Урок биологии на тему "Плесневые грибы и дрожжи", 6 класс
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме
Сценарий мультимедийного урока по биологии в 6 классе на тему "Плесневые грибы и дрожжи".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_plesnevye_griby_i_drozhzhi.zip | 590.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий мультимедийного урока по биологии в 6 классе на тему
Плесневые грибы и дрожжи.
учитель биологии и химии МОБУ «СОШ № 4»
Линийчук Ирина Ивановна.
Цели урока:
Образовательная:
- Изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей.
- Раскрыть их роль в природе и жизни человека, а также влияние на здоровье людей, сохранность материалов и использование в хозяйственной деятельности.
Развивающие:
- Формировать умения анализировать, обобщать, сравнивать, оформлять отчёты о проделанной работе.
- Развивать и совершенствовать умения навыки в приготовлении микропрепаратов и работы с микроскопом.
- Совершенствовать умение работать с текстом: бегло читать, выделять главное, отвечать на вопросы.
Воспитывающая:
- Продолжить работу по формированию умения учащихся проявлять самостоятельность, ответственность, а также умения объективно оценивать свою работу и работу других учащихся на уроке.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок теоретических и практических самостоятельных работ исследовательского типа.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая и индивидуальная.
Межпредметные связи: информатика.
Методы и формы контроля: тестирование, контрольные вопросы, самоанализ, рефлексия.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, персональный компьютер, слайдовая презентация, дидактический раздаточный материал (карточки индивидуального опроса, листы самооценки и технологические карты для проведения лабораторной работы), культуры белой и голубой плесени, пробирки с дрожжами в питательном растворе, лупа, микроскоп, препаровальный набор, предметные и покровные стёкла, вода, пипетки.
Методы и методические приёмы:
- словесные (рассказ, беседа, рассказ с элементами беседы);
- наглядные (демонстрация слайдов презентации);
- репродуктивные (беседа);
- поисковые (эвристическая беседа);
- практические (выполнение лабораторной работы).
Предварительная подготовка к уроку (выращивание культуры дрожжей и мукора).
- Для получения культуры дрожжей в сосуд объемом 100-200 мл налить нагретого до 40-50 °С молока, добавить кусочек сахара и примерно 10 г дрожжей. Все перемешать и поставить на 15 мин в теплое место.
- Для того, чтобы вырастить культуру мукора, кусочек белого хлеба поместить в полиэтиленовый пакет и поместить в тёплое место на несколько дней.
Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- особенности строения плесневых грибов;
- процессы жизнедеятельности плесневых грибов;
- условия и особенности среды обитания плесневых грибов;
- историю получения пенициллина;
- использование плесневых грибов человеком.
Учащиеся должны уметь:
- различать грибы мукор и пеницилл;
- закладывать опыты и проводить наблюдения за развитием плесневых грибов.
Литература: Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/В.В. Пасечник – 10 издание- М. : Дрофа;
Калинина А.А. «Поурочные разработки по биологии», книга для учителя- М. Дрофа.
Ход урока.
Этапы урока. | Вре-мя |
Приветствие.
Проблемная ситуация. На прошлом уроке мы познакомились со шляпочными грибами. А есть грибы, которые не образуют плодовых тел? Попробуйте привести примеры таких грибов. Правильно, ребята! Это плесневые грибы, дрожжи. Многие из них живут рядом с нами, в наших домах. Часто мы их не замечаем. Пока они не проявят себя слишком уж явно. Как вы думаете, о каких грибах идёт речь? Правильно, речь идёт о плесневых грибах. А какие грибы человек использует в хлебопечении? Правильно, при печении хлеба человек использует дрожжи.
| 2 мин 1 мин 1 мин |
II. Актуализация опорных знаний. 1.Беседа по вопросам. Слайд 2. Цель:
1.Беседа по пройденному материалу:
Как выдумаете, помогут ли вам знания, полученные на прошлом уроке? Да, помогут. Учащиеся изучили общую характеристику царства Грибов, имеют понятие о строении, размножении, роли грибов в природе и жизни человека. Чтобы наша сегодняшняя работа стала продуктивнее, проверим ваши знания. Проведём небольшую проверочную работу. Учитель инструктирует учеников по выполнению проверочной работы «Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы».
