Задания направлены на формирование естественнонаучной грамотности для обучающихся 8 класса и проверки знаний национально-регионального компонента по зоологии.
олимпиадные задания по биологии (8 класс)
задания по зоологии для формирования естественнонаучной грамотности и проверки знаний национально-регионального компонента
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_dlya_uchashchihsya_napravlennye_na_formirovanie_estestvenno_nauchnoy_gramotnosti.docx | 116.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Степанова Светлана Васильевна
Учитель химии и биологии МБОУ «Бичурская СОШ № 1»
Животный мир Бурятии.
Задания направлены на формирование естественнонаучной грамотности для обучающихся 8 класса и проверки знаний национально-регионального компонента по зоологии.
Цель: : разработка заданий, направленных на развитие естественно-научной грамотности обучающихся и умение использовать естественнонаучные знания.
Задачи: Умение работать с источниками знаний по теме.
Умение аргументировать полученные ответы.
Умение проанализировать полученные знания и применять их на практике.
Текст
Дети из кружка « Юный биолог», получили задание изучить животный мир Бурятии. Анализируя полученную информацию из книг и интернета, ребята выяснили, что животный мир республики чрезвычайно разнообразен. Здесь можно увидеть обитателей степей, жителей тайги, тундры и скалистых гор.
Например, в мондинской котловине живут суслики, лисы, пищухи. В лесных зонах прячутся белки, куницы, колонок, ондатры. Встречаются баргузинский соболь, зайцы, бурые медведи, кабаны, рыси. Из копытных: лоси, изюбри, косули, кабарга. Из птиц: тетерева, глухари, рябчики, куропатки, сойки, кедровки, дятлы. Обитатели высокогорного пояса: северные олени и сибирские горные козлы. Большинство из них внесено в Красную книгу Бурятии. В числе прочих исчезающих видов следует вспомнить таких животных как: выдра, росомаха, байкальская нерпа, балобан, большой подорлик, алтайский улар, ушастая сова, сплюшка, клушица, гадюка обыкновенную, остромордая лягушка.
Особенно редким гостем среди млекопитающих Бурятии, занесенным в Красную книгу России, является снежный барс. Помимо него, в Бурятии обитают не менее редкие архары и красные волки. Среди промысловых видов здесь часто встречаются ондатры, длиннохвостые суслики, изюбри, олени, косули, кабарга, ласка и заяц-беляк.
В степях обитает множество грызунов, таких, как: тушканчики, суслики, заяц-толай, табарган. Из хищников попадаются хорьки, солонгой, ласки, горностаи, волки и лисицы. Среди степных птиц типичными представителями являются куропатки, жаворонки и дрофы.
Настоящим символами и сокровищами Байкала считаются омуль, живородящая рыба – голомянка, а также байкальская нерпа - уникальный пресноводный тюлень , тайна, появления которой в озере не раскрыта и по сей день. Здесь также водятся: байкальский осетр, щуки, сомы, лещи, окуни, карпы, а также белый байкальский хариус, даватчан, сорога и сиг.
Из хищных птиц – белохвостый орлан и многие другие редкие виды.
Задание 1.
Изучая животный мир Байкала, ребята узнали, что настоящим символами и сокровищами Байкала считаются омуль, живородящая рыба – голомянка, а также байкальская нерпа - уникальный пресноводный тюлень , тайна, появления которой в озере не раскрыта и по сей день.
Байкальская нерпа принадлежит к семейству тюленей и образует отдельный вид. Это одно единственное млекопитающее животное на Байкале.
Какое из следующих утверждений лучше всего доказывает уникальность этого животного?
- Байкальская нерпа реликт третичной фауны.
- Байкальская нерпа является эндемиком Байкала.
- Байкальская нерпа единственный в мире вид тюленя, который живет в пресной воде.
- Байкальская нерпа занесена в Красную книгу.
Характеристика задания:
1. Содержательная область/тип научного знания
- Живые системы (биология)
2. Компетентностная область оценки:
-применение е/н методов исследования
3. Контекст:
- Окружающая среда
При этом каждая из ситуаций может рассматриваться на одном из трех уровней:
- местном/ национальном
4. Уровень сложности: низкий
5. Форма ответа:
-выбор одного из многих вариантов
- 6. Объект оценки: применять соответствующие естественно-научные знания для объяснения явлений.
7. Максимальный балл: 1
8. Способ проверки: автоматический
9. Содержание критерия: За что 1 балл, за что 2 балла, за что 3 балла, 0 баллов
Система оценивания | |
Балл | Содержание критерия |
1 | Выбран ответ 3 |
0 | Выбраны другие варианты ответа или ответ отсутствует |
Задание 2.
Изучая особенности животного мира Мондинской котловины, юннаты узнали, что там живут суслики, лисы, пищухи. В лесных зонах прячутся белки, куницы, колонок, ондатры. Встречаются баргузинский соболь, зайцы, бурые медведи, кабаны, рыси. Из копытных: лоси, изюбри, косули, кабарга. Из птиц: тетерева, глухари, рябчики, куропатки, сойки, кедровки, дятлы. Обитатели высокогорного пояса: северные олени и сибирские горные козлы. Большинство из них внесено в Красную книгу Бурятии. В числе прочих исчезающих видов следует вспомнить таких животных как: выдра, росомаха, байкальская нерпа, балобан, большой подорлик, алтайский улар, ушастая сова, сплюшка, клушица, гадюка обыкновенная, остромордая лягушка.
