Проблемы преемственности в формировании воспитательной системы класса (из опыта работы)
статья (5 класс) по теме

В материале рассматривается вопрос воспитания, как один из сложнейших социальных процессов. Показана необходимость системного подхода к воспитанию и каким образом системный подход выражается в создании и развитии воспитательных  систем классных коллективов, из каких компонентов складывается воспитательная система класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ольга Николаевна Попова,

учитель математики,

МБОУ гимназия №1, г. Липецк

Проблемы преемственности в формировании

воспитательной системы класса

(из опыта работы)

Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаем, а от того,  что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться.  

                 Корчак Януш

Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Воспитание стало приоритетом государственной политики. И очевидно, что необходим  системный подход к воспитанию. В школах системный подход выражается в создании и развитии воспитательных  систем классных коллективов.

Что же такое воспитательная система класса?  Из каких компонентов она состоит?

Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Индивидно - групповой,  ценностно - ориентационный, функционально- деятельностный, пространственно- временной и диагностико - аналитический      компоненты и составляют воспитательную систему класса.

Первый компонент:  индивидно – групповой, представляющий собой сообщество (общность) детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы класса.

Учащиеся – педагоги (классный руководитель, первый учитель) – родители. Как осуществляется их взаимодействие? В процессе непосредственных встреч и бесед с учителем начальных классов (который, по - моему, больше других переживает к кому попадут его дети, будут ли они приняты, поняты и услышаны), психологической службой гимназии были получены подробные письменные характеристики на каждого ребенка. При общении с  детьми и родителями выяснялось, какие традиции в классе существуют, как отмечались праздники, проводились классные мероприятия, классные часы, что детям нравилось, что они хотели бы поменять. На сегодняшний момент мы сохранили возможность для ребят самостоятельно подготовить и провести классный час, викторину, написать сценарий и провести мероприятие. В классе работает открытый микрофон при обсуждении проблем, поздравлении детей. К участию в концертах, праздниках и мероприятиях привлекаются родители. Но так как дети выросли (немножко), то они хотят большей самостоятельности. И они ее получают. Но вместе с ней они получают и большую ответственность за свои дела и поступки.

Второй компонент воспитательной системы класса - это ценностно - ориентационный, который представляет собой совокупность следующих элементов:

  • цели и задачи воспитания;
  • перспективы жизнедеятельности классного сообщества;
  • принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности

Рассмотрим цели классного руководителя. 

Воспитания без цели не бывает, так как сущностными характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремленность, целенаправленность.

В теории и практике воспитания, различают три основные цели:

идеальная цель - это некий идеал, к которому стремится общество, школа, педагог;

результатная цель - это прогнозируемый результат, часто выраженный в желаемом образе выпускника (учащегося) и который планируется достичь за определенный промежуток времени;

процессуальная цель - это проектируемое состояние воспитательного процесса, оптимальное для формирования желаемых качеств выпускника (учащегося).

Посмотрим, как меняются задачи воспитания при переходе из начальной школы в основную и как при этом сохраняется преемственность.

Задачи воспитания в начальной школе

Задачи воспитания в основной школе

Оказание помощи ребенку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, формирование самостоятельности.

Оказание помощи в преодолении трудностей подросткового периода, требующего особого педагогического внимания и поддержки.

Развитие интеллекта средствами внеклассной деятельности.

Формирование потребности в творческой деятельности.

Развитие художественно-эстетических способностей.

Воспитание любви к чтению, развитие любознательности

Создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.

Формирование любви к природе, стремления к здоровому образу жизни.

Создание условий для поддержания стабильного здоровья учащихся.

Продолжение формирования жизненно важных трудовых навыков и нравственных представлений.

Формирование самостоятельности учащихся, расширение возможностей для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.

Воспитание общительности, чувства своей общности с коллективом, духа товарищества и сотрудничества, желания оказывать помощь друг другу.

Оказание помощи подросткам в расширении круга их интересов и развитии их ответственности за конечные результаты любой деятельности.

Формирование самоидентификации личности школьника.

Третий компонент, воспитательной системы класса функционально- деятельностный, который складывается из таких элементов, как:

  • системообразующий вид деятельности, формы и методы;
  • организация совместной деятельности и общения;
  • основные функции воспитательной системы;
  • педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества.

Этот компонент выполняет роль     главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие ее основных элементов и связей.

Какой вид деятельности является системообразующим для нашего класса? Это: 1.Познавательная деятельность. Из 27 учащихся  15 готовят рефераты, которые потом будут защищать; почти все дети принимают активное участие  в различных конкурсах, олимпиадах. Ребята имеют хорошие результаты в учебе: в начальной школе в классе было 13 отличников и сейчас их 10. 2.Гражданско-патриотическое воспитание. Оно осуществляется через систему классных часов, бесед, викторин и общешкольных мероприятий, в которых класс всегда принимает самое активное  участие. Это участие в фестивалях, конкурсах, линейках, экскурсиях, специальных уроках.

