Рабочая программа и КТП по биологии 7 класс. Н.И.Сонин
рабочая программа по биологии (7 класс)
Захаров В. Б. Биология: Многообразие живых организмов.7класс: учебник/ В. Б. Захаров, Н.И. Сонин. -2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2018
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_7klass_sonin_fgos.docx | 49.65 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
7 класс
на 2021/2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учётом планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" с. Борское, на основе авторской учебной программы основного общего образования «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» автор В. Б. Захаров. (Программа основного общего образования по биологии 5—9 классы. Концентрический курс).
Программа ориентирована на работу по учебно - методическому комплекту
Захаров В. Б. Биология: Многообразие живых организмов.7класс: учебник/ В. Б. Захаров, Н.И. Сонин. -2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2018
В соответствии с учебным планом ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Борское на 2018-2019 учебный год на изучение предмета биологии в 7 классе отводится 2часа в неделю, всего 68 часов в год.
Содержание курса.
Введение (3 ч)
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Экосистемы. Биосфера — глобальная экологическая система; границы и компоненты биосферы. Причины многообразия живых организмов. Эволюционная теория Ч. Дарвина о приспособленности к разнообразным условиям среды обитания. Естественная система классификации как отражение процесса эволюции организмов.
Раздел 1. Царство Прокариоты (3 ч)
Тема 1.1. Общая характеристика Прокариот. (3 ч)
Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространённость и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).
Демонстрация:
Строение клеток различных прокариот.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;
— разнообразие и распространение бактерий и грибов;
— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;
— методы профилактики инфекционных заболеваний.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику бактериям;
— характеризовать формы бактериальных клеток;
— отличать бактерии от других живых организмов;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
— разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
— готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;
— пользоваться поисковыми системами Интернета.
Раздел 2. Царство Грибы (4 ч)
Тема 2.1. Общая характеристика грибов (3 ч)
Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Омикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.
Демонстрация:
Схемы строения представителей различных систематических групп грибов, различные представители царства Грибы, строение плодового тела шляпочного гриба.
Лабораторные и практические работы:
Строение плесневого гриба мукора*.
Распознавание съедобных и ядовитых грибов*.
Тема 2.2. Лишайники (1 ч)
Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространённость и экологическая роль лишайников.
Демонстрация:
Схемы строения лишайников, различные представители лишайников.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные понятия, относящиеся к строению про- и эукариотической клеток;
— строение и основы жизнедеятельности клеток гриба;
— особенности организации шляпочного гриба;
— меры профилактики грибковых заболеваний.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику бактерий и грибов;
— объяснять строение грибов и лишайников;
— приводить примеры распространённости грибов и лишайников;
— характеризовать роль грибов и лишайников в биоценозах;
— определять несъедобные шляпочные грибы;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
— пользоваться биологическими словарями и справочниками для поиска определений биологических терминов;
— разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
— готовить сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;
— пользоваться поисковыми системами Интернета.
Раздел 3. Царство Растения (20 ч)
Тема 3.1. Общая характеристика растений (2 ч)
Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений. Фотосинтез. Пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.
Демонстрация:
Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.
Тема 3.2. Низшие растения (3 ч)
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зелёные водоросли, Бурые водоросли и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.
Демонстрация:
Схемы строения водорослей различных отделов.
Лабораторные работы
Изучение внешнего строения водорослей*.
Тема 3.3. Высшие споровые растения (6 ч)
Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений. Споровые растения. Общая характеристика, происхождение. Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение и роль в биоценозах.
Демонстрация:
Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов,
различные представители мхов, плаунов и хвощей,
схемы строения папоротника;
древние папоротниковидные,
схема цикла развития папоротника,
различные представители папоротниковидных.
Практические работы:
Изучение внешнего строения мха*.
Изучение внешнего строения папоротника*.
Тема 3.4. Высшие семенные растения. Отдел Голосеменные растения (2 ч)
Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространённость голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.
Демонстрация:
Схемы строения голосеменных,
цикл развития сосны,
различные представители голосеменных.
Лабораторные и практические работы:
Изучение строения и многообразия голосеменных растений*.
Тема 3.5. Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (7 ч)
Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные. Основные семейства покрытосеменных растений (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространённость цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация:
Схема строения цветкового растения;
строения цветка,
цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение),
представители различных семейств покрытосеменных растений.
