Технологическая карта урока Биологии в 9 классе "Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов"
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Хребтова Татьяна Викторовна

Технологическая карта урока Биологии в 9 классе "Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  УРОКА  БИОЛОГИИ

Тема  «Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов»

( 9  КЛАСС)

2020г.

Тема урока:  «Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов»

  Цель урока: сформировать представление о селекции как науке; изучить задачи селекции как науки; дать понятие об основных методах селекции, выявить их суть, особенности их применения к растениям, животным и микроорганизмам.

Задачи:                                                                    

Образовательные: познакомить учащихся с основами селекции, обеспечить усвоение базовых понятий сорт, порода, штамм. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Развивающие: продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать знания, отработать умение учащихся работать с текстом учебника.

Воспитательные: подчеркнуть роль трудолюбия, любви к своему делу, свойственной увлечённым селекционерам.

Тип урока:  изучение нового материала.

Методы обучения: словесные (беседа, объяснение), частично-поисковые, индивидуальная работа, работа в парах, самостоятельная работа с учебником.

Основные понятия, изучаемые на уроке:   селекция, гибридизация, массовый отбор, индивидуальный отбор, чистые линии, близкородственное скрещивание, гетерозис, межвидовая гибридизация, искусственный мутагенез, биотехнология, антибиотики.

Обеспечение урока: учебники, рабочие листы,  компьютер, проектор, презентация.

 УМК  Пасечник В. В., Каменский А.А., Криксунов Е.А., Швецов Г.Г. Биология. Введение в общую биологию. Базовый уровень. 9 класс: учебник. -М.: Дрофа,  2015 г. ;

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный момент.

Проверяет готовность к уроку, проверяет подготовленность рабочего места  обучающихся к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся.

Организовывают рабочее место, эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.

 Регулятивные: волевая саморегуляция

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, учатся культуре общения.

Актуализация знаний.

Прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним основные понятия генетики, ответив на вопросы.

Применение методики Куиз – куиз – трэйд (Опроси – опроси – поменяйся).

Отвечают на вопросы

Познавательные: 

структурируют свои знания; устанавливают причинно-следственных связей

Коммуникативные: 

умение полно и точно выражать свои мысли;  владение монологической и диалогической формами речи.

Создание проблемной ситуации

Создает проблемную ситуацию (слайд 1).

1.Ребята, на экране проектора вы видите ценные зеленоплодные формы черной смородины, которые были получены во Всероссийском научно-исследовательском институте имени И.В.Мичурина.

 2.Ученые вывели сорт свёклы с увеличенным содержанием красного пигмента. На срезе эта свекла выглядит черной. Ее краситель примерно в два раза дороже синтетических, он используется в леденцах, мармеладе и йогуртах как совершенно безопасный. Вывели также новый сорт кукурузы, зерна которой имеют форму кубиков, чтобы они не скатывались с тарелок, когда их подают пассажирам самолета.

Каким образом ученые смогли достигнуть таких успехов?

  Проводит подводящий диалог.

  •    Предположите, на чем основывались ученые  при проведении данных исследований? (На данных науки генетики)
  • Для каких целей проводятся такие опыты? (Для получения новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов)
  • Посмотрите на слайд: здесь вы видите многообразие сортов  сельскохозяйственного растения – капусты.          Их предком является –  дикая капуста, которая мало чем похожа на современные.(слайд 2)

Посмотрите на рис.63 стр.148 учебника – современные породы домашних кур  и на слайде- их предок- дикие банкивские куры. (слайд 3) Так почему мы можем видеть эти и другие формы многообразия растений и животных? Как вы думаете?  (Учащиеся предлагают разные версии ответов).  

Слушают  рассказ, отвечают на вопросы, участвуют в диалоге, выдвигают предположения.

Познавательные : учатся строить высказывания;  анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Коммуникативные: учатся слушать и понимать речь другого человека, ставить вопросы, выражать свои мысли.

 Регулятивные: обнаруживают и формулируют учебную проблему, определяют цель учебной деятельности (формулировка проблемы урока)

Этап. Целеполагание

Предлагает сформулировать тему урока.

И так, какова тема нашего урока?

Тема «Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов» (слайд 4)

Предлагает сформулировать цель и задачи урока.  

Какую цель вы перед собой поставите сегодня на уроке?

Побуждает к высказыванию своего мнения. Уточняет цель и задачи урока (слайд 5)

-что такое селекция,  

-кто является основоположником селекции.

- изучить основные методы селекции.

Формулируют тему, конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (т.е формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться). Осознают цель предстоящей деятельности.

