Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Окружающий природный мир" (второй вариант)
рабочая программа (5 класс) на тему
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени умственной отсталости, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.
Данная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 г., «Методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы.
Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций центральной психолого – медико – педагогической комиссии (далее ЦПМПК), сформулированных по результатам его комплексного обследования, с учетом индивидуального плана развития (далее ИПР).
В процессе формирования представлений о живой и неживой природе ученики получают знания о природных явлениях, о цикличности в природе – сезонных, суточных изменениях, учится устанавливать общие закономерности жизни природы. При изучении раздела «Почва» учащиеся знакомятся со свойствами почвы, ее составом, значением для жизни животных и человека. Ученики знакомятся с разнообразием животного и растительного мира, получают представление о среде обитания животных и растений. Внимание ребенка обращается на связь объектов живой и неживой природы. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями и, посильно участвуя в нем, ребенок приобретает и совершенствует навыки повседневного труда.
Много внимания в программе уделено вопросам бережного отношения к природе. В 5-м классе продолжается изучение жизненно важных органов человеческого организма. Программный материал рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Программа направлена на достижение следующих целей:
- формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Содержание предмета «Окружающий природный мир»: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».
Задачи, которые решаются в процессе обучения учеников следующие:
- формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы;
- формирование временных представлений, привлечение внимания учащихся к сезонным изменениям в природе родного края;
- формирование представлений о растительном и животном мире;
- формирование представлений о теле человека, о элементарных правилах здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma._okruzhayushchiy_prirodnyy_mir.docx | 24.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА №2124 «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ»»
«СОГЛАСОВАНО»
Педагогическим Советом
ГКОУ «Школа № 2124»
Протокол № ___ от «__» _______ 2018
«УТВЕРЖДЕНО»
Приказом директора
ГКОУ «Школа № 2124»
Приказ № ___ от «__» _______ 2018г
Директор ______ Колобаева И.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ)
ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР
5 КЛАСС
на 2018-2019 учебный год
(АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЁЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ВАРИАНТ 2)
Учитель: Семенова Д.Г.
Москва, 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена на основании адаптированной основой общеобразовательной программы (далее АООП) для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития, разработана в соответствии с требованиями федеральной государственной общеобразовательной системы (далее ФГОС).
Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций центральной психолого – медико – педагогической комиссии (далее ЦПМПК), сформулированных по результатам его комплексного обследования, с учетом индивидуального плана развития (далее ИПР). Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Цель:
- формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи:
- формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы;
- формирование временных представлений, привлечение внимания учащихся к сезонным изменениям в природе родного края;
- формирование представлений о растительном и животном мире;
- формирование представлений о теле человека, о элементарных правилах здорового образа жизни.
Общая характеристика учебного предмета
В процессе формирования представлений о живой и неживой природе ученики получают знания о природных явлениях, о цикличности в природе – сезонных, суточных изменениях, учится устанавливать общие закономерности жизни природы. При изучении раздела «Почва» учащиеся знакомятся со свойствами почвы, ее составом, значением для жизни животных и человека. Ученики знакомятся с разнообразием животного и растительного мира, получают представление о среде обитания животных и растений. Внимание ребенка обращается на связь объектов живой и неживой природы. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями и, посильно участвуя в нем, ребенок приобретает и совершенствует навыки повседневного труда. Много внимания в программе уделено вопросам бережного отношения к природе. В 5-м классе продолжается изучение жизненно важных органов человеческого организма. Программа предполагает формирование элементарных представлений о значении мозга человека, о правильной организации своей жизни.
Описание места учебного предмета в учебном плане:
Класс | 5класс |
Количество часов в неделю | 2 часа |
Итого в год | 68 часов |
Личностные результаты освоения учебного предмета:
Программа направлена на то, чтобы каждый ученик, как субъект учебно–познавательной деятельности, мог проявить свои личностные качества:
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут уметь:
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
- Интерес к объектам и явлениям неживой природы.
- Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.).
- Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
- Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
- Интерес к объектам живой природы.
- Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).
- Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.
- Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
3) Элементарные представления о течении времени.
- Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.
- Представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др.
