Рабочая программа по биологии 10-11классы база 2019
рабочая программа по биологии (10 класс)
Рабочая программа по биологии ориентирована на учащихся 10-11 классов и разработана на основе следующих документов:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_10-11_biologiya_2_ch_baza.docx | 67.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДОБРАЯ ШКОЛА НА СОЛЬБЕ»
РАССМОТРЕНО на заседании школьного методического объединения Протокол № ____ от _____________ | УТВЕРЖДАЮ Директор ЧОУ «Добрая школа на Сольбе» _____________________ Е.М. Гажу «_____» ___________________2019 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
10 - 11 КЛАСС
Составитель: Пыжонкова Н. Е.
Учитель биологии
Категория первая
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии ориентирована на учащихся 10-11 классов и разработана на основе следующих документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (от 17.05.2012г приказ №413);
- примерной программой по биологии 2014 г.;
- программа по биологии, разработанной авторским коллективом под редакцией И.Б. Агафоновой, В.И. Сивоглазова, 2014 год;
4. Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования ЧОУ Добрая школа на Сольбе.
5. Учебный план ЧОУ Добрая школа на Сольбе.
6. Федеральный перечень учебников.
7. Положение ЧОУ Добрая школа на Сольбе «О рабочих программах».
Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством просвещения Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях:
- Биология: Общая биология 10 класс. Базовый уровень: учебник/ В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. -М.: Дрофа 2019. -254 с.
- Биология: Общая биология 11 класс. Базовый уровень: учебник/ В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. -М.: Дрофа 2019. -208 с.
Курсу биологии на ступени на ступени среднего (полного) общего образования предшествует курс биологии, включающий элементарные сведения об основных биологических объектах.
Данная программа предусматривает 2 часа учебных занятий в неделю при изучении предмета в течение 2 лет (10 и 11 классы), соответственно 136 часов преподавания в течение 2 лет. В основу структурирования курса положена уровневая организация живой природы. Резерв свободного учебного времени в 10 кл – 6часов, из них 3 часа будут отведены на уроки контроля знаний; в 11 кл – 12 часов, которые будут отведены на уроки контроля знаний, в том числе в формате ЕГЭ
Курс рассчитан на 140 часов (2 часа в неделю в расчёте на 34 учебных недели в 10 классе и 2 часа в 11 классе).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ:
- реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;
- признания высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;
- сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ин-
- формацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащийся должен:
- характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;
- оценивать вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира;
- выделять основные свойства живой природы и биологических систем;
- иметь представление об уровневой организации живой природы;
- приводить доказательства уровневой организации живой природы;
- представлять основные методы и этапы научного исследования;
- анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных источников.
- характеризовать содержание клеточной теории и понимать ее роль в формировании современной естественно-научной картины мира;
- знать историю изучения клетки;
- иметь представление о клетке как целостной биологической системе; структурной, функциональной и генетической
- единице живого;
- приводить доказательства (аргументацию) единства живой и неживой природы, родства живых организмов;
- сравнивать биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, эукариотические и прокариотические клетки, клетки растений, животных и грибов) и формулировать выводы на основе сравнения;
- представлять сущность и значение процесса реализации наследственной информации в клетке;
- проводить биологические исследования: ставить опыты, наблюдать и описывать клетки, сравнивать клетки, выделять существенные признаки строения клетки и ее органоидов;
- пользоваться современной цитологической терминологией;
- иметь представления о вирусах и их роли в жизни других организмов;
- обосновывать и соблюдать меры профилактики вирусных заболеваний (в том числе ВИЧ-инфекции);
- находить биологическую информацию в разных источниках, аргументировать свою точку зрения;
- анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных источников;
- иметь представление об организме, его строении и процессах жизнедеятельности (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение), многообразии организмов;
- выделять существенные признаки организмов (одноклеточных и многоклеточных), сравнивать биологические объекты, свойства и процессы (пластический и энергетический обмен, бесполое и половое размножение, митоз и мейоз, эмбриональный и постэмбриональный период, прямое и непрямое развитие, наследственность и изменчивость, доминантный и рецессивный) и формулировать выводы на основе сравнения;
- понимать закономерности индивидуального развития организмов, наследственности и изменчивости;
- характеризовать содержание законов Г. Менделя и Т. Х. Моргана и понимать их роль в формировании современной естественно-научной картины мира;
- решать элементарные генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания; пользоваться современной генетической терминологией и символикой;
- приводить доказательства родства живых организмов на основе положений генетики и эмбриологии;
- объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека;
- характеризовать нарушения развития организмов, наследственные заболевания, основные виды мутаций;
- обосновывать и соблюдать меры профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
- выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);
- иметь представление об учении Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений;
- характеризовать основные методы и достижения селекции;
- оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома);
- овладевать умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснять их результаты;
- находить биологическую информацию в разных источниках, аргументировать свою точку зрения;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (5 ч).
Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Система биологических наук. (2 час). Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной системы мира. Система биологических наук.
- Демонстрация. Портреты ученых. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук»
Тема 1.2. Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы. (3 часа).
Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая природа как сложноорганизованная иерархическая система, существующая в пространстве и во времени. Биологические системы. Основные уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.
- Демонстрация. Схемы «Уровни организации живой материи», «Свойства живой материи».
РАЗДЕЛ 2. КЛЕТКА (21 ЧАС)
Тема 2.1. История изучения клетки. Клеточная теория. (2 час).
Развитие знаний о клетке. Работы Р.Гука, А.ван Левенгука, К.Э.Бэра, Р.Броуна, Р.Вирхва. Клеточная теория М.Шлейдена и Т.Шванн.основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
- Демонстрации. Схема «Многообразие клеток»
Тема 2.2. Химический состав клетки. (8 часов).
Единство элементного химического состава живых организмов, как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой и неживой природы на уровне химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельность клетки и организма. Неорганические вещества. Вода как колыбель всего живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клетки и организма. Органические вещества – сложные углеродосодержащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека.
- Демонстрации. Диаграммы: «Распределение химических элементов в неживой природе», «Распределение химических элементов в живой природе». Периодическая таблица химических элементов. Схемы и таблицы: «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК» , «Строение молекулы РНК», «Типы РНК», «Удвоение молекулы ДНК»
Тема 2.3. Строение эукариотической и прокариотической клеток (6 часов).
Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клеток. Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки.
- Демонстрации. Схемы и таблицы «Строение эукариотической клетки», «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки», «Строение хромосомы», «Строение прокариотической клетки».
- Лабораторные работы:
№1 Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах.
№2 Сравнение строение клеток растений и животных.
- Практическая работа №1 Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке (2 часа).
ДНК – носитель наследственной информации. Генетический кол, его свойства. Ген. Биосинтез белка.
- Демонстрации. Таблица «Генетический код», схема «Биосинтез белка»
Тема 2.5. Вирусы. (2 часа).
Вирусы – неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики и распространение вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.
- Демонстрации. Схема «Строение вируса», таблица «Профилактика СПИДа»
Резервное время – 1 ч.
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗМ. (40 часов)
Тема 3.1. Организм – единое целое. Многообразие живых организмов. (1 час). Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов.
- Демонстрации. Схема «Многообразие организмов»
Тема 3.2. Обмен веществ и превращение энергии. (4 часа).
Энергетический обмен – совокупность реакций расщепления сложных органических веществ. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий. Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности обмена веществ у животных, растений и бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез.
- Демонстрации: Схема «Пути метаболизма в клетке»
Тема 3.3. Размножение (9 часов).
Деление клетки. Митоз – основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения. Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
- Демонстрации: Схемы: «Митоз и мейоз», «Гаметогенез», «Типы бесполого размножения», «Строение яйцеклетки и сперматозоида»
Тема 3.4. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (4 часа).
Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный период развития. Основные этапы эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма. Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений людей. Последствие влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Периоды постэмбрионального развития.
- Демонстрации. Таблицы; «Основные стадии онтогенеза», «Прямое и непрямое развитие». Наглядный материал демонстрирующие последствия негативных факторов среды на развитие организма.
Тема 3.5. Наследственность и изменчивость. (15 часов).
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя – закон доминирования. Второй закон Менделя – закон расщепления. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя – закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков. Современные представление о гене и геноме. Взаимодействие генов. Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мутагенные факторы. Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
- Демонстрации. Схемы, иллюстрирующие моногибридные и дигибридные скрещивания; сцепленное наследование признаков; перекрест хромосом; наследование, сцепленное с полом. Примеры модификационной изменчивости. Материалы, демонстрирующие влияние мутагенов на организм человека.
- Лабораторные работы:
№1 Составление простейших схем скрещивания.
№2 Решение элементарных генетических задач.