Лабораторные и практические работы:
Изучение строения покрытосеменных растений*.
Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения*.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные методы изучения растений;
— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие;
— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
— роль растений в биосфере и жизни человека;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику растительного царства;
— объяснять роль растений в биосфере;
— давать характеристику, основным группам растений (водорослям, мхам, хвощам, плаунам, папоротникам, голосеменным, цветковым);
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;
— характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли;
— объяснять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Раздел 4. Царство Животные (37 ч)
Тема 4.1. Общая характеристика животных (1 ч)
Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные. Взаимоотношения животных в биоценозах; трофические уровни и цепи питания.
Демонстрация:
Распределение животных и растений по планете: биогеографические области.
Лабораторные работы:
Анализ структуры различных биомов суши и мирового океана на схемах и иллюстрациях.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— признаки организма как целостной системы;
— основные свойства животных организмов;
— сходство и различия между растительным и животным организмами;
— что такое зоология, какова её структура.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории;
— представлять эволюционный путь развития животного мира;
— классифицировать животные объекты по их принадлежности к систематическим группам;
— применять двойные названия животных при подготовке сообщений, докладов, презентаций;
— объяснять значение зоологических знаний для сохранения жизни на планете, разведения редких и охраняемых животных, выведения новых пород животных;
— использовать знания по зоологии в повседневной жизни.
Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные (2 ч)
Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Тип Споровики; споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.
Демонстрация:
Схемы строения амебы, эвглены зелёной и инфузории туфельки,
представители различных групп одноклеточных.
Практические работы:
Строение амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— признаки одноклеточного организма;
— основные систематические группы одноклеточных и их представителей;
— значение одноклеточных животных в экологических системах;
— паразитических простейших, вызываемые ими заболевания у человека и соответствующие меры профилактики.
Учащиеся должны уметь:
— работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы;
— распознавать одноклеточных возбудителей заболеваний человека;
— раскрывать значение одноклеточных животных в природе и жизни человека;
— применять полученные знания в повседневной жизни.
Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные (1 ч)
Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение.
Демонстрация:
Типы симметрии у многоклеточных животных,
многообразие губок.
Тема 4.4. Тип Кишечнополостные (3 ч)
Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и коралловые полипы. Роль в природных сообществах.
Демонстрация:
Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов.
Биоценоз кораллового рифа.
Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.
Тема 4.5. Тип Плоские черви (2 ч)
Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы Сосальщики и Ленточные черви. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печёночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.
Демонстрация:
Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни.
Различные представители ресничных червей.
Схемы жизненных циклов печёночного сосальщика и бычьего цепня.
Лабораторные работы:
Жизненные циклы печёночного сосальщика и бычьего цепня.
Тема 4.6. Тип Круглые черви (1 ч)
Особенности организации круглых червей (на примере человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды; меры профилактики аскаридоза.
Демонстрация:
Схема строения и цикл развития человеческой аскариды.
Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.
Лабораторные работа:
Жизненный цикл человеческой аскариды.
Тема 4.7. Тип Кольчатые черви (2 ч)
Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.
Демонстрация:
Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей.
Различные представители типа Кольчатые черви.
Практические работы:
Внешнее строение дождевого червя.
Тема 4.8. Тип Моллюски (2 ч)
Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности
Демонстрация:
Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков.
Различные представители типа моллюсков.
Практические работы:
Внешнее строение моллюсков.
Тема 4.9. Тип Членистоногие (7 ч)
Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным превращением. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.
Демонстрация:
Схема строения речного рака.
Различные представители низших и высших ракообразных.
Схема строения паука-крестовика.
Различные представители класса Паукообразные.
Схемы строения насекомых различных отрядов.
Практические работы:
Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих*.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— современные представления о возникновении многоклеточных животных;
— общую характеристику типа Кишечнополостные;
— общую характеристику типа Плоские черви;
— общую характеристику типа Круглые черви;
— общую характеристику типа Кольчатые черви;
— общую характеристику типа Членистоногие.
Учащиеся должны уметь:
— определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;
— наблюдать за поведением животных в природе;
— работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);
— объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;
— понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение для экологических систем;
— выделять животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;
— оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных;
— использовать меры профилактики паразитарных заболеваний.
Тема 4.10. Тип Иглокожие (1 ч)
Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.
Демонстрация:
Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии.