Содержание учебного предмета:
Раздел | Краткое содержание раздела |
Сезонные изменения в природе. Долгота дня. | Долгота дня. Влияние солнца на смены времен года. Сутки. Долгота дня летом и зимой. Календарь. Восход и закат Солнца. |
Времена года. | Осень. Зима. Весна. Лето. Изменения в жизни растений, животных и человека в разные времена года. Сезонные полевые работы. |
Неживая природа. Почва. | Почва. Состав почвы. Песок, камни, глина. Рельеф земной поверхности. |
Живая природа. Растения. | Многообразие растений. Сравнение растений. Группы растений. Части растений. Съедобные злаки. Фрукты и овощи. Растения леса. Деревья. Ягодные кустарники. Деревья лиственные и хвойные. Для чего используют древесину. Лекарственные растения. Красная книга. Растения и животные Красной книги. |
Живая природа. Животные. | Дикие и домашние животные. Многообразие домашних животных. Многообразие домашних животных. Лошадь, корова, свинья, овца. Птицы. Строение птиц. Многообразие птиц. Птицы – защитники растений. Водоплавающие птицы. Утка, гусь, лебедь. Домашние утки и гуси. Сходство и различие диких и домашних птиц. Куры. Насекомые. Пчёлы. Продукты пчеловодства. |
Живая природа. Человек | Мозг человека. Строение мозга. Значение мозга человека. Профилактика травм мозга. Организация правильного распорядка дня. |
Приложение 1
Календарно - тематическое планирование
по предмету «Окружающий природный мир»
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Сезонные изменения в природе. Влияние солнца на смену времен года. | 1 |
2 | Сутки. Восход и закат Солнца. Долгота дня летом и зимой. Осенние месяцы. | 1 |
3 | Времена года. Осень Растения осенью. | 1 |
4 | Растения поля. Растения сада. Овощи. | 1 |
5 | Времена года. Осень. Растения осенью. Растения леса. | 1 |
6 | Времена года. Осень. Животные осенью. | 1 |
7 | Времена года. Осень Занятия людей осенью. Осенние полевые работы. | 1 |
8 | Съедобные злаки. | 1 |
9 | Неживая природа. Почва. | 1 |
10 | Неживая природа. Почва. Состав почвы. | 1 |
11 | Неживая природа. Почва. Песок. | 1 |
12 | Неживая природа. Почва. Глина. | 1 |
13 | Неживая природа. Почва. Камни. | 1 |
14 | Обобщающее занятие по теме "Почва. Состав почвы". | 1 |
15 | Неживая природа. Почва. Рельеф земной поверхности. | 1 |
16 | Живая природа. Растения. Многообразие растений. | 1 |
17 | Сравнение растений | 1 |
18 | Живая природа. Растения. Группы растений. | 1 |
19 | Живая природа. Растения. Части растений. Корни, стебли. | 1 |
20 | Времена года. Поздняя осень. Изменения в живой и неживой природе. | 1 |
21 | Живая природа. Растения. Части растений. Листья, цветы. | 1 |
22 | Живая природа. Растения. Части растений. Закрепление. | 1 |
23 | Живая природа. Растения. Растения сада. Деревья. | 1 |
24 | Живая природа. Растения. Растения сада. Ягодные кустарники. | 1 |
25 | Живая природа. Растения. Деревья лиственные и хвойные. | 1 |
26 | Живая природа. Парки. Растения парка поздней осенью. | 1 |
27 | Живая природа. Растения. Плоды и семена. | 1 |
28 | Живая природа. Растения. Овощи в питании человека. | 1 |
29 | Живая природа. Растения леса. Для чего используют древесину. | 1 |
30 | Живая природа. Растения. Огород. | 1 |
31 | Живая природа. Растения сада. Виды садовых растений. | 1 |
32 | Живая природа. Растения культурные и дикорастущие. | 1 |
33 | Живая природа. Лекарственные растения. | 1 |
34 | Живая природа. Красная книга. Растения и животные Красной книги. | 1 |
35 | Времена года. Зима. Изменения в живой и неживой природе зимой. | 1 |
36 | Времена года. Зима. Растения зимой. Зимние полевые работы. | 1 |
37 | Времена года. Зима. Растения зимой. Закрепление. | 1 |
38 | Времена года. Зима. Животные зимой. | 1 |
39 | Времена года. Зима. Животные зимой. Закрепление. | 1 |
40 | Времена года. Зима. Занятия людей зимой. | 1 |
41 | Обобщающее занятие. Времена года. Зима. | 1 |
42 | Обобщающее занятие по теме «Времена года. Зима». | 1 |
43 | Живая природа. Животные. Дикие и домашние животные. | 1 |
44 | Домашние животные. Многообразие домашних животных. | 1 |
45 | Домашние животные. Лошади. | 1 |
46 | Домашние животные. Коровы. | 1 |
47 | Домашние животные. Свинья. | 1 |
48 | Домашние животные. Овца. | 1 |
49 | Птицы. Строение птиц. Многообразие птиц. | 1 |
50 | Птицы – защитники растений. | 1 |
51 | Водоплавающие птицы. | 1 |
52 | Дикие птицы. Утка. Гусь. Лебедь. | 1 |
53 | Домашние птицы. Утки и гуси. | 1 |
54 | Сходство и различие диких и домашних птиц. | 1 |
55 | Домашние птицы. Куры. | 1 |
56 | Времена года. Сезонные изменения в природе весной. | 1 |
57 | Времена года. Весна. Растения весной. | 1 |
58 | Времена года. Весна. Животные весной. | 1 |
59 | Времена года. Весна. Занятия людей весной. Весенние полевые работы. | 1 |
60 | Живая природа. Насекомые. | 1 |
61 | Пчёлы. Продукты пчеловодства. | 1 |
62 | Человек. Мозг человека. | 1 |
63 | Человек. Сравнение мозга человека и животных. | 1 |
64 | Человек. Строение мозга человека. | 1 |
65 | Человек. Будь осторожен! | 1 |
66 | Человек. Режим дня. | 1 |
67 | Времена года. Лето. Сезонные изменения в природе летом. Растения летом. Животные летом. | 1 |
68 | Времена года. Лето. Занятия людей летом. Летние полевые работы. | 1 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Примерная адаптированная общеобразовательная программа образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
2. Матвеева Н.Б., Попова М.А., Куртова Т.О.. Ярочкина И.А. Мир природы и человека. Учебник для 4 класса образовательных учреждений. Реализующих адаптивные общеобразовательные программы – М.: Просвещение, 2018 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Домоводство" (второй вариант)
Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 102 часа (исходя из ...
Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Профильный труд" (второй вариант)
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя...
Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Изобразительное искусство" (второй вариант)
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 134 ча...
Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Окружающий социальный мир" (второй вариант)
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 102 ча...
Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Математические представления" (второй вариант)
Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 102...
Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Речь и альтернативная коммуникация" (второй вариант)
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана ...
Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Человек" (второй вариант)
Рабочая программа по учебному предмету «Человек» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя из 34 у...