СПИД
  5. Электронный
  6. Табачная мозаика

Кодовое слово :КЛЕТКА

                                      В конце этапа проводится беседа по следующим вопросам.  

  1. Что объединяет организмы в отдельные группы, царства?  
  2. Какие признаки характерны для грибов?  
  3. Что общего у всех бактерий?  
  4. Каковы особенности лишайников?  
  5. Сорняки, польза и вред?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 

 

3 этап

Игра «Выбери меня»

Перед вами – чудо-стол. На нем предметы, продукты, изображения организмов, гербарии. Каждая группа по очереди выбирает группу организмов (бактерии, грибы или лишайники, растения, животные), отбирает на столе всё, что связано с представителями этой группы, а затем должна объяснить свой выбор и пояснить, какое значение для человека имеет этот организм. За правильно выполненное

Учащиеся от каждой группы по очереди выбирают на столе всё, что

Коммуникативные: продуктивное взаимодействие и сотрудничество при выборе правильного ответа; Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

задание – 2 балла.  

Бактерии

  1. Йогурт, сметана или кефир. (Молочнокислые бактерии, питаясь сахаром, образуют молочную кислоту. Под ее действием молоко превращается в простоквашу, а сливки – в сметану.)
  2. Квашеная капуста. (Молочная кислота предохраняет капусту от разложения, гниения.) 3. Гербарий бобового растения с клубеньками. (Клубеньковые бактерии, поселяясь на корнях бобовых растений, усваивают азот из воздуха, после отмирания корней обогащают почву азотом.)

Грибы

  1. Дрожжи. (Дрожжи разлагают сахар на спирт и углекислый газ, который поднимает тесто.)
  2. Соленые грибы. (Грибы употребляют в пищу. Они содержат до 40% белка, 15% углеводов, соли фосфора, калия, железа, витамины. Но нужно хорошо знать съедобные и ядовитые грибы.)
  3. Гриб трутовик. (Приносит вред лесному хозяйству, разрушая древесину.)
  4. Гриб мукор. (Разлагает остатки организмов, продукты до минеральных веществ, которые усваивают растения.)

Лишайники 

  1. Лишайники. (Индикаторы загрязнения воздуха.)
  2. Ягель. (Корм для оленей.)

Растения

1. Клубень картофеля. ( Используют в пищу, корм для домашних животных)

Животные

  1. Молоко ( Питательный пищевой продукт, который использует человек) Учитель дополняет ответы учащихся.
  2. Рыба (Питание, рыбий жир – витамин Д)

Вирусы

  1. Микроскоп (прибор для изучения)

связано с представителя ми этой группы,а затем объясняют свой выбор и поясняют, какое значение для человека имеет этот организм.

4 этап

Просмотр видеоролика.

https://iu.ru/video-lessons?utm_source=infourok&utm_medium=videouroki&utm_campaign=redirect&predmet=biologiya&klass=5_klass

Записать в рабочую тетрадь, что такое «Биологическое  разнообразие».

Учащиеся выполняют задание

Логические:

• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

• составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением

недостающих

компонентов; 

5этап

«Любознайка» 

Дома учащиеся готовили сообщения «Интересные факты» и о значении организмов определенной группы в природе и жизни человека. По материалам своих работ они кратко дают дополнительную информацию по группам организмов. Каждое выступление оценивается от 2 до 5 баллов.

 

 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи

Рефлексия

Организует рефлексию деятельности

Каждый ученик в своих листочках ставит один из знаков:

«Все понял»

Смайлик на белом фоне (247 фото) .                    «Понял, но не все.»  Смайлик.                               « Не понял» https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=86e94df0ae416f35711f16c9a60ea49b-l&n=13

Приобретают навык рефлексии результатов деятельности

Контроль и оценка результатов деятельности

 Перечень используемых на данном уроке ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Насекомые-вредители

Информационный, мультимедиа

Видеофрагмент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b16f3eb-0a01-022a-0128-215d402086e4/%5BBIO7_07-29%5D_%5BMV_01%5D.WMV 

2.

Культурные растения

Информационный, мультимедиа

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e2d1b-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm

3.

Домашние животные

Информационный, мультимедиа

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e2d1a-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm

4.

Соломина злаков и телескопическая труба

Информационный, мультимедиа

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/644999e6-e73c-47d3-88e7-29aa2c08fbfa/%5BEST5_03-17%5D_%5BPD_05%5D.swf

5.

Эйфелева башня

Информационный, мультимедиа

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/27073181-70f1-4e9b-8155-d26dacc601a3/%5BEST5_03-17%5D_%5BPD_03%5D.swf

6.

Редкие виды животных, занесённые в Красную книгу

Информационный, мультимедиа

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e2d2c-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm

7.

Исчезающие виды растений

Информационный, мультимедиа

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e2d2b-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/04_04_04_24.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: ″Значение живых организмов в природе и жизни человека. Обобщение и систематизация знаний по теме 2 Многообразие живых организмов″

Цели урока:Содержательная  (предметные результаты):- формировать умение объяснять значение живых организмов в природе и жизни человека;Деятельностная:- формирование у учащихся умений реализовать ...

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсия «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»

Цель: углубить знания о живых организмах в природе, определить отличительные особенности осенних явлений...

Урок- экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных»

Урок- экскурсия   «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни  растений и животных»  5-6 класс....

Презентация "Значение живых организмов в природе".

Презентация для урока биологии в 5 классе по программе Пономаревой И.Н....

План-конспект урока: Общая характеристика лишайников как симбиотических организмов. Значение лишайников в природе и жизни человека.

Урок-презентация, с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии....

Отчёт по экскурсии «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»

План отчёта по экскурсии "Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных"...

Методическая разработка урока биологии на тему «Значение живых организмов в природе и жизни человека» в 5 классе

Тема урока: Значение живых организмов в природе и жизни человека.Цель урока: Организовать деятельность учащихся по формированию понятия о значении живых организмов в природе, жизни человека и об их вз...