Технологическая карта для 6 класса "Роль бактерий"
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Рикунова Наталья Евгеньевна

В технологической карте представлен комбинированный урок по обновлённому ФГОС для 6 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn_karta_rol_bakteriy.docx25.4 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель

Коротаева Галина Васильевна МКОУ «Орловская СОШ»

Предмет

биология

Класс

5

Дата проведения урока

22 декабря 2015 г.

Тема урока

Тема «Роль бактерий в природе и жизни человека»

Тип урока

Изучение нового материала

Форма урока

Групповая, индивидуальная

Информационно – методическое обеспечение урока

1.Презентация в формате PowerPoint

2. Видеоролики по теме занятия

3. Учебник  В.В. Пасечника Биология. Бактерии, грибы, растения 5 класс

Цель:  познакомить  обучающихся  с различными группами бактерий, раскрыть их роль в природе и жизни человека.

Задачи:

Образовательная: расширение представления о роли в природе различных групп бактерий и их практическом значении в жизни человека; формирование понимания роли бактерий в жизни на Земле

Развивающая: развитие у обучающихся умение анализировать и делать выводы; формировать способность использования творческого подхода при решении проблемы; формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни.

Воспитательная: формирование познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом, формирование способности видеть уникальность окружающего мира и воспитать бережное отношение к нему; применение полученных  знаний  о бактериях для обоснования способов хранения продуктов питания, профилактики заболеваний; воспитание сознательного отношения к учебной работе, самостоятельности.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: развитие интереса к изучению ранее незнакомых объектов живой природы, проведение простейших действий. способствующих формированию мотивации к познанию нового и научного мировоззрения.

Предметные: знакомство с многообразием бактерий. их ролью в природе и жизни человека.

Метапредметные: формирование навыков работы с текстом и иллюстрациями, описания биологических объектов и проведению сравнительной характеристики.

Технологическая карта урока

по теме   «Роль бактерий в природе и жизни человека»

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

1

Организационный момент

Добрый день, ребята! Присаживайтесь на свои места.

Меня зовут Галина Васильевна. Я учитель биологии в МКОУ «Орловская СОШ» и сегодня я у вас проведу урок.

Приветствуют учителя, определяют готовность к уроку

Познавательные: слушают учителя.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Регулятивные: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

 

2

Актуализация знаний обучающихся

Ребята, когда я к вам собиралась сегодня,  мои пятиклашки передали вам необычное видео. Давайте его посмотрим. Видео

Итак, чтобы разрешить спор девочек,  нам обходимо сегодня дружно и активно, поработать на уроке. Вы согласны?  

На экране кисломолочный продукт, корни фасоли с клубеньками, больной ОРВИ

Ребята, как вы думаете, что общего между стаканом скисшего молока, растением люпин, и больными ОРВИ?

(Их объединяет общая причина – бактерии)

      Мы живём в мире, плотно заселённом бактериями. На каждую клетку человеческого организма приходится около десяти клеток бактерий, живущих в том же организме. Конечно, если бы все эти бактерии были вредны для человека, вряд ли люди смогли бы выжить в таком окружении. Следовательно, наверняка бывают и положительные бактерии.

Проблема: Часто в разговорах наши бабушки, дедушки, родители, соседи говорят: отчего греется влажное сено? По какой причине скисает молоко? Почему подымается тесто? А вот прыщик, самый обыкновенный прыщик, почему он вскочил у меня на шее?

    Для того чтобы ответить на эти повседневные вопросы нам прежде всего нужно определить тему нашего сегодняшнего урока.

Ребята, какая же тема нашего урока?

Слушают, смотрят видеоролик, готовятся к ответу

Ответы обучающихся

Ответы обучающихся 

Обучающиеся называют тему урока

Коммуникативные: вступают в диалог, обмениваются мнениями

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

Регулятивные: ориентируются в материале; контролируют учебные действия; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

3

Изучение нового материала

Ребята, оказывается в нашей жизни, есть не только вредные бактерии, но и полезные, без которых ни мы, ни животные не можем обойтись.

