Технологическая карта урока биологии по теме "Вирусы" 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Боброва Светлана Юрьевна

Конспект урока с использованием заданий  для формирования ЕНГ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx164.57 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                     Технологическая карта урока

Боброва Светлана Юрьевна,  учитель биологии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков № 4» г. Курчатова

Предмет: биология

Класс: 5

Тема урока «Вирусы»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока:  овладение  способом  решения познавательных задач в предметной области «биология»

Задачи:

Образовательные:  сформировать представление  о вирусах, показать особенности строения  на примере вируса табачной мозаики, рассмотреть значение вирусов в природе и жизни человека, познакомить с историей открытия вирусов.

Развивающие:   продолжить формирование умения  работать с дополнительной литературой,  таблицами,  обосновывать свое мнение,  анализировать, сопоставлять,  обобщать,  делать выводы,  отвечать на вопросы,  выступать перед аудиторией, продолжить развитие общеучебных умений ( понимать и запоминать прочитанное, делать краткие записи).

Воспитательные: воспитывать у обучающихся  бережное отношение к природе, своему здоровью, расширять кругозор и научное мировоззрение.

Планируемые результаты:

Предметные: изучить  особенности строения и характерные  черты вирусов,  используя  различные источники   информации, развивать  умение добывать и критически оценивать информацию

Метапредметные:

Познавательные УУД: построение высказывания, анализ, сравнение, обобщение,  извлечение необходимой информации из текстов,  выполнение действия  в соответствии с алгоритмом, построение логической цепи рассуждений, перевод текстовой  информации в табличную и  схематическую.

Регулятивные УУД:  планирование своей деятельности, волевая саморегуляция в ситуации затруднения, организация  совместной групповой  познавательной деятельности и распределение функций среди членов группы, контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной  полнотой и точностью, аргументация своего мнения с позиции коммуникации,  учет разных мнений, разрешение конфликтов,  учет мнений собеседников, использование  критериев для обоснования своего суждения.

Личностные: понимание важности  ответственного отношения  к обучению, готовности и способности  к саморазвитию и  самообразованию, признание учащимися прав  каждого на собственное  мнение, критическое отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративные (рассказ, беседа, описание), репродуктивные (работа с  книгой, дополнительными источниками информации), проблемные, частично-поисковый, самостоятельная работа.

Оборудование: презентация по теме «Вирусы», карточки с заданиями для групп,  бланки ответов для отчета по группам, дополнительный материал по теме, сигнальные карточки

Технологии: технология группового обучения,  проблемное обучение,  приемы технологии критического мышления

Основные понятия, изучаемые на уроке:  вирусы, неклеточные формы жизни, капсид, генетический материал,  вирусные  заболевания,  бактериофаг.

Этап урока

Содержание

(деятельность учителя)

Деятельность  обучающихся

Формируемые УУД

1.Организационный  момент

Приветствует  обучающихся, проверяет  готовность  их    к  уроку, фиксирует  отсутствующих. Организует  внимание школьников.

Проверяют готовность к работе, организуют  рабочее место

Коммуникативные:  умение слушать партнера

Регулятивные: умение организовать свою работу

2. Мотивационно-целевой  этап

( создание мотива, проблемы и ее принятие обучающимися)

(Учитель   создает эмоциональный настрой  на работу, выдвигает проблему)

Ребята, в начале нашего урока  мне хотелось вам рассказать  о небольшой  статье, которую я прочитала  в журнале «Вокруг света».  Статья  называлась «Проклятие фараонов». В ней говорится о  том, что в Египте была обнаружена  ранее  неизвестная гробница. Через некоторое время все члены экспедиции, участвующие  в  ее раскопках погибли от странного недуга. Как вы думаете, каковы причины этого?

Какие будут предположения?

( Побуждает обучающихся  к высказыванию своего  мнения, наводящими вопросами помогает  определить тему урока и озвучивает  ее)

И действительно, основной причиной гибели членов экспедиции были вирусы!

