конспект внеурочного занятия "Плесневые грибы и дрожжи"
план-конспект урока по биологии (7 класс)
лабораторная работа по изучению плесневых грибов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
интегрированный урок "свойства воды" | 262.14 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ- СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ: «ПЛЕСНЕВЫЕ ГРИБЫ»
Шикинова Светлана Николаевна
Учитель биологии, химии
Высшая квалификационная категория
МБОУСОШ № 7
Пояснительная записка к уроку: УМК В.В. Пасечник Биология 7 класс
Использованные на занятии методы и приемы способствовали достижению целей и задач, соответствовали современным дидактическим требованиям. Большое внимание уделено использованию метода работы с микроскопом. Разнообразие видов работы и, в конечном итоге их результативность способствовали активизации познавательной деятельности обучающихся, поддержанию их интереса к содержанию занятия. Так же использованные методы занятия способствовали формированию у учащихся познавательных и созидательных способностей, необходимых для их дальнейшего профессионального самоопределения.
Цель занятия: Создать условия для систематизации и углубления представлений обучающихся о строении и значении плесневых грибов и дрожжей в природе и жизни человека.
Задачи:
Образовательные
Расширить знания о строении и значении плесневых грибов и дрожжей в природе и жизни человека.
Развивающие
развивать умения распознавать по внешним признакам плесневые грибы, работать с различными источниками информации: рисунками, текстом, работая в группе, действовать по инструкции, сообща, презентовать результаты работы.
Воспитательные
Формировать здоровый образ жизни, ценностное отношение к своему здоровью и окружающей природной среде.
Вид занятия: познавательная деятельность.
Методы: словесные, наглядные, поисково-исследовательские, практические.
Технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, элементы технологии проблемного диалога, опережающее обучение, личностно-ориентированная.
Планируемые результаты обучения:
Личностные результаты
1) гражданского воспитания:
готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
2) патриотического воспитания:
отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки;
3) духовно-нравственного воспитания:
-готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры;
-понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии;
4) эстетического воспитания:
понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
-ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;
6) трудового воспитания:
активное участие в решении практических задач биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией;
7) экологического воспитания:
-ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды;
-осознание экологических проблем и путей их решения;
-готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
-ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
-понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;
-развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
-адекватная оценка изменяющихся условий;
-принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации;
-планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
1) базовые логические действия:
-выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);
-устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
-с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
-выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
-выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
-самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
2) базовые исследовательские действия:
-использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
-формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
-формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою позицию, мнение;
-проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между собой;
-оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента;
С-амостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
-прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
3) работа с информацией:
-применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи;
-выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления;
-находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
-самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
-оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
-запоминать и систематизировать биологическую информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
1) общение:
-воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ;
-выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
-распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
-понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
-в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения;
-сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
-публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента, исследования, проекта);
-самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
2) совместная деятельность:
-понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;
-принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы, уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
-планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
-выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
-оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой;
-овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
-выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания;
-ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
-самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
-составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
-владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
-давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
-учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
-объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
-вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
-оценивать соответствие результата цели и условиям;
-различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
-выявлять и анализировать причины эмоций;
-ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
-регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других
-осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
-признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
-открытость себе и другим;
-осознавать невозможность контролировать всё вокруг;
-овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
-применять биологические термины и понятия , в том числе микология
- выполнять практические и лабораторные работы по микологии , в том числе работы с микроскопом с временными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории;
- выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов
- проводить описание и сравнивать между собой грибы по заданному плану, делать выводы на основе сравнения;
-раскрывать роль грибов
-соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями во внеурочной деятельности;
-владеть приёмами работы с информацией: формулировать основания для извлечения и обобщения информации из нескольких источников, преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую;
-создавать письменные и устные сообщения, используя понятийный аппарат изучаемого раздела биологии.
Используемые образовательные ресурсы: - Биология: Бактерии, грибы, растения. 5кл.: учебник/ В.В. Пасечник- М.: Дрофа, 2014.
- Электронное приложение к учебнику;
- А.А. Калинина «Поурочные разработки по биологии. Бактерии, грибы, растения», Москва, «ВАКО», 2005 год.
- Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. Биология растений, бактерий, грибов и лишайников: Сборник задач и упражнений.6 класс.:-М.: Мнемозина, 2002 -160с.ил.
- CD-ROM . Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6
класс.
- Интернет-ресурсы
Оборудование урока: культура мукора, готовый микропрепарат «Пеницилл», препаровальная игла, пипетка, ватные палочки, предметное и покровное стекла, микроскоп, кусочки хлеба (другого продукта) с плесенью, стакан с дрожжами в воде, проектор, ноутбук, ЦОР: презентация «Плесневые грибы и дрожжи»
Дидактический материал: карты наблюдателей, информационные листы, презентация «Плесневые грибы и дрожжи»
Конспект занятия «Плесневые грибы и дрожжи»
этап | содержание | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Мотивационно- целевой этап | Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас занятие не простое, мы с вами отправляемся в лабораторное путешествие, в царство, где живут особые живые существа. Большинство их – обитатели суши, но встречаются и водные. Поселяются они на растительных и животных останках, на живых организмах, на продуктах питания, на металлических и резиновых изделия и даже на штукатурке в квартире. Чтобы понять куда мы отправляемся , посмотрите на слайд | Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие микроскопа, информационной карты, карты наблюдателя, письменных принадлежностей
Мы отправляемся в Царство Грибы | ЛичностныеУУД: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Формирование положительного эмоционального настроя на урок. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя Регулятивные УУД 1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности
|
Актуализация опорных знаний | Грибы – очень необычная группа организмов. Они имеют черты сходства как с растениями, так и с животными. Грибы – пожалуй, одни из самых удивительных организмов на планете. Когда-то их называли «детьми богов», считая, что грибница появляется там, где в землю ударила молния. Конечно, вам не раз доводилось собирать грибы в лесу Какие грибы вы знаете? Это шляпочные грибы, но в природе, кроме шляпочных грибов, встречаются и другие виды – плесневые грибы. Грибы, которые называют «Хлеб дьявола» - Ужасно красивые, но весьма опасные для человека. Сегодня мы с вами будем юными исследователями, Ребята скажите, а как называются ученые изучающие грибы? | Белые, опята, подберезовики, подосиновики, маслята и тд Микологи |
Основной этап | Сегодня я предлагаю вам представить себя в роли Микологов и познакомится со строением плесневых грибов и одноклеточных грибов- дрожжей. Перед путешествием вам необходимо приготовить свой туристический набор, в который входит микроскоп. Напомните своим друзьям, юным микологам, как подготовить и настроить микроскоп к работе? В путешествие каждый исследователь берет маршрутный лист, ручку и карандаш и, конечно же, справочник. А так как наше путешествие лабораторное, то нашими маршрутными листами станут карты наблюдателей, в которых прописан ход вашего исследования. | Правила работы с микроскопом 1.Поставьте микроскоп ручкой штатива к себе на расстоянии 5-10 см от края стола. 2.В отверстие предметного столика направьте зеркалом свет. Вращая зеркальце под предметным столиком, и глядя в окуляр, добейтесь полного освещения поля зрения. Добейтесь яркого света. 3.Поместите на предметный столик готовый препарат. 4.Глядя на объектив сбоку, вращайте регулировочные винты до тех пор, пока объектив не окажется на расстоянии 1-2 мм от объекта исследования. Делайте это осторожно, чтобы не раздавить препарат. 5.В окуляр смотрите одним глазом, не зажмуривая и не закрывая другой глаз. 6.Глядя в окуляр, поднимайте зрительную трубу очень медленно, вращая большой винт до тех пор, пока не появится четкое изображение изучаемого объекта) | Коммуникативные УУД 1. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). Познавательные УУД 1. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений. 2. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Регулятивные УУД 2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. | ||
