Рабочая программа по биологии 6 - 9 Сонин 2019
рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии ориентирована на учащихся 6–9 классов и разработана на основе следующих документов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_6-9_klassy_biologiya_sonin_2019.docx115.11 КБ

Предварительный просмотр:

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДОБРАЯ ШКОЛА НА СОЛЬБЕ»

РАССМОТРЕНО

на заседании школьного

методического объединения

Протокол № ____ от _____________

УТВЕРЖДАЮ

Директор ЧОУ

 «Добрая школа на Сольбе»

_____________________ Е.М. Гажу

«_____» ___________________2019

   

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО  БИОЛОГИИ

Уровень образования: основное общее образование (6 - 9  класс)

Составитель:   Пыжонкова Н.Е.

Учитель биологии

Категория первая

2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии ориентирована на учащихся 6–9 классов и разработана на основе следующих документов:

•        Федеральный Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ).

•        Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010 год) (утвержден приказом Минобрнауки России № 413 от 17 мая 2012 года) с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.

•        Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 №345 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

•        Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников Сонин Н.И., , Захаров В.Б.. 5-9 классы;

•        Образовательная программа основного общего образования ЧОУ «Добрая школа на Сольбе»;

•        Учебный план ЧОУ «Добрая школа на Сольбе» на 2019-2020гг.

•        Положение о рабочей программе ЧОУ «Добрая школа на Сольбе».

Программой отводится на изучение биологии 238 часа, которые распределены по классам следующим образом:

  • 6 класс – 34 часов, 1 час в неделю;
  • 7 класс – 68 часов, 2 часа в неделю;
  • 8 класс-68 часов, 2 часа в неделю;
  • 9 класс-68 часов, 2 часа в неделю.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1)знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;

2)реализация установок здорового образа жизни;

3)сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

  1. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  2. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  3. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;
  4. умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере: выделение существенных  признаков биологических  объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах — органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2.        В ценностно-ориентационной сфере:        

знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3.        В сфере трудовой деятельности:

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;        

соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4.        В сфере физической деятельности:

освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5.        В эстетической сфере:

выявление эстетических достоинств объектов живой природы

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 

6 КЛАСС

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (11ч) 

Тема 1.1. Основные свойства живых организмов (1 ч).

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

Тема 1.2. Химический состав клеток (2ч).

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Лабораторная работа № 1 «Определение состава семян пшеницы».

Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток. Клетка - живая система (2 ч).

Клетка - элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.

Лабораторнаяработа№2 «Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)».

Тема 1.4. Деление клетки (1 ч).

Деление - важнейшее свойство клеток. Значение деления для роста и развития многоклеточного организма. Два типа деления. Деление - основа размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза и его биологическое значение.

Тема 1.5. Ткани растений и животных (1 ч).

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Лабораторнаяработа№3«Ткани живых организмов».

Тема 1.6. Органы и системы органов (3 ч).

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка - зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды, их значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

Лабораторнаяработа№4«Распознавание органов растений и животных».

Тема 1.7. Растения и животные как целостные организмы (1 ч).

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда. Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (18ч)

Тема 2.1. Питание и пищеварение (2 ч).

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение. Демонстрация. Действие желудочного сока на белок. Действие слюны на крахмал. Опыты, доказывающие образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями, роль света и воды в жизни растений.

Тема 2.2. Дыхание (2 ч).

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергий. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

Тема 2.3. Передвижение веществ в организме (2 ч).

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, её строение и функции. Гемолимфа. Кровь и её составные части (плазма, клетки крови).

Практическая работа № 1 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».

Тема 2.4. Выделение. Обмен веществ и энергии (2 ч).

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.

Тема 2.5. Опорные системы (1ч).

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.

Лабораторнаяработа№5 «Разнообразие опорных систем животных».

Тема 2.6. Движение (2 ч).