Тема нашего урока «Вирусы».

( Для постановки цели и задач урока учитель использует прием «Подводящий диалог»)

Слушают учителя

Высказывают и аргументируют свои предположения

обучающиеся  записывают тему урока  в   тетрадь  и формулируют цель  и задачи урока при помощи опорных слов, записанных  учителем на доске «Как? Какие? Зачем? Почему?

И т.д.)

Коммуникативные:  умение слушать,  выражать и аргументировать свое мнение

Регулятивные: умение ставить цели работы

3. Этап актуализации опорных знаний.

(Актуализация и  обнаружение  имеющихся знаний по теме)

(Учитель  организует  беседу по уточнению  и конкретизации первичных знаний с опорой на ранее изученный материал)

Я  уверенна, что  вы имеете некоторое представление о вирусах.

Давайте  вспомним, что нам известно об этих  обитателях планеты?

Все имеющиеся знания мы сложим  в сосуд «Знаний, умений, идей»  

(Заслушиваются   ответы учащихся. Каждый факт, мнение, идея «оцениваются» одним шаром. Шары помещаются в прозрачный сосуд. При этом становится очевидным, что  он заполнен не весь. Вывод - знания  обучающихся о вирусах  неполные)

Теперь оценим багаж каждого из вас.

(Использует  прием «Верите ли вы, что …» Предлагает  раздаточный материал:  список вопросов с которыми можно согласиться или нет. Приложение №1

Организует  коллективную проверку   выполненного задания по  образцу. Подводит  обучающихся к выводу о неполноте знаний)

Высказывают свое мнение

Проговаривают  по цепочке

Приводят примеры

Обучающиеся работают с раздаточным материалом, соотносят свои знания с  предложенными утверждениями.  Если согласны с утверждением ставят  «+»,  если нет «-« После выполнения задания проводя самопроверку, сравнивают полученные результаты с ответами на слайде, делают выводы.

Познавательные: формулировать и аргументировать свое мнение, выстраивать умозаключения, дать оценку своей работе, выявление  дефицитов  информации,  неоходимой для  решения поставленных задач

Коммуникативные: умение слушать,  вести диалог

Регулятивные:  объяснять пользу и значение работы

4.Этап изучения нового материала

( получение новой информации, ее осмысление,  соотнесение с имеющимися знаниями)

(Учитель уточняет  понимание учащимися  поставленных целей  урока,  побуждает к высказыванию своего мнения )

Чтобы узнать как устроен вирус, на него необходимо  посмотреть. Как вы думаете, почему я вам не предлагаю для этого микроскоп?

Действительно вирусы  увидеть можно только в  электронный микроскоп.  Они настолько малы, что,  по словам  одного из ученых, коллекция, собранная из всех известных  вирусов, «поместилась  бы в коробочке размером с маковое зернышко!»  Ученые до сих пор спорят, к живой или неживой природе  следует отнести эти  удивительные существа, ведь признаки живого они проявляют только попав в клетку,  а вне ее они похожи на кристаллики,  частички неживого вещества.

(Организует работу в группах (Приложение №2),  комментирует задания для  групповой работы, обеспечивает  положительную реакцию  учащихся на творчество  одногруппников)

Для того, чтобы  ответить на поставленные вопросы, работать будем в группах.

1 группа «Историки»-  будут изучать  интересные факты   об открытии вирусов

2 группа «Эпидемиологи» -  помогут разобраться с причинами различных эпидемий, связанных  с вирусами

3 группа  «Микробиологи» -   исследуют особенности строения вирусов

4 группа  «Вирусологи» - рассмотрят роль вирусов в природе и жизни человека

(Учитель  напоминает   обучающимся, как организовать совместную деятельность;   дает комментарии к заданиям;  организует поисковую  работу  (постановка цели и плана действий);

контролирует выполнение работы,  консультирует, помогает, советует, организует  беседу по уточнению первичных знаний, подводит обучающихся к выводу об уникальности  вирусов)

Обучающиеся выдвигают предположения

Школьники вспоминают правила работы  в группе, выбирают старшего и задания для своей группы.

