Конспект учебного занятия по предмету "Биология" по теме «Овощные пасленовые: томат», 7 класс.
план-конспект урока по биологии (7 класс)
Сформировать у учащихся представления о овощных пасленовых. Научить различать виды овощных культур. Знать их особенности, значение. Расширение активного словаря учащихся путем введения и использования новых терминов: боковой побег (пасынок), цветочная кисть, гофрированные листья, соцветие-завиток.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема: «Овощные пасленовые: томат ». 7 класс VIII вид | 27.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Овощные пасленовые: томат ».
Задачи урока: Образовательная: Сформировать у учащихся представления о овощных пасленовых. Научить различать виды овощных культур. Знать их особенности, значение. Расширение активного словаря учащихся путем введения и использования новых терминов: боковой побег (пасынок), цветочная кисть, гофрированные листья, соцветие-завиток. Развивающая: Развитие памяти и мышления. Развитие интеллектуальных качеств личности – интерес, наблюдательность, умение делать выводы и обобщения. Воспитательная: Стремление к знаниям. Интерес к предмету биологии. Прививать навыки коммуникативного общения; развивать культуру речи; совершенствовать навыки работы в группе, чувство коллективизма. Способствовать развитию у учащихся понимания важности с/х труда для самостоятельной жизни.
Тип урока: комбинированный. Изучение нового материала.
Словарь: пасынки, гофрированные листья, соцветие-завиток, цветочная кисть.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация в Power Point, набор картинок с изображением растений разных семейств, карточки с признаками однодольных и двудольных растений, муляжи плодов.
сигнальные карточки, памятки, набор картинок с изображением растений разных
семейств, карточки с признаками однодольных и двудольных растений, муляжи
плодо
Ход урока
I. Организационный момент
- Проверка наличия учащихся в классе.
- Проверка готовности к уроку.
- Эмоциональный настрой (диалог учителя с учениками)
Пусть наш урок пройдёт под девизом
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет он у вас,
А сердце добрым будет.
II.Проверка домашнего задания Вспомните, на какие две группы делятся цветковые растения? (Цветковые растения делят на однодольные и двудольные) 1. Распределите признаки однодольных и двудольных растений. На доске расположены карточки, на которых написаны признаки однодольных и двудольных растений. Ученик распределяет карточки с признаками, проговаривая их.
Однодольные Двудольные в семени
1 семядоля в семени две семядоли
мочковатая корневая система стержневая корневая система дуговое и параллельное сетчатое жилкование листьев жилкование листьев
2. Какой класс растений мы изучаем в настоящее время? (класс однодольных) 3. С каким семейством из этого класса мы знакомились на предыдущих уроках? (семейство лилейных) 4. Назовите растения, принадлежащие к семейству лилейных. (лилия, тюльпан, хлорофитум, лук, чеснок, ландыш)
Оценивание.
III. Актуализация знаний Целевая установка: -сегодня на уроке мы продолжим знакомство с цветковыми растениями; - будем учиться выявлять общие признаки растений, которые объединяются в одно семейство; Что это за елочки, Нет на них иголочек? Что за красные шары, Но не видно мишуры? Так красиво вдоль забора Летом спеют... (помидоры) IV.ФИЗМИНУТКА:
Вы, наверное, устали, Ну тогда все дружно встали. - наклоны головы назад, вперёд; - повороты головы влево, вправо; - махом левую руку занести за правое плечо, голову повернуть налево, и наоборот… - быстро поморгайте глазами, закройте глаза и посчитайте до пяти; - круговые движения глазами вначале вправо, затем влево 2-3 раза в каждую сторону и посмотрели вдаль
V. Изучение новой темы Вам предстоит познакомиться со строением растения томата, формой плода и некоторыми его биологическими особенностями. А также мы поговорим о значении томата в нашей жизни. К овощным пасленовым растениям относятся несколько видов важных овощных растений, широко распространенных в тропиках и субтропиках. Наиболее ценными среди них являются: томат (помидор) — самая распространенная в мире овощная культура, баклажан, сладкий перец, а также острые перцы.Питательная ценность пасленовых растений сравнительно невысока, однако они довольно богаты минеральными солями и витаминами.Все овощные пасленовые растения очень теплолюбивы, оптимальная температура для их роста и развития +22...+25 °С. При температуре ниже +12...+13 °С процесс их роста приостанавливается.
