Технологическая карта урока
учебно-методический материал по биологии (7 класс)

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_teme_golosemennye.docx34.88 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока  по теме: «Голосеменные»

 

Предмет: биология                                        

Класс: 7                                                

Тема урока: Голосеменные,

Цели  урока: познакомиться с особенностями строения голосеменных растений, их значением и многообразием

Задачи урока:

Образовательные  (формирование познавательных  УУД):

Создать условия:

Для формирования понятия голосеменные растения, семя.  

Развития умения классифицировать виды голосеменных по строению хвои и шишек.

Развивающие  (формирование регулятивных УУД):

 - планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий;

 - выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

 - развивать логическое мышление, интерес к изучению;

 - умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям;

 - контроль и оценка процесса и результатов действия.

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

 - умение слушать и вступать в диалог;

 - участвовать в коллективном обсуждении проблем;

 - воспитывать ответственность и аккуратность;

 - выработка уверенности в собственных силах;

 - формирование умения проверять результаты деятельности;

 - развивать умение дискуссионной и групповой работы

Планируемые результаты обучения

Предметные УУД: иметь представление о характерных признаках и многообразии голосеменных растений; освоить понятие «семенные растения».

 Метапредметные УУД: развивать умения выделять существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями; приходить к общему решению  при наличии разных точек зрения; выступать перед классом; объективно оценивать себя. 

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

  1. Планируемые образовательные результаты
  1. Предметные
  1. Метапредметные результаты (УУД)
  1. Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

иметь представление о характерных признаках и многообразии голосеменных растений; освоить понятие «семенные растения».

1.1. принимать учебную задачу;

1.2. планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану;

1.3. контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

1.4. адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

2.1. осознавать познавательную задачу; 2.2. находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую 

2.3. оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

2.4. устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

3.1. вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

3.2. задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

 3.3. строить небольшие монологические высказывания;

 3.4. осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

4.1. положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

4.2. осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

4.3.  осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Организационный этап

Приветствие. Выявление отсутствующих. Проверка готовности обучающихся, сообщение основных  этапов урока, знакомство с рабочим листом. Создание  эмоционального настроя обучающихся к сотрудничеству на уроке.

Осуществляют визуальный контроль своей готовности к уроку, знакомятся со структурой рабочего листа

Л: Понимание важности знаний,

положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

2

Этап актуализации знаний

Учитель проводит уплотненный опрос:

  • Фронтальный опрос с использованием сигнальных карточек.
  • Работа по дидактическим карточкам.

Несколько обучающихся выполняют задание по дидактическим карточкам. Отвечают на вопросы, используя дидактические карточки. Работают по рядам, оценивается правильность ответа.

П: Учащиеся имеют представления о папоротниках, хвощах и плаунах как представителей высших споровых растений, их характерных признаках.

Р:  Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности     

3

Мотивационно-целевой

Учитель проводит игру «Группировка»  с использованием мультимедийной   презентации, в ходе которой обучающиеся определяют тему урока, называют цель.

Вступают  в дискуссию по определению темы урока.

Формулируют  цели урока. Приступают к заполнению рабочего листа.

Л: Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Р:  Умение ставить цель, планировать деятельность.

 Р: Умение организовать выполнение задания учителя

4

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…)

Филворд «Голосеменные», объяснение темы урока

Задание1. Пользуясь текстом учебника (параграф 22 стр. 119-120), выделите основные признаки голосеменных растений.

Учитель дополняет и поясняет ответы учащихся, используя презентацию.

Разгадывают филворд, объясняют значение слов. Дополняют материал, работая с текстом, иллюстрациями, схемами в  учебнике. Устанавливают соответствие между текстом и иллюстрациями.

Изучают содержание параграфа, анализируют

информацию,  

П: Осуществлять классификацию информации.  Преобразовать информацию из одного вида в другой

К: Умение сотрудничества в поисках и систематизации результатов

Л: осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

5

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения практических задач

Учитель предлагает выполнить лабораторную работу: «Строение хвои и шишек голосеменных растений» в парах по инструкции (приложение 1).

1. Распределяют роли для выполнения задания.

2. Знакомятся с информацией о строении шишек и хвои голосеменных растений, используя рисунки и текст учебника.

3. Проводят сравнение строения шишек и хвои голосеменных.

4. Отображают информацию таблице.

5. Обсуждают результаты записи в группе.

6. Делают выводы по проделанной работе

7. Используя критерии оценивают свою работу, количество баллов заносят в рабочий лист.

К:   Умение работать в атмосфере сотрудничества, выслушивать чужие мнения, аргументируя свое мнение.

П:  Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.

Р: Умение осуществлять контроль, оценивать по критериям  и осуществлять коррекцию своей деятельности.

6

Первичное закрепление и контроль усвоения материала и их коррекция.

В качестве закрепления учащимся предлагается выполнить задание. – решение теста

Правильные ответы выводятся через мультимедийный проектор

Работают индивидуально с последующей взаимопроверкой, используя критерии оценивания, ставят количество баллов  и оценку

Р:  Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности     

П: Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.

К:контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение выражать свои мысли

7

Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

Многообразие голосеменных растений – опережающее задание для более сильных учеников: подготовить сообщения о представителях голосеменных растений, используя инструктивную карточку (приложение 2)

Слушают доклады одноклассников

П: находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую 

П: Осуществлять классификацию информации.  Преобразовать информацию из одного вида в другой

К: Умение сотрудничества в поисках и систематизации результатов

Л: осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Л: Умение представлять информацию в различных формах; анализировать выступление других учащихся

8

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД

Теперь давайте ребята проверим, все ли вы правильно усвоили. Перед вами лабиринт. Ваша задача пройти его, оценивая утверждения – верно или нет. (приложение 3)

П: Обобщение  полученных знаний

К: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Л: осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

9

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности учащихся

Ребята, давайте вспомним, какие задачи мы с вами ставили сегодня на вначале урока? Все ли задачи выполнены? Что помогло нам с вами выполнить задачи?

Отвечают на вопросы учителя.

П: Анализ хода своей деятельности на уроке

 К: Выражать свои мысли, участвовать  в обсуждении, слушать  и понимать речь других. Л: Сверять свои действия с целью и при необходимости корректировать и исправлять ошибки самостоятельно

10

Рефлексия деятельности

приём «Три М».

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Называют запоминающиеся моменты урока.

Л: Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Р: Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки

11

Информация о домашнем задании

Сообщает домашнее задание:

1. Прочитать параграф 22, выделить основные понятия, записать их в тетрадь. Ответить на вопросы в конце параграфа.

2. Творческое задание. Составить терминологический диктант для опроса одноклассников.

3. Задания для учеников, интересующих биологией. Найти в дополнительной литературе информацию о голосеменных в своей местности и составить

презентацию.

Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие их вопросы.

Приложение 1.

Лабораторная работа «Строение хвои и шишек хвойных».

Цель: Выявить особенности строения голосеменных растений.

Задание: рассмотрите шишки и ветки голосеменных растений. Пользуясь текстом «Признаки хвойных  деревьев», заполните таблицу.

Признаки хвойных растений:

  • Хвоинки длинные  (до 5-7 см), острые, выпуклые с одной стороны и округлые с другой, сидят по  2 вместе, женские шишки коричневые, чешуйки лежат не плотно длиной не более 8 см………….Сосна обыкновенная.
  • Хвоинки короткие, жесткие, острые, четырёхгранные, сидят одиночно, покрывают всю ветку, женские шишки светло-коричневые с плотно прилегающими чешуйками длиной до 18 см………………Ель обыкновенная.
  • Хвоинки сизо-серые, короткие, около2,5 – 3 см в длину, сидят одиночно, покрывают всю ветку шишки10-17 см…………….Ель голубая.
  • Листья в виде чешуек зеленого цвета, шишки мелкие, рыхлые, в несколько чешуек, светло-коричневого цвета, располагаются друг за другом…………..Туя западная.

ФИ ученика___________________________класс_____________________

Название растения

Хвоя

Шишка

длина

окраска

расположение на ветке

размер

форма чешуек

плотность

Вывод: Ответьте на вопрос: Почему эти растения относят к голосеменным?

__________________________________________________________________

Приложение 2.

Инструктивная карточка «Многообразие голосеменных растений».

Приготовьте краткое сообщение по плану. Время вашего выступления 2 минуты.

  1. Где растёт это дерево?
  2. Отношение к свету.
  3. Отношение к почве.
  4. Форма кроны
  5. Форма  и цвет женской шишки и мужской.
  6. Продолжительность жизни хвоинок
  7. Способ распространения семян.
  8. Значение в природе и в жизни человека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...