АДАПТИРОВАННА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей с ОВЗ с нарушениями ОДА по учебному курсу «Биология»
рабочая программа по биологии (7 класс)

АДАПТИРОВАННА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей с ОВЗ с нарушениями ОДА

по учебному курсу «Биология» 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adapt_rp_bio7_kl_oda_.docx59.84 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 962»

(ГБОУ Школа № 962)

Москва 127562, Санникова, дом 3, корп. 3

телефон/факс (499) 903-16-19                                         Е-mail: 962@edu.mos.ru

ОКПО 42436295, ОГРН 1027700527667,   ИНН/КПП 7715107749/771501001

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ Школа

№ 962

_____________________

«      » ____________ 201___

        СОГЛАСОВАНО

        Зам. директора по УВР

        ____________________

 «      »____________201___

             РАССМОТРЕНО

               на заседании МО

                __________________

          протокол  № _____от_______

    «      »_____________201___

АДАПТИРОВАННА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей с ОВЗ с нарушениями ОДА

по учебному курсу «Биология»

(адаптированна на основе примерной программы «Биология»; УМК под редакцией Н.И. Сонина (основное общее образование)

 по учебному курсу «Биология»

 

в     7           классе

на ______2019-2020___ учебный год

Учитель                 Титова И.В.

Количество часов:

всего  68 ч- классно урочная форма обучения(34ч-индивидуальная форма обучения) ;

в неделю 2ч- классно урочная форма обучения (1 ч- индивидуальная форма обучения )

Учебник-  Н.И. Сонин,  В.Б.  Захаров, Н.И. Сонин. « Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения». 7 класс. (линия "Живой организм")
 

2019  год

АДАПТИРОВАННА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей с ОВЗ  с нарушениями ОДА по учебному курсу «Биология»

(адаптированная на основе примерной программы «Биология»; УМК под редакцией Н.И. Сонина (основное общее образование)

 

Пояснительная записка

 

Адаптированная рабочая программа курса «Биология» для учащихся  7 классов с ОВЗ составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.

Курс (линейный) изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров (линейный курс), Москва, издательство «Дрофа», 2014 г.  

 Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.

Цель программы: Создание педагогическо-предметной среды с целью социально-персональной реабилитации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Задачи программы: 

-Обеспечение условий для реализации прав обучающегося с ОВЗ на получение образования.

 -  Организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с

учащимся с особенностями развития.  

- Сохранение и укрепление здоровья, обучающегося с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса.

- Формирование уважительного отношения к природе родного края.

-Осознание целостности, ценности и многообразия окружающего мира, своего места в нем.

- Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

- Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения

  эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

При обучении учащихся 7-х классов    с ОВЗ необходима адаптация учебной программы при сохранении общего объёма содержания обучения.

Основное внимание обращается на овладение обучающимся практическими умениями и навыками, уменьшение объёма теоретических сведений, перенесение отдельных тем или целых разделов для обзорного, ознакомительного изучения, так как усложняющийся в основной школе материал, насыщенность его теоретических разделов, объём представляют значительные трудности для детей с ОВЗ, которые отличаются низким уровнем развития восприятия, недостатками в мыслительной деятельности, сниженным уровнем познавательной активности, недостаточной продуктивностью непроизвольной памяти, нарушениями  грамматического строя, что отрицательно влияет на успешность их обучения и воспитания. Ознакомительно изучаются все темы раздела «Живой организм. Строение и изучение», «Многообразие живых организмов».

      1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

    1.1 Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА по варианту 6.1.

     Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП)                                      для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее АООП НОДА) – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию

     Группа обучающихся с НОДА по варианту 6.1.:

дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с применением ортопедических средств, имеющие нормальное психическое развитие и разборчивую речь.

    Достаточное интеллектуальное развитие у этих детей часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной внушаемостью.

Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни.      

    Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:

 - обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

- требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам;

- необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;

- индивидуализация обучения требуется в большей степени, чемдля нормально развивающегося ребёнка;

- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды.

  Дети с НОДА нуждаются в различных видах помощи (в сопровождении на уроках, помощи в самообслуживании), что обеспечивает необходимые в период начального обучения щадящий режим, психологическую и коррекционно-педагогическую помощь.

2.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата адаптированной основной общеобразовательной программы НОО и ООО

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

обучающимися с НОДА АООП соответствуют ФГОС

Личностные результаты освоения АООП.

Личностные результаты освоения АООП соответствуют ФГОС НОО:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,  умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, буружному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения АООП.

Метапредметные результаты освоения АООП соответствуют ФГОС:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и

жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации но родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

 

Предметные результаты освоения АООП

Предметные результаты освоения АООП соответствуют ФГОС.      

