Технологическая карта урока по теме: "Прямое и переносное значение слова".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предметные: научиться различать прямое и переносное значение слова, пользоваться толковым словарем для определения значения слова, находить в текстах примеры средств выразительности (метафору, олицетворение).
Метапредметные:
1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.
3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.
Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnolog_karta_pryamoe_i_perenosnoe_znachenie_slova.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет русский язык
Класс 5
Карточка для этапа рефлексии
Я понял(а) изученную тему ___________________________________________________________.
Я понял(а) то, как _________________________________________________________________________________________________________.
Я умею приводить примеры ______________________________________________________________________.
В самостоятельной работе у меня а) все получилось, б) допустил много ошибок, в) были недочеты.
Я понял(а) / не понял(а) причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе.
Я доволен (довольна) / недоволен (недовольна) своей работой на уроке.
Я считаю, что сегодня лучше всех поработал (а) ______________________________________.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Организационный момент Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной о | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу. Здравствуйте, ребята! Вы пришли сюда учиться, - На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - А это моё настроение… И я готова сотрудничать с вами. Пожелаем нам всем успеха! | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Демонстрируют смайлик, соответствующий их настроению. | ( слайд 1) |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность. Организация учебного процесса на этапе 1 - И сегодня очередной наш урок русского языка снова пройдет под девизом: «Хочу узнать все тайны слова, в чем суть его и в чем основа». А чтобы узнать тайны слова, нам необходимо сейчас отправиться опять в волшебную страну лингвистики и обязательно совершить там открытие, разгадать тайну, которую скрывают от нас слова. - Готовы к испытаниям? Прочитайте текст. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу. И. Э.Грабарь - Какие слова вам показались волшебными, необычными? - Они-то и будут сегодня гостями нашего урока, мы познакомимся с новыми понятиями, но сначала повторим изученное. | Формулируют ответы на вопросы учителя. | (слайд 2) (слайд 3) |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Организация учебного процесса на этапе 2 - Над какой темой мы работаем в течение последних уроков? - С какими понятиями познакомились? - Какие значения имеет слово? - Какие слова называются многозначными? - К какому словарю следует обратиться, чтобы узнать значение слова? - Посмотрите, пожалуйста, по словарю значение слов «жемчужный», «коралловый», «сапфировый». Что вы заметили интересного? - Учитывая характер заданных мною вопросов, логически какой следующий шаг мы должны с вами сделать? | Отвечают на вопросы учителя. Обращаются к толковому словарю. | |
3. Выявление места и причины затруднения | Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений. Организация учебного процесса на этапе 3 - Следующее задание – на пробное действие. Зачем нужно пробное действие? - Всё внимание на экран. Сравни: дорога к лесу – дорога жизни; птица летит - время летит; холодная погода – холодное сердце. - Сформулируйте тему урока. - На чем основано переносное значение слова? Что такое метафора? Что такое олицетворение? |
Учащиеся обсуждают ситуацию. Учащиеся формулируют тему урока. |
(слайд 4)
(слайд 5) |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе плана действий для достижения целей. Организация учебного процесса на этапе 4 Чтобы найти ответы на эти вопросы, давайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий? | Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей Составление учащимися плана действий. | (слайд 6) |
5. Реализация построенного проекта | - У каждого на столе лежит текст-описание. Познакомьтесь с ним. Вставьте подходящие по смыслу прилагательные. Сделайте вывод об употреблении слов в переносном значении. - А теперь сверим наши выводы с выводами учебника. Совпадают? | Делают вывод. Анализируют, сопоставляют и обобщают. | |
Физкультминутка | Выполняют упражнения | Тренажер | |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции. Организация учебного процесса на этапе 6 1 группа: «Метафора и олицетворение как художественно-выразительные средства языка»; 2 группа: «Тема зимы в творчестве русских живописцев» (Васнецов А.М. «Зимний сон», Коровин К.А. «Зимой», Крымов Н.П. «Зимний пейзаж», Кустодиев Б.М. «Зима», Саврасов А.К. «Зима»); 3 группа: «Зимние мотивы в русской литературе» (А.С. Пушкин, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин, И.А.Бунин); 4 группа: «Пословицы и поговорки о зиме». Игровой момент. Учитель называет словосочетания на изученную тему «Прямое и переносное значение слова». | Учащиеся работают в группах, выступают с сообщениями. Находят в текстах стихотворений, пословиц и поговорок метафоры, олицетворения. Индивидуальное задание учащегося: рассказать о мифическом образе Мирового Древа, существующего в культурах многих народов. Участвуют в игре, показывая сигнальные карточки: красная – прямое значение слова, зеленая – переносное. | Презентация Презентация (слайды 7-12) |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Организация учебного процесса на этапе 7 Упражнение 349 После выполнения работы проводится проверка по эталону. Для учащихся, допустивших ошибки, представится возможность выявления причин ошибок и их исправления. | Проверяя упражнение, учащиеся отмечают ошибки, выставляют себе оценку по шкале баллов. Проводится анализ и исправление ошибок. | (слайд 13) |
8. Включение в систему знаний и повторения | Цель этапа: повторить и закрепить Организация учебного процесса на этапе 8 Лексический диктант «Пишу на 5» - Отгадайте слова по их лексическому значению. Объясните орфограммы в словах. | Пишут диктант. | Задания тренажера из электронного приложения к учебнику |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность. Организация учебного процесса на этапе 9 - Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите. - В чём испытывали трудности? - Что помогло нам их преодолеть? - Оцените свою деятельность на уроке (карточка для этапа рефлексии).
| Осуществляют самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности. | |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | П.66 Сочинение-описание «Какой я вижу зиму» или «Мой зимний сон» (с иллюстрацией к работе). | Записывают задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме"Прямая,луч,отрезок",5 класс
Разработка технологической карты урока математики в 5 классе по теме «Прямая,луч,отрезок». Автор учебника Никольский С.М. Урок открытия новых знаний. В технологической карте указаны ф...
презентация и конспект урока 5 класс. " Прямое и переносное значение слов"
Данный конспект представляет собой технологическую карту урока в соответствии с требованиями ФГОС. Дается презентация, в которой используется суперфизминутка....
Технологическая карта урока по русскому языку 6 класс. Тема: "Слово и его лексическое значение".
План урока:1) Организационный момент – 2 мин.2) Актуализация знаний – 3 мин.3) Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока. С...
Технологическая карта урока биологии 7 класс. Многообразие и значение прокариот.
Технология урока: кейс-метод (кейс-стади)3 урок в разделе царство «Прокариоты».Цель -обобщение знаний учащихся о прокариотах и необходимости соблюдать правила лично...
Технологическая карта урока по теме " Прямая и обратная пропорциональные зависимости",6 класс
Технологическая карта урока математики в 6 классе...
Технологическая карта урока по теме "Прямая и обратная пропорциональные зависимости". Математика, 6 класс.
цели урокаПредметная:создание условий для выявления обучающимися различия между прямыми и обратными зависимостями двух величин и возможностью применять их при решении задач.Метапредметная:Развитие уме...
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе "Слово и его лексическое значение"
Анализ урока Учитель выступает в роли организатора, а не информатора;-Учитель не дает знания в готовом виде, не комментирует и не исправляет ответы учеников, давая возможность сделать...