Концептуальная основа формирования воспитательной системы класса
статья по теме

Голубенко Татьяна Александровна

В нашем учебном учреждении успешно функционирует воспитательная система. Поэтому, построение воспитательной системы в классе является не только желанием классного руководителя, но и объективной необходимостью. Важным условием дальнейшего развития воспитательной системы лицея является использование системного подхода на уровне структурных подразделений учреждения. Это и способствует появлению такого феномена, как воспитательная система класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptualnaya_osnova_vospitatelnoy_sistemy_klassa.docx195.43 КБ

Предварительный просмотр:

Т.А.Голубенко

Концептуальная основа формирования воспитательной системы класса

Воспитание относится к социально обусловленным процессам. На выбор целей, принципов, содержания и способов организации процесса воспитания существенное влияние оказывает политическая, экономическая, социокультурная ситуация в развитии государства и общества. Происходящие в России изменения в государственной и общественной жизнедеятельности детерминируют перемены в практике воспитания детей. Заметно обновляется в последнее время воспитательная деятельность классных руководителей. Классный руководитель - учитель, выполняющий функции ответственного организатора классного ученического коллектива в общеобразовательных школах, его деятельность  направлена на воспитание ребенка в сообществе  ровесников, создание условий для самореализации личности обучающихся. В период социально-экономических преобразований в Российском государстве и обществе трудно вести целенаправленную и эффективную воспитательную работу с учащимися. В эпоху перемен воспитателю и учителю  очень важно занять правильную гражданскую и педагогическую позицию, верно определить целевые ориентации в своей жизни и педагогической деятельности, не ошибиться в выборе принципов, направлений, форм и способов собственного бытия и построения жизнедеятельности в школьном и классном сообществе.

Системный подход может стать эффективным средством обновления и повышения результативности воспитательной деятельности классного руководителя.

В нашем учебном учреждении успешно функционирует воспитательная система. Поэтому, построение воспитательной системы в классе является не только желанием классного руководителя, но и объективной необходимостью. Важным условием дальнейшего развития воспитательной системы лицея является использование системного подхода на уровне структурных подразделений учреждения. Это и способствует появлению такого феномена, как воспитательная система класса.

Для обоснования педагогической целесообразности создания воспитательной системы класса можно привести следующие аргументы:

  • ребёнок, являясь сложной целостной системой, должен развиваться в условиях целостного интегрированного воспитательного процесса, в котором все компоненты максимально взаимосвязаны;
  • воспитательная система класса – это благоприятная среда жизнедеятельности и развития ребёнка, эффективно содействующая его личностному росту;
  • системный подход позволяет классному руководителю рационально распределить свои усилия при организации воспитательного процесса в классе;
  • в процессе построения воспитательной системы формируется «лицо» класса, его неповторимый облик, что имеет немаловажное значение в развитии индивидуальности членов классного сообщества;
  • воспитательная система класса позволяет расширить диапазон педагогического влияния на детей в процессе их развития.

Построение воспитательной системы класса начинается с моделирования. В науке под моделированием принято понимать исследование какого либо объекта или системы объектов путем построения и изучения их моделей.

Моделирование воспитательной системы класса – это процесс взаимодействия классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями по формированию целостного коллективного представления о важнейших качествах и компонентах воспитательной системы, об основных ее системообразующих факторах и связях, о путях, этапах и способах ее построения.

Главную роль в разработке модели воспитательной системы, несомненно, играет классный руководитель. Именно он является инициатором и организатором совместной деятельности по формированию модельных представлений, и от его профессиональной компетентности зависит педагогическая целесообразность создаваемой модели воспитательной системы

Главным результатом совместной работы педагогов, учащихся и родителей по моделированию должны стать модель воспитательной системы класса, позволяющая наиболее полно реализовать цели и задачи воспитательной системы образовательного учреждения. В педагогической практике наиболее удобной формой модели является концептуальная модель. Мы предлагаем  универсальную модель, которая является концептуальной основой для формирования модели воспитательной системы класса.

Модель воспитательной системы класса

Универсальность данной модель позволяет  классному руководителю строить собственную  воспитательную систему с учетом психолого-педагогической  характеристики класса.

Концепция воспитательной системы,  разработанная нами, строится на основе нормативно-правовых документов, которые  являются методологической и идеологической основой  разработки  и реализации воспитательной системы класса:

  • Закон об Образовании Российской Федерации;
  • Федеральный  закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской  Федерации»;
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России;
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», направленная на модернизацию и развитие системы общего образования страны;
  • Концепция «Воспитание Оренбуржца XXI века»;
  • Областная целевая  программа  «Патриотическое  воспитание  граждан Оренбургской области на 2011 - 2015 годы»;
  • Областная целевая  программа «Дети Оренбуржья» на 2011-2013 годы.