В         результате         изучения         курса         «Биология.         Многообразие         живых организмов» ученик должен: иметь представление о:

- основных царствах живых организмов

- факторах эволюции

- особенностях         строения и жизнедеятельности организмов разных систематических групп

- значении         в природе         и жизни человека представителей         разных систематических групп

          уметь:

распознавать крупные таксоны, к которым принадлежит организм давать определение основным терминам

сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей близких систематических групп

распознавать и описывать строение представителей крупных таксонов объяснять роль различных организмов в природе и жизни человека находить нужную информацию в учебнике, интернете, дополнительной литературе работать в группах, в парах   соотносить строение органов и систем органов с условиями жизни и выполняемой функцией           использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выращивания культурных растений, и домашних животных

          использования окружающей живой природы для адаптации в любых условиях

Содержание программы

Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения.   7 класс.

(68 часов, 2 часа в неделю классно- урочная система обучения,

 34 часа- индивидуальная форма обучения)

Раздел 1. От клетки до биосферы (12 ч)

Тема 1.1. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ СИСТЕМ (3 ч)

Разнообразие форм живого на Земле. Понятие об уровнях организации жизни: клетки, ткани, органы, организмы. Виды, популяции и биогеоценозы. Общие представления о биосфере. 

Демонстрация

Таблицы, иллюстрирующие особенности организации клеток, тканей и органов.

Организмы различной сложности.

Границы и структура биосферы. 

Тема 1.2. Ч. ДАРВИН О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВИДОВ (2 ч) Причины многообразия живых организмов. Явления наследственности и изменчивости. Искусственный отбор; породы домашних животных и культурных растений. Понятие о борьбе за существование и естественном отборе.

Демонстрация

Породы животных и сорта растений.

Близкородственные виды, приспособленные к различным условиям существования.

Тема 1.3. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (4 ч)

Подразделение истории Земли на эры и периоды. Условия существования жизни на древней планете. Смена флоры и фауны на Земле: возникновение новых и вымирание прежде существовавших форм.

Демонстрация. Представители фауны и флоры различных эр и периодов.

Тема 1.4. СИСТЕМАТИКА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (2 ч)

Искусственная система живого мира; работы Аристотеля, Теофраста. Система природы К. Линнея. Основы естественной классификации живых организмов на основе их родства. Основные таксономические категории, принятые в современной систематике.

Демонстрация. Родословное древо растений и животных.

Лабораторные и практические работы.

Практическая 1 Определение систематического положения домашних животных.

Раздел 2. Царство Бактерии (4 ч)

Тема 2.1. ПОДЦАРСТВО НАСТОЯЩИЕ БАКТЕРИИ (2 ч)

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Строение прокариотической клетки, наследственный аппарат бактериальной клетки. Размножение бактерий.

Демонстрация. Строение клеток различных прокариот.

Лабораторные и практические работы. 

Практическая 2 Зарисовка схемы строения прокариотической клетки, схемы размножения бактерий.

Тема 2.2. МНОГООБРАЗИЕ БАКТЕРИЙ (3 ч)

Многообразие форм бактерий. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот, их распространённость и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение. Профилактика инфекционных заболеваний.

Раздел 3. Царство Грибы (8 ч)

Тема 3.1. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ГРИБОВ (2 ч)

Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов.

Демонстрация 

Схемы строения представителей различных систематических групп грибов.

Различные представители царства Грибы.

Строение плодового тела шляпочного гриба.

Лабораторные и практические работы.

Лабораторная 1 Строение плесневого гриба мукора.

Тема 3.2. МНОГООБРАЗИЕ И ЭКОЛОГИЯ ГРИБОВ ( 4 ч)

Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Оомикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение грибов, их роль в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Болезнетворные грибы, меры профилактики микозов.

Демонстрация, 

Схемы, отражающие строение и жизнедеятельность различных групп грибов;

муляжи плодовых тел шляпочных грибов, натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы.

Практическая 3 Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

Тема 3.3. ГРУППА ЛИШАЙНИКИ (2 ч)

Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников. Особенности жизнедеятельности, распространённость и экологическая роль лишайников. Демонстрация.

Схемы строения лишайников.

Различные представители лишайников.

Раздел 4. Царство Растения (36 ч)

Тема 4.1. ГРУППА ОТДЕЛОВ ВОДОРОСЛИ: СТРОЕНИЕ, ФУНКЦИИ, ЭКОЛОГИЯ ( 8 ч)

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зелёные водоросли, Бурые водоросли и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.

Демонстрация.

Схемы строения водорослей различных отделов.

Лабораторные и практические работы.

Лабораторная 2 Изучение внешнего вида и строения водорослей.

Тема 4.2. ОТДЕЛ МОХОВИДНЫЕ (2 ч)

Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Демонстрация.

Схема строения и жизненный цикл мхов.

Различные представители мхов.

Лабораторные и практические работы.

Лабораторная 3 Изучение внешнего вида и строения мхов.

Тема 4.3. СПОРОВЫЕ СОСУДИСТЫЕ РАСТЕНИЯ: ПЛАУНОВИДНЫЕ, ХВОЩЕВИДНЫЕ, ПАПОРОТНИКОВИДНЫЕ  (4 ч)

Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение и роль в биоценозах.