Имея сведения об исчезающих видах животных Бурятии и используя знания, полученные на уроках биологии, установите соответствие между представителями животного мира и классами, к которым они принадлежат.
Вид животного | Класс |
Выдра |
|
Балобан |
4.Млекопитающие |
Остромордая лягушка |
3.Птицы 4.Млекопитающие |
Гадюка обыкновенная | 1.Пресмыкающиеся 2.Земноводные 3.Птицы 4.Млекопитающие |
Характеристика задания:
1. Содержательная область/тип научного знания
- Живые системы (биология)
2. Компетентностная область оценки:
применение е/н методов исследования
интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов
3. Контекст:
- Окружающая среда
При этом каждая из ситуаций может рассматриваться на одном из трех уровней:
- местном/ национальном
4. Уровень сложности: средний
5. Форма ответа:
множественный выбор
- 6. Объект оценки: применять соответствующие естественно-научные знания для объяснения явлений.
7. Максимальный балл: 2
8. Способ проверки экспертом
9. Содержание критерия:
Система оценивания | |
Балл | Содержание критерия |
2 | Верно установлены все 4 класса животных: Выдра – 4 млекопитающее, балобан -3 птицы, остромордая лягушка – 2 земноводные, гадюка обыкновенная – 1 пресмыкающиеся |
1 | Верно указаны 3 позиции |
0 | Правильное соответствие 1 или 2 позиций или ответ отсутствует |
Задание 3.
Заинтересовавшись обитателями степей Бурятии, ребята выяснили, что там обитает множество грызунов, таких, как: тушканчики, суслики, заяц-толай, табарган. Из хищников попадаются хорьки, солонгой, ласки, горностаи, волки и лисицы. Среди степных птиц типичными представителями являются куропатки, жаворонки и дрофы.
Прочитав энциклопедию юннаты узнали, что у хищников и грызунов, есть отличия , которые позволяют им « мирно» сосуществовать друг с другом на одной территории.
Грызуны. Сильно развиты резцы, жевательная поверхность коренных зубов уплощена. | Хищники Острые клыки, коренные зубы имеют высокие и острые гребни и бугорки. |
Опираясь на данные, представленные на рисунках, запишите свой ответ на вопрос:
С чем связаны отличия между грызунами и хищниками, о которых написано под рисунками?
Характеристика задания:
1. Содержательная область/тип научного знания:
- Живые системы (биология)
2. Компетентностная область оценки:
-научное объяснение явлений с элементами описания
3. Контекст:
Окружающая среда
- глобальный
4. Уровень сложности сложный
5. Форма ответа:
- задание с развернутым ответом
6. Объект оценки: применять соответствующие естественно-научные знания для объяснения явлений.
7. Максимальный балл: 3
8. Способ проверки: экспертом.
9. Содержание критерия: За что 1 балл, за что 2 балла, за что 3 балла, 0 баллов
Система оценивания | |
Балл | Содержание критерия |
3 | Дан ответ, где указано:
|
2 | Дан ответ, в котором говорится о разной пище. Указано об особенностях строения зубов грызунов, но не указаны особенности строения зубов хищников, или наоборот , есть информация о хищниках, и нет информации о грызунах. |
1 | Дан только ответ о разной пище, или один из двух других ответов, о строении зубов хищника или грызуна. |
0 | Дан другой ответ или ответ отсутствует. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
задания по теме «Практика формирования естественнонаучной грамотности на уроках географии и биологии».
В данной работе представлены задания по теме "Практика формирования естественнонаучной грамотности на уроках географии и биологии"...
Разработка инструментария формирования естественнонаучной грамотности обучающихся по географии
Разработайте задание для школьников, направленное на развитие способности научно обосновывать явления, применять методы естественнонаучного исследования или задание, направленное на развитие мет...
«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».
ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...
Разработка уникального задания на развитие естественнонаучной грамотности для обучающихся 10-11 классов. Задача "Биотехнология: достижения и перспективы развития"
Разработка уникального задания на развитие естественнонаучной грамотности дляобучающихся 10-11 классов. Задача "Биотехнология: достижения и перспективы развития"...
Методическая разработка по формированию естественнонаучной грамотности обучающихся
Технологичекая разработка урока по химии для 8 класса...
Практическая работа. Задание на развитие естественнонаучной грамотности для обучающихся 10-11 классов. Аутосомно-доминантный тип наследования .
Предмет: Биология (генетика).Курс: Общая биология.Класс: 10-11.Цель: Развитие естественнонаучной грамотности учащихся при изучении раздела «Основы генетики» в курсе об...
Учебные задания, направленные на формирование естественнонаучной грамотности
Задания по оцениванию ЕНГ должны быть направлены на проверку компетентностей и при этом основываться на реальных жизненных ситуациях. Типичный блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, ...