Технологическая карта урока по теме "Репродуктивные органы растения" 6 класс УМК Н.И.Сонин
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Технологическая карта урока по теме "Репродуктивные органы растения" 6 класс УМК Н.И.Сонин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_9_reproduktivnye_organy_rasteniya.docx | 440.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 9 Репродуктивные органы растения.
(УМК Сонин Н.И., 6 класс)
Цели урока:
Деятельностная цель- формировать универсальные учебные действия при изучении репродуктивных органов растений, развивать умения работать с природными объектами.
Предметно-дидактическая цель- сформировать понятие о цветке -видоизмененном побеге, плодах, семенах как органах семенного(полового размножения), рассмотреть многообразие и значение цветов.
Задачи:
1.Рассмотреть строение и функции частей цветка;
раскрыть биологическое значение главных частей цветка, соцветий, плодов;
способствовать пониманию закономерностей образования плодов и семян.
2. Способствовать развитию умений ориентироваться в причинно-следственных связях, классифицировать объекты, обобщать, выделять главное.
3. Содействовать окультуриванию жизненного опыта учащихся и эстетическому воспитанию.
Предметные умения
В познавательной сфере: организовать деятельность учащихся по изучению строения и функций цветка, соцветий, плодов, семян; разобрать классификацию и виды плодов давать определение понятиям: цветок, венчик, лепестки, чашелистики, чашечка, пестик, тычинки,
завязь, столбик, рыльца, пыльца, цветоложе, цветоножки, соцветие, плоды, околоплодник, семязачатки.
В ценностно-ориентационной сфере:
Понимать ценность научного познания, его практической значимости, достоверности.
Формирование УУД
Личностные:
формировать интерес к изучению природы, развивать интеллектуальные и творческие способности; самоконтроль и самооценка
Регулятивные: Формировать умение ставить перед собой цели и анализировать условия достижения цели; прогнозировать результат и оценивать уровень достижения результата; выделять и осознавать того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения
Познавательные: Формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, выделять главное, делать самостоятельные выводы; устанавливать взаимосвязь
Коммуникативные: развитие коммуникативной культуры; осознание ценности совместной деятельности
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,
ЦОР, рабочая тетрадь, учебник, комнатные растения, муляжи плодов, натуральные сухие плоды, муляжи цветов.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления
новых знаний и способов деятельности
1.Организационный момент.
- Ребята, у нас сегодня немножко необычный урок. Как вы думаете, чем он необычен? Во-первых, у вас на столах стоят комнатные растения. Они сегодня будут нашими помощниками на уроке. Во вторых у нас гости. Так давайте постараемся, чтобы на нашем уроке царила атмосфера взаимопонимания ,открытости и удовлетворения.
2. Актуализация знаний.
Обратимся к нашим помощниками и вспомним изученный материал. Посмотрите на комнатные растения и определите какой стебель, жилкование листьев, особенности листорасположения, форму листьев, способы их прикрепления. Я сейчас подойду к каждой парте, и вы расскажите о растениях, стоящих у вас на столах.
Что такое побег?
Спросить синквейны
3.Изучение нового материала.
Посмотрите внимательно на растение. О каком органе растения мы не сказали ни слова. (о цветке) А что мы можем о нем рассказать? А хотели ли вы получить новую информацию ?
Слайд 1.
Учащиеся формулируют тему урока: «Цветок, плод, семя- репродуктивные органы растения», его цель: изучить строение цветка, типы соцветий, плоды, их разнообразие и значение; и его производным Записываем в тетради.
Включить видео.
Это самый заметный и яркий орган цветкового растения. Ему и по сей день посвящают литературные и музыкальные произведения. Для людей это символ красоты, любви и воспоминаний.
Слайд 2
У Данте есть такие строчки:
Я шел вперед, но всюду замедлялись
Мои шаги при взгляде на …(цветок)
Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и праздниках, приходят в памятные даты. Что они нам дают? И дома, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью цветы необходимы, без их красоты беднее жизнь.
Что же такое цветок?
Обратимся к словарю стр.151.
Цветок – это видоизмененный побег, из цветочной (генеративной почки) стр.30 (если затрудняются ответить)
Зачем же нужны цветки растению?
Слайд 3.Какую функцию выполняют? Посмотрите на слайд.