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

Лабораторнаяработа№6 «Движение инфузории туфельки».

Лабораторнаяработа№7 «Перемещение дождевого червя».

Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности (2ч).

Жизнедеятельность организма и её связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.

Тема 2.8. Размножение (2 ч).

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Практическаяработа№2 «Вегетативное размножение комнатных растений».

Тема 2.9. Рост и развитие (2 ч).

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Лабораторнаяработа№8 «Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале)».

Тема 2.10. Организм как единое целое (1 ч).

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Регуляторная деятельность нервной и гуморальной систем.

Организм функционирует как единое целое. Организм - биологическая система.

Раздел 3. Организм и среда (2 часа)

Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды

Влияние факторов неживой природы (температуры, влажности, света) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов

Тема 3.2. Природные сообщества

Природное сообщество. Экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

Раздел 4. Обобщение и повторение (2 ч).

Обобщение и повторение. Итоговая контрольная работа.

7 КЛАСС

Введение (3 ч).

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Экосистемы. Биосфера- глобальная экологическая система; границы и компоненты биосферы. Причины многообразия живых организмов. Эволюционная теория Ч. Дарвина о приспособленности организмов к разнообразным условиям среды обитания. Естественная система классификации как отражение процесса эволюции организмов.

 Раздел 1. Царство «Прокариоты» (4 ч)

Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов (4 ч).

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).

Лабораторная работа 1. Зарисовка схемы строения прокариотической клетки.

Раздел 2. Царство «Грибы» (4 ч)

Тема 2.1. Общая характеристика грибов (3 ч).

Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Оомикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.

Лабораторная работа 2. Строение плесневого гриба мукора.

Практическая работа 1. Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

Тема 2.2. Лишайники (1 ч).

Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников.

Раздел 3. Царство «Растения» (15 ч) Тема 3.1. Общая характеристика растений (2 ч).

Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений. Фотосинтез. Пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.

Тема 3.2. Низшие растения (2 ч).

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые водоросли и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.

Лабораторная работа 3. Изучение внешнего строения водорослей.

Тема 3.3. Высшие споровые растения (4 ч).

Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений. Споровые растения. Общая характеристика, происхождение. Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение и роль в биоценозах.

Лабораторная работа 4. Изучение внешнего строения мха.

Лабораторная работа 5. Изучение внешнего строения папоротника.

Тема 3.4. Высшие семенные растения. Отдел Голосеменные растения (2 ч).

Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.

Лабораторная работа 6. Изучение строения и многообразия голосеменных растений.

Тема 3.5. Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (цветковые) растения (6 ч).

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные. Основные семейства покрытосеменных растений (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Лабораторная работа 7. Изучение строения покрытосеменных растений.

Практическая работа 2. Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения.

Раздел 4. Царство «Животные» (40 ч)

Тема 4.1. Общая характеристика животных (2 ч).

Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные. Взаимоотношения животных в биоценозах; трофические уровни и цепи питания.

Практическая работа 3. Анализ структуры различных биомов суши и Мирового океана на схемах и иллюстрациях.

Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные (2 ч).

Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Тип Споровики; споровики -паразиты человека и животных. Особенности организации, представители. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.

Тема 4.3. Подцарство «Многоклеточные» (1 ч)

Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные - губки; их распространение и экологическое значение.

Тема 4.4. Тип Кишечнополостные (3 ч).

Особенности организации кишечнополостных. Бесполос и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; классы Гидроидные, Сцифоидные и Коралловые полипы. Роль в природных сообществах.

Лабораторная работа 8. Изучение плакатов и таблиц, отражающих ход регенерации у гидры.

Тема 4.5. Тип Плоские черви (2 ч).

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы Сосальщики и Ленточные черви. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей - паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.

Лабораторная работа 9. Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня.

Лабораторная работа 10. Строение амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки.

 Тема 4.6. Тип Круглые черви (1 ч). 

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным превращением. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.

