Технологическая карта урока " Значение бактерий в природе и жизни человека"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Конспект урока представлен в виде технологической карты, этапы урока соответствуют типологии уроков Шамовой Т.И., Давыденко Т.М. На данном уроке в соответствии с требованиями ФГОС формируются предметные, метампредметные и личностные УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_bakteriy_v_prirode_i_zhizni_cheloveka.docx | 47.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока в 5 классе «Роль бактерий в природе и жизни человека». Технологическая карта составлена по классификации уроков Шамовой Т.И., Давыденко Т.М. Тип урока « Изучение и первичное закрепление знаний и способов действий.
Предмет - Биология | Класс - 5 | Учитель: Чепурная Ольга Владимировна, 2015год | ||
Тема урока - Роль бактерий в природе и жизни человека. | ||||
Планируемые образовательные результаты | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека. Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «молочнокислые бактерии», «эпидемия». | Формируются навыки работы с текстом и иллюстрациями, описания биологических объектов и проведения сравнительной характеристики ( смысловое чтение) Формирование умений оценивать правильность выполнения учебной задачи | Формируется интерес к предмету и положительная познавательная мотивация к изучению объектов природы. Приобретение опыта использования методов биологической науки ( наблюдение, сравнение) | ||
Словарь урока: Бактерии разложения и гниения. Клубеньковые, или азотофиксирующие, бактерии. Симбиоз. Молочнокислые бактерии. Болезнетворные бактерии. Эпидемия. | ||||
Ресурсы урока:
3. Биология. Бактерии, грибы, растения: 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику И.Н.Пономарёвой. 2014 г. Издательство Вентана -Граф 4. Инструкции по работе для групп. 5. Оценочные листы для каждого учащегося. 6. Таблица «Роль бактерий в природе и жизни человека» для каждого учащегося. 7. Презентация: «Роль бактерий в природе и жизни человека». 8. Задания для актуализации знаний (карточки для парной и групповой работы) 9. Микроскоп, штативная лупа,упаковки из-под йогурта, ряженки, солёные огурцы, соленые помидоры, квашеная капуста Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное и второстепенное в тексте, структурировать учебный материал, сопоставлять данные; устанавливать причинно – следственные связи. Регулятивные УУД: способность постановки цели, ведущей к решению возникающих проблем; способность к моделированию ситуации на основе имеющихся данных; умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им; объективно оценивать себя и других участников учебного процесса. Коммуникативные УУД: развитие способности к организации и распределению ролей; формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества; формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. Личностные УУД: развитие интереса к изучению объектов живой природы; развитие потребности в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. | ||||
Этапы урока | ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||
1. Орг. Момент 1 мин | Здравствуйте ребята, рада вас видеть. | |||
Мотивация (создание проблемной ситуации) 1 мин | Деятельность учителя Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречие. Задает вопрос, который выявляет разные мнения учеников. Задание не выполнимое при данном уровне знаний. | Деятельность учащихся Вступают в диалог с учителем. Фронтальная беседа. Приходят к выводу: «Мне не хватает знаний, я хочу это знать» | ||
Постановка проблемного вопроса. «Возможна ли жизнь на Земле без бактерий?» « Полезными или вредными организмами являются бактерии?» | У учащихся возникают противоречивые мнения? 1. Среди бактерий много паразитов, они вредны и без них стало бы только лучше на Земле. 2. Среди бактерий есть полезные, они нужны. Однако не могут ответить, какую пользу они приносят. Приходят к выводу, что необходимо получить новые знания о бактериях. | |||
7 мин | Деятельность учителя Предлагает вспомнить учебный материал, позволяющий осуществить переход к изучению новой темы.
| Деятельность учащихся Работа в парах работа с терминами п.9, стр.39-41) Работа в группах ( вопросы в конце параграфа 9, 1-4 вопросы, 4 группы) ( приложение 1). Фронтальная беседа. Участвуют в диалоге. Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы. Определяют, каких знаний им не хватает, где и как их добыть. | ||
Ребята, вы многое уже знаете о бактериях. Давайте вспомним. Какие организмы называют бактериями? А сейчас я прошу посмотреть вас на демонстрационный стол, на котором стоят различные предметы, назовите мне увеличительный прибор, с помощью которого можно рассмотреть представителей царства бактерий. Мы можем сейчас ответить на вопрос: «Возможна ли жизнь на Земле без бактерий?» Что нужно узнать для решения проблемы? Какие источники информации можем использовать? Ребята, назовите тему урока. Предметы, представленные на демонстрационном столе ( приложение 2) | Отвечают на вопросы. Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы. Называют микроскоп и вспоминают части микроскопа. Анализируют проблему. Приходят к выводу, что знаний недостаточно, ответить на вопрос не могут. Определяют, каких знаний нам не хватает, где и как их добыть. Предпологаемые ответы учеников: «Мы должны узнать, какую роль играют бактерии в природе и жизни человека?» Формулируют ответы на вопросы и утверждают, что помочь в решении проблемного вопроса им поможет учебник, дополнительная информация и презентация. Называют тему урока: « Роль бактерий в природе и жизни человека». | |||
1 мин | Деятельность учителя Предлагает сформулировать цели урока (планируемые результаты урока) | Деятельность учащихся Называют цели урока. | ||
Какие цели мы перед собой поставим сегодня? | 1.Изучить роль бактерий в природе. 2.Изучить роль бактерий в жизни человека. 3. Дать определение терминам «клубеньковые бактерии», «Симбиоз» | |||
2.2. Планирование 2 мин | Побуждает к поиску плана урока. Обсуждает с учащимися план урока. | Определяют содержание и последовательность действий для решения поставленных задач. | ||
Ребята, в какой последовательности будем выполнять поставленные задачи? Предлагаю составить план. Можно воспользоваться планом параграфа, при этом внести изменения. План учитель фиксирует на доске, при необходимости корректирует. Учитель говорит о том, что ответить на проблемный вопрос им поможет текст учебника ( применение технологии продуктивного чтения, смысловое чтение текста). | Составляют план по пунктам в учебнике. Участвуют в обсуждении и предполагают последовательность действий. Примерный план урока: 1. Роль бактерий в природе. А. Бактерии разложения и гниения. Б. Почвенные бактерии. 2. Роль бактерий в жизни человека. А. Бактерии в хозяйственной деятельности человека (молочнокислые). Б. Болезнетворные бактерии. | |||
10 мин | Деятельность учителя Организовывает работу по поиску и обработке информации. Работа осуществляется в группах. Учащиеся объединяются в четыре группы по желанию (по 4 – 5 учеников). В ходе работы учитель консультирует, контролирует выполнение работы. | Деятельность учащихся Осуществляют решение учебных задач. Работают в группах с разными источниками информации: учебники, рисунки, инструкции, таблицы, презентация (4 группы по 5 – 6 учеников). Работают с текстом, выделяют главное, фиксируют в таблице, свое «открытие», изучают рисунки, готовят выступление. По ходу урока заполняют оценочные листы (осуществляют самооценку). Каждая группа проводит презентацию результатов своей работы. Обращаются к презентации. Формулируют выводы, фиксируют итоги работы других групп. | ||
5 минут | Ребята, чтобы наша работа по поиску новой информации была более эффективной, предлагаю разделиться на 4 группы (парты расставлены заранее). В каждой группе назначьте руководителя. Руководители групп, подойдите ко мне и получите необходимые материалы для работы. Руководители групп получают оценочные листы и таблицы «Роль бактерий в природе и жизни человека» (Приложение 3,4 )для каждого ученика, а также одну инструкцию по работе для группы (Приложение 5) Таблицы и оценочные листы раздайте на всех. Читайте внимательно инструкцию и приступайте к изучению нового материала, рассмотрите рисунки в учебнике. Каждая группа заполняет только свою строку в таблице. Материал параграфа состоит из четырех пунктов (Приложение 6 ). Каждая группа работает над своим вопросом. 1 группа работает с текстом «Бактерии разложения и гниения». Выступление учащихся первой группы сопровождается демонстрацией слайда (Слайд 4), учитель корректирует ошибки, задает вопросы пассивным учащимся, контролирует заполнение таблицы другими группами. 2 группа – « Почвенные бактерии» Выступление учащихся второй группы сопровождается демонстрацией слайдов (Слайд 5, 6, 7), учитель корректирует ошибки, задает вопросы пассивным учащимся, 3 группа – «Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека. Молочнокислые бактерии». Выступление учащихся третьей группы сопровождается демонстрацией слайда (Слайд 8), учитель корректирует ошибки. 4 группа – «Болезнетворные бактерии» Выступление учащихся четвертой группы сопровождается демонстрацией слайдов (Слайд 9,10,11) Открытие осуществляется в 4 этапа, каждый из которых завершается выводом по проблеме. Ребята, вы успешно заполнили таблицу, сравните с таблицей на слайде. (Слайд 12) | Руководитель группы выбирает, кто будет отвечать. Учащиеся других групп фиксируют в своих таблицах недостающую информацию. При необходимости учитель корректирует. Участники группы дополняют. Рисунок дублируется на слайде, сопровождая объяснение учащихся. Учащиеся делают вывод. После выступления всех групп, заполненная таблица появляется на слайде, и учащиеся сравнивают на слайде и в своих таблицах. По ходу урока осуществляют самооценку, каждый свой ответ фиксируют в оценочных листах знаком «+». Работают в группах с разными источниками информации: учебники, рисунки, инструкции, таблицы, презентация (4 группы по 5 – 6 учеников). Работают с текстом, выделяют главное, фиксируют в таблице, свое «открытие», изучают рисунки, готовят выступление. Каждая группа проводит презентацию результатов своей работы. Участники группы дополняют. Обращаются к презентации. Учащиеся других групп фиксируют в своих таблицах недостающую информацию. По ходу урока заполняют оценочные листы (осуществляют самооценку). Делают выводы о полноте и правильности изученного, сравнивают свои таблицы с заполненной таблицей на слайде. 3 группа находят на демонстрационном столе предметы, которые доказывают роль бактерий в хозяйственной деятельности человека ( упаковки из-под йогурта, ряженки, кефира и т.д.) | ||
Физкультми нутка 1 мин | Ребята, предлагаю немного подвигаться. Давайте вспомним тела живой и неживой природы. Если я буду называть тело живой природы, вы встаёте, тело неживой природы вы сидите Примерный набор тел живой и неживой природы ( сорока, луна, собака, берёза, чашка, перчатки, подсолнечник, подосиновик, бактерия ) | Выполняют упражнения в течение 1 минуты. | ||
10 мин | Деятельность учителя Организует закрепление знаний. «Где пригодятся знания о бактериях в жизни?» | Деятельность учащихся Фронтальная беседа. Вспоминают проблемный вопрос «Возможна ли жизнь на Земле без бактерий?», участвуют в дискуссии, отвечают, использую полученные знания. | ||
4 мин | Учитель предлагает вспомнить проблемный вопрос. Теперь вы можете на него ответить? Побуждает учащихся к высказыванию, затем демонстрирует слайд с текстом и дополняет: (Слайд 13) 1. Бактерии также участвуют в создании полезных ископаемых на Земле. 2. Бактерии играют важную роль в пищеварительном процессе человека и других животных. Их очень много в кишечнике. Эти бактерии разлагают пищу. В то же время они вырабатывают витамины, которые использует затем организм. Ребята , а вы знаете кто такие санитары? Почему бактерии гниения называют « санитарами» планеты? Ребята, как вы считаете, могут ли знания, полученные нами на сегодняшнем уроке, быть использованы в повседневной жизни? Обсудите этот вопрос в группах и приведите примеры. На обсуждение 1 – 2 минуты. | Участвуют в обсуждении. Жизнь на Земле без бактерий невозможна., подтверждают свои знания выводами в конце параграфа ( стр.45) Называют причины.
Сравнивают свои выводы с текстом слайда. Предполагают: Если бы не было бактерий, Земля покрылась бы кучей мертвого вещества, и мы бы просто утонули в нем. Минеральные вещества в почве исчерпались. Не было бы пищи растениям. Погибли бы растения, закончился кислород в атмосфере. Жизнь на земле исчезла бы. Участвуют в обсуждении. Предполагаемые ответы. Знания о бактериях помогают понять, что бактерии могут быть полезные и вредные. | ||
7. Этап информирования о домашнем задании 1 мин | Учитель предлагает записать домашнее задание. ( Слайд 16) Домашнее задание:
| |||
2 мин | Деятельность учителя Предлагает вспомнить тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.
| Деятельность учащихся Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и цели урока, наиболее понравившиеся эпизоды урока.
| ||
8. Рефлексия и оценивание 2 мин | Учитель предлагает пояснить свой выбор нескольким учащимся, затем подвести итоги самооценки (выставить итоговые отметки в листах самооценки), сдать оценочные листы учителю. | Комментируют. Определяют степень своих достижений на уроке (осуществляют самооценку) с помощью листов самооценки. Выставляют отметки, сдают оценочные листы учителю. |
Литература:
- Акпёрова И.А. Уроки биологии по учебно –методическому комплексу Сонина Н.И./ Акпёрова И.А..М.:Дрофа, 2005.-288с.
- Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Большая Российская энциклопедия»; СПб.: «Норинт», 2002.-1456 с.
- История педагогики. Российская академия образования. Учебник для системы послевузовского профессионального образования по специальности "История и философии науки" . Москва." Гардарики", 2007
- Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. 7-е изд., доп. - М.: «Ось-89», 2005.-224 с.
- Научные работы: Методика подготовки и оформления. / Сост. Жнецов. - Мн.: «Амалфея», 1998. - 272 с.
- Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии, - М.: Сентябрь, 1996.
- Селевко Г.К. Современные технологии обучения // Народное образование. – 1998. - №2.
- Третьяков П.И. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / Практико-ориентированная монография. – Тюмень, 1994.
- Богомолова Л.И. Сравнительный анализ двух педагогических технологий 20-х гг. // История педагогических технологии: Сб. науч. тр. / Отв. ред. М.Г. Плохова, Ф.А. Фрадкин. – М.: НИИ ТиИП АПН РСФСР, 1992.
- Батлуцкая И.В. Практикум по общей, физиологической и экологической генетике: учеб.-метод.пособие /И.В.Батлуцкая, Е.Н.Хорольская.В.А.Глотов- Белгород: БелГУ, 2009, -144с.
- 11.Бондарчук Т.В. Ориентация учащихся на познание как ценность (наматериале работы Ученического Научно-Исследовательского Общества Ломоносовской гимназии Санкт-Петербурга): Дисс. канд. пед. наук–СПб,
- Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников: Автореф. дис. … доктора псих. наук. – М., 2000.
- Машечкова И.Г. Проблема исследовательского подхода в обучении в русской дидактике конца XIX – начала XX вв.: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1995.
- Научные общества учащихся: история и современность // Приложение к журналу «Внешкольник». Вып. 1. – 1997.
- Научные работы: Методика подготовки и оформления / Сост. И.Н. Кузнецов. – Минск: Амалфея, 1998.
- Нинбург Е.А. Технология научного исследования: Методические рекомендации. – СПб: ГОУ «СПбГДТЮ», 2000.
- О развитии учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе дополнительного образования: Решение коллегии Министерства образования РФ // Вестник образования. – 1996. – №5. – С. 31-43.
- ПономарёваИ.Н., Кучменко В.А. Биология 5-11 классы. Программы.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А.Сластёнин, И.Ф.Исаев.-4изд. –М.:Школьная пресса, 2002 год.-512с.
- Федеральный государственный образовательный стандарто сновного общего образования_М-во образования и науки Рос.Федерации.М.-Просвещение, 2011 -48с.
- Пономарёва И.Н, Биология : 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова ; под ред. И.Н.Пономарёвой. –М.: Вентана –граф, 2015.-128с.:ил ISBN 978-5 -360-05500-6
- Пономарёва И.Н, Биология : 5 класс: методическое пособие / И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова . –М.: Вентана –граф, 2015.-80с.: ISBN 978-5 -360-05892-2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Значение бактерий в природе и жизни человека» 7-е классы
Тема:«Значение бактерий в природе и жизни человека»...
"Значение бактерий в природе и жизни человека"
Заключительная часть презентации по теме "Бактерии". Может быть использована на уроках в 5 (по ФГОС), 6, 9, 10 кдассах, а также при подготовке к ЕГЭ....
Значение бактерий в природе и жизни человека
1. Классификация бактерий2. Бактерии разложения и гниения3. Азотфиксирующие (почвенные) бактерии4. Молочнокислые бактерии5. Болезнетворные бактерии6. Борьба с болезнетвор...
Технологическая карта урока " Значение бактерий в природе и жизни человека"
Конспект урока представлен в виде технологической карты, этапы урока соответствуют типологии уроков Шамовой Т.И., Давыденко Т.М. На данном уроке в соответствии с требованиями ФГОС формируются предметн...
Технологическая карта урока "Роль бактерий в природе и жизни человека"
Технологическая карта урока "Роль бактерий в природе и жизни человека". Тип урока: перевернутый класс...
Конспект урока "Значение бактерий в природе и жизни человека"
Конспект урока "Значение бактерий в природе и жизни человека"...
Технологическая карта урока по теме "Значение бактерий в природе и жизни человека". Биология. 5 класс
Технологическая карта урока в 5 классе. Тема урока "Значение бактерий в природе и жизни человека". На уроке предусмотрены разные формы работы: индивидуальная, парная и фронтальная. На уроке ...