Урок "Плесневые грибы и дрожжи"
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Зайцева Елена Владимировна

Урок разработан с использованием  технологии развития критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_zayceva_elena_vladimirovna.doc771 КБ

Предварительный просмотр:

Зайцева  Елена Владимировна

МБОУ  СОШ №40 города Смоленска

Биология

6 класс

Тема урока: Плесневые грибы и дрожжи.

Цель: расширить представления о многообразии царства грибов с помощью технологии развития критического мышления учащихся.

Задачи:

Обучающие: актуализировать и расширить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей, о роли их в природе и жизни человека.

Развивающие:  формировать умения и навыки работы с информацией, формирования и решения проблем: развивать творческие и коммуникативные способности обучать активному восприятию изучаемого материала, умению соотносить старые знания с новыми, самостоятельно обобщать и классифицировать изученный материал.

Воспитательные: воспитание учащихся как людей критически думающих; формирование представлений о необходимости соблюдения гигиенических норм в повседневной жизни.

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид  занятия: урок – исследование

Формы организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, парная

Дидактический материал и оборудование: презентация, микроскопы, культура плесени и дрожжей, микропрепараты «Мукор», «Дрожжи»

Интернет-ресурсы презентации:

http://www.здоровье-купить.рф/obezzarazhivaniye-vozduha-dlya-zadach-pishevyh-proizvodstv.html

http://cwer.ws/files/u830925/26d0bfd0bed181d182.jpg

http://www.kabluchka.ru/blog/7

http://microsnsk.com/galery/micro-065.jpg

http://mou99.mybb.ru/uploads/000a/5a/3f/2710-1.jpg

http://podrobnosti.ua/technologies/scienceother/2008/01/15/489120.html

http://clubs.ya.ru/4611686018427437431/replies.xml?item_no=19002

http://lenta.ru/news/2008/09/30/penicillin/

http://ydamauk.ucoz.ru/news/penicillin_instrukcija_beremennost/2012-09-07-1539

http://www.aqa.ru/photos/details.php?image_id=109194

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент

(введение в тему)

На  столах у учащихся стоят чашки Петри с выращенной заранее плесенью и дрожжами (учитель предлагает рассмотреть предложенные образцы).

II. ФАЗА ВЫЗОВА

Учитель: Подумайте над  следующими вопросами и дайте ответы на следующие вопросы:

- Что это?

- Относится это к живой или неживой природе?

- Маленькие или большие?

- Много ли их в мире?

- Приносят вред или пользу?

(все высказывания записываются на доске в « Корзине идей» и остаются до конца урока для осмысления и рефлексии)

Учитель:  Какая тема сегодняшнего нашего урока? Зачем нам нужно изучать данные объекты?

Приём «КОРЗИНА  ИДЕЙ»

На экран выводятся картинки плесени и дрожжей.

СЛАЙД 1

Учитель:  Она появилась на Земле 200 миллионов лет назад. Она убивает и спасает от смерти. Ее называют "хлебом дьявола" и "плевком Бога". Она сказочно красива, но вызывает отвращение - это всё говорят  про плесень.

В 1680 году голландский натуралист Антони Ван Левенгук впервые увидел дрожжи в оптический микроскоп, однако не распознал в них, из-за отсутствия движения, живых организмов.                                                                                                                                  

  И лишь в 1857 году французский микробиолог Луи Пастер доказал, что спиртовое брожение — не просто химическая реакция, как считалось ранее, а                                                        биологический процесс, производимый дрожжами.

 

Каждой паре учащихся  выдаются вопросы, на которые они должны ответить: согласны - поставить плюс, не согласны - минус, сомневаются - знак вопрос (на работу отводится 3 минуты, а результат озвучивается и выносится на доску)

Приложение 1   ПРИЁМ « ПЯТЬ УТВЕРЖДЕНИЙ «ВЕРЮ-НЕ ВЕРЮ»

ВОПРОСЫ

1.  Плесень и дрожжи - микроскопические  грибы.

2.Размножаются только спорами.

3.Плесень и дрожжи питаются только за счёт других живых организмов. Они паразиты.

4.Плесень и дрожжи живут только там, где тепло, влажно, много питательных веществ

5.Плесень и дрожжи приносят только вред.

Сохраняются на столах весь урок.

III. ФАЗА   ОСМЫСЛЕНИЯ

Приём « Корзина идей»  

Учитель: «Почему  плесень и дрожжи это микроскопические грибы?»

Вспомните  особенности грибов (все предложенные ответы записываются на доске в              « Корзину идей»):  малые размеры, нет зелёного цвета, неподвижны, имеют плодовые тела, грибницу.

Учитель: Какой прибор нам поможет их рассмотреть? (микроскоп)

Учащиеся выполняют лабораторную работу по инструктивной карточке.

Лабораторная работа

1.Инструктаж по технике безопасности.

2. Рассмотрите микропрепараты  при малом и большом увеличении. Найдите грибницу, плодовое тело и споры.

3.Зарисуйте их строение.

СЛАЙД 2       МУКОР

                                                                           

 СЛАЙД 3  ДРОЖЖИ

Учитель: Чем отличаются рассматриваемые объекты от ранее изученных грибов? Есть ли сходства? Совместно формулируется вывод.

Вывод: Плесневые грибы   и дрожжи не имеют плодового тела. Мукор имеет грибницу. Дрожжи состоят из множества клеток.

Учитель предлагает учащимся индивидуально поработать с текстом учебника

Статьи «Гриб Мукор» стр.42-43, « Дрожжи» стр.44. Учащиеся читают текст, используя

ПРИЁМ «ИНСЕРТ» по ходу чтения ставятся значки:

«V»-уже знал;

«+»-новое для меня;

«- «-думал иначе;

«?»-не понятно, хочу разобраться (эти места в тексте нужно подчеркнуть)

Подведение итогов (фронтально)

-Что нового узнали из текста?

-Что было непонятно (возможно какие – либо термины)?

Учитель предлагает учащимся выписать непонятные слова себе в тетрадь и дома найти  их значение в словарях.

Учитель: Давайте вернёмся к нашей таблице с утверждениями. Какие факты являются верными? (фронтально)

Учащиеся проверяют свои первоначальные ответы в таблице, корректируют их.

Вывод: 1.Плесень и дрожжи  имеют малые размеры. Их  строение можно рассмотреть в микроскоп.

2. Размножаться плесень не только спорами, но и обрывками грибницы. Дрожжи  почкованием.

3.  Дрожжи и  отдельные виды плесени по способу питания сапрофиты.

4.Для развития им нужно тепло, влага и питательная среда.

Прочитайте текст «Гриб пеницилл» стр. 43 и ответьте на вопрос

-Приносят ли только  вред  человеку  плесень  и дрожжи?

Рассмотрите следующие слайды и прокомментируйте  то, что видите

СЛАЙД 4

 

Вывод: получают антибиотики.

СЛАЙД 5

Вывод: дорогим сортам сыра с плесень придаёт  пикантный вкус.

СЛАЙД 6

 

Вывод:  дрожжи используются  в получении теста  и  в косметологии.

III. ФАЗА РЕФЛЕКСИИ

Учитель: Ребята, давайте обсудим содержание нашей «Корзины». Учащиеся решают, какие слова оставить в корзине, а какие нет. С оставшимися словами учитель предлагает составить синквейн.

ПРИЁМ «СИНКВЕЙН»                                                                                                          

Структура:

1-я строка - одно существительное

2-я строка- 2 прилагательных

3-я строка-3 глагола

4-я строка - вывод из слов

5-я строка завершающее слово.

Учащиеся составляют в паре  и выносят их на  всеобщее обсуждение.

Пример  синквейна:

1.Грибница

2.Микроскопическая, ветвящиеся

3.Портит, размножается, лечит

4.Приносит вред и пользу человеку.

5.Плесень

Домашнее задание: поработать с непонятными словами, найти их значение в словарях и записать их в тетрадь.

Найти следующую информацию: 1.Возможно, вы слышали о "Проклятье Фараонов"? Какие организмы и почему получили такое название?

2.В природе можно увидеть растения, которые словно покрыты сажей или обуглились. Почему они так выглядят?

3.Могут ли растения ржаветь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ботанике 6 класс "Плесневые грибы и дрожжи"

Урок с применением элементов кейс - технологии для проведения в 6 классе. Использованы групповые и индивидуальные формы работы на уроке....

Модульный урок № 6 Тема: «Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты».

Урок разработан с применением  модульной технологии, по авторской программе Пасечника....

Урок биологии на тему "Плесневые грибы и дрожжи", 6 класс

Сценарий мультимедийного урока по биологии в 6 классе на тему "Плесневые грибы и дрожжи". Урок разработан для учителей, работающих по учебнику В.В. Пасечника.Тип урока: комбинированный.Вид урока:...

технологическая карта урока по биологии 5 кл по фгос плесневые грибы и дрожжи

материал содержит разработку урока по биологии по теме:"Плесневые грибы и дрожжи" в виде технологической карты по ФГоС.В карте указаны этапы урока,учебные ситуации,интересная форма целеполагания...

Плесневые грибы и дрожжи

Биология 5 класс ФГОС. УМК - Пасечник....

Разработка урока биологии по теме "Плесневые грибы и дрожжи"

План-конспект урока биологии в 5 классе по теме "Плесневые грибы и дрожжи"...