Демонстрация. 

Схемы строения и жизненные циклы плауновидных и хвощевидных.

Различные представители плаунов и хвощей.

Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные.

Схема цикла развития папоротника. Различные представители папоротников.

Лабораторные и практические работы.

Лабораторная 4 Изучение внешнего вида и строения спороносного хвоща.

Лабораторная 5 Изучение внешнего вида и внутреннего строения папоротников (на схемах).

Тема 4.4. СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ. ОТДЕЛ ГОЛОСЕМЕННЫЕ ( 6 ч) 

Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространённость голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.

Демонстрация.

Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны.

Различные представители голосеменных.

Лабораторные и практические работы.

Лабораторная 6 Изучение строения хвои и шишек хвойных растений (на примере местных видов).

Лабораторная 7 Изучение строения и многообразия голосеменных растений*.

 

Тема 4.5. ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ) РАСТЕНИЯ  9 ч)

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространённость цветковых, их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Демонстрация. 

Схема строения цветкового растения, строения цветка.

Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение).

Представители различных семейств покрытосеменных растений.

Лабораторные и практические работы. 

Лабораторная 8 Изучение строения покрытосеменных растений*.

Практическая 4 Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения*.

Тема 4.6. ЭВОЛЮЦИЯ РАСТЕНИЙ (4 ч)

Возникновение жизни и появление первых растений. Развитие растений в водной среде обитания. Выход растений на сушу и формирование проводящей сосудистой системы. Основные этапы развития растений на суше.

Демонстрация.

Изображение ископаемых растений, схемы, отображающие особенности их организации.

Лабораторные и практические работы. 

Практическая 5 Построение родословного древа царства Растения.

Раздел 5. Растения и окружающая среда (8 ч)

Тема 5.1. РАСТИТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА. МНОГООБРАЗИЕ ФИТОЦЕНОЗОВ (4 ч)

Растительные сообщества — фитоценозы. Видовая и пространственная структура растительного сообщества; ярусность. Роль отдельных растительных форм в сообществе.

Демонстрация.

Плакаты и видеоролики, иллюстрирующие разнообразие фитоценозов.

Лабораторные и практические работы. 

Практическая 6 Составление таблиц, отражающих состав и значение отдельных организмов в фитоценозе.

Тема 5.2. РАСТЕНИЯ И ЧЕЛОВЕК ( 3 ч)

Значение растений в жизни планеты и человека. Первичная продукция и пищевые потребности человека в растительной пище. Кормовые ресурсы для животноводства. Строительство и другие потребности человека. Эстетическое значение растений в жизни человека.

Демонстрация

Способы использования растений в народном хозяйстве и в быту.

Лабораторные и практические работы. 

Практическая 7 Разработка проекта выращивания сельскохозяйственных растений на школьном дворе.

Тема 5.3. ОХРАНА РАСТЕНИЙ И РАСТИТЕЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ ( 3 ч)

Причины необходимости охраны растительных сообществ. Методы и средства охраны природы. Законодательство в области охраны растений.

Демонстрация.

Плакаты и информационные материалы о заповедниках, заказниках, природоохранительных мероприятиях.

Лабораторные и практические работы. 

Практическая 8 Разработка схем охраны растений на пришкольной территории.  

Повторение - 2ч

Тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Количество часов

Раздел 1. От клетки до биосферы

12

Вводный урок

1

1

Тема 1.1. Многообразие живых систем

3

2

Тема 1.2. Ч. Дарвин о происхождении видов

2

3

Тема 1.3.  История развития жизни на земле

4

4

Тема 1.4. Систематика живых организмов

2

Раздел 2. Царство Бактерии

 5

5

Тема 2.1. Подцарство Настоящие бактерии

2

6

Тема 2.2. Многообразие бактерий

 3

Раздел 3. Царство Грибы

8

7

Тема 3.1. Строение и функции грибов

2

8

Тема 3.2. Многообразие и экология грибов

4

9

Тема 3.3. Группа лишайники

2

Раздел 4. Царство Растения

36

10

Тема 4.1. Группа отделов водоросли; строение, функции, экология

6

11

Тема 4.2. Отдел Моховидные

2

12

Тема 4.3. Споровые сосудистые растения: плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные

 4

13

Тема 4.4. Семенные растения. Отдел Голосеменные

 6

14

Тема 4.5. Покрытосеменные (Цветковые) растения

 9

15

Тема 4.6. Эволюция растений

4

Раздел 5. Растения и окружающая среда

 10

16

Тема 5.1. Растительные сообщества. Многообразие фитоценозов

4

17

Тема 5.2. Растения и человек

 3

18

Тема 5.3. Охрана растений и растительных сообществ

 3

Повторение

2

Итого

 68

Календарно-тематическое планирование курса 68 часов

№ п/п

Дата проведения

Тема урока

Основное содержание

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые  результаты

Домашнее задание

Раздел 1. От клетки до биосферы  (12 часов)

1

Вводный урок

Основные сведения о строении и функциях клеток, тканей, органов и систем органов растений и животных.

Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: 

— основные понятия и термины: «искусственный отбор», «борьба за существование», «естественный отбор»;

— основные уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный;

— подразделение истории Земли на эры и периоды;

— искусственную систему живого мира; работы Аристотеля, Теофраста; систему природы К. Линнея;

— принципы построения естественной системы живой природы. Учащиеся должны уметь:

 — в общих чертах описывать механизмы эволюционных преобразований;

 — объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни;

— иметь представление о естественной системе органической природы;

— давать аргументированную критику ненаучных мнений о возникновении и развитии жизни на Земле. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: 

— различать объем и содержание понятий;

— различать родовое и видовое понятия в наименовании вида;

— определять аспект классификации и проводить классификацию;

— выстраивать причинно следственные связи.

2

Многообразие живых систем

Разнообразие форм живого на Земле. Уровни организации живой природы.  Понятие об уровнях организации жизни: клетки, ткани органы, организмы.

Определяют и анализируют понятия «биология», «уровни организации», «клетка», «ткань», «орган», «организм», «биосфера», «экология». Определяют значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества. Составляют краткий конспект текста урока, готовятся к устному выступлению

3

Многообразие живых систем

Виды, популяции и биогеоценозы. Вид, признаки вида. Вид как основная систематическая категория живого. Популяция как форма существования вида в природе. Популяция как единица эволюции. Естественная экосистема (биогеоценоз).

4

Многообразие живых систем

Общие представления о биосфере. Биосфера – глобальная экосистема. В. И. Вернадский – основоположник учения о биосфере

5

Ч. Дарвин о происхождении видов.

Причины многообразия живых организмов. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции.  Явления наследственности и изменчивости. Наследственность и изменчивость – свойства организмов.  Искусственный отбор; породы домашних животных и культурных растений.

Определяют и анализируют основные понятия: «наследственность», «изменчивость». Знакомятся с основными этапами искусственного отбора в сельском хозяйстве и в быту. Анализируют логическую цепь событий, делающих борьбу за существование неизбежной. Строят схемы действия естественного отбора в постоянных и изменяющихся условиях существования. Составляют развернутый план урока.

6

Ч. Дарвин о происхождении видов.

Основные движущие силы эволюции в природе. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Понятие о борьбе за существование и естественном отборе.

7

История развития жизни на Земле.

Подразделение истории Земли на эры и периоды.

Знакомятся с историей Земли как космического тела. Анализируют обстоятельства, приведшие к глобальным изменениям условий на планете. Характеризуют растительный и животный мир палеозоя, мезозоя и кайнозоя. Анализируют сходство и различие в организации жизни в разные исторические периоды. Составляют картины фауны и флоры эр и периодов (работа в малых группах).

8

История развития жизни на Земле.

Условия существования на древней планете.

9

История развития жизни на Земле.

Смена флоры  на Земле: возникновение новых и вымирание прежде существовавших форм. Усложнение растений  в процессе эволюции. Происхождение основных систематических групп растений.

10

История развития жизни на Земле.

Смена  фауны на Земле: возникновение новых и вымирание прежде существовавших форм. Усложнение  животных в процессе эволюции. Происхождение основных систематических групп животных.

11

Систематика живых организмов.

Классификация организмов. Принципы классификации. Искусственная система живого мира; работы Аристотеля, Теофраста. Система природы К. Линнея.

Определяют понятия: «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения», «царство Животные». Проводят анализ признаков живого: клеточного строения, питания, дыхания, обмена веществ, раздражимости, роста, развития, размножения. Характеризуют принципы искусственной классификации организмов по К. Линнею. Учатся приводить примеры искусственных классификаций живых организмов, используемых в быту. Составляют план параграфа .

12

Систематика живых организмов.

Основы естественной классификации живых организмов на основе их родства. Основные таксономические категории, принятые в современной систематике.

П.р.№1 «Определение систематического положения домашних животных»

Раздел 2. Царство Бактерии  (5 часа)

13

Подцарство Настоящие бактерии

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов.

Выделяют основные признаки бактерий, дают общую характеристику прокариот. Определяют значение внутриклеточных структур, сопоставляют его со структурными особенностями организации бактерий. Выполняют зарисовку различных форм бактериальных клеток. Готовят устное сообщение по теме «общая характеристика прокариот».

Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: 

— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;

— разнообразие и распространение бактерий; — роль бактерий в природе и жизни человека;

— методы профилактики инфекционных заболеваний. Учащиеся должны уметь: 

— давать общую характеристику бактерий;

— характеризовать формы бактериальных клеток;

— отличать бактерии от других живых организмов; — объяснять роль бактерий в природе и жизни человека. Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;

— разрабатывать план-конспект темы, используя дополнительные источники информации; — готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников; — пользоваться поисковыми системами Интернета.

