Элективный курс "Основные вопросы биологии" для 8 класса
рабочая программа по биологии (8 класс)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН «БУЛУНСКИЙ УЛУС» РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хара – Улахская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
элективного курса по биологии
для 8 класса
«Основные вопросы биологии»
Найба, 2023 год
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Биологический практикум» для обучающихся 8-х классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года № 413, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. No1645, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года No1578.
Рабочая программа элективного курса составлена в соответствии с требованиями к уровню знаний по биологии за курс 8 класса и предполагает:
- реализацию личностно-ориентированного подхода в процессе преподавания биологии,
- развитие познавательного интереса к разделу «Биология человека»,
- развитие практических навыков в применении методов биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма и антропометрические измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты,
- находить в учебной и научно - популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций,
- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека,
- использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма,
- приобретение навыка решения практико-ориентированных заданий ОГЭ за курс «Биология человека»,
- определение траектории обучения в старшей школе.
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет – ресурсов.
Программа составлена с учётом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся и ориентирована на развитие логического мышления, практических навыков овладения знаниями и умениями и творческих способностей учащихся.
Раздел II. Планируемые результаты
Личностными результатами обучения являются:
- сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории естественно - научного направления;
- сформированность понимания ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметными результатами обучения является сформированность:
Регулятивных УУД:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательных УУД:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения: видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
- умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- развитие основ смыслового чтения при решении практико-ориентированных заданий ОГЭ: умение ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст, устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов, резюмировать главную идею текста, критически оценивать содержание и форму текста;
- совершенствование компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции) при подготовке индивидуальных проектов.
Коммуникативных УУД:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные результаты обучения:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- узнавать основные структурные компоненты клеток, тканей в таблицах и микропрепаратах, устанавливать и объяснять взаимосвязь между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
- распознавать части скелета и основные мышцы на наглядных пособиях;
- объяснять механизм свертывания и переливания крови;
- выявлять существенные признаки строения и функционирования органов чувств;
- использовать методами биологической науки в изучении организма человека:
- наблюдение и описание биологических объектов и процессов, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов, проведение измерении простых экспериментов.
В ценностно-ориентационной сфере:
- усвоение основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.
В сфере трудовой деятельности:
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;
- соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при переломах, при кровотечениях,
при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
- исследовать в экспериментальной практике и объяснять особенности строения и функционирования систем органов человека, уметь объяснять меры профилактики легочных заболеваний, нарушения работы органов пищеварительной системы, заболеваний мочевыделительной системы, роли витаминов, гигиенические требования по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой.
Восьмиклассник научится:
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;
- применять методы биологической науки при изучении организма человека;
- проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- публично представлять результаты исследовательской деятельности;
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
Восьмиклассник получит возможность научиться:
- использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма, составлять рацион питания людей с различными энергетическими затратами;
- реализовывать установки здорового образа жизни;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
- находить в учебной и научно - популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Раздел III. Содержание учебного предмета
Тема 1. Организм как целое. (6 часов)
Введение. Задачи курса. Организм человека и его органы. Физиология человека как наука. Значение физиологии. Организм как целое. Пропорции тела человека. Сходство человека с другими животными. Общие черты в строении организма млекопитающих, приматов и человекообразных обезьян. Специфические особенности человека как биологического вида. Строение животной клетки. Этапы митотического деления клетки. Нервная и гуморальная регуляция внутренних органов. Рефлекс и рефлекторная дуга.
Лабораторная работа №1: «Оценка физического развития школьников».
Практическая работа №2: «Доказательства родства человека и человекообразных обезьян».
Практическая работа №3 «Распознавание стадий митоза на микропрепаратах, фотографиях деления клетки».
Практическая работа №4 «Проверка коленного рефлекса. Изображение рефлекторной дуги коленного рефлекса».
Практическая работа №5 «Решение заданий ОГЭ повышенного уровня по теме «Рефлекс, рефлекторная дуга».
Тема 2. Опорно-двигательная систем. (3 часа)
Общая характеристика и значение опорно-двигательной системы. Три типа костей.
Строение костей и мышц. Рост костей. Типы соединения костей.
Практическая работа №6 «Определение вида повреждения опорно-двигательной системы по описанию».
Практическая работа №7 «Правила оказания первой помощи при повреждениях опорно-двигательной системы».
Тема 3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма. (8 часов)
Значение крови и её состав.
Практическая работа № 8 «Решение задач на определение отклонений по данным результата анализа крови».
Иммунитет и иммунная система.
Практическая работа №9 «Решение заданий ОГЭ по теме «Виды и сущность иммунитета». Группы крови. Резус-фактор. Правила переливания крови.