Работа с раздаточными карточками. Цель проверочной работы закрепить и проверить знания учащихся по теме: «Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы». Учитель раздаёт учащимся раздаточный материал с тестовой работой. Для экономии времени учащиеся выполняют работу на листочках, которые раздаются им до урока. Приложение 1. Учащиеся выполняют работу. Учитель: А теперь проверим правильность выполнения работы. Поменяйтесь листочками со своим товарищем по парте. Проверьте правильность выполнения работы. Слайд 3. Ответы: Вариант 1. 1-b; 2-a, b; 3-b; 4-b; 5-c. Вариант 2. 1-a; 2- a, b; 3- b; 4 – a, b; 5-c,d. Поменяйтесь с товарищем по парте работой и оцените правильность выполненной работы, поставьте отметку в лист самооценки. Приложение 2. В результате проверочной работы учащиеся должны закрепить и проверить свои знания по предыдущей теме, подготовиться к изучению нового материала. | 8 мин 1 мин 1 мин |
III. Изучение нового материала. 1).Учитель ещё раз проговаривает тему урока. Учащиеся с помощью учителя формулируют цели и задачи урока. Слайд 4. Сейчас переходим к изучению новой темы. Посмотрите на слайд . Здесь зашифровано название одноклеточного гриба, который играет огромную роль в жизни человека. О каком грибе идёт речь? Правильно, это дрожжи. Слайд 5. 1. Изучение строения и жизнедеятельности дрожжей. Перед выполнением лабораторной работы кратко повторяем строение микроскопа, правила работы с микроскопом и методику приготовления микропрепарата. Слайд 6. Парная работа. Лабораторная работа 1. «Наблюдение за дрожжевыми клетками». Цель: изучить строение и размножение дрожжевых клеток. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ.
Результат: учащиеся развили и закрепили навыки в приготовлении микропрепаратов и в работе с микроскопом; познакомились со строением дрожжевой клетки и особенностями размножения дрожжей. А теперь, чтобы закрепить наши знания о дрожжах, выполним задание 1. Для этого воспользуемся учебником. Слайд 8. Задание 1. Работа с текстом учебника. Цель: закрепить и проверить знания учащихся об особенностях размножения, жизнедеятельности и строении дрожжей. Изучите § 9 на стр. 44 и продолжите предложения:
Дайте ответ в рабочей тетради, и поставьте отметку в лист самооценки. Результат: учащиеся закрепили полученные на уроке знания о дрожжах. Слайд 9 | 26 мин 1 мин 1 мин 9 мин 6 мин 2 мин 1 мин |
2). Изучение плесневого гриба мукора. Поисковая беседа с помощью слайдовой презентации. Слайд 10. Цель: актуализировать знания учеников о плесневых грибах, полученные ими ранее в быту, познакомиться со строением и жизнедеятельностью плесневого гриба мукора. Рассказ учителя. Оставьте в хлебнице куски белого или черного хлеба на несколько дней. Они покроются пятнами белой, желтоватой или зеленой плесени. На хлебе, варенье и других продуктах поселяются плесневые грибы. А теперь выполним лабораторную работу и познакомимся с грибом мукором. Парная работа. Лабораторная работа 2. «Плесневый гриб мукор». Цель: Изучить особенности строения плесневых грибов на примере мукора. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ.
Слайд 11. Результат: учащиеся знакомятся с внешним видом и строением плесневых грибов на примере мукора. Задание 2. Слайд 12. Цель: развивать способность учащихся наблюдать, сравнивать и делать выводы; закрепить знания учащихся о строении плесневых грибов на примере мукора. Задание: Посмотрите на изображение шляпочного гриба и мукора. Отметьте сходство и различия в их строении. Оцените работу и занесите отметку в лист самооценки. Слайд 13. Результат: учащиеся закрепили знания о плесневых и шляпочных грибах. | 10 мин 1 мин 6 мин 3 мин |
3). Изучение плесневого гриба пеницилла. Сообщение - проект учащегося об истории открытия пенициллина. Ученик приготовил дома слайд об открытии пенициллина. Цель: Познакомить учащихся с историей открытия пенициллина и со значением плесневых грибов в медицине и медицинской промышленности. Слайд 14. Результат: учащийся выполнил творческую работу, выполнение которой повысило познавательный интерес учащихся и разнообразило деятельность учащихся на уроке. Ученик – докладчик познакомил одноклассников с историей открытия пенициллина. А теперь, ребята, поработаем с учебником и найдём черты отличия мукора и пеницилла. Задание 3. Слайд 15. Работа с текстом учебника. Цель: Закрепить знания учащихся о плесневых грибах. Развивать умения учащихся работать с текстом учебника; умения сравнивать и делать выводы. Задание: Изучите рисунок 26 на странице № 43 учебника и дайте ответ на вопрос: Чем отличается мицелий мукора от пеницилла? После выполнения работы учащиеся обмениваются тетрадями и ставят друг другу отметки в лист самооценки. Оцените работу своих товарищей и занесите отметку в лист самооценки. Слайд 16. Результат: учащиеся закрепили знания о плесневых грибах на примере мукора и пеницилла. | 5 мин 2 мин 2 мин 1 мин |
IV. Закрепление изученного материала. Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные на уроке. Слайд 19. 1.Вопросы классу.
V. Подведение итогов урока. Цель: подвести итоги урока и дать установку на следующий урок. Учащиеся сдают тетради и листы самооценки. Учитель даёт педагогическую оценку работе отдельных учащихся и класса в целом. Мотивация следующего урока. Какой способ питания был характерен для описанных нами ранее грибов? (Дети отвечают.) И плесневые грибы, и дрожжи являются сапротрофами. Что это значит? (Дети отвечают.) Это значит, что эти грибы питаются останками живых организмов или их выделениями. Но среди грибов встречаются и грибы-паразиты. Вспомните, какие организмы называют паразитами? (Дети отвечают.) Паразитами называются организмы, питающиеся за счет живых организмов, нередко нанося им вред. На следующем уроке мы познакомимся с грибами-паразитами. VI. Рефлексия. Слайд 20. Цель: Проанализировать деятельность учащихся на уроке.
VII. Домашнее задание (дифференцированное): Цель: повторить и закрепить знания учащихся по теме: «Плесневые грибы и дрожжи». Обязательный уровень: § 9, ответить на вопросы в конце параграфа; Задание на «4»: подготовить не менее 3 вопросов к параграфу; Задание на «5»: подготовить слайд – проект о грибах-паразитах растений и животных. Слайд 21. | 2 мин 3 мин 2 мин 2 мин |
Приложение к уроку.
Приложение 1.
Самостоятельная работа по теме: «Грибы».
Вариант № 1.
Задание : Выбрать один или два правильных ответа по каждому вопросу.
1). Грибы не способны к фотосинтезу, потому что:
a) они живут в почве;
b) не имеют хлоропластов;
c) паразитируют на других живых организмах
2). По способу питания грибы делятся на
- Паразиты
- Сапрофиты
- Автотрофы.
3). Тонкие нити, из которых состоит тело гриба, называются
- Хитин
- Мицелий
- Симбиоз.
4). В трубочках или пластинках шляпок грибов образуются особые клетки
- Семена
- Споры
- Заростки.
5) Какой из перечисленных грибов относится к ядовитым?
а) Опенок;
b) сыроежка;
c) бледная поганка
Вариант № 2.
- Оболочки клеток грибов содержат вещество
- Хитин
- Мицелий
- Целлюлоза.
- Бесполое размножение грибов - это
- Образование спор
- Частями грибницы
- Почкованием.
- Связь между грибницей и корнями деревьев называют
- Спорообразование
- Симбиоз
- Паразитизм.
- Съедобный гриб
- Сыроежка
- Маслёнок
- Мухомор.
- Грибы-сапрофиты:
a) образуют на свету органические вещества;
b) поселяются на других живых организмах;
c) поселяются на продуктах питания;
d) питаются выделениями живых организмов или мёртвыми организмами.
Приложение 2. Лист самооценки учащегося.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку биологии "Отдел Настоящие грибы"
Данная разработка составлена для 6 класса к уроку по теме: "Многообразие грибов".Структура урока содержит вопросы к самостоятельной работе, рассматривается классификация отдела Настоящие грибы, в през...
Модульный урок № 6 Тема: «Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты».
Урок разработан с применением модульной технологии, по авторской программе Пасечника....
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Урок биологии по теме «Грибы»
Урок биологии по теме «Грибы» (ФГОС)...
Презентация к уроку биологии на тему "Грибы"
Презентация к уроку биологии на тему "Шляпочные грибы" по программе В.Пасечника. 6 класс. В презентации представлено строение шляпочного гриба, характеристика пластинчатых и трубчатых грибов, отличите...
Презентация по биологии на тему: Обобщающий урок по темам: "Прокариоты. Грибы. Растения". 7 класс.
Урок проводится в игровой форме: 2 команды проходят несколько этапов. Команды (по названиям систематических групп) готовят выступления, вопросы, ответы, возражения; наглядность. Набирают общее к...
Конспект урока по теме: "Плесневые грибы и дрожжи"
Урок в 5 классе по теме: "Плесневые грибы и дрожжи" УМК Пасечник В.В...