Слайд 4
Какими бывают цветы?
- Среди цветов есть свои гиганты и карлики. Например, в Индонезии на о. Суматра в чаще тропических лесов, можно найти удивительный гигантский цветок раффлезии. Раффлезия Арнольди – рекордсмен. Цветок этого растения достигает 1м в диаметре, и весит около 7кг. А развивается растение, имеющее такие цветки гиганты, из самого обычного семечка.
- Самые маленькие цветки появляются на растениях ряски. Их размер 5-6мм.
Слайд 5
Хотя в мире огромное разнообразие цветов, но все они имеют единый план
строения.
Цветки многих растений размещаются на тонких стебельках- цветоножках.
Верхний конец цветоножки, на котором располагается цветок, называется
цветоложем. Это ось цветка, на ней располагаются все части цветка.
Цветок
околоцветник пестик тычинка (слайд 6)
Околоцветник??
- Все части цветка, которые располагаются вокруг тычинок и пестика, называется околоцветником
мужская часть цветка, женская часть цветка
Далее учащиеся работают в группах. Для каждой группы дается индивидуальное задание: (5 мин.)
1. Группа. Задание: изучить текст учебника на стр. 33 , составить схему строения околоцветника и выписать его функции.
2. Группа. Задание: изучить текст учебника на стр. 33 , составить схему строения пестика и выписать его функции.
3. Группа. Задание: изучить текст учебника на стр. 33 , составить схему строения тычинки и выписать ее функции.
Слайд 7
После этого каждая группа дает ответ на свое задание:
1. Группа :
Околоцветник
Чашечка венчик
Чашелистики лепестки
Основная функция околоцветника: защита органов размножения цветка и
привлечение насекомых.
(Перейти на последний слайд)
Околоцветник может состоять из чашечки и венчика. Тогда он называется двойным. Как у колокольчика. Околоцветник может быть простым, если в нем невозможно выделить венчик и чашечку. Такой околоцветник мы видим у тюльпана.
2. Группа:
Пестик
рыльце столбик завязь
Основная функция пестика: участвует в половом размножении, а из завязи пестика после опыления и оплодотворения развивается плод, а из семязачатков образуются семена.
3. Группа:
Тычинка
тычиночная нить пыльник
Основная функция тычинки: участвует в половом размножении, созревание пыльцы.
Вывод в тетради
В какой части цветка образуется пыльца? - В какой части цветка имеются семязачатки? Это главные части цветка.
А в целом цветок- целостная система, обеспечивающая половое размножение.
Физкультминутка:
И.п.- сидя на стуле. 1-2 – плавно наклонить голову назад, на счёт 3-4 – голову
наклонить вперёд и вернуть в и.п, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз, темп
медленный.
2. И.п.- сидя, руки на поясе. 1-поворот головы направо, 2 – и.п. 3 – поворот головы
налево. 4 – и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
3. И.п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – махом левую руку занести через левое
плечо, голову повернуть налево, 2 – и.п. 3-4 – то же выполнить правой рукой.
Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
Учитель:- Что еще нужно знать о цветковых растениях
Слайд 8
рассказ учителя: Большинство цветков имеют и пестик и тычинки. Есть цветки, которые имеют только или тычинки или только пестики.
Цветок
обоеполый раздельнополый
Найти пояснение в учебнике с.33
Цветок, имеющий пестик и тычинки называется обоеполым (вишня, черемуха, ландыш, яблоня, тюльпан, капуста). Если цветок имеет либо пестик, либо тычинки, он называется однополым (огурец, тополь, облепиха, ольха).
В зависимости от того какие цветы (обоеполые или однополые) располагаются на растении, растения бывают:
Растения
однодомные двудомные (слайд 9)
В тексте учебника (с.33). Найдите: какие цветки называют однодомными, какие двудомными? Учащиеся работают с текстом учебника и отвечают на вопрос учителя.
Слайд 10 Венчик цветка.
- Теперь сравним венчик лютика и колокольчика. Чем они отличаются? ( По цвету) А еще? У лютика венчик состоит из отдельных лепестков – это раздельнолепестный венчик. А у колокольчика все лепестки срослись. Такой венчик называется сростнолепестным.
- Скажите, а почему венчики так ярко окрашены? ( Для того, чтобы привлекать внимание насекомых)
- А вот цветы, которые расцветают ночью не такие яркие, но зато они обладают сильным ароматом.