Интересно вам узнать какие бактерии бывают? 

А для этого , я вам расскажу сказку. В некотором царстве, в некотором государстве под названием Бактерляндия жил-был царь. У него было четыре сына. Мирно жили в государстве братья. Сыновья  помогали отцу в управлении государством, но однажды   один из принцев решил захватить власть в свои руки. И наслал на жителей страны разные болезни. Три брата встали на защиту жителей и стали бороться со злом. Началась война. И казалось,  этой войне не будет конца. Чтобы остановить войну надо помирить братьев и вернуть спокойствие и порядок в государство.

 Ребята, давайте поможем государству Бактерляндия вернуть все на свои места, чтобы в царстве вновь наступил мир и порядок. Поможем? Задачи урока:  Речь пойдет на уроке о значении бактерий. Работа в парах, с помощью учебника

Ребята, чтобы наша работа по поиску новой информации была более эффективной, предлагаю разделиться на 4 группы (парты  расставлены заранее). Каждая группа получает необходимые материалы для работы.

Прочитайте внимательно инструкцию и приступайте к изучению нового материала, рассмотрите рисунки в учебнике. Каждая группа заполняет только свою строку в таблице. Группа 2 заполняет две строки в таблице. Материал параграфа состоит из четырех пунктов. Каждая группа работает  над своим вопросом.

1 группа «Бактерии разложения и гниения».

Выступление обучающихся первой группы

Бактерии гниения

Мы - бактерии гниения.

Нас не любят, к сожалению.

Портим мы у вас продукты:

Мясо, овощи и фрукты.

Портим всё: бумагу, сено.

Но нужны мы, несомненно:

Санитары мы Земли.

Трудимся без устали.

Кто уходит в мир иной,

Превращаем в перегной.

2 группа – « Почвенные бактерии»

Выступление обучающихся первой группы

Почвенные бактерии

Молодцы вы, но без нас

Не смогли бы жить растения.

Перегной мы после вас

Превращаем в удобрения

Минеральные. И вот

Корень в почве их найдёт,

В лист зелёный передаст.

Лист для всех живых создаст

Органическую пищу:

Для животных, человека,

Для бактерий и грибов.

Потому без лишних слов

Мы, признайте, лучше всех. 

3 группа - «Молочнокислые бактерии»

 Я главней! Ты - почвы житель.

Я же в почве жить не стану.

Превращаю в сыр, в сметану

Я парное молоко.

А ещё капусту сквашу,

Огурцы, томаты ваши

Сохраню я много дней.

Кукурузу, что скосили,

Превращу я в сочный силос.

Ну, скажите ж, кто нужней?!

4 группа – «Болезнетворные бактерии»

Мы тоже живём в кишечнике.

И с нами болеет он.

Я - палочка дизентерийная,

Холерный я вибрион.

Попробуй, не вымой руки,

Мы сразу тебя найдём.

Уж мы нe умрём от скуки.

Мы живо тебя изведём!

Ребята, вы успешно заполнили таблицу, сравните с таблицей на слайде.

Ребята, предлагаю немного подвигаться. Встаньте. Выполняйте движения.

Ответы обучающихся

Ответы обучающихся

Делятся на группы и выполняют задания

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениям.

Личностные: формируется научное представление на основе практической деятельности

Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме умеют извлечь существенную информацию из источников информации

4

Физкультминутка

Это лёгкая забава.

Это лёгкая забава —

Повороты влево-вправо.

Нам известно всем давно —

Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)

Приседаем быстро, ловко.

Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать,

Надо много приседать. (Приседания.)

А теперь ходьба на месте,

Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

Выполняют упражнения

5

Закрепление

Организует закрепление знаний.

