№ | Тема урока | Количество часов | Элемент содержания | Требования к уровню подготовки | Дата |
Раздел 1 Строение и свойства живых организмов (12 часов) |
|
|
|
|
|
Тема I: «Основные свойства живых организмов» (1 час) |
|
|
|
|
|
| Основные свойства живых организмов | 1 | Биология – наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны | Знать:разнообразие живых организмов на Земле; их сходство; значение живых организмов в живой и неживой природе и жизни человека; отличие живых существ от тел неживой природы; признаки живых организмов; различия между растениями и животными. Уметь: объяснять значение живых организмов в живой и неживой природе и жизни человека; отличие живых существ от тел неживой природы; различия между растительным и животным миром; обмен веществ и все процессы жизнедеятельности живого организма; называть царства живой природы | 04.09 |
Тема 2: «Строение клеток» (2 часа) |
|
|
|
|
|
| Строение растительной клетки
Лабораторная работа № 1 «Строение растительной клетки» (строение кожицы лука) | 1 | Строение клетки. Клетка растений, животных. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы, органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы. | Знать: что живые организмы состоят из клеток (кроме вирусов); клетки бывают двух типов: ядерные и безъядерные; органоиды клетки(цитоплазма, ядро, мембрана, плазматическая мембрана, ЭПС, митохондрии, хлоропласты, лизосомы, хромосомы) какую работу они выполняют. Распознавать и описывать: основные части и органоиды клетки растений; выделять особенности ядра; доказывать, что клетка – элементарная частица живого Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клетки живых организмов | 11.09 |
| Строение животной клетки
Лабораторная работа № 2 «Строение животной клетки» | 1 | Строение клетки. Клетка животных. Вирусы – неклеточная форма жизни. Различия вы строении растительной и животной клеток. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы, органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы | Знать: что живые организмы состоят из клеток(кроме вирусов) клетки бывают двух типов: ядерные и безъядерные; органоиды клетки(цитоплазма, ядро, мембрана, плазматическая мембрана, ЭПС, митохондрии, хлоропласты, лизосомы, хромосомы) какую работу они выполняют. Понимать; что наследственные задатки уэукариот находятся в хромосомах, а хромосомы в ядре; что клетки прокариот не имеют ядра, митохондрий, хлоропластов, лизосом и не способны к фагоцитозу и внутриклеточному перевариванию пищи. Распознавать и описывать: основные части и органоиды клетки животных. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клетки живых организмов. Сравнивать клетки растительного и животного организмов и делать выводы на основе сравнения | 18.09 |
Тема3: «Химический состав клеток» (1 час)
|
|
|
|
|
|
| Химический состав клетки
Лабораторная работа № 3 «Определение состава семян» | 1 | Особенности химического состава живых организмов. Неорганические и органические вещества и их роль в организме | Знать: что в состав живых организмов входят атомы многих химических элементов; что больше всего в живых организмах содержится атомов: водорода, углерода, азота, кислорода; что большую часть массы живых организмов составляет вода; в состав живых организмов входят неорганические и органические вещества; нуклеиновые кислоты обеспечивают хранение и передачу наследственных задатков потомкам. Понимать: что одни и те же атомы могут входить в состав как живых организмов, так и не живых тел;соотношение атомов разных элементов может отличаться. Различать: неорганические и органические вещества клетки. Называть: неорганические и органические вещества клетки, их роль в процессе жизнедеятельности организма. | 25.09 |
Тема 4: «Деление клетки» (1 час)
|
|
|
|
|
|
| Деление клетки. Мейоз и его биологическое значение | 1 | Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Гены, хромосомы. Митоз, основные этапы митоза. Сущность мейоза, его биологическое значение. Гомологичные хромосомы | Знать: что клетки способны размножаться делением; что существует два способа деления ядра: митоз и мейоз; что митозу и мейозу предшествует удвоение каждой хромосомы; что при митозе сохраняется число хромосом и образуется два ядра, а число хроматид уменьшается в два раза; что при мейозе уменьшается число хромосом и образуется четыре ядра Понимать: что каждая из образующихся при делении клеток должна получить набор необходимых наследственных задатков; что каждая из образующихся при делении клеток эукариот должна получить ядро, а для этого ядро должно разделиться; что в мейоз вступают ядра с двойным набором хромосом, а получаются ядра с одинарным набором Называть: структуры клетки, участвующие в деление, роль хромосом. Распознавать и описывать: стадии деления клетки. Сравнивать два типа деления клеток – митоз и мейоз между собой | 02.10 |