Цель воспитательной системы: формирование конкурентоспособной личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к социализации в изменяющейся реальности в соответствии с ценностями общества и собственной системой ценностей, профессиональному самоопределению в условиях модернизации образования.(Приложение 1).

Задачи:

- изучение социального заказа участников образовательного процесса для определения путей формирования конкурентоспособной личности;

- формирование через интеграцию урочной и внеурочной деятельности личности, способной к непрерывному образованию;

- формирование    конкурентоспособной личности,    востребованной на рынке труда, в социально-политической и культурной жизни общества;

- воспитание гражданственности и любви к Отечеству,

- воспитание нравственной личности на основе общечеловеческих ценностей;

- формирование общей культуры личности

-ориентация учащихся на общечеловеческие ценности;

-формирование понимания учащимися ценности семьи и семейного воспитания;

- формирование физической культуры учащихся, ценностного отношения к здоровью.

Принципы реализации воспитательной концепции:

Системность рассматривает воспитание  не как самостоятельную систему, все элементы, которой не просто связаны между собой, а находятся во взаимозависимости, но и как часть образовательной   системы, во многом влияющей на её функционирование. Только через системный подход к организации  воспитательного процесса   в классе можно обеспечить целостность становления личности воспитанника, которая сама по себе является системой.

Индивидуализация предполагает определение индивидуальной траектории воспитания индивидуального сознания и поведения, выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформированности  толерантности у ребёнка; раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

Непрерывность предполагает всестороннее развитие личности на всех этапах её жизнедеятельности: поступательное обогащение её творческого потенциала и возможностей во все более полной реализации её сил и способностей, её профессионального и общекультурного роста.

Гуманность - принцип, а также соответствующие свойства характера и поведения, основанные на деятельном признании и уважении самоценности человеческого существа как такового, содействии его благу без ограничения возможностей для его свободы. Гуманность включает в себя отношение бескорыстного соучастия, сочувствия, поддержки.

Самооценка формируется путем сравнения себя с другими людьми и путем сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности. Адекватная самооценка позволяет правильно сформулировать цели самовоспитания. Она формулируется в тех случаях, когда субъект выявляет мнение о себе и своих поступках у людей, с которыми контактирует в семье, в учебном заведении, на отдыхе; критически сопоставляет себя с окружающими.

Диалог способствует переходу от трансляции знаний, умений и навыков к конструктивной деятельности учителя и учащихся.

Направления  воспитательного процесса класса   определяются сферами жизнедеятельности человека:

1.  Интеллектуальное развитие .

Организация интеллектуально-познавательной деятельности, формирование положительного отношения к учебе, знаниям, науке через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, выбор индивидуальной траектории в образовательной среде.

2. Социальная адаптация

Создание культурологической среды класса, формирующей у учащихся новое чувство меняющегося мира, опыт и способ приобретения уровня культуры, необходимого для творческой самореализации личности: реализация аксиологического потенциала интегрированных спецкурсов, клубов, кружковой работы; совместная деятельность с учреждениями культуры; интеграция общего и дополнительного образования детей.

3.  Морально-нравственное развитие, гражданское и патриотическое воспитание.

Приобщение учащихся к традициям и истории Отечества, города, семьи и школы. Апробация социальной роли гражданина в коллективных социальных проектах, обеспечение позитивного переживания ответственности за выполнение порученного дела в системе ученического самоуправления.

4.  Формирование здорового образа жизни.

Организация занятий физкультурой и спортом в рамках учебной деятельности, календаря внеклассной работы по физической культуре, занятий в спортивных секциях лицея. Деятельность  классного руководителя по профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни, организация  взаимодействия с родительским сообществом в формировании ценностного отношения к здоровью.

5.  Профессиональное самоопределение.

Проведение просветительской профориентационной работы среди учащихся и родителей, совместная деятельность со средними специальными и высшими учебными заведениями по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Педагогические средства достижения цели: 

Диагностические (наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование),

Организационные (организация органов ученического самоуправления, регулирование ответственности),

Мобилизационн-побудительные (актуализация, убеждение),

Коммуникативные (взаимопонимание, доверие, согласие),

Формирующие (формирование сознания, проектирование и создание проблемных ситуаций),

Координирующие и коррекционные (выработка единых требований, правил, корректирование действий),

Совершенствования (средства повышения педагогом собственной компетентности).