Для выращивания пасленовых растений предпочтительна плодородная почва. Если же почва менее плодородна необходимо внесение огранических удобрений - перегной, навоз и др.
Томат. История томатов Родина томатов – Центральная и Южная Америка, отсюда и начинается история томата. Древние жители Мексики, ацтеки, выращивали томат задолго до открытия европейцами американского континента и называли это растение «цитотомат». Положив в основу это название, термин «томат» ввел в сельскохозяйственную литературу итальянский ученый М. Гиландини в 1572 году. Несколько раньше, в 1554 году, итальянский ботаник Ц. Маттиоли впервые описал растение томата, назвав плоды его «золотыми яблоками» (помодори): отсюда второе название – помидоры (помидор). Травянистое многолетние растение с рассеченными душистыми листьями. Плоды томатов – крупные ягоды. Незрелые плоды содержат ядовитые вещества. А когда плоды созревают, они становятся съедобными, очень сочными, вкусными и содержат витамины. В год посева оно заканчивает полный цикл развития: образуется стебель, корни, листья, цветки, плоды и семена. Корневая система томата во многом зависит от условий выращивания растения. При выращивании посевом семян в грунт главный (стержневой) корень достигает 1-1,5 м. При выращивании рассадным способом корни располагаются на глубине 30-60 см. Стебель – прямостоячий, поэтому требует подвязки. Цветки мелкие , желтые. В цветке 5 чашелистиков, 5 лепестков, 5 тычинок и один пестик. Стебель молодого растения томата округлый, сочный, мягкий, хрупкий, покрыт волосками, которые выделяют вещество, отпугивающее насекомых. Когда на стебле начинают расти плоды, он грубеет и древеснеет. В пазухах листьев главного стебля образуются боковые побеги – пасынки. (Слово пасынки вывешивается на доске, учащиеся записывают его в тетрадь и проговаривают вслух). Они растут, и стебель начинает ветвиться. Высота стебля зависит от сорта растения. Листья томата крупные, сложные, состоящие из нескольких долей, долек, долечек. Бывают листья гладкие и гофрированные. (Слово гофрированные вывешивается на доске, учащиеся записывают его в тетрадь и проговаривают вслух). Цветки томата желтые, собраны в соцветие – завиток, которое называют цветочной кистью (Словосочетания цветочная кисть , соцветие-завиток вывешиваются на доске, учащиеся записывают их в тетрадь и проговаривают вслух). Кисти могут быть простые и сложные и иметь от 3 до 20 цветков. Цветки в кисти раскрываются постепенно. Сначала расцветают те, которые ближе к стеблю.
Плод томата – помидор. Это сочная ягода различной массы, формы и окраски. В зависимости от сорта они бывают округлыми, округло – плоскими, часто встречаются удлиненно –цилиндрические или удлиненно – овальные, сердцевидные. Окраска плодов в зрелом виде – красная, розовая, малиновая, желтая, темно-красная, коричневая.
Томаты теплолюбивы, поэтому их оберегают от холода. Обычно сначала выращивают рассаду в парнике или дома, а затем высаживают на грядки в открытый грунт. А сейчас давайте посмотрим на слайд и еще раз повторим строение растения томат.
- Мы познакомились с новыми словами: пасынки, цветочная кисть.
-Что же такое пасынки? (боковые побеги)
Цветочная кисть? (цветки томата, собранные в соцветие – завиток)
- А сейчас я вас познакомлю с некоторыми особенностями томата: Томат – теплолюбивое и светолюбивое растение. Благоприятная температура для роста растений 20-25’. При температуре ниже 15’ растения не цветут, а при температуре ниже 10’ прекращают рост. При хорошем солнечном освещении плоды растения развиваются и созревают быстрее, в них накапливается много сахара. В начале роста растения потребляют мало воды, но почва должна быть влажной. В период цветения и усиленного роста плодов потребность в воде увеличивается. Если не поливать, то плоды становятся мелкими. Однако при высокой влажности растения страдают от болезней, на плодах образуются пятна гнили. Вопросы:
- Какие условия нужны для выращивания томата?