Осуществляют учебные действия  по  намеченному плану

Читают текст параграфа, дополнительную литературу, анализируют полученную информацию, выполняют задания. Высказывают свои предположения

Отчитываются   о проделанной работе

Познавательные:  Понимать текст, выделять в тексте главное и второстепенное, выделять факт,  находить информацию и доказательства, извлекать информацию из рисунка,  работать с таблицами,  уметь устанавливать причинно-следственные связи,  проводить обобщение и сравнение,   формулировать и аргументировать свое мнение

Регулятивные:

Самостоятельно определять цели предстоящей работы, планировать пути достижения цели, организовать  совместную групповую деятельность, провести анализ итогов совместной работы

Коммуникативные:

Слушать партнера, задавать вопросы, быть оппонентом

5. Этап самоконтроля и самооценки

(целостное осмысление и  обобщение полученной информации, выработка  собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация)

(Учитель   организует работу по закреплению и осмыслению полученных знаний,   предлагает проблемные задания, побуждает обучающихся к  высказыванию и аргументации своего мнения с опорой на  пройденный материал, наводящими вопросами  помогает выявить причинно-следственные связи)

 Мы узнали много нового и интересного о вирусах. И я предлагаю выполнить следующие задания

(Учитель предлагает задания для формирования естественнонаучной грамотности из  открытого банка заданий ФИПИ  Приложение  № 3

Далее организует взаимопроверку групп, используя прием «Толстые» и  «Тонкие» вопросы. На слайде появляется таблица.

«Толстые?»

«Тонкие?»

*Дайте объяснение, почему?

*в чем разница……

*предположите, что будет, если….

*что….

*согласны ли вы….

*верно ли …

*кто……

*что…..

*мог ли…..

 

Работают над проблемными задачами, используя знания, полученные  на уроке, учебник,  знания из собственного  жизненного опыта

Отвечают на вопросы преподавателя, осуществляют взаимопроверку, высказывают свое  мнение

Школьники, используя опорные слова таблицы, составляют несколько вопросов по изученному материалу для представителей других групп.

Обмениваются вопросами,  объясняют свою точку зрения. Выбирают самый интересный и оригинальный вопрос

Познавательные

Умение понимать текст,  выделять главное и второстепенное, выделять гипотезу, извлекать важную информацию из таблицы, работать с табличными данными, уметь устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы

6. Домашнее задание

( по выбору)

(Учитель дает комментарий  к домашнему заданию, предлагает индивидуальные и творческие задания, отвечает на вопросы  обучающихся )

1. п.8, стр. 39-41, записи в тетради

2. Провести мини- исследование «Почему   компьютерный вирус назвали вирусом?»

3. Написать эссе на  тему «Если  вирусы исчезнут»

Записывают домашнее задание,  задают уточняющие вопросы

7. Общий вывод по уроку. Рефлексия.

( подведение  итогов и выставление оценок)

( Учитель акцентирует  внимание   обучающихся  на конечных результатах  учебной деятельности на уроке,  отмечает степень вовлеченности  учащихся в работу  на уроке, организует рефлексию,  используя прием «Незаконченные предложения»)

Мы хорошо  поработали. Теперь  я прошу вас  оценить итоги своей работы.

1.Я сегодня узнал …..

2. Было интересно ….

3. Я понял, что ….

4. Теперь я могу …..

5. Меня удивило …..

6. Мне захотелось …..

7. Я научился ……

8. У меня получилось ………

Осуществляют  самооценку,  формулируют конечный результат своей работы, называют  основные позиции  нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Регулятивные

Провести анализ итогов совместной работы,  объяснять пользу и значение работы

Приложение №1  Задания «Верите ли вы, что…..»