Закрепление (Видеовопросы)

1.Какие бактерии превращают перегной в минеральные вещества, которыми затем питаются растения

2.Каких бактерии можно назвать «природными санитарами».

3.Какие бактерии поглощают из воздуха азот и обогащают почву его соединениями, живут в симбиозе с бобовыми растениями

4.Эти  бактерии участвуют в приготовление молочнокислых продуктов (творога, простокваши, масла, сметаны), силосования кормов, закваски капусты, засолки огурцов и помидоров

5.Эти бактерии вызывают инфекционные заболевания человека, животных

Ответы:

  1. Почвенные.
  2. Гнилостные.
  3. Клубеньковые.
  4. Молочнокислые.
  5. Болезнетворные.

Итак, ребята мы с вами навели идеальный  порядок в царстве  Бактерляндия и разрешили спор девочек. А также выяснили, какие бактерии положительную роль играют в природу и в жизни человека, а какие отрицательную роль.

Слушают учителя, просмотр видеороликов и ответы обучающихся

6

Рефлексия и  оценивание

Обучающимся предлагается оценить свою деятельность на уроке, дать оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности.

  • Сегодня на уроке я научился…
  • Своей работой на уроке я …
  • Урок заставил меня задуматься о …
  • А особенно мне удалось …
  • Я понял, что …
  • Мне было интересно, потому что …
  • Для меня стало открытием, что …

Оценивание с помощью сигнальных карточек

Оценка « 5»- синяя карточка

Оценка « 4»-желтая карточка

Оценка « 3»- красная карточка

Анализируют,  делают выводы, оценивают себя с помощью сигнальных карточек

Личностные: развитие способности объективно оценивать себя и анализировать условия достижения цели;

формирование позитивной моральной самооценки.

7

Домашнее задание

параграф 12 – читать, пересказывать, ответить на вопросы 1 – 8 с.63.  

Записываю домашнее задание

Личностные; развитие навыков активного слушания и правильной постановки вопросов; формирование способности формулировать и задавать вопросы. необходимые для организации собственной деятельности.

8

Подведение итогов

Комментарии учителя.
Итак, вы сегодня все очень хорошо работали, я очень вами довольна. Если вам что то не непонятно, то поднимите одну руку. Если вам всё было понятно, поднимите две руки и похлопайте себе. Молоды! Спасибо большое за урок! Вы можете быть свободны!

Слушают учителя

Личностные: проявляют интерес к занятию по изучаемой теме и результатам ее освоения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта Бактерии 5 класс.

Технологическая карта Бактерии5 класс....

Технологическая карта урока биологии в 5 классе, тема `Бактерии. Строение и жизнедеятельность`, по учебнику Пономаревой, ФГОС

Технологическая карта урока биологии в 5 классе, тема `Бактерии. Строение и жизнедеятельность`, по учебнику Пономаревой, ФГОС...

Технологическая карта урока " Значение бактерий в природе и жизни человека"

Конспект урока представлен в виде технологической карты, этапы урока соответствуют типологии уроков Шамовой Т.И., Давыденко Т.М. На данном уроке в соответствии с требованиями ФГОС формируются предметн...

Технологическая карта урока " Значение бактерий в природе и жизни человека"

Конспект урока представлен в виде технологической карты, этапы урока соответствуют типологии уроков Шамовой Т.И., Давыденко Т.М. На данном уроке в соответствии с требованиями ФГОС формируются предметн...

Технологическая карта учебного занятия "Бактерии: строение и жизнедеятельность"

Урок разработан на основе программы ФГОС современного обучения в 5 классе.Целью урока является  формирование представлений о Царстве «Бактерии» как живых организмах, населяющих все среды жизни, о...

технологическая карта по теме Бактерии 5 класс по ФГОС Н. И. Сонин

Технологическая карта конструирования урока биологии в 5 классе по формированию универсальных учебных действий в системно - деятельностном подходе...