Урок по теме " Происхождение человека", 11 класс
план-конспект урока по биологии (11 класс) по теме
Применяемые технологии: - групповые технологии - личностно -ориентированное обучение - проблемное обучение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya.docx | 21.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: “Происхождение человека” (антропогенез)
Цель урока: Закрепление знаний “происхождение человека”, этапы эволюции человека и роли биологических и социальных факторов эволюции человека.
Задачи урока: 1)Формирование научных взглядов о происхождении человека и основных стадиях антропогенеза.
2)развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать и устанавливать критико-следственные связи при изучении антропогенеза.
Основные требования к знаниям и умения
Учащийся должен знать:
-систематическое положение человека.
-основные стадии (этапы) антропогенеза.
- о роли биологических и социальных факторов в эволюции человека.
Учащиеся должны уметь:
-приводить доказательства о происхождении человека от животных.
-характеризовать основные стадии антропогенеза.
-участвовать в дискуссиях, формировать собственную позицию и отстаивать ее в споре, используя различные сведения для её аргументации.
Оборудование: (3) таблицы и схемы. Основные этапы эволюции человека. ”(2) таблицы скелета человека и позвоночных животных,(1) схема “внутриутробное развитие человека”.
Ход работы.
Обобщающий урок проводится , работая в группах(каждый ряд садится вокруг двух сдвинутых столов, группа по 7 человек)
- Письменное задание по карточке.
Задание: Заполнить таблицу “Родство человека с животными”(с последующим обсуждением) | |
Систематические категории | Общие признаки |
Тип: Хордовые. Подтип: Позвоночные. Класс: Млекопитающие. Подкласс: Плацентарные. Отряд: Приматы. |
2 Задание: изучить таблицу в карточке и ответить на вопросы: Какой биологический закон отражает содержание данной таблицы? Каким этапом эволюции соответствуют разные формы развития зародыша?
Развитие зародыша человека
(Таблица№1)
Сроки развития зародыша с момента оплодотворения | Некоторые признаки зародыша человека на разных стадиях развития |
Первые часы | Оплодотворенная яйцеклетка |
Первые дни | Стадия бластулы |
Первые недели | Стадия гаструлы |
Третья и четвертая четверть | Появление жаберных щелей, хвоста, зачатков конечностей, сердце двухкамерное |
Пятая неделя | Появление позвонков вокруг хвоста, головной мозг из пяти линейно расположенных отделов |
Шестая и седьмая неделя | Появление пальцев, соединенных зачаточной плавательной перепонкой |
Конец второго месяца | Образование век на глазах, головной мозг без извилин |
Третий месяц | 4х камерное сердце, исчезновение хвоста и жаберных щелей |
Пятый месяц | Появление мягкой шерсти на всем теле |
Шестой месяц | Вид ребенка, но с короткими ногами, волосяным пушком и дугообразным позвоночником |
Седьмой месяц | Исчезновение волосяного покрова |
3 Задание: каждая из трех групп должна ответить на один из вопросов:
- Какие качества развиваются у парапитеков и дриопитеков, живя на деревьях.
- Как изменение климата влияло на антропогенез.
- Чем стадо обезьян отличается от человеческого общества.
После подготовки к ответу на эти вопросы , идет обсуждение всем классом.
4 Задание: Заполнить карточку “Антропогенез”
Предпосылки эволюции | Какие преимущества |
1 Развитый мозг | |
2 Освобожденная передняя конечность | |
3 Строение гортани | |
4 Стадный образ жизни | |
5 Использование различных предметов в качестве орудий |
После подготовки к ответу на эти вопросы , идет обсуждение всем классом.
Вадим Шефнер
ПЕРВЫЙ МОСТ
...И вот он вырвался из чащи
По следу зверя. Но поток,
В глубокой трещине урчащий,
Ему дорогу пересек.
На берегу другом - добыча,-
Для всей семьи его - еда:
Нетронутые гнезда птичьи,
Косуль непуганых стада...
Себе представив на мгновенье
Закрытый для него простор,
Затылок он в недоуменье
Косматой лапою потер.
И брови на глаза нависли,
И молча сел на камень он,
Весь напряженьем первой мысли,
Как судорогою, сведен.
И вдруг - голодный, низколобый -
Он встал, упорен и высок.
Уже с осмысленною злобой
В ревущий заглянул поток.
И, подойдя к сосне, что криво
Росла у самого обрыва,
И корни оглядев - гнилье!-
Он стал раскачивать ее.
И долго та работа длилась,
И камни падали в обрыв,
И с хрустом дерево свалилось,
Два берега соединив.
И он тропою небывалой
На берег перешел другой,
И пот со лба отер усталой -
Уже не лапой, а рукой.
Аристотель “Человек-разумнейшее животное не потому, что имеет руку, а потому и имеет руку, что он разумнейшее существо. ”
5. Задание: Основные стадии антропогенеза.
Каждая группа представляет домашнее задание (театрализовано показать характерные признаки одной из стадии эволюции человека).
1 группа – австралопитеков
2 группа – древнейшие люди
3 группа – древние люди.
Один человек из группы комментирует, что происходит в ходе представления. Время на все заданное (всех групп) – 6-8 минут.
6. Задание:
1 группа – записать биологические факторы
2 группа – записать социальные факторы
3 группа – ответить на вопрос: «Какова роль социальных и биологических факторов антропогенеза на разных этапах эволюции человека?»
На доске (после обсуждения в группе)
Факторы эволюции человека |
Вывод. О естественном происхождении человека а) сравнительная анатомия, б) эмбриональное развитие, в)политология, г) эволюционное учение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме "Происхождение человека"
Презентация к уроку природоведение (5 класс) по теме "Происхождение человека. Его древние предки".Презентацию можно использовать на всех этапах урока. В нейсодержатья основные понятия расматриваемые в...
Разработка урока по теме "Происхождение человека. Факторы и этапы антропогенеза"
Урок расчитан на 2 академических часа. В качестве иллюстративного материала испольузуется презентация Microsoft Office PowerPoint....
Урок биологии в 11 классе по теме "Происхождение человека"
Урок биологии в 11 классе по теме "Происхождение человека" Цель: Создать условия для формирования представлений учащихся о предках человека, их развитии и становлении вида – человек...
конспект урока по теме "Происхождение человека. Доказательства происхождения человека от животных."
Обучающая цель: определить место человека в системе органического мира; привести доказательства происхождения человека от животных.Развивающая цель: формировать умения доказывать свои взгл...
Разработка урока по теме: "происхождение человека".
Урок о признаке биологического объекта – человека. Определение систематического положения вида - Homosapiens....
Обобщающий урок по темам: «Происхождение жизни и развитие органического мира», «Учение об эволюции», «Происхождение человека (антропогенез)».
Тесты для обобщающего урока в 9 классе...
Самоанализ урока биологии в 8 классе Тема урока: Доказательства животного происхождения человека Раздел «Происхождение человека»
Самоанализ урока биологии в 8 классе Тема урока: Доказательства животного происхождения человека Раздел «Происхождение человека» Цель: обобщить, углубить и систематизировать знания о роли ...