Условия реализации:

  • Материально-техническое оснащение расширяет возможности классного руководителя при формирование базовых ценностей школьника, поскольку позволяет наиболее полно реализовать стратегии воспитания.
  • Участие семьи. Являясь ячейкой общества, семья отражает его идейно-политические и нравственные устои.  Единство нравственных требований семьи и школы, откровенность в процессе воспитания способствуют устойчивости нравственных убеждений ребенка.
  • Личный пример воспитателя.«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, — писал К. Д. Ушинский.— Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».

Особым компонентом  предложенной модели является элемент, отражающий оценку эффективности программы воспитания.

Критериями эффективности реализации воспитательной системы класса являются следующие:

  • аксиологический , отражающий степень  сформированности системы ценностей учащихся;
  • гносеологический  - знания,  умения  и  навыки  по  основным  сферам жизнедеятельности, освоенность образовательных программ;
  • мотивационный  - желание   участвовать в жизни класса, лицея, активная жизненная позиция;  
  • физический- показывающий состояние здоровья  и степень  развития физических качеств;
  • эмоциональный , отражающий   степень  комфортности существования подростка  в коллективе одноклассников, обществе.

 Методологический инструментарий мониторинга воспитания обучающихся  предусматривает использование следующих методов:

Тестирование – исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания обучающихся  путем анализа результатов  и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий.

Опрос – получение информации, заключенной в словесных сообщениях обучающихся(анкетирование, интервью, беседа).

Психолого-педагогическое наблюдение- описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей  развития и воспитания обучающихся.(Включенное и узкоспециальное наблюдение)

Данная  модель системы воспитания доказывает  свою состоятельность на практике. На ее основе построена  моя деятельность как классного руководителя.

 Практическая реализация концепции предполагает воспитание  у выпускника лицея  стремления к добру, истине, самостоятельности. Выпускник лицея- социально компетентная личность, способная реализовать себя в различных социальных сферах современного общества.

На данном этапе формирования  класса одни компоненты системы отработаны и показывают значительные результаты, другие будут совершенствоваться в ходе становления коллектива  детей.

Список источников информации:

  1. Алексеева И.Ю., Сидоров А.Ю. “Информационная эпоха: вызовы человеку”  http://www.teterin.ru
  2. Воспитательная система класса: теория и практика. / Под ред. Е.Н. Степанова. Псков 2005.
  3. Дробаха О.В. методы и формы воспитания учащихся. Справочник классного руководителя, 2007.
  4. Зимняя И.Л. Общая стратегия воспитания в системе непрерывного образования: подход, концепция, стратегия . Ярославль, 2000.
  5. Инякина С.С. Структура Программы воспитания. Целевые программы воспитания «Ступеньки успеха» Программа воспитания класса (пвк). Реализация воспитательной Программы класса. http://rudocs.exdat.com
  6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения . Основная школа.-Москва:Просвещение,2011.
  7. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М.: Владос, 2001.
  8. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М.: изд. Владос. 2004.
  9. Седов В.А Педагогические аспекты диалога. Диалог в воспитании. http://www.nravstvennost.info
  10. Селевко Г.К. Воспитательные технологии . Москва, 2005.
  11. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. М.: Академия. 2004
  12. http://slovari.yandex.ru
  13. http://do.gendocs.ru/
  14. http://www.detzdrav.com


Приложение



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио классного руководителя - основа моделирования воспитательной системы класса

Портфолио классного руководителя - основа моделирования воспитательной системы  класса, из опыта работы молодого классного руководителя....

Проблемы преемственности в формировании воспитательной системы класса (из опыта работы)

В материале рассматривается вопрос воспитания, как один из сложнейших социальных процессов. Показана необходимость системного подхода к воспитанию и каким образом системный подход выражается в создани...

Презентация. Проблемы преемственности в формировании воспитательной системы класса (из опыта работы)

Материал предствлен в виде презентации. В материале рассматривается вопрос воспитания, как один из сложнейших социальных процессов. Показана необходимость системного подхода к воспитанию и каким образ...

Воспитательная система класса на основе концепции «Формирование образа жизни личности учащегося, достойного Человека »

Главный  критерий  « лучшего  учителя» -образованность  и  воспитанность  его  учеников,  богатство  их  внутреннего  духовного  мира ...

Презентация по теме: Концептуальные основы формирования УУД ООО

Презентация по теме: Концептуальные основы формирования УУД ООО...

Концептуальные основы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей

Подростковый  возраст - один из главных периодов роста и формирования организма; в это время идёт перестройка деятельности всех органов и систем. Особую роль играет изменение в нервной и эндокрин...

Вопросы преемственности начальной и основной школы, роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения. Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.

Здравствуйте, хочу поделиться с вами моей воспитательной системой.Это продолжение работы, а точнее результат, с которым мне довелось столкнуться в основной школе. Дело все в том, что ранее я работала ...