Слайд 11. Чашечка цветка.
- Вот цветок дурмана. Его чашечка состоит из сросшихся чашелистиков. Она называется – сростнолистная, А вот у астры каждый чашелистик сам по себе. Такая чашечка называется – раздельнолистная.
Слайд 12 Диаграмма цветка
Слайд 13
Очень часто цветы располагаются на растениях не по одиночке, а группами, которые называют соцветиями. (Работа с текстом) с.33. Соцветия – это группа цветов, расположенных близко один к другому в определенном порядке.
Слайд 14 Имеют общее строение. Соцветия бывают простыми и сложными.
Слайд 15.
Слайд 16. Зачем соцветия? В соцветиях обычно собраны мелкие цветки, что делает их хорошо заметными для насекомых – опылителей.
Дома заполнить таблицу Соцветия.в р.т. №42 с.26
- Итак, давайте обобщим все, что мы узнали о строении цветка.
Проведем биологическое исследование изучим цветы на наших помощниках (комнатных растениях).
- Найдите главные части.
-Назовите типы венчика? ( сростнолепестной, раздельнолепестной)
- Назовите типы чашечек? ( раздельнолистная, сростнолистная)
- Данный цветок имеет околоцветник двойной или простой? (двойной)
- Данный цветок называется обоеполый или раздельнополый?
Слайд 17.Что образуется на месте цветка у цветкового растения?
Со временем на месте цветов образуются плоды. Да. Конечным этапом развития цветка, как генеративного органа, является образование плода.
- По образному выражению американского ботаника А. Имса, плод— это «зрелый цветок».
Слайд 18
Строение и функции плода
- Огромное разнообразие плодов, равно как и цветков, стеблей, является результатом длительной эволюции, адаптации, то есть приспособления к условиям существования.
Слайд 19
- После оплодотворения из семязачатков развивается семя.
- Из его покровов – семенная кожура.
- В это же время клетки стенки завязи начинают получать все больше и больше питательных веществ и из них развивается околоплодник.
У некоторых растений в образовании плодов принимают участие и другие части цветка.
В образовании плода часто принимают участие не только завязь, но и такие части цветка, как цветоложе, чашечка и др.
- Плоды могут быть простые, сложные, сборные. Иногда они образуют соплодия. Но главная их функция - это защита семян и их распространение. Ребята, а как можно классифицировать плоды? Учащиеся высказывают свои мнения. Слайд20-22. Дома выполнить в р.т. задание 43
А как же устроено семя?
Семя = ......... + зародыш (......... + ......... + ..........)
После самостоятельной работы учащихся озвучивают
Выполнить в р.т. зад.44
Сейчас я буду доставать всё то, что лежит у меня в корзине, ваша задача назвать растение к которому это принадлежит.
-А все ли перечисленные являются плодами?
- Вы абсолютно правы - морковь это видоизменение корня, а картофель видоизменение побега. а остальные называются плодами.
Вывод.
Плоды и семена поспевают на солнце, они несут нам энергию солнца. Но это еще не все. В плодах содержаться витамины, без которых мы не можем быть здоровыми. Плод – важный орган цветочного растения, обеспечивающий развитие, созревание, защиту и распространение семян. Многообразие плодов объясняется различными способами развития и распространения семян. Плоды служат пищей животным и человеку, используются в косметике, парфюмерии, а также для приготовления лекарств, их перерабатывают на консервы, соки, мармелад
Заключение.
- Итак, сегодня мы с вами выяснили особенности строения важного для цветковых растений органа – цветка. Он состоит из главных частей: пестика и тычинок, и околоцветника, состоящего из венчика и чашечки. Цветок – репродуктивный (генеративный) орган растения. Соцветия необходимы некоторым растениям для привлечения насекомых.
Учитель напоминает о том, что из-за своей яркости и красоты цветы часто срывают. Почему этого нельзя делать? Ученики предполагают, что при этом прекращается семенное размножение. Урок можно закончить словами Р. Тагора: «И стебелек травы достоин великого мира, в котором он растет».
