Проблемы преемственности в формировании воспитательной системы класса (из опыта работы)
статья (5 класс) по теме
В материале рассматривается вопрос воспитания, как один из сложнейших социальных процессов. Показана необходимость системного подхода к воспитанию и каким образом системный подход выражается в создании и развитии воспитательных систем классных коллективов, из каких компонентов складывается воспитательная система класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_preemstvennosti_v_formirovanii_vospitatelnoy_sistemy_klassapopova_o.n.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ольга Николаевна Попова,
учитель математики,
МБОУ гимназия №1, г. Липецк
Проблемы преемственности в формировании
воспитательной системы класса
(из опыта работы)
Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаем, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться.
Корчак Януш
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Воспитание стало приоритетом государственной политики. И очевидно, что необходим системный подход к воспитанию. В школах системный подход выражается в создании и развитии воспитательных систем классных коллективов.
Что же такое воспитательная система класса? Из каких компонентов она состоит?
Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Индивидно - групповой, ценностно - ориентационный, функционально- деятельностный, пространственно- временной и диагностико - аналитический компоненты и составляют воспитательную систему класса.
Первый компонент: индивидно – групповой, представляющий собой сообщество (общность) детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы класса.
Учащиеся – педагоги (классный руководитель, первый учитель) – родители. Как осуществляется их взаимодействие? В процессе непосредственных встреч и бесед с учителем начальных классов (который, по - моему, больше других переживает к кому попадут его дети, будут ли они приняты, поняты и услышаны), психологической службой гимназии были получены подробные письменные характеристики на каждого ребенка. При общении с детьми и родителями выяснялось, какие традиции в классе существуют, как отмечались праздники, проводились классные мероприятия, классные часы, что детям нравилось, что они хотели бы поменять. На сегодняшний момент мы сохранили возможность для ребят самостоятельно подготовить и провести классный час, викторину, написать сценарий и провести мероприятие. В классе работает открытый микрофон при обсуждении проблем, поздравлении детей. К участию в концертах, праздниках и мероприятиях привлекаются родители. Но так как дети выросли (немножко), то они хотят большей самостоятельности. И они ее получают. Но вместе с ней они получают и большую ответственность за свои дела и поступки.
Второй компонент воспитательной системы класса - это ценностно - ориентационный, который представляет собой совокупность следующих элементов:
- цели и задачи воспитания;
- перспективы жизнедеятельности классного сообщества;
- принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности
Рассмотрим цели классного руководителя.
Воспитания без цели не бывает, так как сущностными характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремленность, целенаправленность.
В теории и практике воспитания, различают три основные цели:
идеальная цель - это некий идеал, к которому стремится общество, школа, педагог;
результатная цель - это прогнозируемый результат, часто выраженный в желаемом образе выпускника (учащегося) и который планируется достичь за определенный промежуток времени;
процессуальная цель - это проектируемое состояние воспитательного процесса, оптимальное для формирования желаемых качеств выпускника (учащегося).
Посмотрим, как меняются задачи воспитания при переходе из начальной школы в основную и как при этом сохраняется преемственность.
Задачи воспитания в начальной школе | Задачи воспитания в основной школе |
Оказание помощи ребенку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, формирование самостоятельности. | Оказание помощи в преодолении трудностей подросткового периода, требующего особого педагогического внимания и поддержки. |
Развитие интеллекта средствами внеклассной деятельности. Формирование потребности в творческой деятельности. Развитие художественно-эстетических способностей. Воспитание любви к чтению, развитие любознательности | Создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей детей. |
Формирование любви к природе, стремления к здоровому образу жизни. | Создание условий для поддержания стабильного здоровья учащихся. |
Продолжение формирования жизненно важных трудовых навыков и нравственных представлений. | Формирование самостоятельности учащихся, расширение возможностей для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков. |
Воспитание общительности, чувства своей общности с коллективом, духа товарищества и сотрудничества, желания оказывать помощь друг другу. | Оказание помощи подросткам в расширении круга их интересов и развитии их ответственности за конечные результаты любой деятельности. |
Формирование самоидентификации личности школьника. |
Третий компонент, воспитательной системы класса функционально- деятельностный, который складывается из таких элементов, как:
- системообразующий вид деятельности, формы и методы;
- организация совместной деятельности и общения;
- основные функции воспитательной системы;
- педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества.
Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие ее основных элементов и связей.
Какой вид деятельности является системообразующим для нашего класса? Это: 1.Познавательная деятельность. Из 27 учащихся 15 готовят рефераты, которые потом будут защищать; почти все дети принимают активное участие в различных конкурсах, олимпиадах. Ребята имеют хорошие результаты в учебе: в начальной школе в классе было 13 отличников и сейчас их 10. 2.Гражданско-патриотическое воспитание. Оно осуществляется через систему классных часов, бесед, викторин и общешкольных мероприятий, в которых класс всегда принимает самое активное участие. Это участие в фестивалях, конкурсах, линейках, экскурсиях, специальных уроках.