14

Подцарство Настоящие бактерии

Бактерии,их строение и жизнедеятельность. Строение прокариотической клетки, наследственный аппарат бактериальной клетки. Размножение бактерий.

П.р.№2 «Зарисовка схемы строения прокариотической клетки, схемы размножения бактерий»

15

Многообразие бактерий

Многообразие форм бактерий. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот.

Характеризуют понятия «симбиоз», «клубеньковые, или азотфиксирующие бактерии», «бактерии деструкторы», «болезнетворные микроорганизмы», «инфекционные заболевания», «эпидемия». Оценивают роль бактерий в природе и жизни человека. Составляют план-конспект темы «Многообразие и роль микроорганизмов»

16

Подцарство Настоящие бактерии

17

Многообразие бактерий

Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Распространѐнность и роль в биоценозах, экологическая роль и медицинское значение.  Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.

Раздел 3. Царство  Грибы (8 часов)

18

Строение и функции Грибов.

Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов.

Л.р.№1 «Строение плесневого гриба мукора»

Характеризуют современные представления о происхождении грибов. Выделяют основные признаков строения и жизнедеятельности грибов. Распознают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приѐмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Дают определение понятия «грибы-паразиты растений и животных» (головня, спорынья и др.).

Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: 

— основные понятия, относящиеся к строению про- и эукариотической клеток; — строение и основы жизнедеятельности клеток гриба;

— особенности организации шляпочного гриба;

— меры профилактики грибковых заболеваний. Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику грибам; — объяснять строение грибов и лишайников; — приводить примеры распространѐнности грибов и лишайников; — характеризовать роль грибов и лишайников в биоценозах; — определять несъедобные шляпочные грибы;

— объяснять роль грибов в природе и жизни человека. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;

— пользоваться биологическими словарями и справочниками для поиска определений биологических терминов; — разрабатывать план-конспект темы, используя дополнительные источники информации;

— готовить сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников; — пользоваться поисковыми системами Интернета

19

Строение и функции Грибов.

Отличительные особенности грибов.  Основные черты организации многоклеточных грибов.

20

Многообразие и экология грибов

Многообразие грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота. Особенности жизнедеятельности и распространение

Готовят микропрепараты и проводят наблюдение строения мукора и дрожжевых грибов под микроскопом. Проводят сопоставление увиденного под микроскопом с приведѐнными в учебнике изображениями. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека. Составляют план параграфа.

2 1

Многообразие и экология грибов

Многообразие грибов. Отделы:

Базидоимикота, Омикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение

22

Многообразие и экология грибов

Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты.

23

Многообразие и экология грибов

Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами.  

П.р.№3 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»

24

Группа Лишайники.

Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников.

Характеризуют форму взаимодействия организмов — симбиоз. Приводят общую характеристику лишайников. Проводят анализ организации кустистых, накипных, листоватых лишайников. Распознают лишайники на таблицах и в живой природе. Оценивают экологическую роль лишайников. Составляют план — конспект сообщения «Лишайники».

25

Группа Лишайники.

Особенности жизнедеятельности, распространѐнность и экологическая роль лишайников. Лишайники, их роль в природе и жизни человека.

Раздел 4. Царство Растения (31 часов)

26

Группа отделов Водоросли; строение, функции, экология

Основные признаки растений. Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей.  

Характеризуют основные черты организации растительного организма. Получают представление о возникновении одноклеточных и многоклеточных водорослей. Дают общую характеристику водорослей, их отдельных представителей. Выявляют сходство и отличия в строении различных групп водорослей на гербарном материале и таблицах. Характеризуют роль водорослей в природе и жизни человека. Составляют план-конспект темы «Многообразие водорослей», готовят устное сообщение об использовании водорослей в пищевой и микробиологической промышленности.

Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: 

— основные методы изучения растений;

— основные группы растений (Водоросли, Моховидные, Хвощевидные, Плауновидные, Папоротниковидные, Голосеменные, Цветковые), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие; — роль растений в биосфере и жизни человека;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику царства Растения;

— объяснять роль растений биосфере;

— характеризовать основные группы растений (Водоросли, Моховидные, Хвощевидные, Плауновидные, Папоротниковидные, Голосеменные, Цветковые); — объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;

— характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли;

— объяснять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: 

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в дополнительных источниках, анализировать и оценивать еѐ, переводить из одной формы в другую

27

Группа отделов Водоросли; строение, функции, экология

Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли.

Л.р.№2 «Изучение внешнего вида и сттроения водорослей»

28

Группа отделов Водоросли; строение, функции, экология

Многообразие водорослей: отдел Зелѐные водоросли

29

Группа отделов Водоросли; строение, функции, экология

Многообразие водорослей: отделы  Бурые водоросли и Красные водоросли.

