Дополнительная программа Изучаем природу в городе 10 класс
элективный курс по биологии (10 класс)
Направленность программы – социально-педагогическая.
Актуальность программы – в том, что в современной школе и на последующих ступенях обучения все больше возрастает роль самостоятельной работы и овладения методами проектной деятельности, к чему выпускники школы практически не готовы. Дополнительная общеобразовательная программа «Изучаем природу в городе», направлена на развитие интереса к исследованиям в области экологии своего населенного пункта, овладение методом проектной деятельности, содержит знания, которые вызывают познавательный интерес и представляют ценность для определения ими профиля обучения в школе и профориентации в последующем.
Цель программы – выявление и развитие у учащихся интереса к исследовательской деятельности.
Задачи программы:
- формировать умение выявлять актуальные для среды обитания современного человека проблемы;
- познакомить с методиками получения качественных и количественных показателей экологического состояния среды жизни человека;
- формировать умение использовать полученные знания для прогнозирования дальнейших изменений среды обитания человека и проектирования решения экологических проблем своего поселения.
Краткая характеристика обучающихся по программе – 17-18 лет.
Объем и срок освоения программы – в течение года, на 17 часов.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательной деятельности - традиционная форма.
Формы аудиторных занятий - теория и практика.
Формы проведения промежуточной аттестации учащихся – защита проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_programma_izuchaem_prirodu_v_gorode_10_klass.docx | 88.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 110» |
УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ «СОШ № 110» _____________А. И. Васькова приказ № ___ от «___» «________» 20__ г. Программа рекомендована к работе педагогическим советом школы № 110 от «___» ________ 20___г. Протокол №_______ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________Н.В. Данилова |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Изучаем природу в городе»
Возраст обучающихся: 17-18 лет
Составитель: Сыстерова Виктория Олеговна, учитель биологии
Новокузнецк, 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы – социально-педагогическая.
Актуальность программы – в том, что в современной школе и на последующих ступенях обучения все больше возрастает роль самостоятельной работы и овладения методами проектной деятельности, к чему выпускники школы практически не готовы. Дополнительная общеобразовательная программа «Изучаем природу в городе», направлена на развитие интереса к исследованиям в области экологии своего населенного пункта, овладение методом проектной деятельности, содержит знания, которые вызывают познавательный интерес и представляют ценность для определения ими профиля обучения в школе и профориентации в последующем.
Цель программы – выявление и развитие у учащихся интереса к исследовательской деятельности.
Задачи программы:
- формировать умение выявлять актуальные для среды обитания современного человека проблемы;
- познакомить с методиками получения качественных и количественных показателей экологического состояния среды жизни человека;
- формировать умение использовать полученные знания для прогнозирования дальнейших изменений среды обитания человека и проектирования решения экологических проблем своего поселения.
Краткая характеристика обучающихся по программе – 17-18 лет.
Объем и срок освоения программы – в течение года, на 17 часов.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательной деятельности - традиционная форма.
Формы аудиторных занятий - теория и практика.
Формы проведения промежуточной аттестации учащихся – защита проекта.
Личностные результаты: воспитывать интерес к изучаемому материалу; адекватно понимать причины успешности; формировать желание преодолевать трудности; формировать культуру общения и поведения в социуме; формировать осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; формировать экологическое мышление, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
Метапредметные результаты: формировать умения к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; анализировать сведения, полученные от СМИ; наблюдать; договариваться и приходить к общему решению в коллективной работе; владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания в проведении элементарных экологических и мониторинговых исследованиях.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Модуль «Куда деть ненужное, или город и отходы» | 4 | 2 | 2 | |
2 | Модуль «Твердые бытовые отходы» | 4 | 2 | 2 | |
3 | Модуль «Физические поля в городе» | 8 | 4 | 4 | |
4 | Итоговое занятие | 1 | 0 | 1 | защита проекта |
ИТОГО | 17 | 8 | 9 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Модуль «Куда деть ненужное, или город и отходы»
Теория: Городская канализация - история возникновения канализации от древности до наших дней. Ватер-клозеты. Загрязнение рек сточными водами. Методы очистки сточных вод. Биологические фильтры.
