Технологическая карта урока Биологии в 9 классе "Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов"
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Технологическая карта урока Биологии в 9 классе "Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya._9_klass._osnovnye_metody_selektsii_rasteniy_zhivotnyh_i_mikroorganizmov.docx | 38.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ
Тема «Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов»
( 9 КЛАСС)
2020г.
Тема урока: «Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов»
Цель урока: сформировать представление о селекции как науке; изучить задачи селекции как науки; дать понятие об основных методах селекции, выявить их суть, особенности их применения к растениям, животным и микроорганизмам.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с основами селекции, обеспечить усвоение базовых понятий сорт, порода, штамм. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.
Развивающие: продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать знания, отработать умение учащихся работать с текстом учебника.
Воспитательные: подчеркнуть роль трудолюбия, любви к своему делу, свойственной увлечённым селекционерам.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: словесные (беседа, объяснение), частично-поисковые, индивидуальная работа, работа в парах, самостоятельная работа с учебником.
Основные понятия, изучаемые на уроке: селекция, гибридизация, массовый отбор, индивидуальный отбор, чистые линии, близкородственное скрещивание, гетерозис, межвидовая гибридизация, искусственный мутагенез, биотехнология, антибиотики.
Обеспечение урока: учебники, рабочие листы, компьютер, проектор, презентация.
УМК Пасечник В. В., Каменский А.А., Криксунов Е.А., Швецов Г.Г. Биология. Введение в общую биологию. Базовый уровень. 9 класс: учебник. -М.: Дрофа, 2015 г. ;
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Организационный момент. | Проверяет готовность к уроку, проверяет подготовленность рабочего места обучающихся к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся. | Организовывают рабочее место, эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность. | Регулятивные: волевая саморегуляция Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, учатся культуре общения. |
Актуализация знаний. | Прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним основные понятия генетики, ответив на вопросы. Применение методики Куиз – куиз – трэйд (Опроси – опроси – поменяйся). | Отвечают на вопросы | Познавательные: структурируют свои знания; устанавливают причинно-следственных связей Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи. |
Создание проблемной ситуации | Создает проблемную ситуацию (слайд 1). 1.Ребята, на экране проектора вы видите ценные зеленоплодные формы черной смородины, которые были получены во Всероссийском научно-исследовательском институте имени И.В.Мичурина. 2.Ученые вывели сорт свёклы с увеличенным содержанием красного пигмента. На срезе эта свекла выглядит черной. Ее краситель примерно в два раза дороже синтетических, он используется в леденцах, мармеладе и йогуртах как совершенно безопасный. Вывели также новый сорт кукурузы, зерна которой имеют форму кубиков, чтобы они не скатывались с тарелок, когда их подают пассажирам самолета. Каким образом ученые смогли достигнуть таких успехов? Проводит подводящий диалог.
Посмотрите на рис.63 стр.148 учебника – современные породы домашних кур и на слайде- их предок- дикие банкивские куры. (слайд 3) Так почему мы можем видеть эти и другие формы многообразия растений и животных? Как вы думаете? (Учащиеся предлагают разные версии ответов). | Слушают рассказ, отвечают на вопросы, участвуют в диалоге, выдвигают предположения. | Познавательные : учатся строить высказывания; анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Коммуникативные: учатся слушать и понимать речь другого человека, ставить вопросы, выражать свои мысли. Регулятивные: обнаруживают и формулируют учебную проблему, определяют цель учебной деятельности (формулировка проблемы урока) |
Этап. Целеполагание | Предлагает сформулировать тему урока. И так, какова тема нашего урока? Тема «Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов» (слайд 4) Предлагает сформулировать цель и задачи урока. Какую цель вы перед собой поставите сегодня на уроке? Побуждает к высказыванию своего мнения. Уточняет цель и задачи урока (слайд 5) -что такое селекция, -кто является основоположником селекции. - изучить основные методы селекции. | Формулируют тему, конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (т.е формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться). Осознают цель предстоящей деятельности. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. |