Лабораторная работа 11. Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих.

Особенности организации круглых червей (на примере человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды; меры профилактики аскаридоза.

Лабораторная работа 12. Жизненный цикл человеческой аскариды.

Тема 4.7. Тип Кольчатые черви (3 ч).

Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; классы Многощетинковые и Малоще-тинковые кольчатые черви, Пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.

Лабораторная работа 13. Внешнее строение дождевого червя.

Тема 4.8. Тип Моллюски (2 ч).

Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Лабораторная работа 14. Внешнее строение моллюсков.

Тема 4.9. Тип Членистоногие (7 ч).

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многоообразие членистоногих; классы Ркообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки. Класс Ракообразные: общая характеристика класса на примере речного рака, высшие и низшие раки; многоообразие и значение ракообразных в биоценозах. Класс Паукообразные: Общая характеристика, пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс насекомые: многообразие и общая характеристика, отряды насекомых с полным и неполным превращением. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.

Лабораторная работа 14. «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих».

Тема 4.10. Тип Иглокожие (1 ч).

Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.

Тема 4.11. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные (1 ч).

Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.

Лабораторная работа 15. Особенности внешнего строения лягушки, связанные с ее образом жизни. 

Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (2 ч).

Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

Лабораторная работа 16. Особенности внешнего строения рыб, связанные с образом жизни.

Тема 4.13. Класс Земноводные (2 ч). 

Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Классы Бесхвостые, Хвостатые и Безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.

Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся (2 ч).

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.

Практическая работа 4. Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи.

Тема 4.15. Класс Птицы (4 ч).

Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; Бескилевые, или бегающие; Пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и приручение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Лабораторная работа 17. Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни.

Тема 4.16. Класс Млекопитающие (4 ч).

Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).

Лабораторная работа 18. Изучение строения млекопитающих.

Практическая работа 5. Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека.

Раздел 5. Вирусы (2 ч)

Тема 5.1. Многообразие, особенности строения и происхождение вирусов (2 ч).

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы - возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.

Особенности организации и многообразие живых организмов. Основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.

8 КЛАСС

Человек и его здоровье

Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.

Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение ее постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в легких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.

Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жрров. Витамины. Рациональное питание. НорЛы и режим питания.

Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.

Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.

Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.

Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.

Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одаренность. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.

Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Лабораторные и практические работы:

Строение клеток и тканей.

Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функцией мозжечка.

Изучение коленного рефлекса у человека. Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия.

Микроскопическое строение крови человека и лягушки.

Подсчет пульса в разных условиях и измерение артериального давления.

Дыхательные движения. Измерение жизненной емкости легких.

Изучение изменений работы зрачка.

9 КЛАСС

Общие биологические закономерности

Отличительные признаки живых организмов.

Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.

Клеточное строение организмов. Строение клетки:  ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток.

Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.

Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.

Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.

Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Факторы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и»роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.

Лабораторные и практические работы:

Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах и их описание.

Выявление изменчивости у организмов.

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах).

Экскурсия

Изучение и описание экосистемы своей местности.

Подсчет пульса в разных условиях и измерение артериального давления.

Дыхательные движения. Измерение жизненной емкости легких.

Изучение изменений работы зрачка.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 КЛАСС

№ п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Количество лабораторных и практических работ

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (11 ч)

1

Тема 1.1. Основные свойства живых организмов.

1

2

Тема 1.2. Химический состав клеток.

2

1

3

Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток. Клетка - живая система.

2

1

4

Тема 1.4. Деление клетки.

1

5

Тема 1.5. Ткани растений и животных.

1

1

6

Тема 1.6. Органы и системы органов.

3

1

7

Тема 1.7. Растения и животные как целостные организмы.

1

Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (19 часов)

8

Тема 2.1. Питание и пищеварение.

2

9

Тема 2.2. Дыхание.

2

10

Тема 2.3. Передвижение веществ в организме.

