Конспект : Исследовательская лаборатория на тему"Плесневые грибы и дрожжи"
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Аннотация к Конспекту урока.
Исследовательская лаборатория на тему "Плесневые грибы и дрожжи".
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения мукора, пеницилла и дрожжей.
Задачи: выяснить особенности строения, размножения и условия жизни плесневых грибов и дрожжей; развивать умение готовить микропрепараты и наблюдать их под микроскопом; воспитывать трудолюбие, умение работать в группах. Провести мини-коныференцию.
СТРУКТУРА УРОКА
I. Организационный этап.
Учитель: сегодня наш кабинет служит исследовательской лабораторией. Мы будем проводить исследования по теме которую поможете сформулировать вы сами. Вы выполняли дома некоторые эксперименты специально к нашему уроку. Что вы наблюдали???
Ученики : плесневые грибы.
Учитель: тема нашей исследовательской работы «Плесневые грибы и дрожжи». Работать будем в трех исследовательских группах.
II. Актуализация знаний
Фронтальный опрос. Мозговой штурм- «Вопрос – ответ»
– Как называется вегетативное тело грибов? Из чего оно состоит?
– Какое строение имеет плодовое тело шляпочных грибов?
– Что находится в трубочках или на пластинках? .Для чего они ?
учитель: давайте уточним- из чего состоит шляпочный гриб?
Ученик: гриб состоит из гиф.
III. Изучение новой темы: исторический факт. В 1960 году в Великобритании в течение трех месяцев погибло 100 тысяч индюшек. Не сразу удалось установить причину. Как вы ребята думаете чем же отравились птицы? Оказалось, что корм, которым кормили индюшек, был заражен... чем? аспергиллом.
1.Целеполагание:
Учитель:– А сегодня мы будем говорить о грибах, которые вырастают даже на хлебе, овощах. Вот они на таблице! Мукор, пеницилл.
– А еще об одноклеточных грибах- дрожжи! (на доске иллюстрации).
2. Создание проблемной ситуации
Учитель – Какие изменения произошли с апельсином (на рисунке) ?
Формулируют учебную задачу: как сохранить продукты свежими?
– Каких условий нужно избегать для роста плесневых грибов? Где нужно хранить продукты?
Ученики : рассказывают Какие опыты ставили дома. (см конспект)
Учитель:- исследовательскую работу с грибами вы начали дома, а здесь в лаборатории продолжаем эту работу – самостоятельно изучаем микроскопическое строение этих грибов. В начале урока вы сами сформулировали эту задачу. для этого вы самостоятельно
Выполняете лабораторную работу. (см. конспект)
3. Планирование- Открытие нового знания
Цель: формирование способности анализировать, сравнивать
Задача для Лабораторной работы, которую будите выполняете самостоятельно,
Познакомимся со строением плесневых грибов. И дрожжей
Ход лабораторной работы. (см. конспект)
4. Учитель: лабораторную часть наших исследований мы закончили, но продолжаем теоретическую часть ваших исследований. Предлагаю провести
Мини- конференцию по теме: «Плесневые грибы в нашей жизни». (см.. конспект)
5. Применение нового знания
Цель: применить знания в новой ситуации
Биологические задачи (дополнительно)
6. Рефлексия Плесень — это грибы, образующие характерные налёты на продуктах питания, фруктах, растительных остатках, обоях, коже и других предметах. Плесневые грибки распространены практически всюду. Они обнаруживаются, как в жилище человека, так и во внешней среде.
Учитель: Ребята призадумайтесь и ответьте что важного и значимого для вас вы уносите с сегодняшнего урока ?
8. Домашнее задание
Творческое задание:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок: Исследовательская лаборатория "Плесневые грибы и дрожжи" | 38.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок : Исследовательская лаборатория на тему "Плесневые грибы и дрожжи".
Гафарова Наиля Вагизовна.
МБОУ «Тетюшская СОШ № 1 им. Ханжина П.С.»
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения мукора, пеницилла и дрожжей.