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.   

Прежде, чем мы начнем, я попрошу вас заполнить листы с утверждениями, которые лежат у вас на столах. Ваша задача прочитать утверждение и в столбике «До» поставьте «+», если вы согласны с данным утверждением или знак «-« если не согласны с утверждением. Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения. Подумайте 5 сек. Выполните работу.

Проставляют «+» или «-« в течении 1 мин.

Этап. «Открытие» нового знания

Вопрос. Как вы считаете, давно ли зародилась селекция? (обучающиеся выдвигают предположения)

     Примитивная селекция растений возникла одновременно с земледелием. 
Начало сельскохозяйственной деятельности было положено примерно 10 тысяч лет назад, когда люди перешли к оседлому образу жизни, начали осваивать новые территории, приступили к культивированию ряда растений и содержанию животных. С переходом к оседлому образу жизни человек поставил свое благополучие в полную зависимость от ограниченного набора видов растений и животных.

Как вы думаете, какой процесс предшествовал выведению пород животных?

Ответ: Процесс превращения диких животных и растений в культурные формы – одомашнивание. (запись определения в тетрадь).

- Широкое одомашнивание животных началось 10-12 тысяч лет назад, когда человечество стало переходить к более оседлому образу жизни. Одомашнивание происходило в результате нескольких причин:

 1) истощение охотничьих угодий

2) объединение общин и племен

3) возрастание потребности людей в пище.

Хорошо, а теперь подумайте, какие дикие животные стали предками домашних? Приведите примеры. (ответы обучающихся)

Волк – собака, тарпан (дикая лошадь) – лошадь, банкивская курица (дикие красные джунглевые курицы) – домашняя курица, дикий тур (дикий бык) – крупный рогатый скот.

Чем отличаются культурные растения и домашние животные от своих диких предков? (обучающиеся высказывают предположения)

 а) размеры и продуктивность культурных растений выше, чем у родственных диких видов;

б) культурные растения лишены средств защиты от поедания: горьких и ядовитых веществ, шипов, колючек;

в) так же у культурных форм сильно развиты отдельные признаки, бесполезные или вредные для существования в естественных условиях, но полезные для человека.

Вопрос: что же это за наука - селекция?

Селекция – от лат. «selectio» - отбор.  Формулируем определение понятия « селекция».

Селекция – наука о методах создания новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов с нужными человеку признаками.

Сорт, порода, штамм – совокупность особей одного вида, созданные человеком в процессе искусственного отбора.

 Не сразу сформировалась такая наука, как селекция. Прежде, чем достичь современных высот, многим селекционерам пришлось пройти сложный путь в науке, доказывая правоту своих методов.

Основоположником, можно сказать, пионером разработки научных основ селекционной работы в нашей стране был Николай Иванович Вавилов.

 Сообщение учащегося (Ершова Арина)(слайд 11). Российский и советский учёный-генетик, ботаник, селекционер, президент Всесоюзного географического общества Вавилов считал, что правильный выбор исходных особей с генетическим разнообразием лежит в основе селекции. 

Учёный был организатором и участником ботанико-агрономических экспедиций.

В результате экспедиций был собран ценный фонд мировых растительных ресурсов, насчитывающий свыше 250000 образцов. Подобная коллекция была создана и в США, однако она значительно уступала вавиловской коллекции и по числу образцов, и по видовому составу.

Коллекционные образцы, собранные под руководством Н.И. Вавилова, хранились в Ленинграде во Всесоюзном институте растениеводства (ВИРе), созданном Н.И. Вавиловым в 1930 г.. В годы Великой Отечественной войны во время блокады Ленинграда сотрудники института несли круглосуточное дежурство при коллекции семян зерновых культур. Многие сотрудники ВИРа  умерли голодной смертью, но бесценное видовое и сортовое богатство, из которого и поныне селекционеры всего мира черпают материал для создания новых сортов и гибридов, было сохранено.

Вавилов был человеком своего дела.

Вот что о нем писали, когда он находился на селекционной станции Петровской академии.

«Нужно иметь способности и выносливость Николая Ивановича Вавилова, чтобы выполнить все эти работы. В течение дня его можно было встретить в самых различных местах академии: только что он был в вегетационном домике на селекционной станции, а через несколько минут уже шагал с защитной книжкой в поле, позже появлялся в дендрологическом саду, где осматривал коллекции шиповника, затем на участке фитопатологической станции».

К сожалению, Н.И. Вавилов родился не в своё время. Он был необоснованно репрессирован в 1940 году и умер в тюремной больнице.

В науке он остался как генетик, растениевод, географ, автор закона гомологических рядов в наследственной изменчивости организмов, создатель учения о биологических основах селекции и центрах происхождения и разнообразия культурных растений.

Далее предлагает продолжить работу в парах.

На основе текста учебника предлагает заполнить  кластер «Методы селекции»

Организует проверку задания с заполнением схемы на доске (обучающиеся выходят  и в схему вписывают название методов).

 При необходимости корректирует ответы.

Высказывают предположения.

Слушают выступления одноклассников, оценивают ответы.

Выполняют задание в рабочих листах.

Комментируют выполненное задание.

Высказывают свои предположения. (Предполагаемые ответы:

селекция – это наука, в основе которой лежит наука генетика.

Селекция – это наука о теоретических и практических методах создания новых культурных форм, с  которыми работает человек.

Селекция – наука о методах создания новых и улучшении существующих сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов)

Читают и выполняют задание в рабочих листах.

Озвучивают выполненное

Задание.

Корректируют свои записи. Вспоминают ранее изученный материал.

Отвечают на вопросы учителя, слушают ответы одноклассников, дополняют их.

Познавательные:

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.   

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Этап. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания

Этап. Рефлексия

Формирует основы  теоретического мышления, развивает умение находить общее, закономерности, отличное; развивает способности к обобщению. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Оказывает консультативную помощь.           

Организует выполнения задания  в рабочих листах по группам: 1 группа – методы селекции растений, 2 группа – методы селекции животных, 3 группа – методы селекции микроорганизмов.

Проводит проверку задания с кратким комментарием от каждой группы.

 При необходимости корректирует ответы.

Итак, изучив тему, прослушав сообщения, еще раз прочитайте все утверждения. В столбике «После» поставьте «+», если вы согласны с утверждением или «-«, если вы не согласны. Сравните столбики «До» и «После». Изменились ли ваши убеждения? Почему? Какие убеждения являются для вас самыми важными? Почему?

На основе полученных знаний на уроке ответьте на вопрос: почему выведение новых и улучшение существующих пород и сортов – важное государственное дело, имеющее большое экономическое и народнохозяйственное значение?

Подводит обучающихся к выводу о том,  почему именно селекция должна стать наиболее эффективным средством обеспечения устойчивых урожаев и высокой продуктивности сельскохозяйственных растений и животных.

Применяют выбранный способ действия для решения задачи, вызвавшей затруднение.   Сообщают о результатах выполненной работы. Отвечают на вопросы. Осуществляют самоконтроль. Корректируют свои записи.    Выполняют задания, участвуют в диалоге.

Находят в тексте параграфа информацию и заполняют схемы.

Формулируют определения, слушают  объяснения учителя и ответы одноклассников, дополняют.

Высказывают свое мнение и аргументируют его.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения. Формулируют  то, что узнали на уроке.

  Осмысливают собственное состояние.

Познавательные: научиться основам смыслового восприятия познавательного текста выделять существенную информацию из сообщений

Коммуникативные:

умение отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество.

Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль по результату, делать выводы по результатам работы.

Познавательные: выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению.

Регулятивные: самоконтроль, развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь другого человека.

Этап. Домашнее задание

Комментирует домашнее задание:

1.Прочитать п.34 (задание обязательное для всех).

Задание 2 или 3 выполняется по выбору.

2. Письменное задание по выбору- синквейн «Биотехнология», «Микробиология»

3. Подготовить сообщения «Вклад и достижения отечественных ученых ( Г.Д.Карпеченко, И.В.Мичурина и других) в развитие селекции

Спасибо вам за урок!

Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания

Регулятивные : ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий.              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока биологии для 5 класса на тему: "Животные".

Цель урокаФормирование представлений о животных как царстве живой природы, их разнообразии, роли в природе, связях с растениями и другими живыми организмами.Задачи по содержаниюОбучающие:- сформироват...

Технологическая карта урока биологии в 5 кл "Значение растений в природе и жизни человека"

Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО...

Технологическая карта урока по теме : «Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов»

Технологическая карта урока биологии в  9 классе: «Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов»...

Методическая разработка урока по теме:"Селекция растений, животных и микроорганизмов"

Методическая разработка открытого урока по теме: "Селекция растений, животных и микроорганизмов". В данной разработке дан полный план урока, технологическая карта....

Технологическая карта урока биологии в 6 классе "Дыхание растений" с использованием оборудования центра "Точка роста"

Тема урока: «Дыхание растений»Класс: 6 «Б» классЦель урока: изучить процесс дыхания у растений, установить, как происходит газообмен в растениях; продолжить формирование знаний...