Составьте синквейн по нашей теме
Составить по схеме: Ответ:
- Название темы – одно существительное
- Описание темы - два прилагательных
- Описание действия – три глагола
- Отношение к теме – четыре слова
Цветок
Красивый, благоухающий
Украшает,пахнет,плодоносит
Венчик, чашечка, тычинки, пестики
Орган
5. Рефлексия.
Сегодня мы с вами узнали много нового, и я хотела бы узнать, понравился ли вам сегодняшний урок? Перед вами лежат лепестки разных цветов, выйдите к доске и прикрепите к цветку лепесток с цветом вашего настроения.
Домашнее задание
1.Выучить основные понятия темы, используя словарь и с.43-44.
2. Выполнить в р.т. №42,43,45.
3.Найти легенды и мифы о цветах и подготовить
небольшое сообщение, или составить синквейн.
Учитель говорит о том, что цветам поклонялись во все времена, им приписывали магическую силу, про них складывали легенды,их очеловечивали:
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы как люди плачут
И росу роняют на песок.
Р. Гамзатов
Инструкционный лист 1
- Выполните задание
а) изучить текст учебника на стр. 33 (1 абзац ), составить схему строения
околоцветник
…….. ………
…….. ……..
б) подписать на рисунке в р.т.№37
в) назвать функции околоцветника.
г) главная или вспомогательная часть цветка?
2. Биологическое исследование
Изучите цветок по плану:
- Найдите главные части (пестик и тычинки)
-Назовите типы венчика? ( сростнолепестной, раздельнолепестной)
- Назовите типы чашечек? ( раздельнолистная, сростнолистная)
- Данный цветок имеет околоцветник двойной или простой? (двойной)
- Данный цветок называется обоеполый или раздельнополый?
3. Заполните схему в тетради (с.34, 2 абзац, с.36)
Семя = ......... + зародыш (......... + ......... + ..........)
Выполнить в р.т. №44 стр.28
Инструкционный лист 2.
1 Выполните задание
а) изучить текст учебника на стр. 33 (1 абзац ), составить схему строения
пестик
…….. ……… ……..
б) подписать на рисунке в р.т.№37
в) назвать функции пестика.
г) главная или вспомогательная часть цветка?
2. Биологическое исследование
Изучите цветок по плану:
- Найдите главные части.
-Назовите типы венчика? ( сростнолепестной, раздельнолепестной)
- Назовите типы чашечек? ( раздельнолистная, сростнолистная)
- Данный цветок имеет околоцветник двойной или простой? (двойной)
- Данный цветок называется обоеполый или раздельнополый?
3. Заполните схему (с.34, 2 абзац, с.36)
Семя = ......... + зародыш (......... + ......... + ..........)
Выполнить в р.т. №44 стр.28
Инструкционный лист 3
- Выполнить задание
а)изучить текст учебника на стр. 33 (2 абзац ), составить схему строения
тычинка
…….. ……..
б) подписать на рисунке в р.т.№37
в) назвать функции тычинок.
г) главная или вспомогательная часть цветка?
2. Биологическое исследование
Изучите цветок по плану:
- Найдите главные части.
-Назовите типы венчика? ( сростнолепестной, раздельнолепестной)
- Назовите типы чашечек? ( раздельнолистная, сростнолистная)
- Данный цветок имеет околоцветник двойной или простой?
- Данный цветок называется обоеполый или раздельнополый?
3. Заполните схему (с.34, 2 абзац, с.36)
Семя = ......... + зародыш (......... + ......... + ..........)
Выполнить в р.т. №44 стр.28
_ Познавательных:
- Формирования умений строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий. Опираться в поиске решений на собственный опыт.
- Формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, моделировать, сопоставлять.
_Коммуникативных:
- Посредством организации групповой работы, развития умения самостоятельно организовать свое рабочее место.
- Посредством личностного самосовершенствования через осуществление личной рефлексии в рамках работы в группах.
_ Предметных:
- Усвоение учащимися строения , многообразия и разновидностей цветка, его биологическим значением.
- Отрабатывать на уроке биологические термины, понятия, определения.
_Коммуникативных:
- Через организацию работы в микрогруппах;
- Социально- трудовых, посредством развития умения самоорганизации;
- Личностного самосовершенствования через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группах.