Задачи: выяснить особенности строения, размножения и условия жизни плесневых грибов и дрожжей; развивать умение готовить микропрепараты и наблюдать их под микроскопом; воспитывать трудолюбие, умение работать в группах
УУД:
Познавательные. Устанавливают причинно-следственные связи строения грибов и их среды обитания
Регулятивные. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения
Коммуникативные. Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений
Личностные. Формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы
Решаемые учебные проблемы: развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития
Оборудование: образовательные интернет-ресурсы drofa.ru school-collection.edu.ru, микроскопы, лупы, препаровальные наборы, стекла, плесневые грибы, медиапроектор, ноутбук, ЦОР: презентация «Плесневые грибы и дрожжи»
Технологии: групповая, критического мышления (мозговой штурм), игровая, проблемная, ИКТ
Тип урока: изучения нового материала
УМК:Н.И.Сонин, «Дрофа» « Биология. Бактерии. Грибы. Растения.» 7 класс М.: «Дрофа», 2014.– 141с.
СТРУКТУРА УРОКА
- Организационный этап.
Учитель: сегодня наш кабинет служит исследовательской лабораторией. Мы будем проводить исследования по теме которую поможете сформулировать вы сами. Вы выполняли дома некоторые эксперименты специально к нашему уроку. Что вы наблюдали???
Ученики : плесневые гибы.
Учитель: тема нашей исследовательской работы «Плесневые грибы и дрожжи».
Никакое исследование не может уложиться в рамки 45 минут.
Работать будем в трех исследовательских группах.
- Актуализация знаний
Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.
1 задание.
Фронтальный опрос. Мозговой штурм- «Вопрос – ответ»
– Как называется вегетативное тело грибов? Из чего оно состоит?
– Какое строение имеет плодовое тело шляпочных грибов?
– Что находится в трубочках или на пластинках? .Для чего они ?
- задание.
Спорангий – орган, производящий споры у грибов.
– Какими организмами являются грибы по способу питания? , по способу поглощения ?
– Чего нет в клетках грибов в отличие от растений?
– Как называется симбиоз мицелия гриба с корнями растений?
– Какие грибы называются сапрофитами?
учитель: давайте уточним- из чего состоит шляпочный гриб?
Ученик: гриб состоит из гиф.
- Изучение новой темы:
1.Исторический факт. В 1960 году в Великобритании в течение трех месяцев погибло 100 тысяч индюшек. Не сразу удалось установить причину. Как вы ребята думаете чем же отравились птицы? Оказалось, что корм, которым кормили индюшек, был заражен... чем? аспергиллом. Озвучивание целей урока.
2. Лечение раны у солдата..
Как вы считаете: полезны или вредны плесневые грибы?
Она появилась на Земле 200 миллионов лет назад. Она убивает и спасает от смерти. Ее называют "хлебом дьявола" и "плевком Бога". Она сказочно красива, но вызывает отвращение - это всё про плесень.
Плесневые грибы, или плесень - различные грибы, относящиеся к микромицетам ((от греч. mikros - маленький и mykes - гриб) - грибы и грибообразные организмы микроскопических размеров.).
Микроскопические грибы – микромицеты – составная часть практически любой экосистемы. Микромицеты занимают в них самые разнообразные эколого – трофические ниши. Распространены микроскопические грибы повсеместно: в почве, в воздухе, морских и пресных водоемах, на поверхности и внутри тканей растений, на растительных и животных остатках, а так же в жилищах людей.
1.Целеполагание:
Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности
Учитель:– А сегодня мы будем говорить о грибах, которые вырастают даже на хлебе, овощах. Вот они на таблице! Мукор, пеницилл.
– А еще об одноклеточных грибах- дрожжи! (на доске иллюстрации).
2. Создание проблемной ситуации
Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения. Учитель – Какие изменения произошли с апельсином (на рисунке) ?
Формулируют учебную задачу: как сохранить продукты свежими?
– Каких условий нужно избегать для роста плесневых грибов? Где нужно хранить продукты?
Ученики: - апельсин покрылся налетом из плесени.
Учитель – На столе стоят микроскопы, для чего ?.поставьте цели урока.
Ученики:- рассмотреть и изучить строение плесневых грибов
Учитель: Итак:- догадались - какая тема нашего урока?
Ученики:- тема урока - «Плесневые грибы и дрожжи»
Учитель:- Вы должны были заранее подготовиться к сегодняшнему уроку: выполнить исследовательскую работу с опытами.
– расскажите. Какие опыты вы ставили дома?