 30

Группа отделов Водоросли; строение, функции, экология

Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.

31

Группа отделов Водоросли; строение, функции, экология

Контрольно-обобщающий урок по теме «Группа отделов Водоросли»

32

Отдел Моховидные

Высшие споровые растения (мхи), отличительные особенности. Особенности организации.

Л.р.№3 «Изучение внешнего вида и строения мхов»

Дают общую характеристику мхов. Различают на гербарных образцах и таблицах различных представителей моховидных. Проводят сравнительный анализ организации различных моховидных. Характеризуют распространение и экологическое значение мхов. Составляют конспект параграфа.

33

Отдел Моховидные

Высшие споровые растения (мхи), многообразие. Особенности  жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

34

Споровые сосудистые растения: плауновидные, хвощевидные, папоротниковид ные

Высшие споровые растения (плауны), отличительные особенности. Отдел Плауновидные; особенности организации

Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Дают общую характеристику хвощевидных, плауновидных и папоротниковидных. Проводят сравнение высших споровых растений и идентифицируют их представителей на таблицах и гербарных образцах. Зарисовывают в тетрадь схемы жизненных циклов высших споровых растений. Характеризуют роль мхов, хвощей, плаунов и папоротников в природе и жизни человека. Составляют план- конспект по темам «Хвощевидные», «Плауновидные» и «Строение, многообразие и экологическая роль папоротников».

35

Споровые сосудистые растения: плауновидные, хвощевидные, папоротниковид ные

Высшие споровые растения (хвощи), отличительные особенности. Отдел Хвощевидные; особенности организации.

Л.р.№4 «Изучение внешнего вида и строения спороносящего хвоща».

36

Споровые сосудистые растения: плауновидные, хвощевидные, папоротниковид ные

Высшие споровые растения (папоротники), отличительные особенности. Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации.

Л.р.№5 «Изучение внешнего вида и внутреннего строения папорот ников (на схемах)»

37

Споровые сосудистые растения: плауновидные, хвощевидные, папоротниковид ные

Высшие споровые растения (папоротники), многообразие. Жизненный цикл папоротников. Распространение и их роль в биоценозах.

38

Семенные растения. Отдел Голосеменные

Отдел Голосеменные, отличительные особенности. Происхождение и особенности организации Голосеменных растений

Знакомятся с современными представлениями о возникновении семенных растений. Дают общую характеристику Голосеменных растений, отмечают прогрессивные черты сопровождавшие их появление. Описывают представителей Голосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы. Зарисовывают схему цикла развития сосны. Рассказывают о значении Голосеменных в природе и жизни человека

 39

Семенные растения. Отдел Голосеменные

Строение тела, жизненные формы голосеменных.

40

 

Семенные растения. Отдел Голосеменные

 

Размножение голосеменных (на примере сосны)

Л.р.№6 «Изучение строения хвои и шишек хвойных растений (на примере местных видов)»

41

 

Семенные растения. Отдел Голосеменные

 

Отдел Голосеменные,  многообразие. Распространенность голосеменных.

Л.р.№7 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений»*.

42

Семенные растения. Отдел Голосеменные

Роль голосеменных в биоценозах и практическое значение.

43

Семенные растения. Отдел Голосеменные

Контрольно-обобщающий урок по теме «Семенные растения. Отдел Голосеменные»

44

Покрытосеменн ые (цветковые) растения

Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Происхождение покрытосеменных растений.

Получают представление о современных научных взглядах на возникновение Покрытосеменных растений. Дают общую характеристику Покрытосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление. Описывают представителей Покрытосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы. Составляют таблицу «сравнительная характеристика классов однодольных и двудольных». Зарисовывают схему цикла развития цветкового растения. Характеризуют растительные формы и объясняют значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека.

 45

Покрытосеменн ые (цветковые) растения

Особенности организации Покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы Покрытосеменных.

46

 

Покрытосеменн ые (цветковые) растения

 

Размножение покрытосеменных.

Л.р.№8 «Изучение строения покрытосеменных растений».

 47

Покрытосеменн ые (цветковые) растения

Систематика отдела Покрытосеменные. Классы Однодольные и Двудольные.  Признаки классов Однодольные и Двудольные.

 48

Покрытосеменн ые (цветковые) растения

Класс Однодольные, основные семейства (2 семейства однодольных): лилейные, злаки.  

 49

Покрытосеменн ые (цветковые) растения

Класс  Двудольные, основные семейства (6 семейств двудольных растений): крестоцветные,  розоцветные, мотыльковые, пасленовые, сложноцветные

50

Покрытосеменн ые (цветковые) растения

Многообразие цветковых растений. Распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.

51

Покрытосеменн ые (цветковые) растения

П.р.№4 «Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения»*.

52

Покрытосеменн ые (цветковые) растения

Контрольно-обобщающий урок по теме «Покрытосеменные (Цветковые) растения.

