Урок по теме " Происхождение человека", 11 класс
план-конспект урока по биологии (11 класс) по теме

Ирина Алексеевна Рачковская

Применяемые технологии: - групповые технологии - личностно -ориентированное обучение - проблемное обучение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

   Тема урока:       “Происхождение человека” (антропогенез)

Цель урока: Закрепление знаний “происхождение человека”, этапы эволюции человека и роли биологических и социальных факторов эволюции человека.                                                              

Задачи урока:                                                                                                                                                                         1)Формирование научных взглядов  о происхождении человека и основных стадиях антропогенеза.

 2)развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать и устанавливать  критико-следственные связи при изучении антропогенеза.

           

                         Основные требования к знаниям и умения

Учащийся должен знать:

-систематическое положение человека.

-основные стадии (этапы) антропогенеза.

- о роли биологических и социальных факторов в эволюции человека.

Учащиеся должны уметь:

-приводить доказательства о происхождении человека от животных.

-характеризовать основные стадии антропогенеза.

-участвовать в дискуссиях, формировать собственную позицию и отстаивать ее в споре, используя различные сведения для её аргументации.

Оборудование: (3) таблицы и схемы. Основные этапы эволюции человека. ”(2) таблицы скелета человека и позвоночных животных,(1) схема “внутриутробное развитие человека”.

                                  Ход работы.

    Обобщающий урок проводится , работая в группах(каждый ряд садится вокруг двух сдвинутых столов, группа по 7 человек)

  1. Письменное задание по карточке.

Задание: Заполнить таблицу “Родство человека с животными”(с последующим обсуждением)

Систематические категории

Общие признаки

Тип: Хордовые.

Подтип: Позвоночные.

Класс: Млекопитающие.

Подкласс: Плацентарные.

Отряд: Приматы.

2 Задание: изучить таблицу в карточке и ответить на вопросы: Какой биологический закон отражает содержание данной таблицы? Каким этапом эволюции соответствуют разные формы развития зародыша?

                                                        Развитие зародыша человека

                                                                                     (Таблица№1)

Сроки развития зародыша с момента оплодотворения

Некоторые признаки зародыша человека на разных стадиях развития

Первые часы

Оплодотворенная яйцеклетка

Первые дни

Стадия бластулы

Первые недели

Стадия гаструлы

Третья и четвертая четверть

Появление жаберных щелей, хвоста, зачатков конечностей, сердце двухкамерное

Пятая неделя

Появление позвонков вокруг хвоста, головной мозг из пяти линейно расположенных отделов

Шестая и седьмая неделя

Появление пальцев, соединенных зачаточной плавательной перепонкой

Конец второго месяца

Образование век на глазах, головной мозг без извилин

Третий месяц

4х камерное сердце, исчезновение хвоста и жаберных щелей

Пятый месяц

Появление мягкой шерсти на всем теле

Шестой месяц

Вид ребенка, но с короткими ногами, волосяным пушком и дугообразным позвоночником

Седьмой месяц

Исчезновение волосяного покрова

  3 Задание: каждая из трех групп должна ответить на один из вопросов:

  1. Какие качества развиваются у парапитеков и дриопитеков, живя на деревьях.
  2. Как изменение климата влияло на антропогенез.
  3. Чем стадо обезьян отличается от человеческого общества.

После подготовки к ответу на эти вопросы , идет обсуждение всем классом.

4 Задание:  Заполнить карточку “Антропогенез”

Предпосылки эволюции

Какие преимущества

1 Развитый мозг

2 Освобожденная передняя конечность

3 Строение гортани

4 Стадный образ жизни

5 Использование различных предметов в качестве орудий

После подготовки к ответу на эти вопросы , идет обсуждение всем классом.

                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                   Вадим Шефнер


   

      ПЕРВЫЙ МОСТ 

...И вот он вырвался из чащи

По следу зверя. Но поток,

В глубокой трещине урчащий,

Ему дорогу пересек.

На берегу другом - добыча,-

Для всей семьи его - еда:

Нетронутые гнезда птичьи,

Косуль непуганых стада...

Себе представив на мгновенье

Закрытый для него простор,

Затылок он в недоуменье

Косматой лапою потер.

И брови на глаза нависли,

И молча сел на камень он,

Весь напряженьем первой мысли,

Как судорогою, сведен.

И вдруг - голодный, низколобый -

Он встал, упорен и высок.

Уже с осмысленною злобой

В ревущий заглянул поток.

И, подойдя к сосне, что криво

Росла у самого обрыва,

И корни оглядев - гнилье!-

Он стал раскачивать ее.

И долго та работа длилась,

И камни падали в обрыв,

И с хрустом дерево свалилось,

Два берега соединив.

И он тропою небывалой

На берег перешел другой,

И пот со лба отер усталой -

Уже не лапой, а рукой.

Аристотель “Человек-разумнейшее животное не потому, что имеет руку, а потому и имеет руку, что он разумнейшее существо. ”

5. Задание: Основные стадии антропогенеза.

Каждая группа представляет домашнее задание (театрализовано показать характерные признаки одной из стадии эволюции человека).

1 группа – австралопитеков

2 группа – древнейшие люди

3 группа – древние люди.

Один человек из группы комментирует, что происходит в ходе представления. Время на все заданное (всех групп) – 6-8 минут.

6. Задание:

1 группа – записать биологические факторы

2 группа – записать социальные факторы

3 группа – ответить на вопрос: «Какова роль социальных и биологических факторов антропогенеза на разных этапах эволюции человека?»

На доске (после обсуждения в группе)

                                                     Факторы эволюции человека

Вывод. О естественном происхождении человека а) сравнительная анатомия, б) эмбриональное развитие, в)политология, г) эволюционное учение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме "Происхождение человека"

Презентация к уроку природоведение (5 класс) по теме "Происхождение человека. Его древние предки".Презентацию можно использовать на всех этапах урока. В нейсодержатья основные понятия расматриваемые в...

Разработка урока по теме "Происхождение человека. Факторы и этапы антропогенеза"

Урок расчитан на 2 академических часа. В качестве иллюстративного материала испольузуется презентация Microsoft Office PowerPoint....

Урок биологии в 11 классе по теме "Происхождение человека"

Урок  биологии в 11 классе по теме "Происхождение человека" Цель: Создать условия для формирования представлений  учащихся о предках человека, их развитии и становлении вида – человек...

конспект урока по теме "Происхождение человека. Доказательства происхождения человека от животных."

Обучающая цель:  определить место человека в системе органического мира; привести доказательства происхождения человека от животных.Развивающая цель:  формировать умения доказывать свои взгл...

Разработка урока по теме: "происхождение человека".

Урок о признаке биологического объекта – человека. Определение систематического положения вида - Homosapiens....

Самоанализ урока биологии в 8 классе Тема урока: Доказательства животного происхождения человека Раздел «Происхождение человека»

Самоанализ урока биологии в 8 классе Тема урока: Доказательства животного происхождения человека Раздел «Происхождение человека» Цель: обобщить, углубить и систематизировать знания о роли ...