Технологическая карта Бактерии 5 класс.
материал (5 класс) по теме

Надежда Якушина

Технологическая карта Бактерии5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_bakterii5_klass._yakushina_n.n.docx40.15 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. Якушина Надежда Николаевна МБОУ «СОШ № 30 имени Н.Н. Колокольцова»

Калтанский городской округ, пос. Малиновка

Кемеровская область

Предмет: биология

Класс: 5

Тип урока: Вводный. Урок открытия новых знаний на основе ране изученного. 

Тема        

1.«Бактерии – крохотные разрушители органических веществ»

 2.«Мои биологические исследования. Устройство микроскопа и работа с ним».

Цель        

Формирование новых умений и знаний об обитателях земли, создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации, выявление уровня овладения системой знаний и умений. Опытом творческой деятельности.

Задачи:

Образовательные: формировать умение объяснять характерные признаки бактерий, их отличие от растений и животных;  особенности строения связанных с их образом жизни, питания, размножения и распространения , многообразия бактерий.

Развивающие: развивать умение работать с текстом учебника, выделять главное, анализировать, формулировать и решать проблемы, проводить простейшие эксперименты, умение использовать микроскоп для наблюдения за живыми организмами, делать выводы, развивать  теоретическое мышление.

Воспитательные: развивать творческие и коммуникативные способности обучающихся.

УУД:

Метапредметные и личностные результаты:

1. 

Регулятивные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
  2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  3. Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Познавательные УУД

  1. Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
  2. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
  3. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  4. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Коммуникативные УУД

  1. Сформировать умение слушать и понимать речь других людей.
  2. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Регулятивные УУД

  1. Формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Планируемые результаты:        

Предметные:

1.

  • сформировать умение рассказывать о строении бактерий;
  • сформировать умение объяснять, как строение бактерий связано с их образом жизни;
  • сформировать умение понимать смысл биологических терминов: бактерия, спора, цитоплазма, мембрана, клеточная стенка.

2.

  • Cформировать умение использовать микроскоп для наблюдения за живыми организмами.
  • Cформировать умение выполнять элементарные биологические исследования.

Основные понятия        

  • бактерия, спора, цитоплазма, мембрана, клеточная стенка.
  • диффузия

Межпредметные связи         

Физика, химия

Ресурсы:

основные

дополнительные

Учебник Биология «Обо всем живом», 5 класс : для общеобразовательных учреждений. – М.: Баласс, 2012 , Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С., задачник – практикум.

Презентация к уроку «Бактерии – крохотные разрушители органических веществ», микроскопы, электронный микроскоп,  лабораторное оборудование, культура сенной палочки, таблицы по ботанике “Строение бактерий”

(Технологическая карта урока составлена на основе технологической карты авторов: Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С).

Формы урока :

Ф- фронтальная, И – индивидуальная, П – парная.

Тип урока: комбинированный

Метод: по источнику передачи и восприятия информации: словесные, наглядные, практические;

проблемно- поисковые;

Технология        

  1. Работа с текстом по технологии продуктивного чтения.
  2. ИКТ
  3. ТОУУ

1.«Бактерии – крохотные разрушители органических веществ»

2.«Мои биологические исследования. Устройство микроскопа и работа с ним».

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Оборудование

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

1.Организационный момент

Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие в царство…  Кто это такие, вы узнаете сегодня на нашем уроке.

Но перед тем как отправится в путешествие, по этому царству, я предлагаю вам хорошо подготовиться к нему. А для этого мы должны проверить наши знания по предыдущей теме.

Презентация

Слайды 1-39

2.Проверка домашнего задания

§ 8, задание 3 в учебнике на с. 57, письменно.

Задачи 8.1, 8.4–8.6 из задачника-практикума на выбор.

Ответ устно

Изучение нового материала.

1.«Бактерии –крохотные разрушители органических веществ»

Проблемная ситуация и актуализация знаний.

1.  Постановка проблемной ситуацией из учебника. Диалог Антошки и биолога, с. 60.

  • Предположи, какие вопросы мог бы задать биологу Антошка в продолжение этого диалога. Сравни с авторским вариантом (стр.171).

Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке?

Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске.

Как устроена бактерия? Как она питается? 1

2. – Расскажите мне, что вы уже знаете о бактериях из своего жизненного опыта и начальной школы.

Учитель фиксирует на доске понятия, названные ребятами, в случае необходимости комментирует их связь с данной темой. 1

– Какую роль играют бактерии?

(3-й класс.)

– Что такое инфекционные болезни? (3-й класс.)

– Как могут изменяться молекулы? (§ 8.)

– Какие химические реакции ты знаешь? (§ 8.)

Чтение диалога

Антошка: Как же бактерии питаются, ведь у таких маленьких существ наверняка нет рта?

Биолог: Рта, конечно, нет. Но они обходятся без него.

Высказывание гипотез:

Запись темы урока в тетрадь

Запись в тетрадь понятия - бактерия

Ответить  на вопросы под плашкой «Вспоминаем то, что знаем» с. 60

Актуализация знаний по изученному параграфу 8

Регулятивные УУД

1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Коммуникативные УУД

1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

Совместное открытие знаний

Физкультминутка

1. – На какие вопросы учебник предлагает найти ответы (см. с. 60)?

1) Из каких частей состоит тело бактерии?

2) Какими свойствами живых организмов обладают бактерии?

(Зафиксируем их на доске и будем писать ответы по мере изучения в таблицу).

