Технологическая карта урока на тему «Роль бактерий в природе и жизни человека» ( Биология 5 класс)
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Данный материал может быть использован на уроках биологии (ФГОС) 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_otkrytogo_uroka.zip | 17.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель | Коротаева Галина Васильевна МКОУ «Орловская СОШ» |
Предмет | биология |
Класс | 5 |
Дата проведения урока | 22 декабря 2015 г. |
Тема урока | Тема «Роль бактерий в природе и жизни человека» |
Тип урока | Изучение нового материала |
Форма урока | Групповая, индивидуальная |
Информационно – методическое обеспечение урока | 1.Презентация в формате PowerPoint 2. Видеоролики по теме занятия 3. Учебник В.В. Пасечника Биология. Бактерии, грибы, растения 5 класс |
Цель: познакомить обучающихся с различными группами бактерий, раскрыть их роль в природе и жизни человека.
Задачи:
Образовательная: расширение представления о роли в природе различных групп бактерий и их практическом значении в жизни человека; формирование понимания роли бактерий в жизни на Земле
Развивающая: развитие у обучающихся умение анализировать и делать выводы; формировать способность использования творческого подхода при решении проблемы; формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни.
Воспитательная: формирование познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом, формирование способности видеть уникальность окружающего мира и воспитать бережное отношение к нему; применение полученных знаний о бактериях для обоснования способов хранения продуктов питания, профилактики заболеваний; воспитание сознательного отношения к учебной работе, самостоятельности.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: развитие интереса к изучению ранее незнакомых объектов живой природы, проведение простейших действий. способствующих формированию мотивации к познанию нового и научного мировоззрения.
Предметные: знакомство с многообразием бактерий. их ролью в природе и жизни человека.
Метапредметные: формирование навыков работы с текстом и иллюстрациями, описания биологических объектов и проведению сравнительной характеристики.
Технологическая карта урока
по теме «Роль бактерий в природе и жизни человека»
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты в соответствии с ФГОС |
1 | Организационный момент | Добрый день, ребята! Присаживайтесь на свои места. Меня зовут Галина Васильевна. Я учитель биологии в МКОУ «Орловская СОШ» и сегодня я у вас проведу урок. | Приветствуют учителя, определяют готовность к уроку | Познавательные: слушают учителя. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. Регулятивные: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку
|
2 | Актуализация знаний обучающихся | Ребята, когда я к вам собиралась сегодня, мои пятиклашки передали вам необычное видео. Давайте его посмотрим. Видео Итак, чтобы разрешить спор девочек, нам обходимо сегодня дружно и активно, поработать на уроке. Вы согласны? На экране кисломолочный продукт, корни фасоли с клубеньками, больной ОРВИ Ребята, как вы думаете, что общего между стаканом скисшего молока, растением люпин, и больными ОРВИ? (Их объединяет общая причина – бактерии) Мы живём в мире, плотно заселённом бактериями. На каждую клетку человеческого организма приходится около десяти клеток бактерий, живущих в том же организме. Конечно, если бы все эти бактерии были вредны для человека, вряд ли люди смогли бы выжить в таком окружении. Следовательно, наверняка бывают и положительные бактерии. Проблема: Часто в разговорах наши бабушки, дедушки, родители, соседи говорят: отчего греется влажное сено? По какой причине скисает молоко? Почему подымается тесто? А вот прыщик, самый обыкновенный прыщик, почему он вскочил у меня на шее? Для того чтобы ответить на эти повседневные вопросы нам прежде всего нужно определить тему нашего сегодняшнего урока. Ребята, какая же тема нашего урока? | Слушают, смотрят видеоролик, готовятся к ответу Ответы обучающихся Ответы обучающихся Обучающиеся называют тему урока | Коммуникативные: вступают в диалог, обмениваются мнениями Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием Регулятивные: ориентируются в материале; контролируют учебные действия; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи |
3 | Изучение нового материала | Ребята, оказывается в нашей жизни, есть не только вредные бактерии, но и полезные, без которых ни мы, ни животные не можем обойтись. Интересно вам узнать какие бактерии бывают? А для этого , я вам расскажу сказку. В некотором царстве, в некотором государстве под названием Бактерляндия жил-был царь. У него было четыре сына. Мирно жили в государстве братья. Сыновья помогали отцу в управлении государством, но однажды один из принцев решил захватить власть в свои руки. И наслал на жителей страны разные болезни. Три брата встали на защиту жителей и стали бороться со злом. Началась война. И казалось, этой войне не будет конца. Чтобы остановить войну надо помирить братьев и вернуть спокойствие и порядок в государство. Ребята, давайте поможем государству Бактерляндия вернуть все на свои места, чтобы в царстве вновь наступил мир и порядок. Поможем? Задачи урока: Речь пойдет на уроке о значении бактерий. Работа в парах, с помощью учебника Ребята, чтобы наша работа по поиску новой информации была более эффективной, предлагаю разделиться на 4 группы (парты расставлены заранее). Каждая группа получает необходимые материалы для работы. Прочитайте внимательно инструкцию и приступайте к изучению нового материала, рассмотрите рисунки в учебнике. Каждая группа заполняет только свою строку в таблице. Группа 2 заполняет две строки в таблице. Материал параграфа состоит из четырех пунктов. Каждая группа работает над своим вопросом. 