53

Эволюция растений

Возникновение жизни и появление первых растений. Развитие растений в водной среде обитания.

Знакомятся с материалистическими представлениями о возникновении жизни на Земле. Характеризуют развитие растений в водной среде обитания. Объясняют причины выхода растений на сушу. Дают определение понятию «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растений на суше. Составляют конспект параграфа.

54

Эволюция растений

Выход растений на сушу и формирование проводящей сосудистой системы. Усложнение растений  в процессе эволюции.

55

Эволюция растений

Основные этапы развития растений на суше . Происхождение основных систематических групп растений.

П.р.№5 «Построение родословного древа царства Растения».

 56

Контрольно-обобщающий урок по теме «Царство Растения»

Растения. Группы растений, особенности строения и их представители

Тестовые задания по типу ЕГЭ.

Раздел 5. Растения и окружающая среда ( 10 часов)

 57

Растительные сообщества. Многообразие фитоценозов

Растительные сообщества — фитоценозы.

Дают определение понятия «фитоценоз». Характеризуют различные фитоценозы: болото, широколиственный лес, еловый лес, сосновый лес, дубраву, луг и другие. Объясняют причины и значение ярусности. Составляют план-конспект параграфа и готовят устные сообщения (работа в малых группах).

Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — определение понятия «фитоценоз»; — видовую и пространственную структуру растительного сообщества, ярусность;— роль растений в жизни планеты и человека; — необходимость сохранения растений в любом месте их обитания. Учащиеся должны уметь: — определять тип фитоценоза; — выявлять различия между естественными и искусственными фитоценозами; — обосновывать необходимость природоохранительных мероприятий. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — существующую программу курса; — учебники и другие компоненты учебно-методического комплекта; — иллюстративный и вспомогательный учебный материал (таблицы, схемы, муляжи, гербарии и т. д.); — осознавать целостность природы; взаимосвязанность и взаимозависимость происходящих в ней процессов. Учащиеся должны уметь: — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; — составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке; — разрабатывать план-конспект темы, используя дополнительные источники информации; — готовить устные сообщения и письменные доклады на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников; — пользоваться поисковыми системами Интернета; — объяснять необходимость ведения хозяйственной деятельности человека с учѐтом особенностей жизнедеятельности живых организмов; — под руководством учителя оформлять отчѐт о проведѐнном наблюдении, включающий описание объектов наблюдения, его результаты и выводы; — организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.). Личностные результаты обучения — соблюдение учащимися правил поведения в природе; — осознание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; — умение реализовывать теоретические познания на практике; — осознание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; — понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; — проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; — привить любовь к природе, чувства уважения к учѐным, изучающим растительный мир, эстетические чувства от общения с растениями; — признание учащимися права каждого на собственное мнение; — готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; — умение аргументированно отстаивать свою точку зрения; — критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственность за их результаты; — понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; — умение слушать и слышать другое мнение, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения

 58

Растительные сообщества. Многообразие фитоценозов

Видовая и пространственная структура растительного сообщества; ярусность.

 59

Растительные сообщества. Многообразие фитоценозов

Роль отдельных растительных форм в сообществе.

60

Растительные сообщества. Многообразие фитоценозов

П.р.№6 «Составление таблиц, отражающих состав и значение отдельных организмов в фитоценозе»

6 1

Растения и человек

Значение растений в жизни планеты и человека. Первичная продукция и пищевые потребности человека в растительной пище. Кормовые ресурсы для животноводства.

Объясняют экологическую роль растений, их значение как первичных продуцентов органической биомассы. Характеризуют роль растений в удовлетворении пищевых потребностей человека. Определяют понятие «агроценоз» и сравнивают его с естественными сообществами растений. Анализируют значение растений в строительстве, производстве бумаги, других производственных процессах.  

62

Растения и человек

Строительство и другие потребности человека. Эстетическое значение растений в жизни человека.

  

63

Растения и человек

П.р.№7 «Разработка проекта выращивания сельскохозяйственных растений на школьном дворе».

Обосновывают необходимость выращивания декоративных растений, пользу разбивки парков, скверов в городах. Составляют план урока и готовят устное сообщение (работа в малых группах).

64

Охрана растений и растительных сообществ

Причины необходимости охраны растительных сообществ. Методы и средства охраны природы.

Обосновывают необходимость природоохранной деятельности. Описывают специальные природоохранительные территории: парки, заповедники, заказники и т. д.   Составляют конспект параграфа и готовят устные сообщения об охране растений

65

Охрана растений и растительных сообществ

Законодательство в области охраны растений.

 

66

Охрана растений и растительных сообществ

П.р.№8  «Разработка схем охраны растений на пришкольной территории»

Разрабатывают планы мероприятий по защите растений на пришкольной территории (работа в ма лых группах).

Повторение (2 часа)

67

Обобщение и повторение курса  "Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс"

Обобщение и систематизация знаний. Подготовка к итоговой контрольной работе.