Практика: «Исследуем сточные воды». «На городской станции очистки воды»
- Модуль «Твердые бытовые отходы»
Теория: Город – огромная «мусорка». Твердые бытовые отходы. «Мусоропроизводящий» городской человек. Вовлечение твердых бытовых отходов во вторичный оборот. Проблема свалок. Бытовые отходы и из чего они состоят.
Практика: «Проводим инвентаризацию бытового мусора». «Изучаем упаковку и боремся с излишествами»
- Модуль «Физические поля в городе»
Теория: Проблема городского шума. Главные виновники городского шума: автотранспорт, промышленные предприятия, железнодорожное хозяйство. Ареалы акустического дискомфорта. Насколько тихо в наших квартирах? Источники шума в квартирах: звуковоспроизводящая аппаратура, музыкальные инструменты, громкий разговор, плач детей, домашние электроприборы. Дополнительный шум: лифты, мусоропроводы, вентиляция, насосы подкачки воды. Шум с улицы. Источники электромагнитного поля: ЛЭП, токопроводящие линии трамваев и троллейбусов. Влияние электромагнитного излучения на организм человека. Как избежать патогенного влияния.
Практика: «Ищем нарушителей тишины». «Внутреннее расследование, или борьба за тихое жилище». «Внутреннее расследование, или уходим от патогенных зон». «По собственной квартире».
Итоговое занятие: защита проекта.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Ссылки на практические работы:
- http://pdf.knigi-x.ru/21biologiya/229137-1-izuchenie-metoda-biotestirovaniya-prirodnih-stochnih-vod-visshih-vodnih-rasteniyah-usloviyah-shkol-uchrezhdeniy-do.php - Исследуем сточные воды;
- http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20080310.pdf - на городской станции очистки воды (методики) стр. 39, 41, 43, 47,63.
- Изучаем природу в городе /Е.Ю. Колобовский. - Ярославль.:Академия развития, 2006. – 256 с.: ил. – (Экскурсии в природу). – методики проведения практических работ: проводим инвентаризацию бытового мусора; изучаем упаковку и боремся с излишествами; ищем нарушителей тишины; внутреннее расследование, или борьба за тихое жилище; внутреннее расследование, или уходим от патогенных зон; по собственной квартире.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные темы проектных работ:
- «Сенсорный» голод – что это?
- Сотовый телефон источник патогенного излучения.
- Методы биологической очистки сточных вод.
- Раздельный сбор мусора – это реально?
Критерии оценивания проектных работ в группе:
- Социальная значимость, актуальность проблемы;
- Исследовательский характер проекта;
- Глубина и оригинальность решения проблемы (изученная литература, корректность методов исследования, разработка конечного продукта);
- Соответствие продукта поставленным целям;
- Культура оформления проекта;
-Презентация продукта:
1. умение сделать сообщение-аннотацию;
2. демонстрация продукта;
3. отстаивание своей точки зрения в ходе дискуссии;
- Личный вклад участника в проект;
- Взаимодействие с другими участниками проекта.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Таблица 4
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания |
Учебные и методические пособия | |
| |
Дополнительная литература для учащихся | |
1.Алексеев С.В. Практикум по экологии: учебное пособие /под ред. С.В. Алексеева.-М.:АО МДС, 1996. 2.Вронский В.А. Экология: словарь-справочник/В.А. Вронский.-Ростов.: Феникс, 1999. 3.Жигарев И.А. 350 задач и ответов по экологии: пособие для студентов, учителей и учащихся общеобразовательных учреждений/И.А. Жигарев, О.Н. Пономарева, Н.М. Чернова.-М.: Дрофа, 2002. 4. Масленникова Н.П. Методика проведения школьных исследований по экологии растений.Методическое пособие. – Новокузнецк.: ИПК, 2000. – 20 с. | |
Дидактические материалы | |
1.Кубанцев Б.С. Упражнения, тесты, задачи по экологии/Б.С. Кубанцев, Н.И. Прилипко.-Волгоград: Перемена, 2005. 2.Мансурова С.Е. Практикум по общей биологии/ С.Е. Мансурова.-М.: Владос, 2006. | |
Компьютерные и информационно-коммуникационные средства обучения | |
1.Биология. Интерактивные творческие задания. Новый диск, 2014; 2.Республиканский мультимедиа центр. Биология 6-11 кл. Лабораторный практикум на 2 CD-ROM, 2014; 3.Образовательное пространство «Е-КМ школы»; 4. Экологический Центр «Экосистема». Экологические исследования школьников в природе. 4 CD-ROM, 2001 | |