Прежде, чем мы начнем, я попрошу вас заполнить листы с утверждениями, которые лежат у вас на столах. Ваша задача прочитать утверждение и в столбике «До» поставьте «+», если вы согласны с данным утверждением или знак «-« если не согласны с утверждением. Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения. Подумайте 5 сек. Выполните работу. | Проставляют «+» или «-« в течении 1 мин. | ||
Этап. «Открытие» нового знания | Вопрос. Как вы считаете, давно ли зародилась селекция? (обучающиеся выдвигают предположения) Примитивная селекция растений возникла одновременно с земледелием. Как вы думаете, какой процесс предшествовал выведению пород животных? Ответ: Процесс превращения диких животных и растений в культурные формы – одомашнивание. (запись определения в тетрадь). - Широкое одомашнивание животных началось 10-12 тысяч лет назад, когда человечество стало переходить к более оседлому образу жизни. Одомашнивание происходило в результате нескольких причин: 1) истощение охотничьих угодий 2) объединение общин и племен 3) возрастание потребности людей в пище. Хорошо, а теперь подумайте, какие дикие животные стали предками домашних? Приведите примеры. (ответы обучающихся) Волк – собака, тарпан (дикая лошадь) – лошадь, банкивская курица (дикие красные джунглевые курицы) – домашняя курица, дикий тур (дикий бык) – крупный рогатый скот. Чем отличаются культурные растения и домашние животные от своих диких предков? (обучающиеся высказывают предположения) а) размеры и продуктивность культурных растений выше, чем у родственных диких видов; б) культурные растения лишены средств защиты от поедания: горьких и ядовитых веществ, шипов, колючек; в) так же у культурных форм сильно развиты отдельные признаки, бесполезные или вредные для существования в естественных условиях, но полезные для человека. Вопрос: что же это за наука - селекция? Селекция – от лат. «selectio» - отбор. Формулируем определение понятия « селекция». Селекция – наука о методах создания новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов с нужными человеку признаками. Сорт, порода, штамм – совокупность особей одного вида, созданные человеком в процессе искусственного отбора. Не сразу сформировалась такая наука, как селекция. Прежде, чем достичь современных высот, многим селекционерам пришлось пройти сложный путь в науке, доказывая правоту своих методов. Основоположником, можно сказать, пионером разработки научных основ селекционной работы в нашей стране был Николай Иванович Вавилов. Сообщение учащегося (Ершова Арина)(слайд 11). Российский и советский учёный-генетик, ботаник, селекционер, президент Всесоюзного географического общества Вавилов считал, что правильный выбор исходных особей с генетическим разнообразием лежит в основе селекции. Учёный был организатором и участником ботанико-агрономических экспедиций. В результате экспедиций был собран ценный фонд мировых растительных ресурсов, насчитывающий свыше 250000 образцов. Подобная коллекция была создана и в США, однако она значительно уступала вавиловской коллекции и по числу образцов, и по видовому составу. Коллекционные образцы, собранные под руководством Н.И. Вавилова, хранились в Ленинграде во Всесоюзном институте растениеводства (ВИРе), созданном Н.И. Вавиловым в 1930 г.. В годы Великой Отечественной войны во время блокады Ленинграда сотрудники института несли круглосуточное дежурство при коллекции семян зерновых культур. Многие сотрудники ВИРа умерли голодной смертью, но бесценное видовое и сортовое богатство, из которого и поныне селекционеры всего мира черпают материал для создания новых сортов и гибридов, было сохранено. Вавилов был человеком своего дела. Вот что о нем писали, когда он находился на селекционной станции Петровской академии. «Нужно иметь способности и выносливость Николая Ивановича Вавилова, чтобы выполнить все эти работы. В течение дня его можно было встретить в самых различных местах академии: только что он был в вегетационном домике на селекционной станции, а через несколько минут уже шагал с защитной книжкой в поле, позже появлялся в дендрологическом саду, где осматривал коллекции шиповника, затем на участке фитопатологической станции». К сожалению, Н.И. Вавилов родился не в своё время. Он был необоснованно репрессирован в 1940 году и умер в тюремной больнице. В науке он остался как генетик, растениевод, географ, автор закона гомологических рядов в наследственной изменчивости организмов, создатель учения о биологических основах селекции и центрах происхождения и разнообразия культурных растений. Далее предлагает продолжить работу в парах. На основе текста учебника предлагает заполнить кластер «Методы селекции» Организует проверку задания с заполнением схемы на доске (обучающиеся выходят и в схему вписывают название методов). При необходимости корректирует ответы. | Высказывают предположения. Слушают выступления одноклассников, оценивают ответы. Выполняют задание в рабочих листах. Комментируют выполненное задание. Высказывают свои предположения. (Предполагаемые ответы: селекция – это наука, в основе которой лежит наука генетика. Селекция – это наука о теоретических и практических методах создания новых культурных форм, с которыми работает человек. Селекция – наука о методах создания новых и улучшении существующих сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов) Читают и выполняют задание в рабочих листах. Озвучивают выполненное Задание. Корректируют свои записи. Вспоминают ранее изученный материал. Отвечают на вопросы учителя, слушают ответы одноклассников, дополняют их. | Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем |
Этап. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания Этап. Рефлексия | Формирует основы теоретического мышления, развивает умение находить общее, закономерности, отличное; развивает способности к обобщению. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Оказывает консультативную помощь. Организует выполнения задания в рабочих листах по группам: 1 группа – методы селекции растений, 2 группа – методы селекции животных, 3 группа – методы селекции микроорганизмов. Проводит проверку задания с кратким комментарием от каждой группы. При необходимости корректирует ответы. Итак, изучив тему, прослушав сообщения, еще раз прочитайте все утверждения. В столбике «После» поставьте «+», если вы согласны с утверждением или «-«, если вы не согласны. Сравните столбики «До» и «После». Изменились ли ваши убеждения? Почему? Какие убеждения являются для вас самыми важными? Почему? На основе полученных знаний на уроке ответьте на вопрос: почему выведение новых и улучшение существующих пород и сортов – важное государственное дело, имеющее большое экономическое и народнохозяйственное значение? Подводит обучающихся к выводу о том, почему именно селекция должна стать наиболее эффективным средством обеспечения устойчивых урожаев и высокой продуктивности сельскохозяйственных растений и животных. | Применяют выбранный способ действия для решения задачи, вызвавшей затруднение. Сообщают о результатах выполненной работы. Отвечают на вопросы. Осуществляют самоконтроль. Корректируют свои записи. Выполняют задания, участвуют в диалоге. Находят в тексте параграфа информацию и заполняют схемы. Формулируют определения, слушают объяснения учителя и ответы одноклассников, дополняют. Высказывают свое мнение и аргументируют его. Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения. Формулируют то, что узнали на уроке. Осмысливают собственное состояние. | Познавательные: научиться основам смыслового восприятия познавательного текста выделять существенную информацию из сообщений Коммуникативные: умение отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество. Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль по результату, делать выводы по результатам работы. Познавательные: выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению. Регулятивные: самоконтроль, развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные: умение слушать и понимать речь другого человека. |
Этап. Домашнее задание | Комментирует домашнее задание: 1.Прочитать п.34 (задание обязательное для всех). Задание 2 или 3 выполняется по выбору. 2. Письменное задание по выбору- синквейн «Биотехнология», «Микробиология» 3. Подготовить сообщения «Вклад и достижения отечественных ученых ( Г.Д.Карпеченко, И.В.Мичурина и других) в развитие селекции Спасибо вам за урок! | Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания | Регулятивные : ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока тема: ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ. РАБОТЫ Н. И. ВАВИЛОВА. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СЕЛЕКЦИИ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИКРООРГАНИЗМОВ.
Класс: 9 Предмет: биология ...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока биологии для 5 класса на тему: "Животные".
Цель урокаФормирование представлений о животных как царстве живой природы, их разнообразии, роли в природе, связях с растениями и другими живыми организмами.Задачи по содержаниюОбучающие:- сформироват...
Технологическая карта урока биологии в 5 кл "Значение растений в природе и жизни человека"
Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО...
Технологическая карта урока по теме : «Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов»
Технологическая карта урока биологии в 9 классе: «Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов»...
Методическая разработка урока по теме:"Селекция растений, животных и микроорганизмов"
Методическая разработка открытого урока по теме: "Селекция растений, животных и микроорганизмов". В данной разработке дан полный план урока, технологическая карта....
Технологическая карта урока биологии в 6 классе "Дыхание растений" с использованием оборудования центра "Точка роста"
Тема урока: «Дыхание растений»Класс: 6 «Б» классЦель урока: изучить процесс дыхания у растений, установить, как происходит газообмен в растениях; продолжить формирование знаний...