Технологическая карта урока обобщения и систематизации знаний по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Технологическая карта урока обобщения и систематизации знаний по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 40.14 КБ |
Предварительный просмотр:
© Шостак Мария Юрьевна, учитель физики МБОУ СОШ №33 г. Белгорода
Технологическая карта урока № 51/21.
Учебный предмет: физика
Класс: 7
УМК: Перышкин А.В., Гутник Е.М.
Тема урока: «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.
Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать знания, умения и навыки, полученные при изучении темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов».
Задачи урока:
а) организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся, повторение и анализ формул для расчета давления твердых тел, жидкостей и газов, развитие способности выделять главные зависимости давления жидкости от её плотности и глубины погружения в жидкость (предметный результат).
б) развитие умения выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений (метапредметный результат).
в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: учебник, лабораторное оборудование, раздаточный материал.
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | ||
1. Организационный момент | |||||||
Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. На столах перед вами лежат карточки с нарисованными воздушным шариком, резиновым мячом и пушечным ядром. Поднимите ту карточку, которая соответствует вашему понимания изученного материала по теме «Давление». К доске прикреплен ватман с изображением человечка, который держит над головой дощечку. Учащимся предлагается на заранее заготовленных карточках-кирпичиках написать вопросы, которые остались для них не раскрытыми при изучении темы «Давление» и прикрепить их на эту дощечку, тем самым увеличивая давление на человечка. Далее учащимся предлагается сделать предположение о теме урока и его целях. | Приветствие. Анализ выбранных карточек. Выяснение темы урока и формулировка его цели. | Ответ на приветствие учителя. Выполнение задания учителя. Выдвижение предположения о теме урока «Давление твердых тел, жидкостей и газов». | Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели - повторить, обобщить и разобрать неусвоенный материал по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».. | Взаимодействие с учителем Взаимодействие с учителем
| Слушание учителя Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. Чтение мимики лица и моторики тела
| Целеполагание Анализ карточек-кирпичиков других обучающихся. | Умение настраиваться на занятие Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся Целеполагание. |
2. Актуализация знаний | |||||||
На экран выводится набор физических величин: υ m g S ρ V F t Р Учащимся предлагается за 1 минуту составить из них и записать в тетрадь все известные формулы. | Дает задания обучающимся. Следит за самостоятельностью выполнения заданий. Выводит на экран правильное решение задач. Просит учащихся обменяться тетрадями и сделать взаимопроверку. | Составляют и записывают в тетрадь известные им формулы: υ=S/t ρ=m/V F = mg P = ρgh Проверяют тетради своего соседа по парте. | Компетенция обучающихся в области физики. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя | Развитие регуляции учебной деятельности. Взаимоконтроль выполнения задания в парах. | Регуляция учебной деятельности. |
3. Анализ изученного содержания | |||||||
Учащиеся делятся на 4 группы. Каждой группе дается задание - пользуясь конспектами в своих тетрадях, составить и записать по 5 вопросов по темам «Давление твердых тел», «Давление жидкостей», «Давление газов», «Атмосферное давление». Каждой группе выдается карточка с их темой. После этого 1 команда задает вопросы 2 и т.д. по кругу. | Даёт учащимся задание работать с тетрадями. Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы. Дополняет ответы учеников, если нужно. | Каждый учащийся в группе принимает участие в составлении вопросов. Задают вопросы соседней группе, дополняют и корректируют ответы при необходимости. Обсуждают и отвечают на вопросы соседней группы. | Выделение существенной информации. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Умение формулировать вопросы. Поиск и выделение информации. Умение структурировать знания. Контроль и оценка процесса и результатов действия. Построение логической цепи рассуждений, док-в. | Участие в обсуждении содержания параграфов в групповом режиме. | Понимание на слух вопросов и ответов обучающихся, умение формулировать собственное мнение и позицию, умение использовать речь для регулирования своего действия Слушание. Чтение. Поиск в традиционных источниках. Умение слушать и вступать в диалог. Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Разрешение конфликтов. Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов. | Умение слушать. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля. Коррекция. Оценка. Саморегуляция. Постановка вопросов. |
4. Выделение главного в изученном | |||||||
Решение качественных и количественных задач Двое заранее подготовленных учащихся разыгрывают сценку: «Детективная история Шерлока Холмса» « Уважаемый Шерлок Холмс, что за сосуд вы все время перекладываете из стороны в сторону?»- поинтересовался Ватсон, заглядывая в ящик, «это фляжка в виде усеченного конуса.- ответил Холмс- она оказалась здесь почти случайно. Преступник хотел подшутить надо мной. Он оставил эту фляжку вместе с запиской: «не переворачивай, взорвется!» Во фляжку была налита обыкновенная вода. Посмотрите внимательно, Ватсон,- фляжка имеет две пробки: внизу и вверху. Обе пробки довольно свободно входят в отверстия. Если фляжку нести большим основанием вниз, то вода не выливается. А если ее перевернуть, то нижняя пробка сразу вылетает, и вода начинает вытекать». Почему? Решение занимательных задач: 1. Счастливый жених, масса которого 55кг, несёт на руках красавицу-невесту, масса которой 110кг. С какой силой эта парочка давит на пол? 2. Какое давление оказывает на дно сосуда слой керосина высотой 0,5м? 3. На какую высоту поднимется вода, если давление, созданное насосом в водокачке, равно 400кПа? | Формулировка вопросов и задач. Выводит на экран условия задач, осуществляет проверку правильности решения. | Ответы на вопросы. Решение задач. Идет коллективное обсуждение данного вопроса. Давление на дно фляжки зависит от того, как ее держать и каков уровень жидкости. Решают задачи в тетрадях. Трое учащихся по очереди объясняют решение каждой задачи на доске. | Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. Знаково-символические действия, включая моделирование. Умение строить речевое высказывание. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, док-в. Выдвижение гипотез и их обоснование. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме | Взаимодействие с учителем.
| Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. Чтение. Получение числовой информации. Получение графической информации. Передача числовой информации. Передача графической информации. Умение слушать и вступать в диалог. Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. | Контроль правильности ответов обучающихся | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Коррекция. Оценка. Саморегуляция. |
5. Обобщение и систематизация | |||||||
Выполнение учащимися занимательных опытов. 1. «Сплющивание алюминиевой банки». 2. «Яйцо в бутылке». 3. «Достаем монетку сухой из воды». 4. «Перевернутый стакан с водой» | Делит учащихся на группы, формулирует задание, выдает оборудование, выводит на экран схему для выполнения работ, напоминает технику безопасности. Участвует в обсуждении проведенных опытов, дополняет и корректирует ответы учеников. | Выполняют предложенные опыты. Записи в тетрадях оформляют по схеме: 1. Название опыта. 2. Приборы и материалы. 3. Гипотеза. 4. Что делали? 5. Что видели? 6. Вывод. После этого 1 человек от рупппы защищает свою работу, одноклассники могут задавать вопросы. | Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы. | В группах по два человека объединяют усилия на решение поставленной экспериментальной проблемы. Обсуждают выводы.
| Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других. | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в парах. | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. |
6. Домашнее задание | |||||||
Составить кроссворд из слов по теме «давление» (не менее 10 слов; можно в электронной версии) | Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению | Слушание учителя и запись домашнего задания в тетради. | Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействие с учителем | Слушание учителя | Развитие регуляции учебной деятельности. | Регуляция учебной деятельности. |
7. Установление межпредметных и внутрепредметных связей | |||||||
Ученые многих стран и разных эпох занимались темой давления: Роберт Бойль (Англия), М. В.Ломоносов (Россия), Карл Шееле (Швеция), Джозеф Пристли (Англия), Антуан Лавуазье (Франция), Генри Кавендиш (Англия), Уильям Рамзай (Англия). Но пальма первенства в его изучении принадлежит Блезу Паскалю и Эванджелисте Торричелли. ПАСКАЛЬ (Pascal) Блез (1623-62), французский математик, физик, религиозный философ и писатель. Сформулировал одну из основных теорем проективной геометрии. Работы по арифметике, теории чисел, алгебре, теории вероятностей. Сконструировал (1641, по другим сведениям — 1642) суммирующую машину. Один из основоположников гидростатики, установил ее основной закон (см. Паскаля закон) ТОРРИЧЕЛЛИ (Torricelli) Эванджелиста (15 октября 1608, Фаэнца — 25 октября 1647, Флоренция), итальянский физик и математик, с 1643 придворный математик герцога Тосканского и профессор математики и физики Флорентийского университетa. Слова: “Мы живем на дне воздушного океана”, - принадлежат известному ученому итальянцу Эванжелисто Торричелли, об открытии которого мы сейчас говорили. Древние греки считали, что окружающий нас воздух – это спарившаяся вода, и назвали оболочку, окружающую планету – АТМОСФЕРОЙ (от греческих слов (атмос – шар) и (сфера – шар. Если глобус диаметром 35 см мысленно окружить слоем воздуха толщиной 3 см, то получится модель, показывающая сравнительные размеры Земли и атмосферы. Наша атмосфера имеет реально толщину более 1000 км. Изучая географию, вы можете ответить на следующие вопросы: · Одинакова ли толщина атмосферы на разных высотах? · На какие слои условно делят атмосферу? · Каков (в соответствии с современными представлениями) состав воздуха? · 90% всей массы воздуха сосредоточена в тропосфере. Ее толщина не везде одинакова. Над экватором – 17 км, в полярных областях – 8-9 км, в средних широтах –10-11 км. · Как вы думаете, почему? | Доводит до сведения учеников факты из истории и биографии ученых, раскрывает связь физики с другими науками. Формулирует вопросы. Дополняет ответы учеников. | Слушают сообщение. Отвечают на вопросы учителя. Тропосферу, стратосферу, мезосферу, термосферу, экзосферу. В него входят газы: азота – 78%, кислорода – 21%, инертных газов – 0,94%, углекислого газа – 0,03%. В экваториальных широтах воздух сильно нагревается, расширяется и увеличивается в объеме. В полярных широтах – наоборот | Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме. | Участие в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме | Понимание на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию. | Контроль правильности ответов обучающихся | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
13. Рефлексия | |||||||
Учитель предлагает учащимся, которые по ходу урока смогли найти ответ на вопрос, который был записан на кирпичике в начале урока, снять его, тем самым «ослабив давление на человечка». Если вопрос остался без ответа, кирпичик остается. | Проводит рефлексию, анализирует оставшиеся кирпичики, дает пояснения. | Рефлексируют. | Умение делать выводы. Рефлексия способов и условий действий. | Взаимодействие с учителем. | Умение формулировать собственное мнение. | Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний. | Саморегуляция. Рефлексия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков учащихся по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов", 7 класс
урок физики в 7 классе, форма проведения: праздник знаний...
Технологическая карта урока "Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные классы неорганических соединений» .
Химия 8 класс, прилагается интерактивная презентация к уроку в программе Smart Notebook....
Технологическая карта урока: Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Четырехугольник», с учетом требований новых ФГОС (геометрия 8 класс)
Заключительный урок по теме "Четырехугольник" по геометрии в 8 классе, на котором происходит систематизация теоретического материала и применение полученных знаний к решению задач. Уро...
Технологическая карта урока по теме "Синтаксис и пунктуация" 5 класс, урок обобщения и систематизации знаний.
Урок по русскому языку, 5 класс по теме "Синтаксис и пунктуация", заключительный урок по этой теме, разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
Технологическая карта урока "Обобщение и систематизация по теме "Информация и информационные процессы""
Технологическая карта урока Обобщение и систематизация по теме «Информация и информационные процессы» для 7 класса. Форма проведения урока - модель "Ротация станций"....
Технологическая карта урока «Обобщение и систематизация знаний по теме «Моделирование объектов в программе SketchUp».
Рассмотреть интерфейс и режимы работы программы для моделирования относительно простых трёхмерных объектов, закрепить использование различных инструментов этой программы...
Технологическая карта урока ^Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на разных материках, в морях и океанах»
Cистематизация знаний учеников по теме «Жизнь организмов на разных материках, в морях и океанах». Технология проблемного обучения (И.Я. Лернер).Учебник « Биология» 5к...