Рефлексия учебной деятельности | Прошу вас приступить к исследованию в соответствии с картой наблюдателя.(приложение 1) Работать мы начнем с плесневым грибом мукором В наших домах, мы можем встретить еще один плесневый гриб - пеницилл. Этот гриб встречается в виде плесени зеленого, сизого, голубого цвета на почве и продуктах растительного происхождения. Некоторые виды пеницилла используют для приготовления пенициллина – современного антибиотика. Кроме того, к грибам относятся и дрожжи. Это одноклеточные организмы, обладающие всеми основными свойствами грибов. Тем не менее, дрожжи не образуют мицелия. Давайте рассмотрим дрожжи под микроскопом. А теперь, пользуясь дополнительными источниками информации на столе (приложение 2), прошу вас сформулировать вывод (приложение 3). И снова мы возвращаемся в класс, наше лабораторное путешествие закончилось. И мы подводим итоги Где нашли применение грибы? И Какова роль грибов в природе? Ребята, на столе вы видите разноцветные ладошки. Если на занятии было комфортно и все понятно- поднимите зеленую ладошку, если немного затруднялись и не все поняли- желтую ладошку, если на занятии было трудно и ничего не понятно- поднимите красную ладошку. | План. Рассматривают внешнее строение гриба мукор. Аккуратно при помощи препаровальной иглы и пинцета вберут часть плесени с кусочка хлеба и переносят несколько нитей гриба со спорами в каплю воды на предметном стекле. Накрывают гриб покровным стеклом. Рассматривают мукор. Зарисовывают внешний вид мукора. Заполняют карту наблюдателя . Рассмотривают микропрепарат пиницилла. Зарисовывают внешний вид, отмечают строение. На предметное стекло наносят каплю воды с дрожжами. Накрывают препарат покровным стеклом. Рассматривают дрожжевые клетки под микроскопом. Зарисовывают их. Выводы по рядам 1 ряд мукор В ходе нашего исследование, мы рассмотрели клетку мукора под микроскопом. Тонкая сеть бесцветных нитей- это большая разветвленная клетка. Она называется ___________. Отдельные участки мицелия называются ________. Некоторые из них расположены горизонтально и как бы закрепляют весь гриб на какой-нибудь поверхности. Другие гифы поднимаются вертикально вверх. Они-то и создают своеобразный пушок на поверхности плесени. Вертикально расположенные гифы оканчиваются шариками. Это __________. (мицелий, гифы, спорангии) 2 ряд пеницилл В ходе нашего исследования, мы рассмотрели клетки пеницилла. Мы увидели крошечные "пальмочки". Это вертикально расположенные ______ знаменитого пеницилла. Его мицелий представлен _________________, разделенными перегородками. На верхушках гиф, мы видим ___________, образованые цепочками __________. Пеницилл отличается от мукора______________________________________ (гифы, несколькими клетками, кисточки, спор, отличия : мицелий пеницилла многоклеточный, а у мукора нет деления на клетки, фактически это одна большая многоядерная клетка; споры мукора черного цвета и образуются в спорангиях в виде черных шариков, а пеницилл образует кисточки из зеленых спор; клетки пеницилла вырабатывают антибактериальное вещество — пенициллин) 3 ряд дрожжи В ходе нашего исследования, мы рассмотрели клетки дрожжей. Микроскопические грибы дрожжи состоят из __________, имеют форму_________. Размножаются они ____________. В микроскопе мы видим клетки дрожжей в виде_________. (одной клетки, овальную, почкованием, цепочки овальных клеток) -Плесневые грибы приносят большой вред человеку, поселяясь на продуктах питания. -Некоторые виды пеницилла выделяют особое вещество, которое способно убивать бактерии. В 1941 году ученые и врачи научились получать это вещество из гриба и создали лекарство пенициллин. Пенициллин был первым среди антибиотиков – лекарств, подавляющих развитие болезнетворных бактерий. -Велика роль грибов в круговороте веществ в природе. Они разлагают органические соединения (в основном, остатки отмерших растений) до минеральных веществ, делая их доступными для усвоения растениями. -Результатами деятельности таких грибов, как дрожжи, мы с тобой пользуемся постоянно, например, когда едим хлеб или пирожки. | Участвуют в коллективном обсуждении проблемы; анализируют и объясняют результаты; Личностные: Формирование познавательного мотива на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов. Регулятивные УУД: Владение самоконтролем и самооценкой |
Конспект занятия «Плесневые грибы и дрожжи»
Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас занятие не простое, мы с вами отправляемся в лабораторное путешествие, в царство, где живут особые живые существа.
Большинство их – обитатели суши, но встречаются и водные. Поселяются они на растительных и животных останках, на живых организмах, на продуктах питания, на металлических и резиновых изделия и даже на штукатурке в квартире.
Чтобы понять куда мы отправляемся , посмотрите на слайд
(Мы отправляемся в Царство Грибы)
Грибы – очень необычная группа организмов. Они имеют черты сходства как с растениями, так и с животными. Грибы – пожалуй, одни из самых удивительных организмов на планете. Когда-то их называли «детьми богов», считая, что грибница появляется там, где в землю ударила молния.
Конечно, вам не раз доводилось собирать грибы в лесу
Какие грибы вы знаете? (Белые, опята, подберезовики, подосиновики, маслята и тд)
Это шляпочные грибы, но в природе, кроме шляпочных грибов, встречаются и другие виды – плесневые грибы. Грибы, которые называют «Хлеб дьявола» - Ужасно красивые, но весьма опасные для человека.
Сегодня мы с вами будем юными исследователями, Ребята скажите, а как называются ученые изучающие грибы?( Микологи)
Сегодня я предлагаю вам представить себя в роли Микологов и познакомится со строением плесневых грибов и одноклеточных грибов- дрожжей.
Перед путешествием вам необходимо приготовить свой туристический набор, в который входит микроскоп.
Напомните своим друзьям, юным микологам, как подготовить и настроить микроскоп к работе?
(Правила работы с микроскопом
1.Поставьте микроскоп ручкой штатива к себе на расстоянии 5-10 см от края стола.
2.В отверстие предметного столика направьте зеркалом свет. Вращая зеркальце под предметным столиком, и глядя в окуляр, добейтесь полного освещения поля зрения. Добейтесь яркого света.
3.Поместите на предметный столик готовый препарат.
4.Глядя на объектив сбоку, вращайте регулировочные винты до тех пор, пока объектив не окажется на расстоянии 1-2 мм от объекта исследования. Делайте это осторожно, чтобы не раздавить препарат.
5.В окуляр смотрите одним глазом, не зажмуривая и не закрывая другой глаз.
6.Глядя в окуляр, поднимайте зрительную трубу очень медленно, вращая большой винт до тех пор, пока не появится четкое изображение изучаемого объекта)
В путешествие каждый исследователь берет маршрутный лист, ручку и карандаш и, конечно же, справочник. А так как наше путешествие лабораторное, то нашими маршрутными листами станут карты наблюдателей, в которых прописан ход вашего исследования. Прошу вас приступить к исследованию в соответствии с картой наблюдателя.(приложение 1)
Работать мы начнем с плесневым грибом мукором
План.
- Рассмотрите внешнее строение гриба мукор.
- Аккуратно при помощи препаровальной иглы и пинцета возьмите часть плесени с кусочка хлеба и перенесите несколько нитей гриба со спорами в каплю воды на предметном стекле. Накройте гриб покровным стеклом. Рассмотрите мукор.
- Зарисуйте внешний вид мукора.
Заполнять карту наблюдателя .
В наших домах, мы можем встретить еще один плесневый гриб - пеницилл. Этот гриб встречается в виде плесени зеленого, сизого, голубого цвета на почве и продуктах растительного происхождения. Некоторые виды пеницилла используют для приготовления пенициллина – современного антибиотика.
- Рассмотрите микропрепарат пиницилла.
- Зарисуйте внешний вид, отметьте строение.
Заполняем карту наблюдателя .
Кроме того, к грибам относятся и дрожжи. Это одноклеточные организмы, обладающие всеми основными свойствами грибов. Тем не менее, дрожжи не образуют мицелия. Давайте рассмотрим дрожжи под микроскопом.
- На предметное стекло нанесите каплю воды с дрожжами. Накройте препарат покровным стеклом.
- Рассмотрите дрожжевые клетки под микроскопом. Какой вид имеют дрожжевые клетки? Зарисуйте их.
Заполняем карту наблюдателя .
А теперь, пользуясь дополнительными источниками информации на столе (приложение 2), прошу вас сформулировать вывод (приложение 3).
Выводы по рядам
1 ряд мукор
В ходе нашего исследование, мы рассмотрели клетку мукора под микроскопом. Тонкая сеть бесцветных нитей- это большая разветвленная клетка. Она называется ___________.
