Практическая работа. Задание на развитие естественнонаучной грамотности для обучающихся 10-11 классов. Аутосомно-доминантный тип наследования .
материал по биологии (10, 11 класс)

Дэр Валентина Павловна

 

Предмет: Биология (генетика).

Курс: Общая биология.

Класс: 10-11.

Цель: Развитие естественнонаучной грамотности учащихся при изучении раздела «Основы генетики» в курсе общей биологии.  

Задачи:  1. Формировать умение актуализировать знания, использовать их для принятия решения.

2. Развивать навыки использования естественнонаучных знаний для решения реальных жизненных задач.

3. Уметь работать с составными текстами (сопоставлять, сравнивать, делать заключение).

  1. Находить точную информацию в тексте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_prakticheskaya_rabota.doc436 КБ

Предварительный просмотр:

 Задание на развитие естественнонаучной грамотности для обучающихся 10-11 классов.

Аутосомно-доминантный тип наследования .

Составитель:

учитель биологии МБОУ

«СОШ им. Г.И. Успенского» д. Сябреницы

Дэр Валентина Павловна.

 Предмет: Биология (генетика).

Курс: Общая биология.

Класс: 10-11.

Цель: Развитие естественнонаучной грамотности учащихся при изучении раздела «Основы генетики» в курсе общей биологии.  

Задачи:  1. Формировать умение актуализировать знания, использовать их для принятия решения.

2. Развивать навыки использования естественнонаучных знаний для решения реальных жизненных задач.

3. Уметь  работать с составными текстами (сопоставлять, сравнивать, делать заключение).

  1. Находить точную информацию в тексте.

Использованные источники:

  1. Пасечник В.В. Биология. 11 класс. – М.: Просвещение, 2021.   
  2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования  [Электронный ресурс]. - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282455/
  3.   https://sestra-miloserdiya.ru/content/fil 
  4. http://paranormal-news.ru/news/afrikanskoe_plemja_kleshnenogikh/2015-03-24-10629

Текст задачи.

От осинки не родятся апельсинки.

(народная мудрость)

В генетике выделяют различные типы наследования признаков. Под типом наследования признака обычно понимают наследование той или иной характерной особенности организма в зависимости от того,

  • в аутосомной или половой хромосоме располагается определяющий ее аллель,
  • а также является ли аллель доминантным или рецессивными.

В связи с этим выделяют следующие основные типы наследования: 1) аутосомно-доминантный, 2) аутосомно-рецессивный, 3) сцепленное с полом доминантное наследование и 3) сцепленное с полом рецессивное наследование. Из них отдельно выделяют 4) ограниченный полом аутосомный и 5) голандрический типы наследования. Кроме того, существует 6) митохондриальное наследование.

Рассмотрим особенности первого типа наследования, т. е. аутосомно- доминантного. При аутосомно-доминантном типе наследования признак (болезнь) проявляется, если ген находится в доминантном состоянии. Например (в задачах по медицинской генетике) люди с генотипом Aa, AA - больны (есть доминантный ген A), генотип здорового человека будет записан как - aa.

Примеры болезней, которые наследуются по аутосомно-доминантному типу: синдром Марфана, хорея Хантингтона, нейрофиброматоз I типа. Примеры признаков человека с аутосомно-доминатным типом наследования: карий цвет глаз, праворукость.

На родословной аутосомно-доминантный тип наследования можно узнать по следующим признакам:

  • Болезнь проявляется в каждом поколении семьи (передача по вертикали)
  • Здоровые дети больных родителей имеют здоровых детей
  • Мальчики и девочки болеют одинаково часто

Соотношение больных и здоровых 1:1.

Задание.1. По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), выделенного черным цветоми и объясните свой выбор. Определите генотипы родителей и детей во втором поколении.

Задание 2.Шестипалый мужчина женился на женщине с нормальным количеством пальцев. Определить характер наследования признака и генотипы всех лиц на родословной.

Задание 3.

На юге Африки давно ходили слухи о странном племени «клешненогих» людей. Этим рассказам всегда придавали не больше значения, чем любым другим подобным россказням. Однако, представителей диковинного племени сравнительно недавно удалось найти и даже сфотографировать. Глава семьи, в которой пятеро детей, двое из них - пятипалые, трое - двупалые, Мхахлани Малисе рассказал:«Когда я был маленьким, я даже не подозревал, что во мне есть что-то необычное. Моя мать тоже была двупалой и многие мои сородичи по племени. Мне казалось, что у всех людей может быть на ногах либо по два, либо по пять пальцев, как, скажем, у одних животных есть рога, а у других их нет. Никаких неприятностей мои ноги мне не доставляют. Те, у кого по пять пальцев на ногах, ходят ничуть не лучше меня; всю жизнь я чувствовал себя очень сильным и ещё не так давно регулярно ходил пешком до Франсистауна и назад.  Среди моих друзей было много подобных мне самому, и никогда в нашем племени двупалые не считались особыми людьми. Насколько я помню, в то время у нас в деревне было человек пятьдесят двупалых». Мхахлани Малисе, перебравшись в Ботсвану, женился здесь на местной  пятипалой девушке, она родила ему пятерых детей. Первые двое были вполне обычные дети, у последующих троих оказалась клешневидная ступня.

В медицине такой признак называется эктродактилия.  В мире он встречается у 1 младенца из 90 тысяч новорожденных.  Составьте схему наследования признака в семье  Мхахлани Малисе. Предположите причину устойчивости мутации в данном племени.

Задание 4.  В браке женщины с большими глазами и прямым носом и мужчины с маленькими глазами и римским носом родились четверо детей, половина из которых имела большие глаза и половина - римский нос. Определите генотип матери, если большие глаза (А) и римский нос (В) – доминантные признаки. 1)Ааbb 2)AaBB 3)AABB 4)AaBb

Лист ответов.

Задание1. Деятельность. Открытый ответ.

Если признак встречается не в каждом поколении, то он рецессивный. Он не может быть сцеплен с Х-хромосомой, т.к. признак не был проявлен у отца больной женщины. Следовательно, этот признак аутосомный рецессивный.


Генотипы родоначальников Аа х Аа.
Генотип больной женщины аа, ее брата – АА или Аа.
Поскольку у потомства второго поколения этот признак не проявился, то муж больной женщины АА, все их дети Аа.

 

Оценивание. Правильное объяснение типа наследования -1б. Определены генотипы всех указанных лиц — по одному баллу за каждый правильно определённый генотип.

Задание2. Деятельность . Открытый ответ .

  • Аутосомно-доминантный тип наследования.
  •  Ген полидактилии доминирует.
  • Все больные гетерозиготны.
  • все здоровые люди гомозиготны по рецессивному признаку.

Есть все элементы ответа. По одному баллу за каждый элемент.

 
Задание3. Деятельность. Анализ текста и составление родословной по нему. Высказывание  аргументированного предположения сохранения данного признака в племени.

Составлена родословная, из которой видно, что генотип  Мхахлани Малисе Аа, его жена аа. Дети гетерозиготные двупалые и рецессивные гомозиготные пятипалые. Расщепление признака в соотношении 1:1. Признак двупалости является доминантным. Выдвинуто предположение о том, что эта   мутация вряд ли исчезнет в результате естественного отбора, так как не делает человека ущербным. (И это так: сапади - великолепные бегуны, они лазают по деревьям как обезьяны, перепрыгивая с одного дерева на другое. Иногда члены племени не слезают с деревьев по нескольку дней, собирая плоды, листья и личинки насекомых ). Одной из причин такой мутации могут быть  близкородственные браки внутри племени.

Задание 4. Деятельность.  Анализ условия задачи:

  тип скрещивания - дигибридное (две пары признаков);

  тип задачи - обратная (даны фенотипы родителей, расщепление среди потомков, определить генотип матери);

 тип наследования – независимое (отсутствуют указания на другие типы наследования)

 тип взаимодействия генов – полное доминирование (есть информация в условии задачи);

 закономерность – III закон Менделя

Дано: А – большие глаза а – маленькие глаза В – римский нос в - прямой нос Р ♀ большие глаза, прямой нос × ♂ маленькие глаза, римский нос F1 - 4, большие глаза и римский нос -

 2 Решение: Р ♀ А- bb × ♂ ааВ-

                      бол. пр.            мал. Рим.

 Расщепление в потомстве по первому признаку 1:1, генотип ♂ аа → генотип ♀ Аа. Расщепление в потомстве по второму признаку 1:1, генотип ♀ bb → генотип ♂ Bb. Р ♀ Аa bb × ♂ ааВb бол. пр. мал. Рим.

 Ответ: генотип матери Ааbb


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие естественнонаучной грамотности на уроках биологии

В данной работе предлагается с помощью особых типов задач развивать естественно-научную грамотность на уроках биологии. Использование таких заданий помогает развить универсальные учебные действия, учи...

Разработка уникального задания на развитие естественнонаучной грамотности для обучающихся 10-11 классов. Задача "Биотехнология: достижения и перспективы развития"

Разработка  уникального задания на развитие естественнонаучной грамотности дляобучающихся 10-11 классов. Задача "Биотехнология: достижения и перспективы развития"...

Формирование и развитие естественнонаучной грамотности обучающихся на уроках биологии, химии и географии

Формирование и развитие естественнонаучной грамотности обучающихся на уроках биологии, химии и географии...

Особенности развития естественнонаучной грамотности обучающихся 6-7 классов в рамках курса внеурочной деятельности «Мир, в котором мы живем»

С 2021 года в ГБОУ СОШ № 464 Пушкинского района СПб осуществляется реализация курса внеурочной деятельности для 6-7-х классов "Мир, в котором мы живем", одним из авторов-составителей которой...

Задания направлены на формирование естественнонаучной грамотности для обучающихся 8 класса и проверки знаний национально-регионального компонента по зоологии.

задания по зоологии для формирования естественнонаучной грамотности и проверки знаний национально-регионального компонента...

« Формирование функциональной естественнонаучной грамотности у обучающихся СПО на уроках химии и биологии»

В техникуме агроветтехнологий создаются условия, обеспечивающие возможность формирования функциональной грамотности обучающихся на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных спос...