Конспект учебного занятия по предмету "Биология" по теме «Овощные пасленовые: томат», 7 класс.
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Цинковская Яна Ренатовна

Сформировать у учащихся представления о овощных пасленовых. Научить различать виды овощных культур. Знать их особенности, значение. Расширение активного словаря учащихся путем введения и использования новых терминов: боковой побег (пасынок), цветочная кисть, гофрированные листья, соцветие-завиток.                                                                                                                             

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Овощные пасленовые: томат ».

Задачи урока:                                                                                                         Образовательная: Сформировать у учащихся представления о овощных пасленовых. Научить различать виды овощных культур. Знать их особенности, значение. Расширение активного словаря учащихся путем введения и использования новых терминов: боковой побег (пасынок), цветочная кисть, гофрированные листья, соцветие-завиток.                                                                                                                             Развивающая: Развитие памяти и мышления. Развитие интеллектуальных качеств личности – интерес, наблюдательность, умение делать выводы и обобщения.       Воспитательная: Стремление к знаниям. Интерес к предмету биологии. Прививать навыки  коммуникативного общения; развивать культуру речи; совершенствовать навыки работы в группе, чувство коллективизма. Способствовать развитию у учащихся понимания важности с/х труда для самостоятельной жизни.

Тип урока: комбинированный. Изучение нового материала.

Словарь: пасынки, гофрированные листья, соцветие-завиток, цветочная кисть.

Оборудование: компьютер,  мультимедийная установка, презентация в Power  Point,  набор  картинок    с  изображением  растений  разных семейств,  карточки  с  признаками  однодольных  и  двудольных  растений,  муляжи плодов.

сигнальные  карточки,  памятки,  набор  картинок    с  изображением  растений  разных

семейств,  карточки  с  признаками  однодольных  и  двудольных  растений,  муляжи

плодо

Ход урока

I. Организационный момент

  • Проверка наличия учащихся в классе.
  • Проверка готовности к уроку.
  • Эмоциональный настрой (диалог учителя с учениками)

Пусть наш урок пройдёт под девизом

Пусть каждый день и каждый час

 Вам новое добудет.

 Пусть добрым будет он у вас,

 А сердце добрым будет.

II.Проверка домашнего задания                                                                                         Вспомните, на какие две группы делятся цветковые растения? (Цветковые растения делят  на однодольные и двудольные)                                                                                                                                             1. Распределите признаки однодольных и двудольных растений.   На доске расположены карточки, на которых написаны признаки однодольных и двудольных растений. Ученик распределяет карточки с признаками, проговаривая их.

 Однодольные                                                       Двудольные в семени

 1 семядоля                                                       в семени две семядоли

мочковатая корневая система                          стержневая корневая система  дуговое и параллельное                                  сетчатое жилкование листьев                                      жилкование листьев  

2.   Какой класс  растений мы изучаем в настоящее время? (класс  однодольных)                                     3.  С каким семейством  из этого класса мы знакомились на предыдущих уроках? (семейство лилейных)                                                                                                                                                 4. Назовите растения, принадлежащие к семейству лилейных. (лилия, тюльпан, хлорофитум, лук, чеснок, ландыш)

Оценивание.

III. Актуализация знаний                                                                                                                    Целевая установка:                                                                                                                                      -сегодня на уроке мы продолжим знакомство с цветковыми растениями;                                                  - будем учиться выявлять общие признаки растений, которые объединяются в одно семейство;                                                                                                                                   Что это за елочки,                                                                                                                           Нет на них иголочек?                                                                                                                       Что за красные шары,                                                                                                                     Но не видно мишуры?                                                                                                                          Так красиво вдоль забора                                                                                                                Летом спеют... (помидоры)                                                                                        IV.ФИЗМИНУТКА:

Вы, наверное, устали, Ну тогда все дружно встали. - наклоны головы назад, вперёд; - повороты головы влево, вправо; - махом левую руку занести за правое плечо, голову повернуть налево, и наоборот… - быстро поморгайте глазами, закройте глаза и посчитайте до пяти; - круговые движения глазами вначале вправо, затем влево 2-3 раза в каждую сторону и посмотрели вдаль