- Как влияет освещенность на развитие томата?
- Когда растения нужно поливать больше, а когда – меньше?
Содержит множество полезных веществ, витаминов. Витамины С и А, которые содержатся в плодах томата, укрепляют иммунитет организма и помогают противостоять различным болезням. Особые вещества в томатах улучшают настроение. Ешьте помидоры и будете всегда бодры и веселы!
У меня для вас задание
На умение и на знание:
1. Зарисуйте овощное пасленовое растение и подпишите его части. 2. Составь слова.
ыродимоп, кочабак, ецреп.
- Заполните таблицу «Характеристика растений семейства Пасленовые»
Корневая система | |
Стебель | |
Листья | |
Соцветие | |
Цветок | |
Плод | |
Семя |
Признаки паслёновых
Корневая система | стержневая |
Стебель | Прямостоячий |
Листья | Простые, с сетчатым жилкованием |
Соцветие | Одиночные цветки, кисть |
Цветок | Формула цветка картофеля: * Ч(5)Л(5)Т5П1, 5 лепестков, 5 тычинок, 1 пестик |
Плод | Коробочка или ягода |
Семя | две семядоли |
VI. Закрепление изученного материала.
1. Работа в тетрадях.
Рассмотрите рисунок «Строение растения томата» и подпишите его части.
(После выполнения задания правильность ответов учащиеся проверяют на слайде , если допущены ошибки, исправляют их в тетрадях самостоятельно).
2. Игра: «Мешок с вопросами»
Вопросы:
Как человек использует плоды томата?
Какие по форме бывают плоды томата?
Как называется боковой побег томата?
Какие по цвету бывают плоды томата?
Какие условия нужны для выращивания томата?
Если кто-то затрудняется ответить, остальные учащиеся могут дополнить.
3. Допиши предложения:
- По распространению, томат среди овощных культур в южных районах занимает _________ место.
2. Из плодов томата можно приготовить: ______________, ________________, _________________.
3. Плоды томата используют _________________________________, _____________________,
________________________________________________________________________________.
Слова для справок: пюре, салат, первое, в свежем виде, кулинарии, сок, консервном производстве.
VII. Подведение итогов урока
Какую тему мы изучали сегодня на уроке?
Выставление оценок.
Домашнее задание
VIII. Рефлексия.
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
Отметьте роль каждого при работе в группе. Мешал или способствовал характер общения (работа в группах) вам при работе?
Предоставляется слово организаторам и наблюдателям групп. Пусть они проведут анализ работы своих групп и скажут, кто как работал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект учебного занятия спецкурса «Политология» для обучающихся 9 классов в рамках «рекламы» спецкурса для социально-экономического профиля в 10 классе
Данное учебное занятие в 9 классе проводится в рамках «рекламы» профильного 10 класса, где курс «Политология» преподается в рамках спецкурса для социально-экономического профиля. Тема учебн...
ПЛАН – КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по учебной дисциплине ОУД(п).10 Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия Тема урока: Производные суммы, разности, произведения, частного
Урок с применением элементов АМО-технологий и дифференцированного обучения...
Презентация: План-конспект учебного занятия по учебной дисциплине Математика "Перпендикулярность двух плоскостей"
Презентация нацелена на расширение представления обучающихся о трехмерном пространстве, формирование понятий: двугранный угол, линейный угол двугранного угла, перпендикулярность двух плоскостей,...
ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДу.03 Математика по теме: "Формулы двойного угла"
Цель занятия: расширение представления обучающихся о преобразовании тригонометрических выражений, применение полученных знаний для решения задач с использованием формул двойного угла....
ПЛАН-КОНСПЕКТ Учебного занятия по физической культуре в 11 «Б» классе.Бег 100м. на результат. Эстафетный бег. Развитие скоростных качеств.
Бег 100м. на результат. Эстафетный бег. Развитие скоростных качеств....
Конспект учебного занятия по предмету "Производственное обучение" в 10 классе «Способы (варианты) облицовки поверхности плитками»
профиль "Штукатурно - малярное дело"...
Конспект учебного занятия "Опорный прыжок на гимнастического козла" 4 класс
Технологическая карта урока....