№3 Изучение изменчивости.
- Практическая работа № 2 Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организмы.
Тема 3.6. Основы селекции. Биотехнология. (5 часов).
Основы селекции: методы и достижения. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация; искусственный отбор. Основные достижения и направления развития современной селекции. Биотехнология: достижения и перспективы развития. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека)
- Демонстрации: Карта – схема «Центры многообразия и происхождения культурных растений». Гербарные материалы и коллекции сортов культурных растений. Таблицы: «Породы домашних животных», «Сорта культурных растений». Схемы создания генетически модифицированных продуктов, клонирование организмов. Материалы, иллюстрирующие достижения в области биотехнологии.
- Экскурсия Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведение (заочная интернет-экскурсия на селекционную станцию)
- Практическая работа №3 Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
Резервное время – 2 часа
Заключение – 2 часа
11 КЛАСС
Введение – 1 час
РАЗДЕЛ 1. ВИД (36Ч)
Тема 1.1 История эволюционных идей (7 ч)
История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К. Линнея, учения Ж. Б. Ламарка, теории Ж. Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
- Демонстрация. Карта-схема маршрута путешествия Ч. Дарвина. Гербарные материалы, коллекции, фотографии и другие материалы, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных.
- Основные понятия. Эволюция. Креационизм, трансформизм, эволюционизм. Групповая и индивидуальная изменчивость. Искусственный отбор. Борьба за существование. Естественный отбор.
Тема 1.2 Современное эволюционное учение (16 ч)
Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования.
Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов. Доказательства эволюции органического мира.
- Демонстрация. Схема, иллюстрирующая критерии вида. Таблицы и схемы: «Движущие силы эволюции», «Образование новых видов», «Сходство начальных стадий эмбрионального развития позвоночных». Гербарии, коллекции и другие наглядные материалы, демонстрирующие приспособленность организмов к среде обитания и результаты видообразования. Таблицы, муляжи и другие наглядные материалы, демонстрирующие гомологичные и аналогичные органы, их строение и происхождение в онтогенезе; рудименты и атавизмы.
- Лабораторные работы:
1)Описание особей вида по морфологическому критерию.
2)Выявление изменчивости у особей одного вида.
- Практическая работа №1 Выявление приспособлений организмов к среде обитания*.
- Экскурсия: Многообразие видов (окрестности школы).
- Основные понятия. Вид, популяция; их критерии. Генофонд. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор. Движущий и стабилизирующий отбор. Способы и пути видообразования.
Тема 1.3 Происхождение жизни на Земле (6ч)
Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф. Реди, Л. Пастера. Гипотезы о происхождении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина — Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
- Демонстрация. Схемы: «Возникновение одноклеточных эукариотических организмов», «Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира». Репродукции картин, изображающих флору и фауну различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки организмов в древних породах.
- Практическая работа №2 Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
- Экскурсия История развития жизни на Земле (краеведческий музей).
- Основные понятия. Теория Опарина — Холдейна. Химическая эволюция. Биологическая эволюция. Постепенное усложнение организации и приспособления к условиям внешней среды организмов в процессе эволюции.
Тема 1.4 Происхождение человека (7 ч)
Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира (класс Млекопитающие, отряд Приматы, род Люди). Эволюция человека, основные этапы. Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.
- Демонстрация. Схема «Основные этапы эволюции человека». Таблицы, изображающие скелеты человека и позвоночных животных.
- Лабораторная работа №3 Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.
- Практическая работа №3 Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
- Экскурсия Происхождение и эволюция человека (исторический или краеведческий музей).
- Основные понятия. Происхождение человека. Основные этапы эволюции. Движущие силы антропогенеза. Человеческие расы, их единство.
РАЗДЕЛ 2. ЭКОСИСТЕМЫ(20ч)
Тема 2.1 Экологические факторы (5 ч)
Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.
- Демонстрация. Наглядные материалы, демонстрирующие влияние экологических факторов на живые организмы. Примеры симбиоза в природе.
- Основные понятия. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Экологическая ниша.
Тема 2.2 Структура экосистем (7 ч)
Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества — агроценозы.
- Демонстрация. Схема «Пространственная структура экосистемы (ярусность растительного сообщества)». Схемы и таблицы, демонстрирующие пищевые цепи и сети; экологические пирамиды; круговорот веществ и энергии в экосистеме.
- Лабораторные работы:
№4 Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме*.
№5 Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.
- Практические работы:
№4 Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.