 V. Изучение новой темы                                                                                                                                                      Вам предстоит познакомиться со строением растения томата, формой плода и некоторыми его биологическими особенностями. А также мы поговорим о значении томата в нашей жизни.                                                                                                                                                                     К овощным пасленовым растениям относятся несколько видов важных овощных растений, широко распространенных в тропиках и субтропиках. Наиболее ценными среди них являются: томат (помидор) — самая распространенная в мире овощная культура, баклажан, сладкий перец, а также острые перцы.Питательная ценность пасленовых растений сравнительно невысока, однако они довольно богаты минеральными солями и витаминами.Все овощные пасленовые растения очень теплолюбивы, оптимальная температура для их роста и развития +22...+25 °С. При температуре ниже +12...+13 °С процесс их роста приостанавливается.

Для выращивания пасленовых растений предпочтительна плодородная почва. Если же почва менее плодородна необходимо внесение огранических удобрений - перегной, навоз и др.

Томат.                                                                                                                                      История томатов Родина томатов – Центральная и Южная Америка, отсюда и начинается история томата. Древние жители Мексики, ацтеки, выращивали томат задолго до открытия европейцами американского континента и называли это растение «цитотомат». Положив в основу это название, термин «томат» ввел в сельскохозяйственную литературу итальянский ученый М. Гиландини в 1572 году. Несколько раньше, в 1554 году, итальянский ботаник Ц. Маттиоли впервые описал растение томата, назвав плоды его «золотыми яблоками» (помодори): отсюда второе название – помидоры (помидор).                                                                            Травянистое многолетние растение с рассеченными душистыми листьями. Плоды томатов – крупные ягоды. Незрелые плоды содержат ядовитые вещества. А когда плоды созревают, они становятся съедобными, очень сочными, вкусными и содержат витамины. В год посева оно заканчивает полный цикл развития: образуется стебель, корни, листья, цветки, плоды и семена. Корневая система томата во многом зависит от условий выращивания растения.  При выращивании посевом семян в грунт главный (стержневой) корень достигает 1-1,5 м. При выращивании рассадным способом корни располагаются на глубине 30-60 см. Стебель – прямостоячий, поэтому требует подвязки.                                                                    Цветки мелкие , желтые.                                                                                                                            В цветке 5 чашелистиков, 5 лепестков, 5 тычинок и один пестик. Стебель молодого растения томата округлый, сочный, мягкий, хрупкий, покрыт волосками, которые выделяют вещество, отпугивающее насекомых.  Когда на стебле начинают расти плоды, он грубеет и древеснеет. В пазухах листьев главного стебля образуются боковые побеги – пасынки. (Слово пасынки вывешивается на доске, учащиеся записывают его в тетрадь и проговаривают вслух). Они растут, и стебель начинает ветвиться. Высота стебля зависит от сорта растения.                                                                                     Листья томата крупные, сложные, состоящие из нескольких долей, долек, долечек. Бывают листья гладкие и гофрированные. (Слово гофрированные вывешивается на доске, учащиеся записывают его в тетрадь и проговаривают вслух).                                         Цветки томата желтые, собраны в соцветие – завиток, которое называют цветочной кистью (Словосочетания цветочная кисть , соцветие-завиток вывешиваются на доске, учащиеся записывают их в тетрадь и проговаривают вслух). Кисти могут быть простые и сложные и иметь от 3 до 20 цветков. Цветки в кисти раскрываются постепенно. Сначала расцветают те, которые ближе к стеблю.

Плод томата – помидор.  Это сочная ягода различной массы, формы и окраски. В зависимости от сорта они бывают округлыми, округло – плоскими, часто встречаются удлиненно –цилиндрические или удлиненно – овальные, сердцевидные. Окраска плодов в зрелом виде – красная, розовая, малиновая, желтая, темно-красная, коричневая.

Томаты теплолюбивы, поэтому их оберегают от холода. Обычно сначала выращивают рассаду в парнике или дома, а затем высаживают на грядки в открытый грунт.     А сейчас давайте посмотрим на слайд и еще раз повторим строение растения томат.

- Мы познакомились с новыми словами: пасынки, цветочная кисть.