Четвертый компонент воспитательной системы класса - это, пространственно- временной.
Он состоит из таких элементов, как:
- эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда;
- связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых;
- место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения;
- этапы становления и развития воспитательной системы.
Особо хотела отметить связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых: из 27 человек только 5 не посещают секции или кружки во внеурочное время. Но и в этом случае нам есть над чем работать, добиваясь 100% вовлечения учащихся в дополнительное образование.
Пятый компонент воспитательной системы класса - это диагностико - аналитический , включающий в себя следующие элементы:
- критерии эффективности воспитательной системы;
- методы и приемы изучения результативности воспитательной системы;
- формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.
«Мерилом» эффективности функционирования классной воспитательной системы могут быть признаны следующие критерии:
- воспитанность учащихся;
В начале пятого класса проводилось тестирование по определению уровня воспитанности детей. Оценку воспитанности давали не только ученики, но и их родители и педагоги. Результаты тестирования сводились в одну целостную систему. При повторном проведении тестирования, в шестом классе, можно будет провести сравнительный анализ и выстроить или скорректировать траекторию развития воспитанности для каждого ребенка.
- защищенность и комфортность ребенка в классе;
На сегодняшний день явно изолированных детей в классе нет. Есть дети менее активные. Но более точную характеристику можно получить после проведения психологической службой социометрических исследований. Думаю, что большинству детей комфортно в классном коллективе, что подтверждается многочисленными беседами с детьми и родителями.
- удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе;
Может, не все удается осуществить на должном уровне в нашей классной жизни, но мы будем стараться и у нас должно получиться.
- сформированность классного коллектива;
- репутация класса;
- проявление индивидуальности («лица») класса;
Репутация класса в гимназии довольно высокая, и, я думаю, у класса есть свое собственное лицо и эту милую мордашку не спутать ни с кем другим.
С какими же проблемами сталкиваются учителя начальной школы, передающие детей в среднее звено, классные руководители будущих пятиклассников, родители и администрация школы при решении вопросов преемственности формирования воспитательной системы класса.
Преемственность невозможна, когда классный руководитель 5 класса назначается спонтанно. Чтобы переход из начальной школ в среднее звено для учащихся и родителей был менее болезненным, а процесс воспитания не эпизодическим, а системным, конечно же, классный руководитель будущих пятиклассников должен заблаговременно знакомиться с классом, учениками, родителями, посетить несколько внеклассных мероприятий, поработать с психологом и т.д. Проблема своевременного назначения классных руководителей – очень важная и серьезная. Это еще и проблема ответственного отношения будущего классного руководителя к своим новым обязанностям.
По словам Дориса Лоу Ноулт:
Если ребенка поддерживают, Он учится уверенности.
Если ребенка хвалят, Он учится ценить других.
Если с ребенком обходятся справедливо, Он учится справедливости.
Если ребенок чувствует себя в безопасности, Он учится верить.
Если ребенка ободряют, Он учится нравиться самому себе.
Если ребенка принимают и обращаются с ним дружелюбно,
Он учится находить любовь в этом мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы содержательного досуга подростков вечерней школы. (Из опыта работы педагога-организатора)
В статье освящается проблема заполнения содержательного досуга трудного подростка, которая на сегодняшний день самая острая. Пришедшие в вечернюю ш...
«Система работы учителя по развитию исследовательских навыков учащихся спортивных классов» (из опыта работы)
в работе представлена особенность работы в классах спортивного профиля обучения...
Применение системы поточно-группового обучения на уроках русского языка в 5-7-х классах. Из опыта работы
В статье представлен опыт работы в рамках проекта "Основная школа - пространство выбора" в 2011-2012 гг....
"Система подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку в 11-м классе". Из опыта работы учителя русского языка и литературы Чернышевой Н.Л.
Описание опыта работы по теме "Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе....
«МОЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В 5-11 классах» /из опыта работы/
Из опыта работы в качестве классного руководителя....
Презентация. Проблемы преемственности в формировании воспитательной системы класса (из опыта работы)
Материал предствлен в виде презентации. В материале рассматривается вопрос воспитания, как один из сложнейших социальных процессов. Показана необходимость системного подхода к воспитанию и каким образ...
Методическая система подготовки к ГИА по английскому языку в 11 классе (из опыта работы учителя).
В связи с введением обязательного ЕГЭ по иностранным языкам в 2022 году наиболее актуальными на сегодняшний день становятся вопросы подготовки к экзаменам....