№5 Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).
№6 Решение экологических задач.
- Экскурсия Естественные (лес, поле и др.) и искусственные (парк, сад, сквер школы, ферма) экосистемы.
- Основные понятия. Экосистема, биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Пищевые цепи и сети.
Тема 2.3 Биосфера — глобальная экосистема (4 ч)
Биосфера — глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ (на примере круговорота воды и углерода).
- Демонстрация. Таблицы и схемы: «Структура биосферы», «Круговорот воды в биосфере», «Круговорот углерода в биосфере». Наглядный материал, отражающий видовое разнообразие живых организмов биосферы.
- Основные понятия. Биосфера. Живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество. Биомасса Земли.
Тема 2.4 Биосфера и человек (4ч)
Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.
- Демонстрация. Таблицы, иллюстрирующие глобальные экологические проблемы и последствия деятельности человека в окружающей среде. Карты национальных парков, заповедников и заказников России.
- Практические работы:
№7 Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде.
№8 Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения.
- Основные понятия. Глобальные экологические проблемы. Охрана природы. Рациональное природопользование. Национальные парки, заповедники, заказники. Красная книга.
Заключение - 1 час
Резервное время – 10 часов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ п/п | Название раздела/темы | Количество часов | Лабораторные работы | Практические работы | Экскурсии |
10 КЛАСС | |||||
БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. | 5 | ||||
Краткая история развития биологии. Система биологических наук. | 2 | ||||
Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы. | 3 | ||||
КЛЕТКА | 21 | ||||
История изучения клетки. Клеточная теория. | 2 | ||||
Химический состав клетки. | 8 | ||||
Строение эукариотической и прокариотической клеток | 6 | 2 | 1 | ||
Реализация наследственной информации в клетке | 2 | ||||
Вирусы | 2 | ||||
Резервное время | 1 | ||||
ОРГАНИЗМ | 40 | ||||
Организм – единое целое. Многообразие живых организмов. | 1 | ||||
Обмен веществ и превращение энергии. | 4 | ||||
Размножение | 9 | ||||
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) | 4 | ||||
Наследственность и изменчивость. | 15 | 3 | 1 | ||
Основы селекции. Биотехнология. | 5 | 1 | 1 | ||
Резервное время | 2 | ||||
Заключение | 2 | ||||
Итого: | 68 | 5 | 3 | 1 | |
11КЛАСС | |||||
Введение | 1 | ||||
РАЗДЕЛ 1. ВИД | 36 | ||||
История эволюционных идей | 7 | ||||
Современное эволюционное учение | 16 | 2 | 1 | 1 | |
Происхождение жизни на Земле | 6 | 1 | 1 | ||
Происхождение человека | 7 | 1 | 1 | 1 | |
ЭКОСИСТЕМЫ | 20 | ||||
Экологические факторы | 5 | ||||
Структура экосистем | 7 | 2 | 3 | 1 | |
Биосфера — глобальная экосистема | 4 | ||||
Биосфера и человек | 4 | 2 | |||
Заключение | 1 | ||||
Резервное время | 10 | ||||
Итого: | 68 | 5 | 8 | 4 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 10 класс
№ п/п | Название раздела/темы | Дата план | Дата факт | Примечание |
РАЗДЕЛ 1. БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ – 5Ч | ||||
1 | Краткая история развития биологии | |||
2 | Система биологических наук | |||
3 | Основные свойства живой материи | |||
4 | Уровни организации живой материи | |||
5 | Методы познания живой природы | |||
РАЗДЕЛ 2. КЛЕТКА – 20Ч (+1ЧАС К/Р) | ||||
1/6 | История изучения клетки | |||
2/7 | Клеточная теория | |||
3/8 | Элементный химический состав клетки | |||
4/9 | Неорганические вещества клетки | |||
5/10 | Органические вещества клетки - липиды | |||
6/11 | Органические вещества клетки – углеводы | |||
7/12 | Органические вещества клетки – белки | |||
8/13 | Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК | |||
9/14 | Удвоение молекулы ДНК в клетке | |||
10/15 | К/Р № 1 «Химический состав клетки» | |||
11/16 | Строение и функции клеточной мембраны и цитоплазмы. П/Р №1 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений» | |||
12/17 | Органоиды клетки | |||
13/18 | Органоиды клетки. Л/Р №1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах» | |||
14/19 | Основные отличия в строении растительной и животной клеток. Л/Р №2 «Сравнение строения клеток растений и животных» | |||
15/20 | Хромосомы, их строение и функции | |||
16/21 | Прокариотическая клетка. Роль бактерий в природе | |||
17/22 | ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код, его свойства | |||
18/23 | Биосинтез белка | |||
19/24 | Вирусы – неклеточная форма жизни | |||