  1. Вирусы самые маленькие  обитатели нашей планеты.
  2. Вирусы имеют неклеточное строение.
  3. Вирусы проявляют свойства живого только внутри живой клетки.
  4. Вирусы  бывают похожи на  частички (кристаллики) неживого вещества.
  5. Строение вирусов  изучили  при помощи электронного микроскопа.
  6. Вирусы  покрыты белковой оболочкой, а не мембраной.
  7. Вирусы вызывают множество  заболеваний не только человека и животных, но и растений.
  8. Некоторые вирусы могут быть полезны человеку.

Приложение № 2                      Задания  для групповой работы.

Задания для группы « Историки».

Изучите историю открытия вирусов, выполнив задания:

Источник: открытый банк  заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФИПИ

Формируемые компетенции:

  • Интерпретация данных и использование  научных доказательств для получения выводов
  • Понимание особенностей естественнонаучного исследования

Умения:

*распознавать и формулировать цель исследования;

*описывать и оценивать способы, которые  используют ученые, чтобы обеспечить  надежность данных и достоверность  объяснений;

*оценивать способ научного исследования;

*анализировать, интерпретировать  данные и делать соответствующие выводы;

  1. А)  В конце XIX в. Д.И. Ивановский заинтересовался болезнями табака.

Во времена учёного уже были открыты паразитические грибы, вызывающие фитофтороз, а также бактерии, возбудители корневого рака малины.

Д.И. Ивановский пошёл по проторённому пути. Он первым делом попытался выявить с помощью обычного светового микроскопа и различных красителей возбудителя болезни растения и пробовал вырастить его на питательных средах. Однако неизвестный возбудитель табачной мозаики не рос в приготовленных питательных средах и не был виден в микроскоп.

Какие два вывода мог сделать Д.И. Ивановский из полученных фактов о возбудителе табачной мозаики?

Б)  Столкнувшись с техническим трудностями, ученый изменил тактику исследования и предположил, что заболевание передаётся от одного растения к другому через растительный сок.

Д.И. Ивановский взял тонкую фарфоровую пластинку, в которой были настолько мелкие поры, что ни одна клетка бактерии или гриба не могла пройти через неё. Он отжал листья больного растения и образовавшийся сок профильтровал через фарфоровую пластинку. Полученную жидкость он аккуратно втёр в лист здорового растения. Через непродолжительное время у растения появились симптомы табачной мозаики. Тогда-то и было предложено название для новых возбудителей – фильтрующиеся бактерии, которые впоследствии стали называться вирусами.

 

1.Чем, по мнению Д.И. Ивановского, отличаются бактерии и грибы от организма, который он пытался обнаружить? 

2. Предположите, каким образом происходит заражение растения вирусом табачной  мозаики в природе?

Задания для группы «Эпидемиологи»  

Задание №1   Изучите статью  о вирусах «Существо или вещество»

Бывает так: человек  «внезапно» заболевает. Усталость, слабость сковывают организм. Это результат действия невидимых интервентов в клетках человеческого организма – вирусов. Более чем половина всех инфекционных  болезней человека провоцируется вирусами:  корь, паротит (свинка),  ветряная оспа,  гепатит, СПИД ит.д.  В настоящее время  в организме человека  выявлено более 500  видов вирусов. Пути заражения вирусами самые различные: через кожу при укусах насекомых и клещей; через слюну, слизь и другие выделения больного; через воздух; с пищей; половым путем и другие.

    Но вирусы поражают не только человека. Все живое на планете – от бактерий  до млекопитающих – подвержено их нападению. Вирусы самостоятельное царство, объединяющее свыше 3000 видов, которые можно разделить на три группы – вирусы растений,  вирусы бактерий (бактериофаги),  вирусы  животных и человека.  Лишь змеи и моллюски не восприимчивы к вирусам. Вирусы не обнаружены у мхов и лишайников. Свободны от вирусов  дрожжи,  грибы и хвойные растения.

Задание № 2   Используя опорные вопросы, составьте рассказ  

  1. Чем отличается течение вирусных  болезней  у человека от остальных  заболеваний?
  2. Где размножаются  вирусы в организме?
  3. Сколько  видов вирусов   открыто учеными?
  4. Сколько видов вирусов выявлено в организме человека?
  5. Какие заболевания человека вызывают вирусы?
  6. Каким образом вирусы попадают  в  организм человека?
  7. Какие организмы невосприимчивы к вирусам?

Задания для группы «Вирусологи»

Задание № 1. Изучите текст «Роль вирусов  в  хозяйственной  деятельности человека»

   Вирусы  доставляют людям много неприятностей:  они вызывают множество заболеваний  растений, животных и человека. Ученые  разрабатывают способы  борьбы с вирусами, пытаясь их «приручить», например  некоторые из них  используются для борьбы  с вредителями сельского хозяйства и для борьбы с некоторыми  бактериями.

   Все знают, какой ущерб наносят гусеницы и жуки  пилильщики. Первые поедают листья  полезных растений,  вторые поражают  деревья в садах и  лесах. Для борьбы с ними используют  специальные вирусы. На небольших участках   их распыляют  пуливизаторами, а для обработки больших площадей  применят самолеты. Так  поступали в США ( в штате Калифорния) при борьбе с гусеницами, которые поражали поля  люцерны, и в Канаде при уничтожении соснового пилильщика. Перспективное такое  использование вирусов  также для борьбы  с гусеницами, поражающими капусту и свеклу, а также для уничтожения домашней моли.

  Иногда на помощь человеку приходят  вирусы, поражающие животных и насекомых. В конце 20-го  века в Австралии  остров стала проблема  борьбы с дикими кроликами. Эти милые «пушистики» расплодились  и быстрее саранчи  уничтожили посев  сельскохозяйственных культур  и дикорастущих растений. Обычные методы борьбы с ними  не дали положительных результатов. И тогда  ученые в борьбе  с кроликами использовали  специальный вирус. Но возник вопрос  о том,  как заразить таких пугливых и осторожных животных. Выход нашелся. В качестве «летающих игл», разносящих  вирус  от кролика к кролику, были использованы  комары, которые при этом  оставались совершенно здоровыми.

Задание № 2

Заполните кластер

Задание  для группы «Микробиологи»

Задание № 1. Изучите особенности  строения вирусных частиц:

А) прочитайте  стр. 39  учебника;

Б) рассмотрите рисунки  из приложения и рис. 30, 31 стр. 40-41 учебника;

В)  Заполните таблицу

                 Сравнение  растительной клетки и  вируса табачной мозаики

Часть клетки

Клетка  растения

Вирус

Клеточная оболочка

Цитоплазма

Ядро

Г) Используя таблицу и  рисунки,  составьте краткий рассказ о строении вирусных частиц

Приложение № 3   Задания для формирования естественнонаучной грамотности

Задание №1

Источник: открытый банк  заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФИПИ

Формируемая компетенция:

  • Научное объяснение явлений

Умения:

*применить соответствующие  естественнонаучные знания доля объяснения явлений;

*распознавать, использовать  и создавать  объяснительные модели и представления;

  1. У насекомых наблюдаются разнообразные ротовые органы, служащие для приёма пищи различных видов.

Выберите по описанию типы ротовых аппаратов насекомых, способных активно распространять вирус табачной мозаики.

 

№ п/п

Название ротовых аппаратов

Особенности

Примеры насекомых

1

Грызущий

Предназначен для разрывания
и поглощения более или менее твёрдой пищи

Тараканы, саранча, 

кузнечики, жуки, 

муравьи

2

Лижущий

Приспособлен к потреблению как жидкой, так и твёрдой пищи

Мухи

3

Колюще-сосущий

Приспособлен для потребления жидкой пищи, причём для этого необходимо прокалывать пищевой субстрат

Тли, цикады, комары, вши, блохи, 

трипсы

4

Трубчато-сосущий

Приспособлен для приёма пищи, не сопровождающегося проколом пищевого субстрата.

Бабочки

Задание №2

Формируемая компетенция:

  • Научное объяснение явлений

Умения:

*применить соответствующие  естественнонаучные знания доля объяснения явлений;

*распознавать, использовать  и создавать  объяснительные модели и представления;

Вирус табачной мозаики

Вирус табачной мозаики – возбудитель мозаичной болезни, поражающей растения. Инфекция среди растений распространяется при повреждении покровов листьев необработанным садовым инвентарём,
а также через огородных вредителей, которые питаются соками растений. У заболевших растений наблюдаются рисунок из размытых жёлтых пятен, неровности и бугорки на поверхности листа, а сами они отстают в росте и развитии, уменьшают отдачу урожая в несколько раз, а при сильном поражении погибают.

 

1. Через какой недезинфицированный садовый инвентарь человек может передавать растению возбудителя табачной мозаики?

 

  

 1) 

http://oge.fipi.ru/os/docs/0CD62708049A9FB940BFBB6E0A09ECC8/questions/6DDE3FE3C679BB2E46ACC801FD29F79B/innerimg0.gifhttp://oge.fipi.ru/os/docs/0CD62708049A9FB940BFBB6E0A09ECC8/questions/6DDE3FE3C679BB2E46ACC801FD29F79B/innerimg1.gifhttp://oge.fipi.ru/os/docs/0CD62708049A9FB940BFBB6E0A09ECC8/questions/6DDE3FE3C679BB2E46ACC801FD29F79B/innerimg3.gifhttp://oge.fipi.ru/os/docs/0CD62708049A9FB940BFBB6E0A09ECC8/questions/6DDE3FE3C679BB2E46ACC801FD29F79B/innerimg2.gif   http://oge.fipi.ru/os/docs/0CD62708049A9FB940BFBB6E0A09ECC8/questions/6DDE3FE3C679BB2E46ACC801FD29F79B/innerimg4.gif

Прививочный нож

  

2) 

Лейка садовая

  

 3) 

Секатор

  

 4) 

Тачка садовая

  

 5) 

Тяпка

  

 6) 

http://oge.fipi.ru/os/docs/0CD62708049A9FB940BFBB6E0A09ECC8/questions/6DDE3FE3C679BB2E46ACC801FD29F79B/innerimg5.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в 11 классе с применением проектной технологии «Основные классы неорганических соединении»

Технологическая карта урокаТема урока «Основные классы неорганических соединений»Цель: Организовать деятельность учащихся по обобщению, закреплению, углублению знаний об основных классах неоргани...

Технологическая карта урока в 6 классе по русскому языку по теме «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»

Урок по русскому языку в 6 классе разработан по ФГОС.Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя существительное – часть речи удивительная» Цель деятельности учителяСис...

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок  изученного по теме "Глагол" в 5 классе....

Технологическая карта урока в 7 классе "Класс Головоногие моллюски"

Технологическая карта урока по биологии в 7 классе на тему "Класс Головоногие моллюски" разработана с учетом ФГОС. Цель урока: создать условия для формирования знаний о  характерных особенно...

Технологическая карта проведения открытого мастер-класса по баскетболу с учащимися 10 класса

Развитие скоростно-силовых, координационных качеств, общей и скоростной выносливости на базовом виде спорта (баскетбол)....

Технологическая карта урока в 5 классе. Минии буряад хэлэн. Повторение изученного в начальных классах.

Технологическая карта урока по бурятскому языку как государственному в 5 классе по ФГОС...