Схема придонного биоценоза.
Тема 4.11. Тип Хордовые. Бесчерепные (1 ч)
Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.
Демонстрация:
Схема строения ланцетника.
Схема метаморфоза у асцидий.
Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (2 ч)
Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.
Демонстрация:
Многообразие рыб.
Схема строения кистеперых и лучеперых рыб.
Лабораторная работа:
Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни*.
Тема 4.13. Класс Земноводные (2 ч)
Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.
Демонстрация:
Многообразие амфибий.
Схемы строения кистеперых рыб и земноводных.
Лабораторная работа:
Особенности внешнего строения лягушки, связанные с её образом жизни*.
Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся (2 ч)
Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.
Демонстрация:
Многообразие пресмыкающихся.
Схемы строения земноводных и рептилий.
Тема 4.15. Класс Птицы (4 ч)
Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоёмов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация:
Многообразие птиц.
Схемы строения рептилий и птиц.
Лабораторные работы
Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни*.
Тема 4.16. Класс Млекопитающие (4 ч)
Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).
Демонстрация:
Схемы, отражающие экологическую дифференцировку млекопитающих.
Многообразие млекопитающих.
Схемы строения рептилий и млекопитающих.
Лабораторные работы:
Изучение строения млекопитающих*.
Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека*.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— современные представления о возникновении хордовых животных;
— основные направления эволюции хордовых;
— общую характеристику надкласса Рыбы;
— общую характеристику класса Земноводные;
— общую характеристику класса Пресмыкающиеся;
— общую характеристику класса Птицы;
— общую характеристику класса Млекопитающие.
Учащиеся должны уметь:
— определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;
— работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);
— объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;
— понимать и уметь характеризовать экологическую роль хордовых животных;
— характеризовать хозяйственное значение позвоночных;
— наблюдать за поведением животных в природе;
— выделять животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;
— оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных.
Метапредметные результаты обучения
— давать характеристику методам изучения биологических объектов;
— наблюдать и описывать различных представителей животного мира;
— находить в различных источниках необходимую информацию о животных;
— избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;
— сравнивать животных изученных таксономических групп между собой;
— использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;
— выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных;
— обобщать и делать выводы по изученному материалу;
— работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;
— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.
Раздел 5. Вирусы (1 ч)
Тема 5.1. Многообразие, особенности строения и происхождения вирусов (2 ч)
Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.
Демонстрация:
Модели различных вирусных частиц.
Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции.
Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— общие принципы строения вирусов животных, растений и бактерий;
— пути проникновения вирусов в организм;
— этапы взаимодействия вируса и клетки;
— меры профилактики вирусных заболеваний.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять механизмы взаимодействия вирусов и клеток;
— характеризовать опасные вирусные заболевания человека (СПИД, гепатит С и др.);
— выявлять признаки сходства и различия в строении вирусов;
— осуществлять на практике мероприятия по профилактике вирусных заболеваний.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— обобщать и делать выводы по изученному материалу;
— работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;
— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.
Планируемые результаты
В результате освоения курса биологии 7 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
- развитие интеллектуальных и творческих способностей;
- воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;
- признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей;
- развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
- Выявлять причины и следствия простых явлений;
- Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
- Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
- Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
- В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;
- Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
- Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
- Понимать смысл биологических терминов;
- Знать признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль растений в жизни человека;
- уметь объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды.
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами.
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных.
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 ч в год. Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом естественно-научного содержания. Большое внимание уделяется лабораторным и практическим работам, минимум которых определен в каждом разделе программы.
Календарно- тематическое планирование
учебного материала по курсу «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс.