Отдельные участки мицелия называются ________. Некоторые из них расположены горизонтально и как бы закрепляют весь гриб на какой-нибудь поверхности. Другие гифы поднимаются вертикально вверх. Они-то и создают своеобразный пушок на поверхности плесени. Вертикально расположенные гифы оканчиваются шариками. Это __________. (мицелий, гифы, спорангии)
2 ряд пеницилл
В ходе нашего исследования, мы рассмотрели клетки пеницилла. Мы увидели крошечные "пальмочки". Это вертикально расположенные ______ знаменитого пеницилла. Его мицелий представлен _________________, разделенными перегородками. На верхушках гиф, мы видим ___________, образованые цепочками __________. Пеницилл отличается от мукора______________________________________
(гифы, несколькими клетками, кисточки, спор, отличия : мицелий пеницилла многоклеточный, а у мукора нет деления на клетки, фактически это одна большая многоядерная клетка; споры мукора черного цвета и образуются в спорангиях в виде черных шариков, а пеницилл образует кисточки из зеленых спор; клетки пеницилла вырабатывают антибактериальное вещество — пенициллин)
3 ряд дрожжи
В ходе нашего исследования, мы рассмотрели клетки дрожжей. Микроскопические грибы дрожжи состоят из __________, имеют форму_________. Размножаются они ____________. В микроскопе мы видим клетки дрожжей в виде_________.
(одной клетки, овальную, почкованием, цепочки овальных клеток)
Какие выводы у вас получились? Читаем по рядам!
И снова мы возвращаемся в класс, наше лабораторное путешествие закончилось. И мы подводим итоги
Где нашли применение грибы? И Какова роль грибов в природе?
Отвечают дети:
- Плесневые грибы приносят большой вред человеку, поселяясь на продуктах питания.
- Некоторые виды пеницилла выделяют особое вещество, которое способно убивать бактерии. В 1941 году ученые и врачи научились получать это вещество из гриба и создали лекарство пенициллин. Пенициллин был первым среди антибиотиков – лекарств, подавляющих развитие болезнетворных бактерий.
- Велика роль грибов в круговороте веществ в природе. Они разлагают органические соединения (в основном, остатки отмерших растений) до минеральных веществ, делая их доступными для усвоения растениями.
- Результатами деятельности таких грибов, как дрожжи, мы с тобой пользуемся постоянно, например, когда едим хлеб или пирожки. (Которыми я хотела бы вас угостить)
Рефлексия учебной деятельности- Ребята, на столе вы видите разноцветные ладошки. Если на занятии было комфортно и все понятно- поднимите зеленую ладошку, если немного затруднялись и не все поняли- желтую ладошку, если на занятии было трудно и ничего не понятно- поднимите красную ладошку.
Большое спасибо за активную и продуктивную работу на занятии, увидимся на следующей неделе!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по ботанике 6 класс "Плесневые грибы и дрожжи"
Урок с применением элементов кейс - технологии для проведения в 6 классе. Использованы групповые и индивидуальные формы работы на уроке....
Урок "Плесневые грибы и дрожжи"
Урок разработан с использованием технологии развития критического мышления....
Модульный урок № 6 Тема: «Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты».
Урок разработан с применением модульной технологии, по авторской программе Пасечника....
Урок биологии на тему "Плесневые грибы и дрожжи", 6 класс
Сценарий мультимедийного урока по биологии в 6 классе на тему "Плесневые грибы и дрожжи". Урок разработан для учителей, работающих по учебнику В.В. Пасечника.Тип урока: комбинированный.Вид урока:...
Методическая разработка урока + презентация для ИД по теме "Плесневые грибы и дрожжи"
Материал по биологии для 5 класса, ФГОС, УМК Пасечник...
Конспект : Исследовательская лаборатория на тему"Плесневые грибы и дрожжи"
Аннотация к Конспекту урока. Исследовательская лаборатория на тему "Плесневые грибы и дрожжи".Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения мукора, пеницилла и др...
Конспект урока по теме: "Плесневые грибы и дрожжи"
Урок в 5 классе по теме: "Плесневые грибы и дрожжи" УМК Пасечник В.В...