Четвертый компонент воспитательной системы класса - это, пространственно- временной.

Он состоит из таких элементов, как:

  • эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда;
  • связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых;
  • место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения;
  • этапы становления и развития воспитательной системы.

Особо хотела отметить связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых: из 27 человек только 5 не посещают секции или кружки во внеурочное время. Но и в этом случае нам есть над чем работать, добиваясь 100% вовлечения учащихся в дополнительное образование.

Пятый компонент воспитательной системы класса - это диагностико - аналитический , включающий в себя следующие элементы:

  • критерии эффективности воспитательной системы;
  • методы и приемы изучения результативности воспитательной системы;
  • формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.

«Мерилом» эффективности функционирования классной воспитательной системы могут быть признаны следующие  критерии:

  • воспитанность учащихся;

В начале пятого класса проводилось тестирование по определению уровня воспитанности детей. Оценку воспитанности давали не только ученики, но и их родители и педагоги. Результаты тестирования сводились в одну целостную систему. При повторном проведении тестирования,  в шестом классе,  можно будет провести сравнительный анализ и выстроить или скорректировать траекторию развития воспитанности для каждого ребенка.

  • защищенность и комфортность ребенка в классе;

На сегодняшний день явно изолированных детей в классе нет. Есть дети менее активные. Но более точную характеристику можно получить после проведения психологической службой социометрических исследований. Думаю, что большинству детей комфортно в классном коллективе, что подтверждается многочисленными беседами с детьми и родителями.

  • удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе;

Может, не все удается осуществить на должном уровне в нашей классной жизни, но мы будем стараться и у нас должно получиться.

  • сформированность классного коллектива;
  • репутация класса;
  • проявление индивидуальности («лица») класса;

Репутация класса в гимназии довольно высокая,  и, я думаю, у класса есть свое собственное лицо и эту милую мордашку не спутать ни с кем другим.

  С какими же проблемами сталкиваются учителя начальной школы,  передающие детей в среднее звено, классные руководители будущих пятиклассников, родители и администрация школы при решении вопросов преемственности  формирования воспитательной системы класса.

Преемственность невозможна, когда классный руководитель 5 класса назначается спонтанно. Чтобы переход из начальной школ в среднее звено для учащихся и родителей был менее болезненным, а процесс воспитания не эпизодическим, а системным, конечно же, классный руководитель будущих пятиклассников должен заблаговременно знакомиться с классом, учениками, родителями, посетить несколько внеклассных мероприятий, поработать с психологом и т.д. Проблема своевременного назначения классных руководителей – очень важная и серьезная. Это еще и проблема ответственного отношения будущего классного руководителя к своим новым обязанностям.

По словам Дориса Лоу Ноулт:

Если ребенка поддерживают, Он учится уверенности.

Если ребенка хвалят, Он учится ценить других.

Если с ребенком обходятся справедливо, Он учится справедливости.

Если ребенок чувствует себя в безопасности, Он учится верить.

Если ребенка ободряют, Он учится нравиться самому себе.

Если ребенка принимают и обращаются с ним дружелюбно,

Он учится находить любовь в этом мире.         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы содержательного досуга подростков вечерней школы. (Из опыта работы педагога-организатора)

        В статье освящается проблема заполнения содержательного досуга трудного подростка, которая на сегодняшний  день самая острая.   Пришедшие в вечернюю ш...

«Система работы учителя по развитию исследовательских навыков учащихся спортивных классов» (из опыта работы)

     в работе представлена особенность работы  в классах спортивного профиля обучения...

Применение системы поточно-группового обучения на уроках русского языка в 5-7-х классах. Из опыта работы

В статье представлен опыт работы в рамках проекта "Основная школа - пространство выбора" в 2011-2012 гг....

«МОЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В 5-11 классах» /из опыта работы/

Из опыта работы в качестве классного руководителя....

Презентация. Проблемы преемственности в формировании воспитательной системы класса (из опыта работы)

Материал предствлен в виде презентации. В материале рассматривается вопрос воспитания, как один из сложнейших социальных процессов. Показана необходимость системного подхода к воспитанию и каким образ...

Методическая система подготовки к ГИА по английскому языку в 11 классе (из опыта работы учителя).

В связи с введением обязательного ЕГЭ по иностранным языкам в 2022 году наиболее актуальными на сегодняшний день становятся вопросы подготовки к экзаменам....