Рабочая программа и КТП по биологии 9 класс. Н.И.Сонин.
рабочая программа по биологии (9 класс)
Программа ориентирована на работу по учебнику
Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Агафонова И.Б., Сонин Н. И. Биология. Общие закономерности: учебник для 9 класса средней школы. М.: Изд. «Дрофа», 2018
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_9_klass_sonin_fgos_2.docx | 40.43 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
9 класс
на 2021/2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учётом планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" с. Борское, на основе авторской программы Мамонтова С. Г., Захарова В.Б.
Программа ориентирована на работу по учебнику
Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Агафонова И.Б., Сонин Н. И. Биология. Общие закономерности: учебник для 9 класса средней школы. М.: Изд. «Дрофа», 2018
В соответствии с учебным планом ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Борское на изучение предмета биология в 9 классе отводится 2часа в неделю, всего 68часов в год.
Содержание курса
Введение (1 час)
Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли.
Тема. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (1 час)
Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие.
Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.
Демонстрации схем структуры царств живой природы.
РАЗДЕЛ 1.Структурная организация живых организмов (10 часов)
Тема 1.1 Химическая организация клетки (2 часа)
Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.
Демонстрации объемных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид).
Тема 1.2 Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (2 часа)
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический обмен. Биосинтез белков. Энергетический обмен. Способы питания.
Тема 1.3 Строение и функции клеток (6 часов)
Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах. Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки. Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл:
интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Клеточная теория строения организмов.
Демонстрации. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных. Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.
Лабораторная работа . Изучение растительной и животной клетки под микроскопом .
РАЗДЕЛ 2 Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)
Тема 2.1 Размножение организмов (2 часа)
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.
Демонстрации плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур.
Тема 2.2 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 часа)
Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение. Общие закономерности развития. Биогенетический закон.
Демонстрации таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных ; таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе.
РАЗДЕЛ 3. Наследственность и изменчивость организмов (15 часов)
Тема 3.1 Закономерности наследования признаков (9 часов)
Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. Генетическое определение пола. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.
Демонстрации. Карты хромосом человека. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
Лабораторная работа. Решение генетических задач и составление родословных.
Тема 3.2 Закономерности изменчивости (3 часа)
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Демонстрации. Примеры модификационной изменчивости.
Лабораторная работа 1.Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).
Тема 3.3 Селекция растений, животных и микроорганизмов (3 часа)
Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
Демонстрации. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков.
Лабораторная работа. Решение генетических задач и составление родословных. Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой
Раздел 4 Эволюция живого мира на Земле (21часа)
Тема 4.1 Развитие биологии в додарвиновский период (2 часа)
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.
Демонстрации. Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.
Тема 4.2 Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (3 часа)
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Тема 4.3 Микроэволюция (5 часов)
Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее
механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические
характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и
биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования, примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции; материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.
Лабораторные работы 1.Изучение приспособленности организмов к среде обитания. 2.Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора
Тема 4.4 Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (4часа)
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.
Тема 4.5 Возникновение жизни на Земле (2 часа)
Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи. Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.
Демонстрации схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.
Тема 4.6 Развитие жизни на Земле (5 часов)
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и
распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов. Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.
Демонстрации учебных видеофильмов, отражающих фауну и флору
различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах. Модели скелетов человека и позвоночных животных.
РАЗДЕЛ 5 Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. (11 часов)
Тема 5.1 Биосфера, ее структура и функции (8 часов)
Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.
Демонстрации: а) схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе; б) карт, отражающих геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши; в) видео «Биосфера»;
г) примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.
Лабораторные работы 1.Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). 2.Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме.
Тема 5.2 Биосфера и человек (3 часа)
Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
Планируемые результаты
Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные, и указаны в конце тем, разделов и курсов соответственно.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
- развитие интеллектуальных и творческих способностей;
- воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;
- признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей;
- развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
- Выявлять причины и следствия простых явлений;
- Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
- Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
- Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
- В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;
- Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
- Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
- Понимать смысл биологических терминов;
- Знать признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль растений в жизни человека;
- уметь объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды.
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами.
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных.
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 ч в год. Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом естественно-научного содержания. Большое внимание уделяется лабораторным и практическим работам, минимум которых определен в каждом разделе программы.