20/25 | Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа | |||
21/26 | Зачет по теме «Клетка» | |||
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗМ – 38Ч (+2ЧАСА К/Р) | ||||
1\27 | Организм – единое целое. Многообразие живых организмов | |||
2\28 | Энергетический обмен | |||
3\29 | Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий | |||
4\30 | Типы питания | |||
5\31 | Пластический обмен. Фотосинтез | |||
6\32 | Деление клетки | |||
7\33 | Митоз | |||
8\34 | Размножение: бесполое и половое Типы бесполого размножения | |||
9\35 | Типы бесполого размножения | |||
10\36 | Половое размножение | |||
11\37 | Мейоз | |||
12\38 | Образование половых клеток | |||
13\39 | Оплодотворение у растений и животных | |||
14\40 | Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных | |||
15\41 | Онтогенез. | |||
16\42 | Основные этапы эмбриогенеза | |||
17\43 | Постэмбриональное развитие. Прямое и непрямое развитие | |||
18\44 | Онтогенез человека. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека | |||
19\45 | К/Р № 2 «Метаболизм. Размножение.» | |||
20\46 | Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости | |||
21\47 | Закономерности наследования, установленные Менделем | |||
22\48 | Моногибридное скрещивание. I закон Менделя | |||
23\49 | Второй закон Менделя. Л/Р № 3 «Составление простейших схем скрещивания» | |||
24\50 | Закон чистоты гамет | |||
25\51 | Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. | |||
26\52 | Анализирующее скрещивание. Л/Р №4 «Решение элементарных генетических задач» | |||
27\53 | Хромосомная теория наследственности. | |||
28\54 | Сцепленное наследование признаков | |||
29\55 | Взаимодействие генов | |||
30\56 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование | |||
31\57 | К/Р № 3 «Закономерности наследования признаков» | |||
32\58 | Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Л/Р №5 «Изучение изменчивости» | |||
33\59 | Комбинативная и мутационная изменчивость. Типы мутаций | |||
34\60 | Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека | |||
35\61 | Влияние мутагенов на организм человека. П/Р №2 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде и оценка возможных последствий их влияния на организм» | |||
36\62 | Основы селекции | |||
37\63 | Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений | |||
38\64 | Основные методы селекции | |||
39\65 | Биотехнология | |||
40\66 | Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии. П/Р №3 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии» | |||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ – 2 ЧАСА | ||||
1/67 | К/Р №4 «Итоговый контроль знаний» | |||
1/68 | Анализ к.р. |
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫ МАТЕРИАЛЫ
Основные формы и методы контроля, используемые в курсе обучения биологии:
- текущий – в форме устного фронтального и индивидуального опроса, письменных
самостоятельных работ, биологических диктантов, тестов;
- тематический – в тестовой форме;
- итоговый – итоговое тестирование за курс средней школы.
Чаще других методов контроля используется тестовый, т.к. по окончании средней школы выпускники сдают ЕГЭ. Для составления контрольно-измерительных материалов к урокам используются следующие пособия:
- Лернер Г.И. Общая биология. (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 288с.
- Тесты ЕГЭ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 10-11классы на 2011-2012 учебный год
Данная программа составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, утверждённого приказом МОиН № 1089 от ...
Рабочие программы по биологии 7-11классы. В.В. Пасечник
Рабочие программы предусматиривают обучени биологии в объеме 2 часа в неделю. Они содержат пояснительную записку, основное содержание программы, календарно-тематическое планирование и учебно-мет...
Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс 2018-2019
Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс 2018-2019...
Рабочая программа по биологии (элективный курс) на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по биологии (элективный курс) на 2019-2020 учебный год...
Рабочая программа по биологии 10-11класс
Программа по учебному предмету "Биология" 10-11 классов разработана на основе: Примерной программ по биологии, а...
Рабочая программа по биологии 10-11класс УМК Беляев Д.К. 68часов
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования.( Сборник нормативных документов. Биология.2015). Также исполь...
Рабочая программа по биологии 6 - 9 Сонин 2019
Рабочая программа по биологии ориентирована на учащихся 6–9 классов и разработана на основе следующих документов...