Интернет-ресурсы | |
www.vokrugsveta.ru - «Вокруг света». www.geoclub.ru - Журнал «Гео». http://nauka.relis.ru - Журнал «Наука и жизнь». http://www.ecolife.ru/index.shtml - Журнал «Экология и жизнь». http://learnbiology.narod.ru/ - биология в интернете. http://dronisimo.chat.ru/homepage1/ob.htm - общая биология. http://www.wwf.ru/resources - раздел для любознательных. http://ecoclub.nsu.ru/books/ecodom/cont.htm - "Экодом в Сибири". http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr. - «Экология и права человека». | |
Технические средства | |
1.Интерактивная доска; 2. Ноутбук; 3.Проектор. | |
Учебно-практическое оборудование | |
1.Биологическая микро лаборатория; 2.Микроскоп; 3.Лупа; 4.Микропрепараты, 5.Лабораторное оборудование для опытов |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п | Дата | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия |
1 | 4 | Модуль «Куда деть ненужное, или город и отходы» | |||
2 | 14.10-15.10 | теория | 1 | Городская канализация: поучительная история. | |
3 | 14.10-15.10 | практика | 1 | Исследуем сточные воды. | |
4 | 14.10-15.10 | теория | 1 | Современная канализация: от квартиры до очистных сооружений. | |
5 | 14.10-15.10 | практика | 1 | На городской станции очистки воды. | |
6 | 4 | Модуль «Твердые бытовые отходы» | |||
7 | 14.10-15.10 | теория | 1 | Городской мир: цивилизация мусора? | |
8 | 14.10-15.10 | теория | 1 | Бытовые отходы: из чего они состоят? | |
9 | 14.10-15.10 | практика | 1 | Проводим инвентаризацию бытового мусора | |
10 | 14.10-15.10 | практика | 1 | Изучаем упаковку и боремся с излишествами | |
11 | 8 | Модуль «Физические поля в городе» | |||
12 | 14.10-15.10 | теория | 1 | Город и шумовое загрязнение | |
13 | 14.10-15.10 | практика | 1 | Ищем нарушителей тишины | |
14 | 14.10-15.10 | теория | 1 | Мой дом – моя крепость: бытовые источники шума. | |
15 | 14.10-15.10 | практика | 1 | Внутреннее расследование, или в борьбе за тихое жилище. | |
16 | 14.10-15.10 | теория | 1 | Электрошок поневоле. | |
17 | 14.10-15.10 | практика | 1 | Внутреннее расследование, или уходим от патогенных зон. | |
18 | 14.10-15.10 | теория | 1 | Экология жилища | |
19 | 14.10-15.10 | практика | 1 | По собственной квартире | |
20 | 14.10-15.10 | практика | 1 | Итоговое занятие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная программа по предмету «Туризм» 5 класс Авторы-составители: Учитель географии -- Чиркова Нина Павловна
Учебно-воспитательный процесс требует от учащегося школы в основном умственного напряжения, в то время как биологическая сущность ребенка направлена на активную физическую деятельность и непосредствен...
Программа дополнительного образования "Изучаем английский"
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Изучаем английский»Цель программы:Создание условий по формированию языковых способностей, развитие индивидуальности учащихся...
Программа дополнительного образования «Изучай английский»
Программа для изучающих английский язык и для студентов колледжей юридического профиля...
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа " Изучаем английский с удовольствием"
Занятия английским языком в период летних каникул помогут учащимся совершенствовать свои знания, умения и навыки и убедиться в практическом значении иностранного языка в организации общения, приобрете...
Дополнительная образовательная программа "Экологические исследования в природе и городе"
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Экологические исследования в природе и городе" разработана для детей 13-18 лет, увлеченных экологией как наукой. Ребята в ходе о...
За страницами учебника (Дополнительная программа по русскому языку 9 класс)
Данная программа дополнительного образования призвана повысить интерес к изучению русского языка. Педагогическая целесообразность программы в том, что регулярные занятия позволяют привлечь к русскому ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Изучаем природу"
Данная внеурочная программа разработана для учащихся 8 класса. Включает в себя теорию и практические работы. Освещены темы: механика, теплота, электричество, оптика и магнетизм....