Календарно-тематическое планирование
учебного материала по курсу
«Биология. Общие закономерности» 9 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Сроки |
1 | Введение. Биология – наука о жизни | 1 | 01.09-03.09 |
2 | Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов. | 1 | 06.09-10.09 |
Раздел 1.Структурная организация живых организмов 10часов | |||
3 | Неорганические вещества, входящие в состав клетки. | 1 | 06.09-10.09 |
4 | Органические вещества, входящие в состав клетки. | 1 | 13.09-17.09 |
5 | Пластический обмен. Биосинтез белков | 1 | 13.09-17.09 |
6 | Энергетический обмен | 1 | 20.09-24.09 |
7 | Прокариотическая клетка | 1 | 20.09-24.09 |
8 | Эукариотическая клетка. Цитоплазма. | 1 | 27.09.-01.10 |
9 | Лабораторная работа «Изучение растительной и животной клетки под микроскопом» | 1 | 27.09.-01.10 |
10 | Эукариотическая клетка. Ядро. | 1 | 04.10-08.10 |
11 | Деление клеток. | 1 | 04.10-08.10 |
12 | Клеточная теория строения клеток | 1 | 11.10-15.10 |
Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов 5 часов | |||
13 | Бесполое размножение | 1 | 11.10-15.10 |
14 | Половое размножение. | 1 | 18.10-22.10 |
15 | Эмбриональный период развития. | 1 | 18.10-22.10 |
16 | Постэмбриональный период развития | 1 | 25.10-29.10 |
17 | Общие закономерности развития. Биогенетический закон. | 1 | 25.10-29.10 |
Раздел 3. Наследственность и изменчивость организмов 15 часов | |||
18 | Основные понятия генетики | 1 | 08.11-12.11 |
19 | Гибридологический метод изучения наследования признаков Г.Менделя | 1 | 08.11-12.11 |
20 | Первый закон Г.Менделя. Полное и неполное доминирование. | 1 | 15.11-19.11 |
21 | Второй закон Г.Менделя. Закон чистоты гамет. | 1 | 15.11-19.11 |
22 | Третий закон Г.Менделя. Анализирующее скрещивание. | 1 | 22.11-26.11 |
23 | Сцепленное наследование генов. | 1 | 22.11-26.11 |
24 | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом | 1 | 29.11-03.12 |
25 | Взаимодействие генов | 1 | 29.11-03.12 |
26 | Лабораторная работа «Решение генетических задач и составление родословных». | 1 | 06.12-10.12 |
27 | Наследственная (генотипическая) изменчивость | 1 | 06.12-10.12 |
28 | Фенотипическая изменчивость. Лабораторная работа Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся). | 1 | 13.12-17.12 |
29 | Контрольная работа №1 «Наследственность и изменчивость организмов» | 1 | 13.12-17.12 |
30 | Центры многообразия и происхождения культурных растений. | 1 | 20.12-24.12 |
31 | Селекции растений и животных. | 1 | 20.12-24.12 |
32 | Селекция микроорганизмов. | 1 | 10.01-14.01 |
Раздел 4. Эволюция живого мира на Земле 21час | |||
33 | Становление систематики. | 1 | 10.01-14.01 |
34 | Эволюционная теория Жанна Батиста Ламарка. | 1 | 17.01-21.01 |
35 | Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина | 1 | 17.01-21.01 |
36 | Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе | 1 | 24.01-28.01 |
37 | Учение Ч.Дарвина о естественном отборе | 1 | 24.01-28.01 |
38 | Вид, его критерии и структуры | 1 | 31.01-04.02 |
39 | Лабораторная работа «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора» | 1 | 31.01-04.02 |
40 | Формы естественного отбора. | 1 | 07.02-11.02 |
41 | Главные направления эволюции | 1 | 07.02-11.02 |
42 | Типы эволюционных изменений | 1 | 14.02-18.02 |
43 | Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных | 1 | 14.02-18.02 |
44 | Лабораторная работа «Изучение приспособленности организмов к среде обитания» | 1 | 21.02-25.02 |
45 | Забота о потомстве. | 1 | 21.02-25.02 |
46 | Физиологические адаптации. | 1 | 28.02.-04.03 |
47 | Современные представления о возникновении жизни. | 1 | 28.02.-04.03 |
48 | Начальные этапы развития жизни. | 1 | 07.03-11.03 |
49 | Жизнь в архейскую и протерозойскую эру. | 1 | 07.03-11.03 |
50 | Жизнь в палеозойскую эру. | 1 | 14.03-18.03 |
51 | Жизнь в мезозойскую эру. | 1 | 14.03-18.03 |
52 | Жизнь в кайнозойскую эру. | 1 | 21.03-25.03 |
53 | Происхождение человека. | 1 | 21.03-25.03 |
54 | Контрольная работа № 2 «Эволюция живого на Земле» | 1 | 04.04.-08.04 |
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. 11часов | |||
55 | Структура биосферы. | 1 | 04.04.-08.04 |
56 | Круговорот веществ в природе. | 1 | 11.04-15.04 |
57 | История формирования сообществ живых организмов. | 1 | 11.04-15.04 |
58 | Биогеоценозы и биоценозы. | 1 | 18.04-22.04 |
59 | Абиотические факторы среды. | 1 | 18.04-22.04 |
60 | Интенсивность действия факторов среды. | 1 | 25.04-29.04 |
61 | Биотические факторы среды | 1 | 25.04-29.04 |
62 | Взаимоотношения между организмами. | 1 | 02.05-06.05 |
63 | Природные ресурсы и их использование. | 1 | 02.05-06.05 |
64 | Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды | 1 | 10.05-13.05 |
65 | Охрана природы и основы рационального природопользования. | 1 | 10.05-13.05 |
66 | Контрольная работа № 3 «Взаимоотношения организма и среды» | 1 | 16.05-20.05 |
67 | Повторение «Общие закономерности» | 1 | 16.05-20.05 |
68 | Итоговая контрольная работа «Общие закономерности» | 1 | 23.05-27.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и КТП по биологии 8 класс. УМК Сонин Н.И.
Программа разработана на основе авторской «Программа основного общего образования по биологии 8 класс», автор Н.И.Сонин...
Рабочая программа и КТП по биологии 6-9 классы УМК Сонин Н.И.
Рабочая программа составлена на основании Федерального компонент Государственного стандарта среднего (общего) образования по биологии...
Рабочая программа и КТП по биологии для 6 класса средней школы «Биология. Живой организм" Н.И.Сонин, ФГОС
Рабочая программа по биологии для 6 класса «Биология. Живой организм. 6 класс» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образован...
Рабочая программа и КТП по биологии для 8 класса средней школы «Биология. Человек" Н.И.Сонин, ФГОС
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по б...
Рабочая программа и КТП по биологии 7 класс. Н.И.Сонин
Захаров В. Б. Биология: Многообразие живых организмов.7класс: учебник/ В. Б. Захаров, Н.И. Сонин. -2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2018...
Рабочая программа и КТП по биологии 8 класс. Н.И.Сонин
Программа ориентирована на работу по учебнику Сонин, Н.И. Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. – М.: Дрофа, 2018....
Рабочая программа дополнительного образования "Юный биолог" класс по ФГОС
Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситу...