Технологическая карта урока биологии по теме "Вирусы" 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Конспект урока с использованием заданий для формирования ЕНГ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 164.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Боброва Светлана Юрьевна, учитель биологии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков № 4» г. Курчатова
Предмет: биология
Класс: 5
Тема урока «Вирусы»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: овладение способом решения познавательных задач в предметной области «биология»
Задачи:
Образовательные: сформировать представление о вирусах, показать особенности строения на примере вируса табачной мозаики, рассмотреть значение вирусов в природе и жизни человека, познакомить с историей открытия вирусов.
Развивающие: продолжить формирование умения работать с дополнительной литературой, таблицами, обосновывать свое мнение, анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, отвечать на вопросы, выступать перед аудиторией, продолжить развитие общеучебных умений ( понимать и запоминать прочитанное, делать краткие записи).
Воспитательные: воспитывать у обучающихся бережное отношение к природе, своему здоровью, расширять кругозор и научное мировоззрение.
Планируемые результаты:
Предметные: изучить особенности строения и характерные черты вирусов, используя различные источники информации, развивать умение добывать и критически оценивать информацию
Метапредметные:
Познавательные УУД: построение высказывания, анализ, сравнение, обобщение, извлечение необходимой информации из текстов, выполнение действия в соответствии с алгоритмом, построение логической цепи рассуждений, перевод текстовой информации в табличную и схематическую.
Регулятивные УУД: планирование своей деятельности, волевая саморегуляция в ситуации затруднения, организация совместной групповой познавательной деятельности и распределение функций среди членов группы, контроль, коррекция, оценка.
Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения с позиции коммуникации, учет разных мнений, разрешение конфликтов, учет мнений собеседников, использование критериев для обоснования своего суждения.
Личностные: понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, признание учащимися прав каждого на собственное мнение, критическое отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративные (рассказ, беседа, описание), репродуктивные (работа с книгой, дополнительными источниками информации), проблемные, частично-поисковый, самостоятельная работа.
Оборудование: презентация по теме «Вирусы», карточки с заданиями для групп, бланки ответов для отчета по группам, дополнительный материал по теме, сигнальные карточки
Технологии: технология группового обучения, проблемное обучение, приемы технологии критического мышления
Основные понятия, изучаемые на уроке: вирусы, неклеточные формы жизни, капсид, генетический материал, вирусные заболевания, бактериофаг.
Приложение №1 Задания «Верите ли вы, что…..»
- Вирусы самые маленькие обитатели нашей планеты.
- Вирусы имеют неклеточное строение.
- Вирусы проявляют свойства живого только внутри живой клетки.
- Вирусы бывают похожи на частички (кристаллики) неживого вещества.
- Строение вирусов изучили при помощи электронного микроскопа.
- Вирусы покрыты белковой оболочкой, а не мембраной.
- Вирусы вызывают множество заболеваний не только человека и животных, но и растений.
- Некоторые вирусы могут быть полезны человеку.
Приложение № 2 Задания для групповой работы.
Задания для группы « Историки».
Изучите историю открытия вирусов, выполнив задания:
Источник: открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФИПИ | ||
Формируемые компетенции:
Умения: *распознавать и формулировать цель исследования; *описывать и оценивать способы, которые используют ученые, чтобы обеспечить надежность данных и достоверность объяснений; *оценивать способ научного исследования; *анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы; | ||
Во времена учёного уже были открыты паразитические грибы, вызывающие фитофтороз, а также бактерии, возбудители корневого рака малины. Д.И. Ивановский пошёл по проторённому пути. Он первым делом попытался выявить с помощью обычного светового микроскопа и различных красителей возбудителя болезни растения и пробовал вырастить его на питательных средах. Однако неизвестный возбудитель табачной мозаики не рос в приготовленных питательных средах и не был виден в микроскоп. Какие два вывода мог сделать Д.И. Ивановский из полученных фактов о возбудителе табачной мозаики? Б) Столкнувшись с техническим трудностями, ученый изменил тактику исследования и предположил, что заболевание передаётся от одного растения к другому через растительный сок. Д.И. Ивановский взял тонкую фарфоровую пластинку, в которой были настолько мелкие поры, что ни одна клетка бактерии или гриба не могла пройти через неё. Он отжал листья больного растения и образовавшийся сок профильтровал через фарфоровую пластинку. Полученную жидкость он аккуратно втёр в лист здорового растения. Через непродолжительное время у растения появились симптомы табачной мозаики. Тогда-то и было предложено название для новых возбудителей – фильтрующиеся бактерии, которые впоследствии стали называться вирусами.
1.Чем, по мнению Д.И. Ивановского, отличаются бактерии и грибы от организма, который он пытался обнаружить? 2. Предположите, каким образом происходит заражение растения вирусом табачной мозаики в природе? |
Задания для группы «Эпидемиологи»
Задание №1 Изучите статью о вирусах «Существо или вещество»
Бывает так: человек «внезапно» заболевает. Усталость, слабость сковывают организм. Это результат действия невидимых интервентов в клетках человеческого организма – вирусов. Более чем половина всех инфекционных болезней человека провоцируется вирусами: корь, паротит (свинка), ветряная оспа, гепатит, СПИД ит.д. В настоящее время в организме человека выявлено более 500 видов вирусов. Пути заражения вирусами самые различные: через кожу при укусах насекомых и клещей; через слюну, слизь и другие выделения больного; через воздух; с пищей; половым путем и другие.
Но вирусы поражают не только человека. Все живое на планете – от бактерий до млекопитающих – подвержено их нападению. Вирусы самостоятельное царство, объединяющее свыше 3000 видов, которые можно разделить на три группы – вирусы растений, вирусы бактерий (бактериофаги), вирусы животных и человека. Лишь змеи и моллюски не восприимчивы к вирусам. Вирусы не обнаружены у мхов и лишайников. Свободны от вирусов дрожжи, грибы и хвойные растения.
Задание № 2 Используя опорные вопросы, составьте рассказ
- Чем отличается течение вирусных болезней у человека от остальных заболеваний?
- Где размножаются вирусы в организме?
- Сколько видов вирусов открыто учеными?
- Сколько видов вирусов выявлено в организме человека?
- Какие заболевания человека вызывают вирусы?
- Каким образом вирусы попадают в организм человека?
- Какие организмы невосприимчивы к вирусам?
Задания для группы «Вирусологи»
Задание № 1. Изучите текст «Роль вирусов в хозяйственной деятельности человека»
Вирусы доставляют людям много неприятностей: они вызывают множество заболеваний растений, животных и человека. Ученые разрабатывают способы борьбы с вирусами, пытаясь их «приручить», например некоторые из них используются для борьбы с вредителями сельского хозяйства и для борьбы с некоторыми бактериями.
Все знают, какой ущерб наносят гусеницы и жуки пилильщики. Первые поедают листья полезных растений, вторые поражают деревья в садах и лесах. Для борьбы с ними используют специальные вирусы. На небольших участках их распыляют пуливизаторами, а для обработки больших площадей применят самолеты. Так поступали в США ( в штате Калифорния) при борьбе с гусеницами, которые поражали поля люцерны, и в Канаде при уничтожении соснового пилильщика. Перспективное такое использование вирусов также для борьбы с гусеницами, поражающими капусту и свеклу, а также для уничтожения домашней моли.
Иногда на помощь человеку приходят вирусы, поражающие животных и насекомых. В конце 20-го века в Австралии остров стала проблема борьбы с дикими кроликами. Эти милые «пушистики» расплодились и быстрее саранчи уничтожили посев сельскохозяйственных культур и дикорастущих растений. Обычные методы борьбы с ними не дали положительных результатов. И тогда ученые в борьбе с кроликами использовали специальный вирус. Но возник вопрос о том, как заразить таких пугливых и осторожных животных. Выход нашелся. В качестве «летающих игл», разносящих вирус от кролика к кролику, были использованы комары, которые при этом оставались совершенно здоровыми.
Задание № 2
Заполните кластер
Задание для группы «Микробиологи»
Задание № 1. Изучите особенности строения вирусных частиц:
А) прочитайте стр. 39 учебника;
Б) рассмотрите рисунки из приложения и рис. 30, 31 стр. 40-41 учебника;
В) Заполните таблицу
Сравнение растительной клетки и вируса табачной мозаики
Часть клетки | Клетка растения | Вирус |
Клеточная оболочка | ||
Цитоплазма | ||
Ядро |
Г) Используя таблицу и рисунки, составьте краткий рассказ о строении вирусных частиц
Приложение № 3 Задания для формирования естественнонаучной грамотности
Задание №1
Источник: открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФИПИ | ||||||||||||||||||||
Формируемая компетенция:
Умения: *применить соответствующие естественнонаучные знания доля объяснения явлений; *распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления; | ||||||||||||||||||||
Выберите по описанию типы ротовых аппаратов насекомых, способных активно распространять вирус табачной мозаики.
|
Задание №2
Формируемая компетенция:
| ||||||||||||||||||||||
Умения: *применить соответствующие естественнонаучные знания доля объяснения явлений; *распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления; | ||||||||||||||||||||||
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока в 11 классе с применением проектной технологии «Основные классы неорганических соединении»
Технологическая карта урокаТема урока «Основные классы неорганических соединений»Цель: Организовать деятельность учащихся по обобщению, закреплению, углублению знаний об основных классах неоргани...
Технологическая карта урока в 6 классе по русскому языку по теме «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»
Урок по русскому языку в 6 классе разработан по ФГОС.Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя существительное – часть речи удивительная» Цель деятельности учителяСис...
ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.
ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок изученного по теме "Глагол" в 5 классе....
Технологическая карта урока в 7 классе "Класс Головоногие моллюски"
Технологическая карта урока по биологии в 7 классе на тему "Класс Головоногие моллюски" разработана с учетом ФГОС. Цель урока: создать условия для формирования знаний о характерных особенно...
Технологическая карта проведения открытого мастер-класса по баскетболу с учащимися 10 класса
Развитие скоростно-силовых, координационных качеств, общей и скоростной выносливости на базовом виде спорта (баскетбол)....
Технологическая карта урока географии 6 класс по теме Изображение рельефа на планах и картах (блочно - модульная технология)
Блочно - модульная технология...
Технологическая карта урока в 5 классе. Минии буряад хэлэн. Повторение изученного в начальных классах.
Технологическая карта урока по бурятскому языку как государственному в 5 классе по ФГОС...