-Что же такое пасынки? (боковые побеги)

Цветочная кисть? (цветки томата, собранные в соцветие – завиток)

- А сейчас я вас познакомлю с некоторыми особенностями томата:                                     Томат – теплолюбивое и светолюбивое растение. Благоприятная температура для роста растений 20-25’. При температуре ниже 15’ растения не цветут, а при температуре ниже 10’ прекращают рост. При хорошем солнечном освещении плоды растения развиваются и созревают быстрее, в них накапливается много сахара. В начале роста растения потребляют мало воды, но почва должна быть влажной. В период цветения и усиленного роста плодов потребность в воде увеличивается. Если не поливать, то плоды становятся мелкими. Однако при высокой влажности растения страдают от болезней, на плодах образуются пятна гнили.                                                                                                                                       Вопросы:

- Какие условия нужны для выращивания томата?

- Как влияет освещенность на развитие томата?

- Когда растения нужно поливать больше, а когда – меньше?

Содержит множество полезных веществ,  витаминов. Витамины С  и  А,  которые  содержатся  в  плодах  томата,  укрепляют  иммунитет  организма  и помогают  противостоять  различным  болезням.  Особые  вещества  в  томатах улучшают настроение.  Ешьте помидоры и будете всегда бодры и веселы!  

У меня для вас задание
На умение и на знание:

1. Зарисуйте овощное пасленовое растение и подпишите его части.                                 2. Составь слова.

ыродимоп, кочабак, ецреп.

  1. Заполните таблицу «Характеристика растений семейства Пасленовые»

Корневая система

Стебель

Листья

Соцветие

Цветок

Плод

Семя

Признаки паслёновых

Корневая система

стержневая

Стебель

Прямостоячий

Листья

Простые, с сетчатым жилкованием

Соцветие

Одиночные цветки, кисть

Цветок

Формула цветка картофеля:

* Ч(5)Л(5)Т5П1, 5 лепестков, 5 тычинок, 1 пестик

Плод

Коробочка или ягода

Семя

две семядоли

 VI. Закрепление изученного материала.

1. Работа в тетрадях.

Рассмотрите рисунок «Строение растения томата» и подпишите его части.

(После выполнения задания правильность ответов учащиеся проверяют на слайде , если допущены ошибки, исправляют их в тетрадях самостоятельно).

2. Игра: «Мешок с вопросами» 

Вопросы:

Как человек использует плоды томата?

Какие по форме бывают плоды томата?

Как называется боковой побег томата?

Какие по цвету бывают плоды томата?

Какие условия нужны для выращивания томата?

Если кто-то затрудняется ответить, остальные учащиеся могут дополнить.

3. Допиши предложения:

  1. По распространению, томат среди овощных культур в южных районах занимает _________ место.

2. Из плодов томата можно приготовить: ______________, ________________, _________________.

3. Плоды томата используют _________________________________, _____________________,

________________________________________________________________________________.

Слова для справок: пюре, салат, первое, в свежем виде, кулинарии, сок, консервном производстве.

VII. Подведение итогов урока

Какую тему мы изучали сегодня на уроке?

Выставление оценок.

Домашнее задание

 VIII. Рефлексия.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

Отметьте роль каждого при работе в группе. Мешал или способствовал характер общения (работа в группах) вам при работе?     

Предоставляется слово организаторам и наблюдателям групп. Пусть они проведут анализ работы своих групп и скажут, кто как работал. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект учебного занятия спецкурса «Политология» для обучающихся 9 классов в рамках «рекламы» спецкурса для социально-экономического профиля в 10 классе

Данное учебное занятие в 9 классе  проводится в рамках «рекламы» профильного 10 класса, где курс «Политология» преподается в рамках спецкурса для социально-экономического профиля. Тема учебн...

Презентация: План-конспект учебного занятия по учебной дисциплине Математика "Перпендикулярность двух плоскостей"

Презентация нацелена на расширение представления обучающихся о трехмерном пространстве, формирование понятий: двугранный угол, линейный угол двугранного угла, перпендикулярность двух плоскостей,...

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДу.03 Математика по теме: "Формулы двойного угла"

Цель занятия: расширение представления обучающихся о преобразовании тригонометрических выражений, применение полученных знаний для решения задач с использованием формул двойного угла....