Тема 5 «Ткани» (2 часа) |
|
|
|
|
|
| Ткани растений | 1 | Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. | Знать: что такое «ткань»; что в состав тканей могут входить клетки и внеклеточное вещество; как устроены покровная, механическая, проводящая и основная ткани сосудистых растений и какую роль они играют в растительном организме. Называть: типы тканей растений; функции тканей растений. Различать: типы тканей растений Понимать: что одни и те же ткани могут быть в разных органах, что зародыш растения состоит из образовательной ткани. | 09.10 |
| Ткани животных Лабораторная работа № 4 «Ткани животных»
| 1 | Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. | Знать: что такое «ткань»; что в состав тканей могут входить клетки и внеклеточное вещество; как устроены разные типы тканей, какую роль они играют в организме животного; чем отличаются мышечные ткани. Называть: типы тканей; функции тканей животных. Различать: типы тканей животных. Рассматривать: на готовых микропрепаратах и описывать ткани животных Понимать: что одни и те же ткани могут быть в разных органах. |
|
Тема 6: «Органы и системы органов» (4 часа) |
|
|
|
|
|
| Органы цветковых растений. Корень
Лабораторная работа № 5 «Корневые системы» | 1 | Строение растительного организма на примере покрытосеменных растений. | Знать: что орган – это обособленная часть организма, выполняющая определенную работу (функцию); что вегетативными органами высокоразвитого растения являются корень и побег; строение и функции и виды корневой системы; строение и функции корневых волосков. Уметь: давать определение понятиям ткань, орган. Называть: органы цветкового растения; типы корневых систем. Распознавать и описывать: на таблицах органы цветкового растения – корень, корневые системы. Изучать: биологические объекты – органы цветкового растения |
|
| Побег
Лабораторная работа № 6 «Строение почки» Лабораторная работа № 7 «Простые и сложные листья» | 1 | Строение растительного организма на примере покрытосеменных растений | Знать: понятия «побег», «вегетативные органы»; чем простые листья отличаются от сложных, строение и функции стебля. Понимать: что стебель связывает все части растения, обеспечивает проведение воды, минеральных и органических веществ, служит опорой растению, что в листе происходит фотосинтез и испарение воды; что дышат все части растения; Называть: органы цветкового растения. Изучать: биологические объекты – органы цветковых растений |
|
| Цветок и плод
Лабораторная работа № 8 «Строение цветка» Лабораторная работа № 9 «Строение семени» | 1 | Строение растительного организма на примере покрытосеменных растений | Знать: что цветок – орган полового размножения покрытосеменных растений; строение цветка и его главные части; что в пестике находится семязачаток, из которого в дальнейшем развиваются семена; что плоды образуются из завязи песика. Уметь: давать определение понятиям: репродуктивные органы. Называть: органы цветкового растения, их роль в жизни растения. Распознавать и описывать: органы цветкового растения , их роль в жизни растения. Описывать: многообразие соцветий. Изучать биологические объекты – органы цветкового растения |
|
| Органы и системы органов животных | 1 | Строение организма животного: системы органов(пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения), их строение и функции | Знать: строение и функции органов и систем органов животных; понятия «орган», «система органов». Понимать: процессы, происходящие в органах или системах органов у животных. Называть: органы, системы органов и их функции животных. Распознавать и описывать: на таблицах органы и системы органов животных. Находить в тексте и других источниках информацию об органах и системах органов животных. |
|
Тема 7: «Целостный организм» (1 час) |
|
|
|
|
|
| Целостность живого организма | 1 | Растения и животные – целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов как основа целостности многоклеточного организма. Живые организмы и среда | Уметь: давать определение понятиям «ткань», «орган». Называть: особенности строения и функции многоклеточного организма. Характеризовать: причины нарушения целостности организма. Доказывать: что организм - единое целое |
|
Раздел II: «Жизнедеятельность организма» (19 часов) |
|
|
|
|
|
Тема 8: «Питание и пищеварение» (2 часа) |
|
|
|
|
|
| Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное и воздушное питание. Практическая работа № 1 «Определение механического состава почвы»» | 1 | Питание растений: минеральное (почвенное) и воздушное (фотосинтез).
