1 | Организационный момент | Добрый день, ребята! Присаживайтесь на свои места. Меня зовут Галина Васильевна. Я учитель биологии в МКОУ «Орловская СОШ» и сегодня я у вас проведу урок. | Приветствуют учителя, определяют готовность к уроку | Познавательные: слушают учителя. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. Регулятивные: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку |
2 | Актуализация знаний обучающихся | Ребята, когда я к вам собиралась сегодня, мои пятиклашки передали вам необычное видео. Давайте его посмотрим. Видео Итак, чтобы разрешить спор девочек, нам обходимо сегодня дружно и активно, поработать на уроке. Вы согласны? На экране кисломолочный продукт, корни фасоли с клубеньками, больной ОРВИ Ребята, как вы думаете, что общего между стаканом скисшего молока, растением люпин, и больными ОРВИ? (Их объединяет общая причина – бактерии) Мы живём в мире, плотно заселённом бактериями. На каждую клетку человеческого организма приходится около десяти клеток бактерий, живущих в том же организме. Конечно, если бы все эти бактерии были вредны для человека, вряд ли люди смогли бы выжить в таком окружении. Следовательно, наверняка бывают и положительные бактерии. Проблема: Часто в разговорах наши бабушки, дедушки, родители, соседи говорят: отчего греется влажное сено? По какой причине скисает молоко? Почему подымается тесто? А вот прыщик, самый обыкновенный прыщик, почему он вскочил у меня на шее? Для того чтобы ответить на эти повседневные вопросы нам прежде всего нужно определить тему нашего сегодняшнего урока. Ребята, какая же тема нашего урока? | Слушают, смотрят видеоролик, готовятся к ответу Ответы обучающихся Ответы обучающихся Обучающиеся называют тему урока | Коммуникативные: вступают в диалог, обмениваются мнениями Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием Регулятивные: ориентируются в материале; контролируют учебные действия; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи |
3 | Изучение нового материала | Ребята, оказывается в нашей жизни, есть не только вредные бактерии, но и полезные, без которых ни мы, ни животные не можем обойтись. Интересно вам узнать какие бактерии бывают? А для этого , я вам расскажу сказку. В некотором царстве, в некотором государстве под названием Бактерляндия жил-был царь. У него было четыре сына. Мирно жили в государстве братья. Сыновья помогали отцу в управлении государством, но однажды один из принцев решил захватить власть в свои руки. И наслал на жителей страны разные болезни. Три брата встали на защиту жителей и стали бороться со злом. Началась война. И казалось, этой войне не будет конца. Чтобы остановить войну надо помирить братьев и вернуть спокойствие и порядок в государство. Ребята, давайте поможем государству Бактерляндия вернуть все на свои места, чтобы в царстве вновь наступил мир и порядок. Поможем? Задачи урока: Речь пойдет на уроке о значении бактерий. Работа в парах, с помощью учебника Ребята, чтобы наша работа по поиску новой информации была более эффективной, предлагаю разделиться на 4 группы (парты расставлены заранее). Каждая группа получает необходимые материалы для работы. Прочитайте внимательно инструкцию и приступайте к изучению нового материала, рассмотрите рисунки в учебнике. Каждая группа заполняет только свою строку в таблице. Группа 2 заполняет две строки в таблице. Материал параграфа состоит из четырех пунктов. Каждая группа работает над своим вопросом. 1 группа «Бактерии разложения и гниения». Выступление обучающихся первой группы Бактерии гниения Мы - бактерии гниения. Нас не любят, к сожалению. Портим мы у вас продукты: Мясо, овощи и фрукты. Портим всё: бумагу, сено. Но нужны мы, несомненно: Санитары мы Земли. Трудимся без устали. Кто уходит в мир иной, Превращаем в перегной. 2 группа – « Почвенные бактерии» Выступление обучающихся первой группы Почвенные бактерии Молодцы вы, но без нас Не смогли бы жить растения. Перегной мы после вас Превращаем в удобрения Минеральные. И вот Корень в почве их найдёт, В лист зелёный передаст. Лист для всех живых создаст Органическую пищу: Для животных, человека, Для бактерий и грибов. Потому без лишних слов Мы, признайте, лучше всех. 3 группа - «Молочнокислые бактерии» Я главней! Ты - почвы житель. Я же в почве жить не стану. Превращаю в сыр, в сметану Я парное молоко. А ещё капусту сквашу, Огурцы, томаты ваши Сохраню я много дней. Кукурузу, что скосили, Превращу я в сочный силос. Ну, скажите ж, кто нужней?! 4 группа – «Болезнетворные бактерии» Мы тоже живём в кишечнике. И с нами болеет он. Я - палочка дизентерийная, Холерный я вибрион. Попробуй, не вымой руки, Мы сразу тебя найдём. Уж мы нe умрём от скуки. Мы живо тебя изведём! Ребята, вы успешно заполнили таблицу, сравните с таблицей на слайде. Ребята, предлагаю немного подвигаться. Встаньте. Выполняйте движения. | Ответы обучающихся Ответы обучающихся Делятся на группы и выполняют задания | Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениям. Личностные: формируется научное представление на основе практической деятельности Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме умеют извлечь существенную информацию из источников информации |
5 | Закрепление | Организует закрепление знаний. Закрепление (Видеовопросы) 1.Какие бактерии превращают перегной в минеральные вещества, которыми затем питаются растения 2.Каких бактерии можно назвать «природными санитарами». 3.Какие бактерии поглощают из воздуха азот и обогащают почву его соединениями, живут в симбиозе с бобовыми растениями 4.Эти бактерии участвуют в приготовление молочнокислых продуктов (творога, простокваши, масла, сметаны), силосования кормов, закваски капусты, засолки огурцов и помидоров 5.Эти бактерии вызывают инфекционные заболевания человека, животных Ответы: - Почвенные.
- Гнилостные.
- Клубеньковые.
- Молочнокислые.
- Болезнетворные.
Итак, ребята мы с вами навели идеальный порядок в царстве Бактерляндия и разрешили спор девочек. А также выяснили, какие бактерии положительную роль играют в природу и в жизни человека, а какие отрицательную роль. | Слушают учителя, просмотр видеороликов и ответы обучающихся |
|
6 | Рефлексия и оценивание | Обучающимся предлагается оценить свою деятельность на уроке, дать оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности. - Сегодня на уроке я научился…
- Своей работой на уроке я …
- Урок заставил меня задуматься о …
- А особенно мне удалось …
- Я понял, что …
- Мне было интересно, потому что …
- Для меня стало открытием, что …
Оценивание с помощью сигнальных карточек Оценка « 5»- синяя карточка Оценка « 4»-желтая карточка Оценка « 3»- красная карточка | Анализируют, делают выводы, оценивают себя с помощью сигнальных карточек | Личностные: развитие способности объективно оценивать себя и анализировать условия достижения цели; формирование позитивной моральной самооценки. |