№ урока | Тема | Количество часов | Сроки |
I ВВЕДЕНИЕ 3 часа | |||
1. | Введение. Мир живых организмов Уровни организации жизни. | 1 | 01.09-03.09 |
2. | Ч. Дарвин о происхождении видов | 1 | 01.09-03.09 |
3. | Многообразие организмов и их классификация | 1 | 06.09-10.09 |
ЦАРСТВО ПРОКАРИОТЫ (3ч). Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов (3ч). | |||
4 | Общая характеристика прокариот. | 1 | 06.09.-10.09 |
5 | Особенности строения и жизнедеятельности прокариот; настоящие бактерии; архебактерии, их роль в природе и практическое значение | 1 | 13.09-17.09 |
6 | Подцарство Оксифотобактерии. особенности организации, роль в природе и практическое значение | 1 | 13.09.-17.09 |
ЦАРСТВО ГРИБЫ (4ч). Общая характеристика грибов (3ч). | |||
7. | Особенности организации грибов. Их значение в природе и жизни человека | 1 | 20.09-24.09 |
8. | Многообразие грибов. | 1 | 20.09-24.09 |
Лишайники (1ч) | |||
9. | Обобщение по теме: «Царство Грибы». Отдел Лишайники. | 1 | 27.09-01.10 |
10 | Обобщающий урок по теме «Бактерии, Грибы, Лишайники» | 1 | 27.09-01.10 |
ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (20ч) Общая характеристика растений (2ч) | |||
11. | Общая характеристика царства Растений Л.Р. №3 «Строение растительной клетки» | 1 | 04.10-08.10 |
12. | Подцарство Низшие растения. Общая характеристика водорослей Л.Р. №4 «Строение одноклеточных водорослей» | 1 | 04.10-08.10 |
Подцарство Низшие растения (3ч). | |||
13. | Размножение водорослей. ЛР.№5 Строение спирогиры» | 1 | 11.10-15.10 |
14-15 | Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение | 2 | 11.10-15.10 18.10-22.10 |
Подцарство Высшие растения (6ч) | |||
16. | Общая характеристика. Высших растений. | 1 | 18.10-22.10 |
17. | Отдел Моховидные. Л.р №6 «Изучение внешнего строения мхов» | 1 | 25.10-28.10 |
18. 19 | Отдел Плауновидные. Особенности строения и жизнедеятельности. Отдел Хвощевидные. Особенности строения и жизнедеятельности. | 2 | 025.10-28.10 08.11-12.11 |
20-21. | Отдел Папоротникообразные. Особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе и практическое значение папоротников. | 2 | 08.11-12.11 15.11-19.11 |
Отдел Голосеменные растения (2ч) | |||
22. | Отдел Голосеменные растения, особенности организации. Л.р № 8 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений» | 1 | 15.11-19.11 |
23. | Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение. | 1 | 22.11-26.11 |
Отдел Покрытосеменные (цветковые) растения (7ч) | |||
24. | Отдел Покрытосеменные. Особенности организации и происхождения. Л.р № 9 «Изучение строения покрытосеменных растений» | 1 | 22.11-26.11 |
25. | Размножение покрытосеменных растений. | 1 | 29.11-03.12 |
26-27 | Семейство Розоцветные. Семейство Крестоцветные и Пасленовые. | 2 | 29.11-03.12 06.12-10.12 |
28. | Семейство Бобовые и Сложноцветные. | 1 | 06.12-10.12 |
29-30. | Характеристика семейств Злаки, Лилейные. | 2 | 13.12-17.12 |
ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ (37ч) Общая характеристика животных (1ч) | |||
31. | Общая характеристика царства Животных | 1 | 20.12-27.12 |
Подцарство Одноклеточные (2ч) | |||
32. | Особенности организации животных Одноклеточных | 1 | 20.12-27.12 |
33. | Многообразие и значение одноклеточных животных. Л.р № 10«Строение инфузории-туфельки» | 1 | 10.01-14.01 |
Подцарство Многоклеточные животные (1ч) | |||
34. | Особенности организации многоклеточных. Тип Губки. | 1 | 10.01-14.01 |
Двухслойные животные – Кишечнополостные (3ч) | |||
35. | Особенности организации Кишечнополостных. | 1 | 24.01-28.01 |
36. | Особенности жизнедеятельности Кишечнополостных. | 1 | 24.01-28.01 |
37. | Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека. Контрольно-обобщающий урок. | 1 | 31.01-04.02 |
Трехслойные животные – Плоские черви (2ч) | |||
38. | Особенности строения плоских червей. Класс Ресничные черви. | 1 | 31.01-04.02 |
39. | Плоские черви-паразиты. | 1 | 07.02-11.02 |
Первичнополостные – Круглые черви (1ч) | |||
40. | Тип Круглые черви. Особенности их организации. | 1 | 07.02-11.02 |
Тип Кольчатые черви (2ч) | |||
41. | Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей. Л.р № 11 «Внешнее строение дождевого червя» | 1 | 14.02-18.02 |