Практическая работа №10 «Решение задач ОГЭ на правила переливания крови».
Строение сердца. Сердечный цикл.
Практическая работа № 11 «Определение особенностей строения сердечных камер и клапанов на муляжах».
Малый и большой круги кровообращения.
Практическая работа №12 «Составление схем движения крови по большому и малому кругам кровообращения».
Практическая работа №13 «Решение заданий ОГЭ повышенного уровня по теме «Строение сердца и движение крови по сосудам».
Практическая работа №14 «Определение видов кровотечения. Правила оказания первой помощи при кровотечениях».
Урок-конференция «Гигиена сердечно-сосудистой системы»:
- «Современные методы исследования сердца».
- «Действие алкоголя и никотина на сердце и сосуды».
- «Современные достижения медицины в лечении врожденных пороков сердца».
- Профилактика болезней сердца и сосудов».
- «Правила тренировки сердца».
- «Последствия несовместимости резус фактора крови матери и плода».
- «СПИД – чума XXI века».
Тема 4. Дыхательная система (7 ч).
Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях. Строение лёгких. Процесс поступления кислорода в кровь и транспорт кислорода от лёгких по телу. Роль эритроцитов и гемоглобина в переносе кислорода.
Механизм вдоха и выдоха. Органы, участвующие в дыхательных движениях. Влияние курения на функции альвеол лёгких.
Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена органов дыхания.
Практическая работа № 15 «Изготовление прибора для визуализации процесса дыхательных движений».
Практическая работа № 16 «Оказание первой помощи при попадании инородного тела в верхние дыхательные пути, при утоплении, удушении, заваливании землёй, электротравмах».
Практическая работа № 17 «Измерение жизненной емкости легких».
Практическая работа № 18 «Решение заданий ОГЭ по теме «Система органов Дыхания».
Урок-конференция «Гигиена органов дыхательной системы». Защита проектов по темам:
- «Заболевания органов дыхания и их предупреждение»,
- «Чем дышат водолазы?»
- «Что вдыхает курящий человек?»
- «Дыхательная гимнастика на службе здоровья человека»
Тема 5. Пищеварительная система (5ч)
Строение пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости и желудке.
Химическая обработка пищи в тонком кишечнике и всасывание питательных веществ.
Печень и её функции. Толстая кишка, аппендикс и их функции.
Гуморальная регуляция пищеварения.
Пищеварительные ферменты ЖКТ и их функции.
Правильное питание. Правильная подготовка пищи к употреблению (части растений, накапливающие вредные вещества; санитарная обработка пищевых продуктов).
Практическая работа № 19 «Решение заданий ОГЭ по теме «Система органов пищеварения».
Урок – конференция «Гигиена органов пищеварительной системы». Защита проектов по темам:
1.Роль выдающегося российского ученого И. П. Павлова в изучении пищеварения.
- Пищеварительные ферменты и их роль в пищеварении.
- Источники инфекции ЖКТ.
- Искусственная пища – зло или благо для человека?»
Тема 6. Обмен веществ и энергии (6 ч)
Обменные процессы в организме.
Стадии обмена веществ. Пластический и энергетический обмен
Нормы питания.
Расход энергии в организме. Факторы, влияющие на основной и общий обмен организма. Нормы питания. Калорийность пищи.
Витамины
Роль витаминов в организме. Гипер- и гиповитаминоз, авитаминоз. Практическая работа №20 «Решение заданий ОГЭ (линия №30) на составление суточного рациона человека в зависимости от энергозатрат» (2 часа).
Практическая работа №21 «Решение текстовых заданий ОГЭ (линия №29) на определение авитаминозов и гипервитаминозов».
Урок-конференция по теме «Обмен веществ и энергии»:
- История открытия и изучения витаминов.
- Как правильно приготовить пищу и сохранить витамины?
- Что мы знаем о диетах?
- Как организм поддерживает постоянную температуру тела?
- Оказание первой помощи при тепловых ударах и обморожениях?
Раздел IV. Основные формы организации учебных занятий
Основные формы учебных занятий элективного курса:
- уроки – лекции,
- практические работы,
- уроки-конференции по защите проектов.
