Формирование УУД в классах ОВЗ
статья по биологии
В статье изложен материал из опыта работы в классах ОВЗ IV вида (слабовидение).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud_v_klassah_ovz.docx | 39.9 КБ |
Предварительный просмотр:
«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В КЛАССАХ ОВЗ IV ВИДА (СЛАБОВИДЕНИЕ). ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ»
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда [1, с.24].
То есть мы должны учить наших подопечных не только усваивать знания и умения, ими оперировать, но и быть готовыми воспринимать новую информацию, применять и обновлять её по мере накопления новых знаний, а также готовить детей к работе с новыми техническими новинками. Потому в лексиконе учителя появляется новое понятие – «универсальные учебные действия».
Напомню, что универсальные учебные действия (УУД) бывают следующих видов:
- личностные;
- метапредметные:
- регулятивные;
- познавательные;
- коммуникативные [1, с.28-31].
Для формирования УУД необходимо учитывать не только возрастно-психологические особенности учеников, но и состояние физического здоровья, так как наряду с общеобразовательными классами в школе есть классы для детей с ОВЗ IV вида (слабовидение), работа в которых отличается от работы с учениками общеобразовательных классов.
Как же формировать познавательные универсальные учебные действия у обучающихся этих классов?
Идя на урок в такой класс, нужно помнить, что:
- записи на доске делаются чётко и крупным шрифтом;
- если ребёнок плохо видит запись на доске, он может подойти ближе и посмотреть, без разрешения учителя (этот нюанс оговаривается на первом уроке в начале года);
- помимо проблем со зрением в таких классах есть дети, у которых проблемы со слухом: такой ученик должен сидеть за первой партой. Каждый звук нужно проговаривать чётко, так как дети с проблемами слуха с раннего детства учатся читать по губам.
Физкультминутки провожу и для глаз, и для всего тела не зависимо от этапа урока: если вижу, что дети отвлекаются, рассеяны.
У понятия «универсальные учебные действия» несколько определений:
- в широком смысле - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [1, с.27];
- в узком смысле - совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [1, с.27].
На уроках учитель формирует «совокупность способов действий учащегося…». С возрастом, продвигаясь по ступеням обучения, у учеников формируется «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию …».
Но детей нужно научить использовать универсальные учебные действия, полученные на учебном занятии, применять не только на любом другом уроке, но и в повседневной жизни или при обучении в профессиональных учебных заведениях – колледжах и ВУЗах.
Познавательные УУД - умения самостоятельно добывать (открывать) субъективно новые знания. Как же мои ученики добывают новые знания?
На этапе проверки домашнего задания формирую общеучебные универсальные действия, например, моделирование: перевод текстовой информации в графическую – рисунок или схему, где выделены характеристики объекта с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область [2].
Оценку ответу дают ученики с помощью учителя. У ребёнка, который отвечал, не остается вопросов о выставленной в журнал отметке.
Также формирую навыки понимания текста – подбор информации из дополнительных источников (сообщения, доклады, рефераты). А затем проводим обсуждение подготовленного ответа-сообщения с последующим оцениванием.
Для этапа «переход к новому материалу» подбираю информацию, которая привлечёт внимание детей и позволит назвать тему урока без помощи учителя – эти формы познавательных УУД называются логическими.
Общеучебные познавательные универсальные действия формирую и на этапе постановки цели и задач урока, которые ученики формулируют с помощью наводящих вопросов, подсказок, загадок, интересных фактов или обсуждения материала, изученного на предыдущем уроке.
При изучении нового материала комбинирую общеучебные и логические познавательные универсальные действия: работу с текстом учебника и создание краткого конспекта с рисунками или схему изучаемых объектов и работу с опорными понятиями или фразами.
В итоге на доске и в тетрадях учеников появляется опорный конспект.
И в конце урока обязательно провожу рефлексию – ученики подводят итог урока:
- на все ли вопросы, которые были заданы в начале урока, даны ответы;
- что нового узнали на уроке;
- всё ли понятно.
К этой форме общеучебных универсальных действий относится оформление результатов деятельности как конечного продукта – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме [3].
Часто домашнее задание содержит обязательную и дополнительную части. Можно также предложить ученикам индивидуальное домашнее задание, как по теме, изученной на уроке, так и на опережение материала – по теме, которая будет изучаться на следующем уроке.
Таким образом, в соответствии с новыми стандартами обучения детей с ОВЗ, прежде всего, необходимо усилить мотивацию детей к обучению, продемонстрировать им, что школьные уроки – это получение не отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни [4].
Литература
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
Интернет-источники
- https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/statya-na-temu-poznavatelnye-uud/
- https://pedsovet.su/publ/115-1-0-5169
- https://урок.рф/library/osobennosti_obucheniya_detej_s_ovz_v_srednej_shkole_193603.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения 4 класс по теме "Лето"
Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения. 4 класс. Тема :Лето", с презентацией....
Рабочая программа по развитию слуха и формированию произношения 1 класс
Рабочая программа разработана для слабослышащих учащихся 1 класса...
Рабочая программа по развитию слуха и формированию произношения 2 класс
Рабочая программа разработана для слабослышащих учащихся 2 класс...
Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения 5 класс II вид
В первой части ("формирование произношения") представлены разнообразные виды работы и задания по автоматизации, дифференциации звуков, формированию естественной интонации. Смена заданий способствует п...
Презентация к I части занятия по формированию произношения 5 класс II вид
Первая часть занятия представлена в форме презентации с использованием анимации....
Концептуальная основа формирования воспитательной системы класса
В нашем учебном учреждении успешно функционирует воспитательная система. Поэтому, построение воспитательной системы в классе является не только желанием классного руководителя, но и объективной необхо...
Проблемы преемственности в формировании воспитательной системы класса (из опыта работы)
В материале рассматривается вопрос воспитания, как один из сложнейших социальных процессов. Показана необходимость системного подхода к воспитанию и каким образом системный подход выражается в создани...