Технологическая карта открытого урока
план-конспект урока по биологии (10 класс)
«Моногибридное скрещивание»
10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.docx | 18.28 КБ |
ekosistema.pptx | 2.67 МБ |
ekosistema_-_kopiya.pptx | 2.38 МБ |
ekosistema_-_kopiya_-_kopiya.pptx | 1.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока
«Моногибридное скрещивание»
10 класс
Задачи урока:
— познакомить учащихся с опытами Г. Менделя по моногибридному скрещиванию;
— сформировать знания о моногибридном скрещивании.
Планируемые результаты обучения
Предметные студенты должны: — формулировать первый закон Менделя и закон чистоты гамет.
Метапредметные
Познавательные: — осуществлять поиск и отбор необходимой информации в Интернете об исследованиях Г. Менделя, работать с информацией учебника (составление конспекта или логической схемы).
Коммуникативные:
— осознанно использовать речевые средства для формулирования умозаключений;
— применять компьютер как средство коммуникации.
Регулятивные: — выбирать оптимальные пути для решения проблемных вопросов, связанных с пониманием законов наследственности.
Личностные: формирование научного мировоззрения, соответствующего уровню развития современной биологической науки; формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию.
Ход урока
I. Актуализация и проверка знаний
1. Фронтальный опрос. Чтобы определить тему урока, ответьте на вопросы теста по генетике. (приложение 1)
Что изучает генетика как наука?
Каковы основные этапы становления генетики как науки? В чем заключается сущность используемого в генетике гибридологического метода? 2. Индивидуальный опрос о Г. Менделе как основоположнике генетики.
II. Изучение нового материала 1. Моногибридное скрещивание. (Рассказ учителя с элементами беседы.)
Моногибридным называется скрещивание, при котором рассматривается наследование одной пары альтернативных (контрастных, взаимоисключающих) признаков, детерминируемых одной парой генов.
При моногибридном скрещивании соблюдается первый закон Менделя (закон единообразия), согласно которому при скрещивании гомозиготных организмов у их потомков F1 проявляется только один альтернативный признак (доминантный), а второй находится в скрытом (рецессивном) состоянии. Потомство F1 единообразно по фенотипу и генотипу. Согласно второму закону Менделя (закон расщепления) при скрещивании гетерозигот в их потомстве F2 наблюдается расщепление по генотипу в соотношении 1:2:1 и по фенотипу в пропорции 3:1.
Для успешного решения задач на моногибридное скрещивание необходимо также четко знать правило «чистоты гамет», согласно которому в каждую гамету попадает только один ген из каждой пары, определяющей развитие признака.
При оформлении задач необходимо уметь пользоваться символами, принятыми в традиционной генетике и приведенными ниже:
♀ женский организм
♂ мужской организм
× знак скрещивания
P родительские организмы
F1, F2 дочерние организмы первого и второго поколения
А, В, С... гены, кодирующие доминантные признаки
а, b, с... аллельные им гены, кодирующие рецессивные признаки
АА, ВВ, СС... генотипы особей, моногомозиготных по доминантному признаку
Аа, Вb, Сс... генотипы моногетерозиготных особей
аа, bb, сс... генотипы рецессивных особей
АаВb, AaBbCc генотипы ди- и тригетерозигот
А , а , АВ , cd гаметы
Пример записи схемы скрещивания (брака)
А – желтая окраска семян, а – зеленая окраска семян.
Запись в буквенной форме:
Р ♀Аа × ♂aа
желтая зеленая
гаметы A a a
F1 Aa aa
желтая зеленая
50% 50%
При написании схемы скрещивания (брака) обязательно следует указывать фенотипы всех рассматриваемых особей, поколение, к которому они принадлежат (F1, F2 и т.д.), а также пол родителей и потомства. Гаметы следует обвести кружком (при невыполнении этого можно спутать гаметы с генами генотипа).
Правила для решения задач:
1. Каждая гамета получает гаплоидный набор хромосом (генов). Все хромосомы (гены) имеются в гаметах.
2. В каждую гамету попадает только одна гомологичная хромосома из каждой пары (только один ген из каждой аллели).
3. Число возможных вариантов гамет равно 2n, где n – число хромосом, содержащих гены в гетерозиготном состоянии.