| Знать: что в результате фотосинтеза у растений образуются углеводы и выделяется кислород; что такое «пищеварение»; что росянка ловит насекомых не для того чтобы получить из них органические вещества, а для того чтобы получить азот и фосфор. Понимать: что для всех организмов необходимо поступление энергии из окружающей среды; что растение может создавать органические вещества; что источником энергии для создания растениями органических веществ из неорганических является солнечная энергия. Уметь: давать определения понятиям: питание, почвенное питание, фотосинтез. Описывать: сущность биологических процессов: почвенного питания, воздушного питания – фотосинтеза. Объяснять: значение почвенного и воздушного питания в жизни растений; значение фотосинтеза для жизни на Земле. Характеризовать: роль листа в процессе фотосинтеза. Использовать: приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. |
|
| Особенности питания животных. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных | 1 | Процессы жизнедеятельности животных: питание (растительноядные, хищники, всеядные, паразиты). Питание. Различия организмов по способу питания | Знать: что животные не способны к процессу фотосинтеза и органические вещества получают вместе с пищей; понятия «продуценты», «редуценты», «консументы», «растительноядное животное», «хищник», «паразит», «пищеварение»; что белки, жиры и углеводы перевариваются под действием пищеварительных ферментов, выделяемых организмом. Понимать: что для всех организмов необходимо поступление энергии из окружающей среды; что источником энергии для жизнедеятельности животного является дыхание. Уметь: давать определение понятиям: питание. Описывать: сущность биологических процессов: питание животных, пищеварение. Называть: органы пищеварительной системы животных и узнавать их на рисунках; особенности строения пищеварительных систем животных. Приводить: примеры травоядных, хищных животных, трупоедов, симбионтов, паразитов. Сравнивать: процессы пищеварения у разных групп животных и делать выводы на основе сравнения. |
|
Тема 9: «Дыхание» (2 часа) |
|
|
|
|
|
| Значение дыхания. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений | 1 | Жизнедеятельность растений: дыхание. Значение дыхания, роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений | Знать: каким образом газы поступают в растение и выводятся из него. Понимать: что словом «дыхание» обозначают два совершенно разных способа: а) расщепление органических веществ в клетках с участием кислорода; б) доставку кислорода в кровь или непосредственно клетками и удаление углекислого газа в окружающую среду; что в живых организмах дышат только клетки, а не неклеточное вещество; источником энергии для растения является не фотосинтез, а дыхание; фотосинтез является источником энергии для образования крахмала. Уметь: давать определение понятию «дыхание». Описывать: сущность биологического процесса – дыхания. Характеризовать: особенности дыхания у растений; роль органов в процессе дыхания. Использовать: приобретенные знания для выращивания растений. |
|
| Органы дыхания животных | 1 | Жизнедеятельность животных: дыхание. Дыхание у животных. Органы дыхания | Уметь: давать определение понятию «дыхание». Описывать: сущность биологических процессов: дыхания. Характеризовать: особенности дыхания у животных; роль дыхания в жизни животных. Понимать: что словом «дыхание» обозначают два совершенно разных способа: а) расщепление органических веществ в клетках с участием кислорода; б) доставку кислорода в кровь или непосредственно клетками и удаление углекислого газа в окружающую среду; что в живых организмах дышат только клетки, а не неклеточное вещество; принцип строения органов дыхания |
|
Тема 10 «Передвижение веществ» (2 часа) |
|
|
|
|
|
| Передвижение веществ в растительном организме | 1 | Транспорт веществ, его значение. Особенности строения органов растений, обеспечивающих перенос минеральных и органических веществ | Знать: что, куда и по каким структурам движется в растении. Понимать: что корень работает как насос, закачивающий воду с растворенными минеральными солями. Описывать: сущность процесса переноса веществ в растении, его значение. Характеризовать: особенности переноса воды, минеральных и органических веществ в растении
|
|
| Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции | 1 | Особенности переноса веществ в организме животного. Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа. Кровь, ее составные части | Знать: что кровь переносит питательные вещества и вещества, которые нужно удалить из организма; гормоны; что кровь состоит из плазмы и клеток крови; кислород переносится кровью; строение сердца. Понимать: принцип работы сердца, роль крови в переносе веществ в организме. Описывать: сущность процесса переноса веществ в организме животного, его значение. Называть: органы кровеносной системы и узнавать их на рисунках; функции органов кровеносной системы; состав крови, ее функции; типы кровеносных систем. Приводить примеры: животных с разными типами кровеносных систем. Характеризовать: особенности транспорта веществ у животных |
|
Тема 11 «Выделение» (3 часа) |
|
|
|
|
|
| Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. | 1 | Жизнедеятельность растений и животных: выделение. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Продукты выделения у растений | Знать: что многие живые организмы должны поддерживать стабильную концентрацию в организме; основные способы с помощью которых растения решают проблемы выделения азотистых отходов. Принимать: принципы работы выделительной системы. Описывать: сущность процесса выделения у животных организмов, его значение. Находить: в тексте учебника и других источниках информацию о выделение у растений и животных. Называть: органы выделения у растений Характеризовать: особенности процесса выделения у растений |
|
| Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных | 1 | Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у животных. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных | Знать: что многие живые организмы должны поддерживать стабильную концентрацию солей в организме. Понимать: принципы работы выделительной системы. Описывать: сущность процесса выделения у животных организмов, его значение. Называть: органы выделения различных животных и узнавать их на таблицах. Характеризовать: особенности процесса выделения у животных |
|
Тема 12: «Опора и движение» (4 часа) |
|
|
|
|
|
| Обмен веществ и энергии в живом организме | 1 | Обмен веществ и энергии. Сущность и значение обмена веществ и энергии. Обмен веществ в растительном и животном организме | Знать: что процесс постоянного обновления веществ из которых состоят живые организмы называется обменом веществ; что птицы и млекопитающие, в отличие от других животных способны поддерживать постоянную температуру тела. Понимать: что структуры, из которых состоит живой организм неустойчивы и все время распадаются, поэтому для сохранения организмов эти структуры должны все время восстанавливаться и образовываться заново. Давать: определения понятию «обмен веществ». Описывать: сущность процесса обмена веществ у астений и животных, его значение. Называть: органы, участвующие в обмене веществ у растения и животного. Характеризовать: особенности обмена веществ у растений и животных. Сравнивать: обмен веществ у растений и животных и делать выводы на основе сравнения. |
|
| Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений | 1 | Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений | Знать: у кого скелет наружный, у кого внутренний; Понимать: как построены опорные системы у растений. Описывать: строение и разнообразие опорных систем и узнавать их на таблицах и рисунках Называть: значение опорных систем в жизни растений. |
|
| Опорные системы животных
Лабораторная работа № 10 «Строение костей» | 1 | Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опроно – двигательная система позвоночных | Знать: у кого скелет наружный, у кого внутренний; что скелет позвоночных может состоять из кости и хряща; что такое сухожилие. Понимать: что постоянная форма теле поддерживается скелетом; что части скелета могут быть соединены друг с другом подвижно; что наружный скелет – это не только опора, но и защита. Называть: значение опорных систем в жизни животных. Приводить: примеры животных с различными типами опорно-двигательной системы. Распознавать: на таблицах и рисунках части внутреннего скелета. Соотносить: строение опорных систем животных с условиями их жизни |
|
| Движение как важнейшая особенность живых организмов. Значение двигательной активности |
| Движение – важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Движение одноклеточных и многоклеточных организмов. Двигательные реакции растений. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов | Знать: что движение в той или иной форме свойственно большинству живых организмов; принципы устройства жгутиков, ресничек, мышц; как движутся одноклеточные и многоклеточные животные, населяющие разные среды обитания; что такое реактивное движение и его способы; что у растений тоже происходит движение. Называть: роль движения; способы передвижения животных. Распознавать и описывать: на таблицах и рисунках органы движения животных Приводить: примеры животных с разными способами передвижения. Сравнивать: движения растений и передвижения животных и делать выводы на основе сравнения Наблюдать: за поведением животных. |