42. | Многообразие кольчатых червей | 1 | 14.02-18.02 |
Тип Моллюски (2ч) | |||
43. | Особенности организации моллюсков. | 1 | 21.02-25.02 |
44. | Многообразие моллюсков, их значение в природе. Л.р № 12 «Внешнее строение моллюсков» | 1 | 21.02-25.02 |
Тип Членистоногие (7ч) | |||
45. | Особенности строения членистоногих. Класс Ракообразные. | 1 | 28.02-04.03 |
46. | Многообразие ракообразных, их роль в природе | 1 | 28.02-04.03 |
47-48. | Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие паукообразных ,их роль в природе. | 2 | 07.03-11.03 |
49. | Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности. | 1 | 14.03-18.03 |
50. | Размножение и развитие насекомых. | 1 | 14.03-18.03 |
51. | Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека. Л.р № 13 «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих» | 1 | 21.03-25.03 |
52. | Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих. | 1 | 21.03.-25.03 |
Тип хордовые. Бесчерепные животные (1ч). | |||
53. | Особенности организации хордовых. Бесчерепные животные. | 1 | 04.04-08.04 |
Подтип позвоночные (черепные). Надкласс рыбы (2ч) | |||
54. | Рыбы- водные позвоночные животные. | 1 | 04.04-08.04 |
55. | Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение. | 1 | 11.04-15.04 |
Класс Земноводные (2ч) | |||
56. | Класс Земноводные. Особенности строения и жизнедеятельности. Л.р№ 15 «Особенности внешнего строение лягушки в связи с образом жизни» | 1 | 11.04-15.04 |
57 | Размножение и развитие земноводных. | 1 | 18.04-22.04 |
Класс Пресмыкающиеся (2ч) | |||
58. | Класс Пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности. | 1 | 18.04-22.04 |
59. | Многообразие пресмыкающихся,их роль в природе и практическое значение. | 1 | 25.04-29.04 |
Класс Птицы (4ч) | |||
60. | Класс Птицы. Особенности строения и жизнедеятельности. Л.р № 16 «Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни» | 1 | 25.04-29.04 |
61. | Особенности строения птиц, связанных с полётом. | 1 | 04.05-06.05 |
62-63 | Экологические группы птиц. Наземные. Экологические группы птиц. Водные. | 2 | 04.05-06.05 09.05-13.05 |
Класс Млекопитающие (4ч) | |||
64. | Общая характеристика класса млекопитающих. Особенности внешнего строения. Скелет. Л.р № 17 «Изучение строения млекопитающих» | 1 | 09.05-13.05 |
65. | Внутренне строение млекопитающих. Размножение и развитие. Л.р № 17 «Изучение строения млекопитающих» | 1 | 16.05-20.05 |
66. | Плацентарные Млекопитающие. Особенности строения и жизнедеятельности. | 1 | 16.05-20.05 |
67. | Контрольно-обобщающий урок «Класс Млекопитающие» | 1 | 23.05-31.05 |
Царство Вирусы (1ч) | |||
68. | Царство Вирусы. Общая характеристика. | 1 | 23.05-31.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и КТП по биологии 8 класс. УМК Сонин Н.И.
Программа разработана на основе авторской «Программа основного общего образования по биологии 8 класс», автор Н.И.Сонин...
Рабочая программа и КТП по биологии 6-9 классы УМК Сонин Н.И.
Рабочая программа составлена на основании Федерального компонент Государственного стандарта среднего (общего) образования по биологии...
Рабочая программа и КТП по биологии для 6 класса средней школы «Биология. Живой организм" Н.И.Сонин, ФГОС
Рабочая программа по биологии для 6 класса «Биология. Живой организм. 6 класс» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образован...
Рабочая программа и КТП по биологии для 8 класса средней школы «Биология. Человек" Н.И.Сонин, ФГОС
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по б...
Рабочая программа и КТП по биологии 8 класс. Н.И.Сонин
Программа ориентирована на работу по учебнику Сонин, Н.И. Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. – М.: Дрофа, 2018....
Рабочая программа и КТП по биологии 9 класс. Н.И.Сонин.
Программа ориентирована на работу по учебнику Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Агафонова И.Б., Сонин Н. И. Биология. Общие закономерности: учебник для 9 класса средней школы. М.: Изд. ...
Рабочая программа дополнительного образования "Юный биолог" класс по ФГОС
Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситу...