Методическая разработка урока по теме:"Селекция растений, животных и микроорганизмов"
методическая разработка по биологии (11 класс)

Эрдынеева Туяна Владимировна

Методическая разработка открытого урока по теме: "Селекция растений, животных и микроорганизмов". В данной разработке дан полный план урока, технологическая карта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Байкальский колледж туризма и сервиса»

Т.В. Эрдынеева

Селекция растений, животных и микроорганизмов

методическая разработка урока

Улан-Удэ,2022

Аннотация

Методическая разработка открытого урока биологии  по теме: «Селекция растений, животных и микроорганизмов». Данная разработка окажет большую помощь учителям биологии в подготовке и проведения открытого урока по данной теме.

Разработка содержит подробное методическое обоснование темы, технологическую карту, дидактические материалы учебного занятия.

Методическая разработка предназначена учителям биологии общеобразовательных школ и средних профессиональных организаций.

Министерство образования и науки Республики Бурятия

План открытого учебного занятия

Тема: «Селекция растений, животных и микроорганизмов»

Группа __________

Дата 

Раздел 3: Основы генетики

Тема учебного занятия: «Селекция растений, животных и микроорганизмов»

Деятельностная цель:

Формировать познавательные универсальные учебные действия, умения реализации новых способов действий при изучении селекции растений, животных и микроорганизмов, развивать умение находить общее, закономерности, отличное;  осуществлять самооценку  собственной учебной деятельности на уроке

  Предметно - дидактическая цель: создать условия для формирования у обучающихся представления о селекции как науке; изучить методы селекции, выявить их суть, особенности их применения к растениям, животным и микроорганизмам, показать преимущества селекции микроорганизмов; дать представление о биотехнологии.

Планируемые образовательные  результаты:

Предметные

 давать определения понятиям «селекция», «гибридизация», «массовый отбор», «индивидуальный отбор», «чистая линия», «близкородственное скрещивание», «гетерозис», «межвидовая гибридизация», «искусственный мутагенез», «биотехнология», определять теоретическую основу селекции; характеризовать методы селекции растений, животных, микроорганизмов, сравнивать их между собой, выявлять их практическую значимость в хозяйственной деятельности человека.

Метапредметные

1.     Познавательные:

      уметь ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение);     строить высказывания; анализировать информацию, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

2.     Коммуникативные:

слушать и понимать речь другого человека;   самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе, аргументировать свою точку зрения, формулировать предположения в поиске ответа на проблемные вопросы.

3.     Регулятивные:

уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса учебного занятия), осуществлять самоконтроль и коррекцию;

Личностные

    Осознавать единство и целостность мира,     выстраивать собственное целостное мировоззрение,     личностное самоопределение и смыслообразование.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Методы обучения: словесные (беседа, объяснение, диалог), наглядные (презентации, дидактические материалы, Практическая

Форма деятельности студентов: (частично-поисковая) индивидуальная работа, самостоятельная работа, работа в группах, самостоятельная работа с учебником (смысловое чтение)

  Основные понятия, изучаемые на учебном занятии:

Индивидуальный и массовый отбор, гибридизация, чистые линии, гетерозис, инбридинг, аутбридинг.

Студент  должен знать: методы селекции растений, сущность методов, примеры сортов растений.

Студент должны уметь: применять полученные знания на практике, уметь объяснять проявление признаков у живых организмов.

Обеспечение урока: учебники, рабочие тетради, компьютер, раздаточный материал, муляжи, фрукты и овощи, цветы, таблицы, рабочие листы, презентации.

Литература: 

1.Колесников С.Н. Общая биология: учебное пособие, 5- е изд. стер.- М.: КНОРУС, 2015. -288 с. -  (Среднее профессиональное образование).

2.Понамарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевская П.В. Биология : Учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений : Базовый уровень / под ред. проф. И.Н. Понамаревой И.Н. – 2 – е изд., перераб. – Москва . : Вентана-Граф, 2008. – 240 с.: ил.




Технологическая карта учебного занятия

Этапы учебного занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Формируемые УУД

Организационный момент. (1-2 мин.)

Проверка  рабочего места  студентов к учебному занятию, организация внимание группы к работе, включение в учебный ритм, создание  положительного, эмоционального настроя у студентов. Приветствие

Организация рабочего место, эмоциональное настраивание на  учебную деятельность.

 Регулятивные: волевая саморегуляция

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками, учатся культуре общения.

Этап. Создание проблемной ситуации

Организация мотивации студентов.

Демонстрация презентации.

Смотрят фрагмент фильма и презентацию

Познавательные : учатся строить высказывания; анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Коммуникативные:учатся слушать и понимать речь другого человека, ставить вопросы, выражать свои мысли.

Регулятивные: обнаруживают и формулируют учебную проблему, определяют цель учебной деятельности (формулировка проблемы урока)

Этап. Целеполагание

Постановка проблемы формулирования темы и целей урока

Побуждение к высказыванию своего мнения.

Цель урока: сформировать знания о  селекции как науки; изучить методы селекции, выявить их суть, особенности их применения к растениям, животным и микроорганизмам  и их роли для человека.

Формулируют тему, конкретную цель своих будущих учебных действий, Осознают цель предстоящей деятельности.

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: 

планирование учебного сотрудничества преподавателя и студентов;  умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.   

Этап. Планирование

Составление планирования учебного занятия

1.Выявить значение селекции в сельском хозяйстве и других сферах жизнедеятельности человека.

2.История селекции.

3.Что такое сорт, порода, штамм.

3. Вклад И.В. Мичурина и Н.И.Вавилова в развитие селекции.

4.Основные задачи и методы селекции.

По очереди высказывают последовательность пунктов плана.

Познавательные : формулируют высказывания; обобщают, выделяют главное. Коммуникативные:учатся слушать и понимать речь другого человека, ставить вопросы, выражать свои мысли.

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Этап. «Открытие» нового знания

Вопрос. Как вы считаете, давно ли зародилась селекция? (студенты выдвигают предположения)

Рассказ преподавателя»История зарождения науки»

Работа по группам с рабочими листами Преподаватель рассказывает инструкции по выполнению самостоятельной работы

Краткий алгоритм

  1. на столах у Вас рабочие листы
  2. краткая информация по заполнению информационной газеты

 

Физкультминутка. Релаксация по музыку с закрытыми глазами.

Высказывают предположения.

Слушают алгоритм работы.

Высказывают свои предположения.

Читают и выполняют задания.

Выполняют упражнения

Познавательные:

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: 

планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками;  умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.   

Регулятивные: учитывать выделенные преподавателем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве  в группе

Этап. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания

Подготовка студентов к защите информационных газет.

  Сообщают о результатах выполненной работы.. Корректируют свои записи.   Выполняют задания, участвуют в диалоге.

Познавательные: выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению.

Регулятивные: самоконтроль, развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь другого человека.

Этап. Рефлексия

Этап. Домашнее задание

Комментирует домашнее задание:

1.Прочитать параграф  (задание обязательное для всех).

Задание 2 или 3 выполняется по выбору.

2. Письменное задание по выбору - синквейн «Биотехнология», «Микробиология»

3 Подготовить сообщения «Вклад и достижения отечественных ученых (Н.И.Вавилова, Г.Д.Карпеченко, И.В.Мичурина и других)  в развитие селекции (слайд 22)

Спасибо вам за урок!

Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания

Регулятивные : ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий.              

Литература.


Электронные ресурсы.

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki.Биотехнология.
  2. http://sbio.info/list.php?c=newsbioteh
  3. http://www.krugosvet.ru/enc/medicina/KLONIROVANIE.html

  1. http://www.uchiteya.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Методическя разработка урока по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"

Разработка технологической карты урока биологии 7 класса по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"...

Методическая разработка по биологии "Методы селекции растений и животных"

Методическая разработка по биологии "Методы селекции растений и животных" для 9 класса может использоваться для обучающихся по учебнику "Биология. Общие закономерности" авторов С.Г. Мамонтова, В.Б. За...

Методическая разработка урока по биологии «Селекция растений». (9 класс)

Методическая разработка урока по биологии «Селекция растений». (9 класс)...

Методическая разработка урока по теме: Покрытосеменные растения (5 класс ФГОС ОО)

Тип урока: комбинированный, урок – презентация изучения новой темы с использованием компьютера в демонстрационном режиме. Использование национально- регионального компонента для более глубокого изуче...

Технологическая карта урока по теме : «Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов»

Технологическая карта урока биологии в  9 классе: «Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов»...

Технологическая карта урока Биологии в 9 классе "Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов"

Технологическая карта урока Биологии в 9 классе "Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов"...