|
| Движение как важнейшая особенность живых организмов. Значение двигательной активности | 1 | Движение – важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Движение одноклеточных и многоклеточных организмов. Двигательные реакции растений. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. | Знать: что движение в той или иной форме свойственно большинству живых организмов; принципы устройства жгутиков, ресничек, мышц; как движутся одноклеточные и многоклеточные животные, населяющие разные среды обитания; что такое реактивное движение и его способы; что у растений тоже происходит движение. Называть: роль движения; способы передвижения животных. Распознавать и описывать: на таблицах и рисунках органы движения животных Приводить: примеры животных с разными способами передвижения. Сравнивать: движения растений и передвижения животных и делать выводы на основе сравнения Наблюдать: за поведением животных. |
|
Тема 13 «Регуляция» (1 час) |
|
|
|
|
|
| Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов.раздражимость Нервная и эндокринная системы, особенности строения и роль в регуляции жизнедеятельности | 1 | Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Ростовые вещества | Знать: что движение в той или иной форме свойственно большинству живых организмов; принципы устройства жгутиков, ресничек, мышц; как движутся одноклеточные и многоклеточные животные, населяющие разные среды обитания; что такое реактивное движение и его способы; что у растений тоже происходит движение. Называть: роль движения; способы передвижения животных. Распознавать и описывать: на таблицах и рисунках органы движения животных Приводить: примеры животных с разными способами передвижения. Сравнивать: движения растений и передвижения животных и делать выводы на основе сравнения Наблюдать: за поведением животных. |
|
Тема 14 «Размножение организмов» (3 часа) |
|
|
|
|
|
| Биологическое значение размножения. Бесполое размножение животных и растений
Лабораторная работа № 11«Черенкование комнатных растений» | 1 | Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. | Знать: что размножение – свойство, присущее всем живым организмам; размножение бывает половое и бесполое; какие формы бесполого размножения существуют; почкование; что каждая спора представляет собой одну клетку. Понимать: что при бесполом размножении вновь образовавшийся организм получает наследственные задатки только одного родителя; что деление клетки на две равные части – наиболее простая форма бесполого размножения. Давать: определение понятиям: размножение, спора. Называть: значение размножения; виды размножения; формы бесполого размножения у растений и животных; органы вегетативного размножения растений. Приводить примеры: организмов, для которых характерно бесполое размножение. Описывать: сущность бесполого размножения. Использовать: приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. |
|
| Половое размножение животных. Органы размножения животных. Оплодотворение | 1 | Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы полового размножения животных. Оплодотворение | Знать: что половое размножение свойственно большинству живущих на Земле организмов; что при половом размножении потомок получает наследственные задатки от двух родителей; оплодотворение – слияние половых клеток; яйцеклетки, сперматозоиды, зигота; животные бывают обоеполые и раздельнополые; партеногенез. Понимать: половое размножение – это размножение, в результате которого появляется потомство, содержащее наследственные задатки двух родительских организмов Давать: определения понятиям: размножение, гамета, оплодотворение, зигота. Описывать: сущность полового размножения; органы полового размножения животных; женские и мужские половые клетки. Объяснять: преимущества полового размножения по сравнению с бесполым |
|
| Половое размножение растений | 1 | Половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения. Соцветия. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян | Знать: особенности полового размножения низших и высших растений, что такое спора, заросток, голосеменные и покрытосеменные растения. Понимать: суть чередования бесполого и полового размножения у растений. Понимать и объяснять: способы опыления и их значение, достоинства и недостатки. Уметь: приводить примеры голосеменных и покрытосеменных растений. Давать: определения понятиям: размножение, самоопыление, оплодотворение. Называть: значение полового размножения, органы полового размножения растений. Описывать: строение цветка как органа полового размножения; сущность полового размножения у растений (двойное оплодотворение) Использовать: полученные знания для выращивания культурных растений, уход за ними. |
|
Тема 15: «Рост и развитие организма» (3 часа)
|
|
|
|
|
|
| Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян
Лабораторная работа № 12 «Условия прорастания семян» |
| Рост и развитее растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков | Знать: что закономерные изменения происходят с живыми организмами в течение всей его жизни называется индивидуальным развитием Понимать: что новое растение образуется в конечном итоге из зиготы; что у покрытосеменных растений семена находятся в плодах; что опавшие семена могут длительное время находится в состоянии покоя; что семена начинают прорастать только в благоприятных условиях. Давать: определение понятию – индивидуальное развитие. Распознавать и описывать: на таблицах части цветка, семена двудольных и однодольных растений; типы плодов. Называть: роль семян и плодов в жизни растений; способы распространения семян; условия среды, необходимые для формирования и прорастания семян. Наблюдать: за ростом и развитием растений. Использовать: полученные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними |
|
| Особенности развития животных
Лабораторная работа № 13 «Прямое и не прямое развитие насекомых» | 1 | Особенности развития животных. Развитие зародыша (на примере ланцетника) . постэмбриональное развитее животных. Прямое и непрямое развитие | Знать: что новое животное развивается из зиготы; что такое бластула, гаструла, эктодерма, энтодерма, мезодерма, прямое и непрямое развитие. Понимать: что изменение формы зародыша происходи за счет деления клеток, непропорционального роста разных частей зародыша и движения клеток; роль личинок в расселении малоподвижных организмов; что сходство зародышей различных животных свидетельствуют об их историческом родстве. Уметь: приводить примеры животных с прямым и непрямым развитие. Называть: этапы развития животных, типы постэмбрионального развития животных. Описывать: сущность эмбрионального и постэмбрионального развития животных. Наблюдать: за ростом и развитием животных. Использовать: полученные знания и умения для выращивания домашних животных, ухода за ними. |
|
Раздел III: «Организм и среда. Природные сообщества» (3 часа)
|
|
|
|
|
|
Тема 16: «Природные сообщества» (3 часа)
|
|
|
|
|
|
| Среда обитания. Факторы среды
| 1 | Среда обитания. Факторы среды. Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязь живых организмов | Знать: что живые организмы тесно связаны друг с другом и неживой природой, экологические факторы среды; чем питаются растения, и кто питается ими, чем питаются животные; симбиоз. Понимать: что животные организмы тесно связаны друг с другом и неживой природой; какие факторы можно считать условиями, а какие ресурсами; экологические факторы; как эти факторы действуют в природе. Давать: определения понятиям: среда обитания, экология, экологические факторы. Называть: виды экологических факторов; типы взаимоотношений организмов. Приводить примеры: факторов неживой природы, их влияние на живые организмы, приспособлений организмов к действию экологических факторов. Приводить примеры: взаимосвязей живых организмов. Использовать: приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений и домашних животных и ухода за ними. |
|
| Природные сообщества | 1 | Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания. | Понимать: что такое природное сообщество, уметь приводить примеры; что определенные виды живых организмов могут жить лишь в определенных сообществах; что природное сообщество тесно связано с неживой природой, образует экосистему; что в любой экосистеме можно выделить три группы организмов: продуценты, консументы, редуценты; что такое цепи питания. Уметь: приводить примеры продуцентов, консументов, редуцентов; составлять цепи питания. Давать: определение понятиям: природное сообщество, экосистема, цепи питания. Называть: три группы организмов в экосистеме. Приводить примеры: природных сообществ, продуцентов |
|
| Итоговое тестирование за курс «Биология. Живой организм» | 1 |
|
|
|