Ученики:
Отвечает 1-ая группа- кусок хлеба влажный положила в пакет , через 5дней появился белый налет, через еще три дня он почернел. Я выяснила, что белая плесень называется мукор)
Отвечает 2-ая группа- мандарины положила в пакет и в теплое место, через 5 дней появилась зелёная плесень. Я узнала что это пеницилл.
Отвечает 3-я группа- мы выращивали дрожжи. Для этого несколько грамм дрожжеё положили в банку залили теплой водой и добавили 0,5 ч. Ложки песка. Через 2о мин. Появились пузырьки. Из интернет источника узнали, что в тепле и на сладком дрожжи быстро размножаются.
Учитель:- исследовательскую работу с грибами вы начали дома, а здесь в лаборатории продолжаем эту работу – самостоятельно изучаем микроскопическое строение этих грибов. В начале урока вы сами сформулировали эту задачу. для этого вы самостоятельно Выполняете лабораторную работу.
У каждой группы своя задача. 1я группа работает с мукором.
2я группа работает пенициллом.
3я группа работает с дрожжами.
3. Планирование- Открытие нового знания
Цель: формирование способности анализировать, сравнивать
Задача для Лабораторной работы, которую будите выполняете самостоятельно,
Познакомимся со строением плесневых грибов. И дрожжей
Ход лабораторной работы. Задания для исследовательских групп.
Для 1-ой группы. 1) изучите строение гриба мукора по тексту,
2) приготовьте и рассмотрите препарат плесени с хлеба под микроскопом: Что представляет собой мицелий плесневого гриба? Найдите на концах гиф плесени черные головки со спорами. Это спорангии. Найдите на микропрепарате лопнувшие спорангии, из которых высыпаются споры. Рассмотрите споры.
3) расскажи о своем открытии товарищу по группе,
4) сфотографируйте на камеру обьект и перенесите на компьютер учителя для проектирования на экран,
5) защита знаний- расскажите всем о своем открытии «О строении мукора» у доски по таблице
Для 2-ой группы 1) изучите строение гриб пеницилла по тексту,
2) приготовьте и рассмотрите препарат плесени с хлеба или с апельсина,
3) расскажи о своем открытии товарищу по группе,
4) сфотографируйте на камеру обьект и перенесите на компьютер учителя для проектирования на экран,
5) защита знаний- расскажите всем о своем открытии «О строении пеницилла» у доски по таблице.
Для 3-й группы 1) изучите строение гриб -дрожжи по тексту,
2) приготовьте и рассмотрите препарат из раствора,
3) расскажи о своем открытии товарищу по группе,
4) сфотографируйте на камеру обьект и перенесите на компьютер учителя для проектирования на экран,
5) защита знаний- расскажите всем о своем открытии «О строении дрожжей» у доски по таблице.
Учитель: приступаем к Защите знаний, полученных в ходе лабораторной работы.(Что же вы узнали?)
.1-ая группа: кто-то один предлагают всем увидеть изображение мукора под микроскопом на экране
2-ая группа: кто-то один предлагают всем увидеть изображение пеницилла под микроскопом на экране
3-я группа: кто-то предлагают всем увидеть изображение дрожжей под микроскопом на экране
Ученики из каждой группы расказывают по таблице и сравнивают, что увидели через микроскоп по компьютеру.
Учитель: прошу всех быть внимательными, так как вам предстоит заполнить таблицу в конце урока.
Изучаемые объекты | Характеристики | ||||
Количество клеток | Строение Мицелия | Как выглядит спорангии | Размножение | Способ питания | |
Мукор | |||||
Пеницилл | |||||
Дрожжи |
Выводы: Сходство и различия плесневых грибов пеницилла и мукора.
4. Учитель: лабораторную часть наших исследований мы закончили, но продолжаем теоретическую часть ваших исследований. Предлагаю провести
Мини- конференцию по теме: «Плесневые грибы в нашей жизни».
1ая группа- По презентации одна группа рассказывает другой. Проводится словарная работа.
1.Как отличить мукор от других. плесневых грибов?
Внешний вид-Белый пушистый налет, темнеет, Строение- нити мицелия тонкие, бесцветные, грибница – одна клетка с множеством ядер в цитоплазме. Размножается вегет – обрывками грибницы, или спорами, которые находятся в спорангиях в виде шариков. Растет на Фруктах, овощи, конский навоз. Участвует в разложении растительных остатков.
2. Пеницилл поселяется на пищевых продуктах и почве. Грибница –много клеток, с 1 ядром, спорангии в виде кисточек, называют кистевик. В клетках образуется вещество убивающее бактерии. Гриб специально разводят для его получения пенициллина. Размножается мицелием и спорами. Изготавливают антибиотики – вещества, угнетающе действующие на бактерии
3. Дрожжи. Для приготовления хлеба, пива, вина.
Из одной клетки, форм шара или овальная. Внутри вакуоли, жировые капли Мицелий из овальных кл, одноядерный ; обладает всеми основными свойствами грибов
Живут в среде, богатой сахаром.+ чуть соль – рост (быстро, выс. обмен в-в) Разлагают сахар на спирт и углекислый газ (тесто легкое). Выделяется Е расходуется на обеспечение жизнедеятельности. Участвуют в разложении орган. Соединений, вызывая брожение. Являются объектом изучения биохимиков и генетиков
Размножаются почкованием и спорами, часть ядра остается в матер.кл, а часть в почке; похожи на цепи.
Пачки в магазинах – это спрессованные в виде брикета, замороженные живые организмы.
6. Применение нового знания
Цель: применить знания в новой ситуации
– Какие продукты поражает гриб мукор?
– Почему гриб поселяется на продуктах питания? Откуда берутся споры на продуктах питания?
– Как защитить продукты от поражения плесневыми грибами?
– Как человек использует плесневые грибы?
– Как человек использует дрожжи?
– Почему дрожжевое тесто в теплом месте начинает «подниматься»?
– Чем отличаются от шляпочных грибов?
Биологические задачи (дополнительно)
– Собрали плоды малины и земляники и оставили их в стеклянной банке. Вскоре плоды дали сок, а через несколько дней он забродил. Что могло вызвать брожение сока? – В тесто для выпечки добавляют пекарские дрожжи. Каким получится хлеб без дрожжей? Почему?.
7. Рефлексия Плесень — это грибы, образующие характерные налёты на продуктах питания, фруктах, растительных остатках, обоях, коже и других предметах. Плесневые грибки распространены практически всюду. Они обнаруживаются, как в жилище человека, так и во внешней среде.
Учитель: Ребята призадумайтесь и ответьте что важного и значимого для вас вы уносите с сегодняшнего урока ?
8. Домашнее задание
Творческое задание:
1. в таблице оформить сравнительную характеристику гриба пеницилл и мукор (грибница)
2. где в природе встречаются дрожжи? (показано, что дрожжи постоянно обитают на поверхности ягод винограда и других сладких плодов, в цветочном нектаре, в кишечнике многих ксилофагов, проложенных ими галереях и личиночных камерах, в измельченной древесине, в кишечниках самых разных беспозвоночных, на наземных частях растений, в почве, листьях, пораженных тлей и т.д.; произошли от плесневых гр? ) Круговорот?
3. история открытия пеницилла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульный урок № 6 Тема: «Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты».
Урок разработан с применением модульной технологии, по авторской программе Пасечника....
Урок биологии на тему "Плесневые грибы и дрожжи", 6 класс
Сценарий мультимедийного урока по биологии в 6 классе на тему "Плесневые грибы и дрожжи". Урок разработан для учителей, работающих по учебнику В.В. Пасечника.Тип урока: комбинированный.Вид урока:...
Методическая разработка урока + презентация для ИД по теме "Плесневые грибы и дрожжи"
Материал по биологии для 5 класса, ФГОС, УМК Пасечник...
Разработка урока биологии по теме "Плесневые грибы и дрожжи"
План-конспект урока биологии в 5 классе по теме "Плесневые грибы и дрожжи"...
Урок биологии. 6 класс. Тема: «Плесневые грибы и дрожжи»
Конспект урока, направленного на расширение знания учащихся о царстве грибов, об их разнообразии....
Конспект урока по теме: "Плесневые грибы и дрожжи"
Урок в 5 классе по теме: "Плесневые грибы и дрожжи" УМК Пасечник В.В...
Технологическая карта урока биологии по теме: "Плесневые грибы и дрожжи"
Технологическая карта урока биологии в 5 класса по программе В.В. Пасечника. Тема урока "Плесневые грибы и дрожжи"....