1 группа «Бактерии разложения и гниения». Выступление обучающихся первой группы Бактерии гниения Мы - бактерии гниения. Нас не любят, к сожалению. Портим мы у вас продукты: Мясо, овощи и фрукты. Портим всё: бумагу, сено. Но нужны мы, несомненно: Санитары мы Земли. Трудимся без устали. Кто уходит в мир иной, Превращаем в перегной. 2 группа – « Почвенные бактерии» Выступление обучающихся первой группы Почвенные бактерии Молодцы вы, но без нас Не смогли бы жить растения. Перегной мы после вас Превращаем в удобрения Минеральные. И вот Корень в почве их найдёт, В лист зелёный передаст. Лист для всех живых создаст Органическую пищу: Для животных, человека, Для бактерий и грибов. Потому без лишних слов Мы, признайте, лучше всех. 3 группа - «Молочнокислые бактерии» Я главней! Ты - почвы житель. Я же в почве жить не стану. Превращаю в сыр, в сметану Я парное молоко. А ещё капусту сквашу, Огурцы, томаты ваши Сохраню я много дней. Кукурузу, что скосили, Превращу я в сочный силос. Ну, скажите ж, кто нужней?! 4 группа – «Болезнетворные бактерии» Мы тоже живём в кишечнике. И с нами болеет он. Я - палочка дизентерийная, Холерный я вибрион. Попробуй, не вымой руки, Мы сразу тебя найдём. Уж мы нe умрём от скуки. Мы живо тебя изведём! Ребята, вы успешно заполнили таблицу, сравните с таблицей на слайде. Ребята, предлагаю немного подвигаться. Встаньте. Выполняйте движения. | Ответы обучающихся Ответы обучающихся Делятся на группы и выполняют задания | Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениям. Личностные: формируется научное представление на основе практической деятельности Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме умеют извлечь существенную информацию из источников информации |
4 | Физкультминутка | Это лёгкая забава. Это лёгкая забава — Повороты влево-вправо. Нам известно всем давно — Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.) Приседаем быстро, ловко. Здесь видна уже сноровка. Чтобы мышцы развивать, Надо много приседать. (Приседания.) А теперь ходьба на месте, Это тоже интересно. (Ходьба на месте.) | Выполняют упражнения | |
5 | Закрепление | Организует закрепление знаний. Закрепление (Видеовопросы) 1.Какие бактерии превращают перегной в минеральные вещества, которыми затем питаются растения 2.Каких бактерии можно назвать «природными санитарами». 3.Какие бактерии поглощают из воздуха азот и обогащают почву его соединениями, живут в симбиозе с бобовыми растениями 4.Эти бактерии участвуют в приготовление молочнокислых продуктов (творога, простокваши, масла, сметаны), силосования кормов, закваски капусты, засолки огурцов и помидоров 5.Эти бактерии вызывают инфекционные заболевания человека, животных Ответы:
Итак, ребята мы с вами навели идеальный порядок в царстве Бактерляндия и разрешили спор девочек. А также выяснили, какие бактерии положительную роль играют в природу и в жизни человека, а какие отрицательную роль. | Слушают учителя, просмотр видеороликов и ответы обучающихся | |
6 | Рефлексия и оценивание | Обучающимся предлагается оценить свою деятельность на уроке, дать оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности.
Оценивание с помощью сигнальных карточек Оценка « 5»- синяя карточка Оценка « 4»-желтая карточка Оценка « 3»- красная карточка | Анализируют, делают выводы, оценивают себя с помощью сигнальных карточек | Личностные: развитие способности объективно оценивать себя и анализировать условия достижения цели; формирование позитивной моральной самооценки. |
7 | Домашнее задание | параграф 12 – читать, пересказывать, ответить на вопросы 1 – 8 с.63. | Записываю домашнее задание | Личностные; развитие навыков активного слушания и правильной постановки вопросов; формирование способности формулировать и задавать вопросы. необходимые для организации собственной деятельности. |
8 | Подведение итогов | Комментарии учителя. | Слушают учителя | Личностные: проявляют интерес к занятию по изучаемой теме и результатам ее освоения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Роль народных художественных промыслов в современной жизни"
Урок изобразительного искусства в 5 классе, включает технологическую карту и иллюстрации для слайдов презентации....
Технологическая карта урока по теме "Роль государства в экономике"
Технологическая карта разработана для урока обществознания в 8 классе. На уроке ученики получат возможность через решение экономической задачи увидеть проблемную ситуацию, формируется представление о ...
Технологическая карта урока по теме «Роль Советской армии в освобождении стран Восточной Европы от фашизма (на примере освобождения Польши)»
Технологическая карта урока по теме "Роль Советской армии в освобождении стран Восточной Европы от фашизма (на примере освобождения Польши)"...
"Роль бактерий в природе и жизни человека" 5 класс.
Технологическая карта урокаУчительОоржак Мира МергеновнаПредметБиологияКласс5 «Б»Дата проведения урока Тема урокаТема «Роль бактерий в природе и жизни человека» ...
Технологическая карта урока на тему «Роль бактерий в природе и жизни человека »
Тип урока: Урок открытия нового знания Технология: Здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой деятельности, развития критического мышления, интерактивных форм рабо...
Технологическая карта урока на тему «Роль бактерий в природе и жизни человека »
Тип урока: Урок открытия нового знания Технология: Здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой деятельности, развития критического мышления, интерактивных форм рабо...
Технологическая карта урока по теме "Значение бактерий в природе и жизни человека". Биология. 5 класс
Технологическая карта урока в 5 классе. Тема урока "Значение бактерий в природе и жизни человека". На уроке предусмотрены разные формы работы: индивидуальная, парная и фронтальная. На уроке ...