4. Одну гомологичную хромосому (один аллельный ген) из каждой пары ребенок получает от отца, а другую (другой аллельный ген) – от матери.
5. Гетерозиготные организмы при полном доминировании всегда проявляют доминантный признак. Организмы с рецессивным признаком всегда гомозиготны.
III. Закрепление знаний - полное доминирование.
1. Плоды арбуза могут иметь зеленую или полосатую окраску. Все арбузы, полученные от скрещивания растений с зелеными и полосатыми плодами, имели только зеленый цвет корки плода. Какая окраска плодов арбуза может быть в F2?
2. Праворукость у человека доминирует над леворукостью. Женщина – левша вышла замуж за правшу. Какова вероятность рождения левшей в этой семье?
3. Известно, что ген карих глаз доминирует над геном голубых глаз. Голубоглазая женщина выходит замуж за кареглазого мужчину, чей отец был голубоглазым. Каких детей можно ожидать от этого брака и в какой пропорции?
4. На звероферме получен приплод в 225 норок. Из них 167 норок имеют коричневый мех и 58 – голубовато – серый. Определите генотипы исходных форм, если известно, что коричневый мех доминирует над голубовато – серым.
5. Миоплегия (периодические параличи) передаётся по наследству как доминантный признак. Определите вероятность рождения детей с аномалией в семье, где отец гетерозиготен, а мать не страдает миоплегией.
6. У человека курчавые волосы доминируют над гладкими. Курчавый отец и гладковолосая мать имеют трёх курчавых и двух гладковолосых детей. Каковы генотипы всех членов семьи?
7. Голубоглазый мужчина, родители которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза были голубые, а у матери – карие. Какое потомство можно ожидать от этого брака, если известно, что ген карих глаз доминирует над геном голубых?
8. В семье было два брата. Один из них, больной геморрагическим диатезом, женился на женщине также больной данным заболеванием. Все трое их детей (две девочки и один мальчик) были также больны. Второй брат был здоров и женился на здоровой женщине. Из четырёх их детей только один был боле геморрагическим диатезом. Определите, каким геном определяется геморрагический диатез.
9. В семье, где оба родителя имели нормальный слух, родился глухой ребенок. Какой признак является доминантным? Каковы ге¬нотипы всех членов этой семьи?
10. Мужчина, страдающий альбинизмом, женится на здоровой женщине, отец которой страдал альбинизмом. Каких детей можно ожидать от этого брака, если учесть, что альбинизм наследуется у человека как аутосомный рецессивный признак?
11. Сибирский длинношерстный кот Васька скрещивался с со¬седской кошкой Муркой. В результате этого скрещивания родились 4 короткошерстных и 2 длинношерстных котенка. Известно, что у кошек короткая шерсть - доминантный признак. Определить геноти¬пы Васьки, Мурки и всех котят.
12. Рыжеволосая девушка выходит замуж за мужчину с не ры¬жими волосами, гомозиготного по этому признаку. Какова вероят¬ность рождения от этого брака ребенка с не рыжими волосами, если известно, что рыжие волосы - рецессивный признак?
13. Так называемый «белый локон» или седая прядь у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Какова вероят¬ность рождения детей без локона, если родители имели «белый ло¬кон» и были гетерозиготными по этому признаку?
14. В живом уголке жили морские свинки: самец с длинной шерстью и такая же самка. От их скрещивания в потомстве появи¬лись свинки с длинной и короткой шерстью. Какова вероятность по¬явления короткошерстных свинок, если скрестить самцов с длинной шерстью из первого поколения с короткошерстными самками? Ко¬роткая шерсть - рецессивный признак.
15. При скрещивании красноплодных томатов (доминантный признак) в потомстве было получено 87 красноплодных и 29 желтоплодных растений. Сколько среди них было гетерозигот?
16. Определить вероятность рождения детей без веснушек на лице (рецессивный признак), если известно следующее: женщина, имеющая веснушки на лице, отец которой был без веснушек, вступи¬ла в брак с мужчиной, имеющим веснушки на лице. Известно, что мать мужчины была без веснушек, а отец - с веснушками.