Раздел V. Календарно – тематический план
№ темы | Содержание | Кол-во часов | Дата | |
Факт | План | |||
Тема 1 Биология как наука. Методы биологии ( 1 ч.) | 1 | |||
1 | Биология как наука. Методы биологии | |||
Тема 2 Признаки живых организмов (4 ч) | 4 | |||
1 | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. | 2 | ||
2 | Нарушения в строении и функционировании клеток. Вирусы. | |||
3 | Признаки живых организмов. Наследственность и изменчивость. Одноклеточные и многоклеточные организмы. | 2 | ||
4 | Ткани, органы, системы органов растений и животных. | |||
Тема 3 Система, многообразие и эволюция живой природы (7 ч) | 7 | |||
1 | Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека. Бактерии – возбудители заболеваний. | 1 | ||
2 | Царство Грибы. Лишайники. Роль грибов и лишайников в природе, жизни человека. | 1 | ||
3 | Царство Растения. Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные. Ткани и органы высших растений. | 2 | ||
4 | Основные семейства цветковых растений. | |||
5 | Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика беспозвоночных животных. | 2 | ||
6 | Тип Хордовые. Общая характеристика надклассов классов: Рыбы, Четвероногие. Характеристика классов животных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие. | |||
7 | Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции. | 1 | ||
Тема 4 Человек и его здоровье (16 ч) | 16 | |||
1 | Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. | 1 | ||
2 | Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. | 1 | ||
3 | Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. | 1 | ||
4 | Дыхание. Система дыхания. | 1 | ||
5 | Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет. | 1 | ||
6 | Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. | 1 | ||
7 | Обмен веществ и превращение энергии. | 1 | ||
8 | Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. | 1 | ||
9 | Покровы тела и их функции. | 1 | ||
10 | Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. | 2 | ||
11 | «Система выделения», «Покровы тела», «Размножение и развитие человека» | |||
12 | Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. | 1 | ||
13 | Органы чувств, их роль в жизни человека. | 1 | ||
14 | Психология и поведение человека. ВНД. | 1 | ||
15 | Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания. | 1 | ||
16 | Приемы оказания первой помощи при неотложных ситуациях. | 1 | ||
Тема 6 «Решение демонстрационных вариантов ГИА» (6 ч) | 2 | |||
1- 4 | Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. | |||
5-6 | Анализ ошибок, допущенных при решение демонстрационного варианта ГИА прошлого года. |
Итого: 34
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
Решение тестовых заданий по темам: «Биология как наука», «Методы биологии», «Признаки живых организмов» | 3 | |
Решение тестовых заданий по темам: «Царства: Бактерии, Грибы, Растения» | 3 | |
Решение тестовых заданий по темам: «Царство Животные, Учение об эволюции органического мира» | 3 | |
Решение тестовых заданий по темам: «Общий план строения человека», «Нейро-гуморальная регуляция организма» | 3 | |
Решение тестовых заданий по темам: «Система пищеварения, дыхание» | 3 | |
Решение тестовых заданий по темам: «Внутренняя среда организма человека», «Транспорт веществ» и «Обмен веществ» | 3 | |
Решение тестовых заданий по темам «Система выделения», «Покровы тела», «Размножение и развитие человека» | 3 | |
Решение тестовых заданий по темам: «Опорно-двигательный аппарат», «Органы чувств» | 3 | |
Решение тестовых заданий по темам: «Психология и поведение человека», «Гигиена. Здоровый образ жизни», «Приемы оказания первой помощи» | 3 | |
Решение демонстрационного варианта ГИА прошлого года | 3 | |
Решение демонстрационного варианта ГИА текущего года. | 4 |
Итого: 34
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс в 9 классе "Избранные вопросы математики"
В связи с введением в 9 классе государственной итоговой аттестации в новой форме возникла необходимость в обеспечении интенсивного повторения школьного курса математики и подготовки учащихся к п...
Элективный курс в 11 классе "Трудные вопросы орфографии и пунктуации"
Элективный курс в 11 классе "Трудные вопросы орфографии и пунктуации". Цели и задачи курса: обобщить и закрепить полученные знания по правописанию за курс 5-9 класса, активизировать в...
Элективный курс "Вопросы общей химии" 11 класс
Разработка элективного курса...
программа элективного курса для 11 класса по истории "трудные и дискуссионные вопросы истории "
программа элективоного курса по истории для 11 класса "Трудные и дискуссионные вопросы истории" содержит титульный лист, пояснительную записку, системно-деятельностную основу, календарно-тематическое ...
Рабочая программа Элективный курс «Математика: избранные вопросы» 11 класс
Программа данного элективного курса ориентирована на рассмотрение избранных вопросов математики, как углубляющих школьный курс, так и значительно расширяющий рамки школьной программы. Рабочая программ...
Программа элективного курса в 7 классе "Избранные вопросы математики"
В 1-ом полугодии более подробно изучаются темы "Решение уравнений и неравенств, содержащих знак абсолютной величины". Во 2-ом полугодии - решение задач по геометрии повышенной сложности....
Элективный курс "Вопросы обществознания" для 11 класса
Программа элективного курса "Вопросы обществознания" для подготовки к ЕГЭ...