_ Метапредметных:
- Умение конструктивно работать с материалом учебника и дополнительного источника;
- Продолжить формировать умения приемов сравнения, анализа ;
- Развивать на уроке активную речевую практику;
_Личностных:
- Формирование мировоззренческих представлений учащихся о многообразии и хрупкости живой природы и воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное;
- Создание условий для развития умений планирования предстоящей деятельности, поиска способов решения проблемы, личностной рефлексии, самооценкой достигнутого;
- Посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности.
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
-что соцветие-это группа цветков;
-виды соцветий;
-функциональные особенности соцветий;
Учащиеся должны уметь:
-анализировать схемы, рисунки, тексты;
-сопоставлять рисунки и схемы;
-сворачивать и разворачивать текст;
-узнавать соцветия по схемам.
Основные формы листовой пластинки
1 - широкояйцевидный лист |
Типы расчленения пластинок простых листьев и классификация сложных листьев
Основные типы края листа
1 - цельнокрайний; 2 - выемчатый; 3 - волнистый; 4 - шиповатый; 5 - зубчатый; 6 - двоякозубчатый; 7 - пильчатый; 8 - городчатый
Формы верхушки Формы верхушки, основания и края листовых пластинок также являются признаками, используемыми при описании и определении растений.
Основные формы верхушки листовой пластинки
1 - остистая; 2 - остроконечная; 3 - заостренная, или острая; 4 - притупленная; 5 - округлая; 6 - усеченная; 7 - выемчатая
Формы основания листовой пластинки
1 - сердцевидное; 2 - почковидное; 3 - стреловидное; 4 - копьевидное; 5 - выемчатое; 6 - округлое; 7 - округло-клиновидное; 8 - клиновидное; 9 - оттянутое; 10 - усеченное
Главные типы листьев
1 - игловидный (хвоя); 2 - линейный; 3 - продолговатый; 4 - ланцетный; 5 - овальный; 6 - эллиптический, дугонервный, цельнокрайний; 7 - округлый; 8 - яйцевидный, перистонервный, зубчатый; 9 - обратнояйцевидный; 10 - ромбический; 11 - лопатчатый; 12 - сердцевиднояйцевидный, городчатый; 13 - почковидный; 14 - стреловидный; 15 - копьевидный; 16 - перистолопастный; 17 - пальчатолопастной, пальчатонервный; 18, 19 - пальчаторассеченный; 20 - лировидный; 21 - тройчатосложный; 22 - пальчатосложный; 23 - парноперистосложный, с прилистниками и усиками; 24 - непарноперистосложный с прилистниками; 25 - дваждыперистосложный; 26 - многократноперистосложный; 27 - прерывчато-перистый; 28 - чешуйчатый
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по биологии в 6 классе в соответствии с ФГОС по учебнику Сонина "Организм как единое целое. " с презентацией
Технологическая карта урока по биологии в 6 классе в соответствии с ФГОСТема: "Организм как единое целое. "Предмет: БиологияКласс: 6 классТип урока: Обобщение знанийТехнология построения урока:Здоровь...
Технологическая карта урока "Значение дыхания. Органы дыхания", биология 8 класс
Технологическая карта урока "Значение дыхания. Органы дыхания", биология 8 класс. Урок составлен по технологии развивающего обучения Л.Г.Петерсон по учебнику "Биология. Человек" Драгомилов А. Г.,...
Технологическая карта урока "Эукариотическая клетка. Цитоплазма". 9 класс (УМК Н.И. Сонин)
Представлен проект урока "Эукариотическая клетка. Цитоплазма" в 9 классе....
Технологическая карта урока по теме "Органы дыхания. Газообмен"
Конспект урока соответствует требованиям ФГОС 7 класса, составлен по учебнику В.В.Пасечника "Биология. Животные"...
Технологическая карта урока по биологии для 8 классов "Органы. Системы органов."
Данная методическая разработка составлена с учётом требований ФГОС для учащихся 8 классов. Цель урока: Сформировать у учащихся понятия о органах и системах органов человека.Задачи урока:Образоват...
Технологическая карта урока по теме " Органы и системы органов растений. Побег".
Тема урока: Органы и системы органов растений. Побег. (УМК «Сферы» Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И.Я. Колесникова «Биология. Живой организм».)Класс: 6 классУчит...
Технологическая карта урока по биологии "Органы чувств.Анализаторы"
Технологическая карта урока по биологии "Органы чувств.Анализаторы"...