17. Смуглокожая женщина, мать которой имела, светлую ко¬жу, выходит замуж за смуглокожего мужчину, отец которого имел смуглую кожу, а мать - светлую. Каких детей можно ожидать от этого брака, если смуглый цвет кожи является доминантным при¬знаком?
18. В брак вступают мужчина и женщина с монголоидным ти¬пом глаз. Известно, что мать женщины имела европеоидный тип глаз, а родители мужчины - монголоидный тип глаз. Монголоидный тип глаз доминирует над европеоидным. Определить возможный ге¬нотип мужчины и вероятность рождения от этого брака детей с евро¬пеоидным типом глаз.
19. Допустим, что желтовато-рыжий фон окраски шерсти жи¬рафа доминирует над белым фоном. Какой фон окраски шерсти можно ожидать у потомства, полученного от скрещивания гетерози¬готных желтовато-рыжих жирафов с белыми?
20. У кавказских туров рога могут быть изогнуты дугообразно или растянутой спиралью. Предположим, что дугообразные рога до¬минируют над рогами, изогнутыми растянутой спиралью. Какое потомство можно ожидать от скрещивания гетерозиготных кавказские туров, имеющих дугообразные рога?
21. У кошек короткая шерсть доминирует над длинной (ангорской). Кот Гоша, мать которого была длинношерстной, а отец - го¬мозиготным короткошерстным, был спарен с кошкой Мишель. Мать Мишель являлась гетерозиготной короткошерстной, а ее отец - длинношерстным. Определить генотип Гоши и вероятные генотипы Мишель. Какова вероятность получения от Гоши и Мишель длинно¬шерстных котят?
IV. Домашнее задание: Изучить § 39. Ответить на вопросы и выполнить задания в конце параграфа (устно).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Знания ничего не стоят, если ими не уметь пользоваться» Роман Калугин
Тема урока: Экосистемный уровень знать уметь План 1.Понятия «Сообщество, экосистема, биогеоценоз». 2.Состав и основные свойства экосистем: трофическая структура сообщества, пищевая цепь. 3.Типы биотических взаимоотношений.
знать: 1.Понятия «Сообщество, экосистема, биогеоценоз». 2.Состав и основные свойства экосистем: трофическая структура сообщества, пищевая цепь. 3.Типы биотических взаимоотношений. уметь: -определять понятия "Сообщество, экосистема, биоценоз", типы биотических взаимоотношений; - описывать и сравнивать экосистемы различного уровня; - приводить примеры экосистем разного уровня; - составлять цепи питания; -характеризовать морфологическую и пространственную структуру сообществ; -использовать методы биологической науки; -находить информацию в тексте учебника, анализировать и оценивать, делать выводы.
1.Вставьте пропущенные слова в текст На определённой территории совместно проживают различные виды живых организмов, которые влияют друг на друга, либо угнетают, либо способствуют процветанию. Такая совокупность видов растений и животных, длительное время сосуществующих в определённом пространстве и представляющих собой определённое экологическое единство называется……… . На формирование сообщества влияют многие факторы:………., …………….. и ………….. ……… - это сообщество живых организмов вместе с физической средой их обитания, объединенные обменом веществ и энергией в единый комплекс. Живые организмы, их неживое окружение непрерывно взаимодействуют друг с другом. Их изучением занимается наука ………..
Самопроверка На определённой территории совместно проживают различные виды живых организмов, которые влияют друг на друга, либо угнетают, либо способствуют процветанию. Такая совокупность видов растений и животных, длительное время сосуществующих в определённом пространстве и представляющих собой определённое экологическое единство называется биоценоз. На формирование сообщества влияют многие факторы: абиотические , биотические и антропогенные . Экосистема - это сообщество живых организмов вместе с физической средой их обитания, объединенные обменом веществ и энергией в единый комплекс. Живые организмы, их неживое окружение непрерывно взаимодействуют друг с другом. Их изучением занимается наука экология .
Самооценка Оцените себя по следующим критериям: «5» - нет ошибок; «4» - 1 ошибка; «3» - 2 ошибки и более.
Какие бывают экосистемы?
2.Определите экосистемы и соотнесите их к естественным и искусственным
Самопроверка Лес – Е Луг – Е Пшеничное поле – И Озеро – Е Аквариум – И Огород, сад – И
Самооценка Оцените себя по следующим критериям: «5» - нет ошибок; «4» - 1 ошибка; «3» - 2 ошибки и более.