2. – Можно ли увидеть бактерии? Что можно сказать о бактериях (рисунок 9.1 на с. 60)?

.

3. – В какой среде им лучше жить? Почему?

Максимум.

– Одиночные или колониальные? Как лучше? .

Составьте таблицу.    2  3  4

4. – Роль бактерий в экосистеме. Что можно разрушать? (Какие тела?)     2

5. «Как устроена клетка бактерии»

– Что узнали о строении бактерий?

. 4

6– Можно ли узнать о присутствии бактерий, не видя их? Как? Приведите примеры. Объясните, почему такое происходит?        2  3  4

7. – Как бактерии передвигаются? Могут ли сами? Есть ли помощники?

8. – Если условия неблагоприятны – все бактерии погибнут?

9. – А если условия для жизни благоприятны, то как бактерии будут себя вести?

10. – Клетка бактерии – живой организм. Какое важное свойство ей присуще? Что включает в себя понятие обмен веществ? Где происходит обмен веществ (в какой части клетки)? От чего будет зависеть осуществление обмена веществ (от какой части)?

11. Максимум.

– Какие условия среды могут влиять на бактерии? Как?

Подведение результата изучения темы.

 

Фиксация на доске найденного ответа на проблемный вопрос.

Решаем проблему, открываем новые знания.

Вопросы в тексте учебника (см. с. 60)?

Работа с задачником Задача 9.9 из задачника-практикума

Задача 9.10 из задачника-практикума.

Ответы находим на с. 60-62

Работа в парах.

Составьте таблицы в тетради

1 «Бактерии: строение и жизнедеятельность»

Признаки бактериальной клетки

Характеристика признаков бактериальной клетки

1.Особенности строения

2.Процессы жизнедеятельности:

1.Питание

2.Дыхание

3.Размножение

4.Приспособление к неблагоприятным условиям

3.место обитания

Работа с текстом на с. 61–62 и рисунком 9.2. 2

Задачи 9.2 и 9.5 из задачника-практикума.4

Запись в тетрадь: цитоплазма, мембрана, клеточная стенка.

Работа в парах с текстом учебника (с. 62 «Бактерии изменяют среду своего обитания»).  2  3  4

Рисунок 9.4. Задача 9.6 из задачника-практикума.             3

Запись в тетрадь понятия спора.

См. рис. 9.5.      3

Работа с рис. 9.6 и заданием к нему. Задачи 9.3 и 9.4 из задачника-практикума. 2  3  4

Работа в парах с текстом учебника.      2 

Рисунок 9.7 на с. 64 и 9.8 на с. 65.

Анализ таблицы  1 «Бактерии: строение и жизнедеятельность».

Сравниваем свой вывод с авторским

Вопросы на доске

Познавательные УУД

1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных

заданий).

3. Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

4. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Коммуникативные УУД

2. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.

Самостоятельное применение знаний

  1. В какой среде живут бактерии?
  2. Из каких частей состоит тело бактерии?
  3. Какими свойствами живых организмов обладают бактерии?

  1. Задание на с. 68.   1

Вопросы 1–6 на с. 66

ТОУУ

1.Регулятивные УУД

3. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

2.Регулятивные УУД

1. Формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Проблемная ситуация

  1. Устройство микроскопа и работа с ним

(Можно перенести в 1 часть урока – совместное открытие знаний, вопрос 2)

– Как увидеть бактерии?

Высказываем гипотезы.

Микроскопы,

электронный микроскоп, лабораторное оборудование

Совместное открытие знаний

– Об истории создания микроскопа по учебнику самостоятельно читаем текст на с. 67–68. Кто создал первый микроскоп? Был ли он таким же, как современный микроскоп?

Работа с рисунком 9.11. Изучаем строение микроскопа. 1.

Рассматриваем микропрепарат сенной палочки, зарисовываем в тетрадь.

Презентация

Слайды 40-46

Регулятивные УУД

1. Формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Итог урока

Обмен мнениями по заданиям.

– Сделайте вывод по уроку (главная мысль урока). Предскажите цепочку событий: что случится, если на Земле исчезнут все бактерии?

2.

Обсуждение результатов работы с микроскопом

3.Выставление оценок

Домашнее задание

Домашнее задание:

§ 9–10, вопросы 7–10. Задача 9.7 из задачника-практикума.

– Возможно ли существование биосферы и человека в ней без бактерий?

Рефлексия

На уроке я работал

2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался

4.За урок я

5.Мое настроение

6.Материал урока мне был

7.Домашнее задание мне кажется


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

К Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc

Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.  Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc...

Технологическая карта урока "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые" 6 класс

Класс6Тип урокаУрок открытия нового знанияТехнология построения урокаУрок-исследованиеТемаСемейство Пасленовые....

Технологическая карта 7 класс. Тема: Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения.

Цель урока:  раскрыть особенности строения птицы, связанные с полетом и средой обитания....

Технологическая карта урока " Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые" (7 класс)

Технологическая карта урока " Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые" (7 класс).УМК :Биология. Животные. 7 класс: учебник для общеобразова...

Технологическая карта 7 класс " Тип Членистоногие. Класс Ракообразные"

Технологическая карта урока  биологии  в 7 классе  по теме " Тип Членистоногие. Класс Ракообразные"...

Технологическая карта мастер-класса по истории "Древний мир" 5 класс

Как доступно и легко преподнести материал по данной теме. Египедские пидамиды. Появление пирамид....