Повторяют и обобщают материал тем, отвечают на вопросы, решают задания

 68

Итоговая контрольная работа за курс «Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс»

Воспроизводят изученный материал, решая задания контрольной работы

Календарно-тематическое планирование. 34 ч (индивидуальная форма обучения)

Содержание учебного предмета

Раздел 1. От клетки до биосферы

1

Многообразие живых организмов

2

Ч. Дарвин о происхождении видов

3

История развития  жизни на Земле

4

Систематика живых   организмов

5

Обобщение  и систематизация знаний по теме «От клетки до биосферы»

Раздел 2. Царство Бактерии

6

Строение прокариотической клетки. Подцарство настоящие бактерии.

7

Многообразие и роль бактерий

Раздел 3. Царство Грибы

8

Строение и функции    Грибов

9

Многообразие грибов

10

Экология грибов

11

Группа Лишайники

12

Контрольная работа по теме «Бактерии» и «Грибы»

Раздел 4. Царство Растения

13

 Основные признаки растений

14

Группа отделов Водоросли; строение, функции

15

Многообразие  и экология водорослей

16

Отдел Моховидные

17

Споровые сосудистые  растения: плауновидные, хвощевидные

18

Отдел папоротниковидные

19

Обобщение и систематизация знаний по теме «Водоросли и высшие споровые растения»

20

Отдел Голосеменные растения.

21

Лабораторная работа «Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны»

22

Многообразие     голосеменных.

23

Происхождение         и особенности     строения      покрытосеменных.

24

Систематика    отдела Покрытосеменные.

25

Семейства        класса Двудольные     растения.

26

Лабораторная работа  «Строение шиповника»

27

Семейства        класса Однодольные   растения.

28

 Лабораторная работа    «Строение пшеницы»

29

Многообразие,     распространение покрытосеменных.

30

Эволюция растений

31

Промежуточная итоговая аттестация

Раздел 5. Растения и окружающая среда

32

Растительные сообщества. Многообразие фитоценозов

33

Растения и человек

34

Охрана растений и    растительных сообществ

35

Заключительный урок.

Система оценки достижений планируемых результатов освоения образовательной программы для обучающихся с ОВЗ

 Биология

Оценка устных ответов:

- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изучаемого материал;

-полнота ответа;

-умение на практике применять свои знания;

-последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» - понимание материала; с помощью учителя умеет обосновать и сформулировать ответ.

Оценка «4»- при ответе допускаются неточности; ошибки в речи; ошибки в речи исправляет только с помощью учителя.

Оценка «3»- материал излагается недостаточно полно и последовательно; допускается ряд ошибок в речи; ошибки исправляет только с помощью учителя или учащихся.

Оценка «2»- незнание большей части изучаемого материала, не использует помощь учителя и учащихся.

Оценка практических работ.

Оценка «5» -работа выполнена без ошибок, но допускаются исправления самим учеником.

Оценка «4»- допущено 1-2 ошибки.

Оценка «3»-допущено 3-5 ошибок.

Оценка «2»- допущено 6-8 ошибок.

При небрежном выполнении работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв, оценка снижается на один балл.

При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.

 Планируемые результаты изучения учебного предмета «Биология»

Живые организмы

Выпускник научится:

• выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

• аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;

• аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

• осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

 • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

• объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;

• выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

• различатьпо внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

• сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

• знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

• находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;  

• основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

• использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

• создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

• работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Материально-техническое, учебно-методическое, информационное обеспечение учебного процесса

Литература

1.Примерные программы по учебным предметам. Биология.5-9 классы: проект. - М: Просвещение,2012,-54с. - (Стандарты второго поколения).

2.Учебник В.Б. Захаров, Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс – М: Дрофа, 2013 – 255с

3.Сонин Н.И., Биология. Рабочая тетрадь Многообразие живых организмов.

7 класс. - М.: Дрофа, 2015.

4. Тематическое и поурочное планирование по биологии. 7 класс к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов».

5.Методическое пособие /Л.Д. Парфилова, И.А. Шмарина – М: Издательство «Экзамен», 2006

6. Козлова  Т.А.  Биология  в  таблицах.  6-11 кл:  Справ.  пособие.- М.:  Дрофа,  2004.6

7. Учебник для общеобразоват. уч. заведений.- М.: Дрофа, 2012 г, построенный по концентрическому типу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 4 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями4 классНазвание предмета: «Развитие речи и окружающий мир»Общее кол-во часов – 68 , кол-во часов в неделю ...

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Домоводство" (второй вариант)

Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 102 часа (исходя из ...

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Профильный труд" (второй вариант)

Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя...

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Изобразительное искусство" (второй вариант)

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 134 ча...

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Окружающий природный мир" (второй вариант)

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 68 часо...

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Окружающий социальный мир" (второй вариант)

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 102 ча...

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Математические представления" (второй вариант)

Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 102...