3.Расставьте в правильной последовательности ярусы в лесу, начиная с нижнего 1.Малые деревья 2.Мхи и лишайники 3.Большие деревья 4.Травы и кустарнички 5.Подстилка 6.Кустарники 5, 2, 4, 6, 1, 3
Самооценка Оцените себя по следующим критериям: Оцените себя по следующим критериям: «5» - нет ошибок; «4» - 1 ошибка; «3» - 2 ошибки и более.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
3.Расставьте в правильной последовательности ярусы в лесу, начиная с нижнего 1.Малые деревья 2.Мхи и лишайники 3.Большие деревья 4.Травы и кустарнички 5.Подстилка 6.Кустарники 5, 2, 4, 6, 1, 3
Самооценка Оцените себя по следующим критериям: Оцените себя по следующим критериям: «5» - нет ошибок; «4» - 1 ошибка; «3» - 2 ошибки и более.
4.История о комарах и крысах Как вы думаете, удалось ли жителям острова справиться с крысиной «напастью»? Кто им помог? Тех, кто им помог, доставляли на самолетах из других мест.
Ядохимикаты, которыми уничтожали комаров, попали на растения. Этими растениями питались тараканы (их много было на острове, и жили они не в домах, а природе). Тараканы не погибали от яда, но он накапливался в их тельцах. Этих тараканов ловили и поедали ящерицы. Они слабели от яда и становились легкой добычей кошек. А вот для кошек, поедавших отравленных ящериц, яд оказался смертельным. Вскоре их совсем не осталось на острове. Ну и раздолье наступило тогда для крыс. Крысы принесли людям огромные убытки. Всего этого, наверное, могло бы и не случиться, если бы жители острова, прежде чем применять ядохимикаты, посоветовались с учеными - экологами.
Мы хотим домой!
Экосистемы нашего округа Тундра Тайга Болото
В цепях питания выделяют следующие трофические уровни: производят органическое вещество потребляют органическое вещество разлагают органическое вещество Продуценты Консументы Редуценты
Консументы
5.Составьте возможные цепи питания, используя рисунки животных
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
7. Оставьте свои пожелания планете
Подведем итоги 1.Какая тема нашего урока? 2.Что мы повторили? 3.Какой главный вывод мы сделали? 4.Где вам пригодятся знания об экосистемном уровне? 5.Довольны ли вы своей работой?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА № 106. 11.02.2016. КЛАСС: 5Б. Тема урока: Сложение и вычитание смешанных чисел.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА № 106.11.02.2016. КЛАСС: 5Б. Тема урока: Сложение и вычитание смешанных чисел....
Английский язык: технологическая карта открытого урока в рамках городского семинара "Проектная деятельность на уроках начального и основного общего образования"
Технологическая карта открытого урока в рамках городского семинара "Проектная деятельность на уроках начального и основного общего образования"...
Технологическая карта открытого урока " Открытие Америки"
Данный урок построен на основе деятельностного подхода и направлен на формирование следующих метапредметных умений: - умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать для себя новые; - п...
Технологическая карта открытого урока в 7 классе, 27.11 2018 г. ( в соответствии с требованиями ФГОС_урок рефлексии 27.11 2018 г. )
Технологическая карта открытого урока в 7 классе, 27.11 2018 г. ( в соответствии с требованиями ФГОС_урок рефлексии)...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА В РАМКАХ ПРОЕКТА «Книга на уроке».
Тема урока: Нахождение дроби от числа. Класс:6. Цель: развитие ключевых компетенций, мотивация чтеня книг....
Технологическая карта открытого урока географии в 8 классе «Особо охраняемые территории России», урок № 38
УМКУчебник «Географии России. Природа. Население. Хозяйство». 8 класс. Авторы: Дронов В.П., И.И.Баринова, В.Я.Ром. М., «Дрофа», 2016.Тема урока «Особо охраняем...
Технологическая карта открытого урока по рассказу С. Василенко «Суслик». Конспект урока.11 класс.
Класс: 11Предмет: ЛитератураТема: «Мир, в котором я живу…» (по рассказу Светланы Владимировны Василенко «Суслик»).Время проведения: 1 урокТип урока: комби...