Методическая разработка урока + презентация для ИД по теме "Плесневые грибы и дрожжи"
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Старцева  Светлана Васильевна

Материал по биологии для 5 класса, ФГОС, УМК Пасечник

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx280.29 КБ
Office presentation icon plesnevye_griby_i_drozhzhi.ppt2.29 МБ

Предварительный просмотр:

                Урок биологии в 5 классе по теме:

«Плесневые грибы и дрожжи»

(Программа Пасечника В.В.)

Подготовила: Старцева Светлана Васильевна,

учитель химии и биологии

                 Цель урока:  познакомить учащихся с особенностями строения мукора  

                                                  и дрожжей.

                Задачи:

              - выяснить  особенности строения, размножения и условия жизни  плесневых

                грибов и дрожжей,

             - развивать умение готовить микропрепараты и наблюдать их под

               микроскопом,  

             - показать значение и использование этих организмов в народном хозяйстве и

               медицине.

               Оборудование:   микроскопы, лупы, препаровальные наборы, стекла,

               плесневые грибы, медиапроектор, цифровой микроскоп, ноутбуки.

               ЦОРы: презентация «Плесневые грибы и  дрожжи», флеш-анимация «Мукор»

               

UM15_Mucorales_15    дро

Ход урока.


Номер

учебного элемента

(УЭ)

Учебный материал с указанием заданий

Руководство

по усвоению

учебного

материала

УЭ-0

Организационный момент. Приветствие учителя.

Актуализация знаний.

Ребята, что мы изучили на 2-х прошлых уроках? (Бактерии, их строение, питание, размножение и роль в природе).

Просмотрите записи в тетрадях.

Повторите учебный материал по рабочей тетради

УЭ -1

Цель: проверить уровень  знаний о  шляпочных грибах.

-    Выполните тест. (5-7 минут)

1. Как размножаются грибы?

а) семенами; б) почкованием; в)спорами; г)простым делением

2. Чем питаются грибы?

а) готовыми органическими веществами  б) образуют на свету органические вещества.

3. Из чего состоит плодовое тело шляпочного гриба?

а) из волокон; б) из гиф; в) из ситовидных труб;  г) из сосудов

4. Как называется часть шляпочного гриба, находящаяся в почве?                    а) пенек;  б) корни;  в) мицелий;

5. Какую часть шляпочного гриба человек использует в пищу?                   а) плодовое тело;   б) мицелий

6. Чем отличаются трубчатые грибы от пластинчатых?

а) у трубчатых грибов пенек имеет трубчатое строение;

б) у трубчатых грибов трубочки на нижней стороне шляпки больше развиты, чем пластинки; в) у трубчатых грибов споры созревают в трубочках на нижней стороне шляпки

7. Как называется сожительство грибов с корнями деревьев?

а) паразитизмом      б) симбиозом           в) фотосинтезом

8. Как питаются шляпочные грибы?

а) органические вещества всасываются вместе с водой и минеральными веществами из почвы.

б) Органические вещества всасываются из корней деревьев.

в) Часть органических веществ всасывается вместе с водой и минеральными веществами из почвы, а часть из корней   деревьев.

9. Что называют микоризой или грибокорнем? (полный ответ)

Работайте индивидуально

Ответы занесите в лист ответов и сдайте учителю.

 УЭ-2

Проблемный вопрос (1-2мин)

Ребята, какое на прошлом уроке вам было дано задание?

(Понаблюдать, что произойдет с хлебом или булочкой, если они несколько дней пролежат в пластиковом пакете в теплом и влажном месте.) Что же вы наблюдали? Что образуется на хлебе? (Плесень)

 Как вы думаете, к какому царству относятся эти организмы? Это бактерии ? (Нет, бактерии микроскопически малы.) Тогда может быть это растения? (Нет, растения зеленые, им нужен свет для жизни)  Тогда это наверное животные? (Нет, животные могут активно двигаться)

Значит к какому же царству они относятся? (К царству Грибы) 

А мы такие грибы уже изучали? (Нет)

Тогда сформулируйте тему урока (Плесневые грибы и дрожжи)

Работайте с классом

УЭ -3

Интегрирующая цель: в результате овладения содержанием модуля вы будете иметь представление об  особенностях строения плесневых грибов и дрожжей,  их значении и использовании в народном хозяйстве и медицине; продолжите  развивать умение готовить микропрепараты и  оформлять лабораторные работы;

В процессе учебной работы над заданием вы должны;

  • Выяснить строение и размножение плесневого гриба мукор, особенности строения пеницилла, дрожжей
  • объяснить значение плесневых грибов и дрожжей в природе и их применение человеком.

Внимательно прочитайте цель урока.

УЭ -4

Цель: получить информацию о плесневых грибах. (3-5 мин)

  1. Внимательно прочитайте,  пункт мукор и пеницилл §15 ст.78-79 и просмотрите флеш-анимацию «Мукор».
  2. Ответьте на вопросы:

     1. Какой организм поселяется на хлебе в теплом и влажном месте? А на фруктах?

      2. В чем особенность строения грибницы мукора? пеницилла?

3.Как они размножаются?

Работайте

индивидуально

Работайте с классом

УЭ -5

Цель: изучить строение мукора на микропрепарате. (10 мин)

Задание:  Внимательно прослушайте инструктаж учителя

1.Выполните лабораторную работу «Плесневый гриб мукор» на с. 78-79 учебника (п.2, 3)

Сравните увиденное вами с фото на презентации учителя.

2. Выполните задание №53 в рабочей тетради (с. 34)

3. Обсудите результаты работы.

Работайте в парах.

работайте индивидуально

УЭ - 6

Цель: получить информацию о дрожжевых грибках, изучить их строение.

Задание:

1. Внимательно прочитайте  пункт параграфа 15 «Дрожжи».

2. Выполните лабораторную работу «Строение дрожжей» на с.80 учебника. Сравни увиденное с фото на презентации.

3.  Выполните задание №54 в рабочей тетради (с. 34)

4.Обсудите результаты работы.

5. Ответьте на вопросы

    а)  Какое значение в природе и для человека имеют плесневые грибы?  

    б)     Для чего человек разводит дрожжи?

5.Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку. Оцените работу товарища.

Работайте в парах.

Работайте с классом

 

Ваша оценка по пятибалльной шкале.

УЭ -7

Подведение итогов урока.

1.Прочитайте цель урока

2. Достигли ли вы цели урока? В какой степени? Что нового узнали о грибах?

3.Оцените свою работу на уроке:

 «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

4.Выберите домашнее задание в зависимости от того, как успешно  вы работали на уроке:

  • Выполнил все УЭ на 4 и 5 – можешь выполнить творческое задание.
  • Иногда испытывал затруднения в работе и допускал ошибки – составь план §15.

Творческое задание (на выбор)

1) Вырастить зеленую плесень. Сфотографировать все этапы ее развития и оформить в виде презентации (можно с помощью взрослых).

2)Подготовить сообщение об открытии пенициллина.

3) Придумать загадки о плесени, дрожжах, пенициллине.

Спасибо за урок!!!

Индивидуально

    Вместе

с классом

Ваша оценка самому (ой) себе.

Индиви-

дуально

Сдайте рабочие тетради  на проверку



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Урок-презентация "Я сердцем никогда не лгу...", 11 класс

Урок-презентация по творчеству С.А.Есенина Цель: Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством С.А.Есенина, помочь почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность его стихотворений. За...

методическая разработка урока, презентация по теме "Английский - язык мира", проведен в 8 классе, по учебнику Афанасьевой О.В. "English VII"

Методические разработки уроков английского языка в начальной и средней школе по темам: "Экология", "Лондон", "В мире игрушек", "Мой дом", "Моя родина", "Английский - язык мира"...

Методическая разработка урока-презентации"Культура ацтеков"

Используется при  изучении темы:  Культура Мезоамерики (по программе Г.Даниловой, 10 класс)....

методическая разработка "Урок-презентация.Спортигры. Баскетбол."

презентация подготовлена для лучшего восприятия учебного материала....

Методическая разработка"Урок-презентация по геометрии в 7-м классе на тему "Некоторые свойства прямоугольных треугольников"

Цели:рассмотреть свойства прямоугольных треугольников;научить решать задачи на применение свойств прямоугольных треугольников....

Методическая разработка урока. Презентация к уроку.Тема: Рисование с натуры. Натюрморт "Осенний букет".

Тема урока: Рисование с натуры. Натюрморт "Осенний букет"(Рисунок,живопись. 2 ч.).  Программа под ред. С.П. Ломова (В.С. Кузина), 7 класс. Презентация к уроку.Приводимый здесь материал может быть...