2

0/1

11

Тема 2.4. Выделение. Обмен веществ и энергии.

2

12

Тема 2.5. Опорные системы.

1

1

13

Тема 2.6. Движение.

2

2

14

Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности.

2

15

Тема 2.8. Размножение.

3

0/1

16

Тема 2.9. Рост и развитие.

2

1

17

Тема 2.10. Организм как единое целое.

1

Раздел 3. Организм и среда (2 ч)

18

Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды.

1

19

Тема 3.2. Природные сообщества.

1

Раздел 4. Обобщение и повторение (2 ч).

20

Обобщение и повторение.

1

21

Итоговая контрольная работа.

1

22

Резерв.

1

Всего

34

8/2

7 КЛАСС

№ п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Количество лабораторных и практических работ

1

Введение.

3

Раздел 1. Царство Прокариоты (4 ч)

2

Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов.

4

1

Раздел 2. Царство Грибы (4 ч)

3

Тема 2.1. Общая характеристика грибов.

3

1/1

4

Тема 2.2. Лишайники.

1

Раздел 3. Царство Растения (15 ч)

5

Тема 3.1. Общая характеристика растений.

2

6

Тема 3.2. Низшие растения.

2

1

7

Тема 3.3. Высшие споровые растения.

4

2

8

Тема 3.4. Высшие семенные растения. Отдел Голосеменные растения.

1

  1

9

Тема3.5. Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения.

6

1/1

Раздел 4. Царство Животные (40 ч)

10

Тема 4.1. Общая характеристика животных.

2

0/1

11

Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные.

2

1

12

Тема 4.3  Подцарство Многоклеточные.

1

1

13

Тема 4.4 Тип Кишечнополостные.

3

1

14

Тема 4.5. Тип Плоские черви.

2

2

15

Тема 4.6Тип Круглые  черви.

1

16

Тема 4.7. Тип Кольчатые черви.

3

1

17

Тема4.8. Тип Моллюски.

2

1

18

Тема 4.9. Тип Членистоногие.

7

1

19

Тема 4.10. Тип Иглокожие.

1

20

Тема 4.11. Тип Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные.

1

21

Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы

2

1

22

Тема 4.13. Класс Земноводные.

2

1

23

Тема 4.14.Класс Пресмыкающиеся.

2

0/1

24

Тема 4.15. Класс Птицы.

4

1

25

Тема 4.16 класс млекопитающих.

5

1/1

Р а з д е л 5. Вирусы (2 ч)

26

Тема 5.1. Многообразие, особенности строения и происхождение вирусов.

2

Всего

68

18/5

8 КЛАСС

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

Количество лабораторных и контрольных  работ

1

Раздел 1. Место человека в системе органического мира.

2

2

Раздел 2. Происхождение человека.

1

3

Раздел 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека.

7

0/1

4

Раздел 4. Общий обзор строения и функций организма человека

4

2

5

Раздел 5. Координация и регуляция.

10

2

6

Раздел 6. Опора и движение.

8

3/1

7

Раздел 7. Внутренняя среда организма.

3

1

8

Раздел 8.Транспорт веществ.

4

2/1

9

Раздел 9. Дыхание.

5

1/1

10

Раздел 10. Пищеварение.

5

2

11

Раздел 11. Обмен веществ и энергии.

2

12

Раздел12Выделение.

2

13

Раздел13Полкровы тела.

3

0/1

14

раздел14 Размножение и развитие.

3

15

Раздел15 Высшая нервная деятельность.

5

0/1

16

Раздел 16. Человек и его здоровье.

4

1

Всего

68

14/6

9 КЛАСС

№ п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Количество лабораторных и контрольных работ

1

Введение (2 ч)

Раздел 1. Структурная организация живых организмов (15 ч)

2

Глава2. Химическая организация клетки.

4

3

Глава3. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.

3

4

Глава4 Строение и функции клеток.

8

1/1

Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 ч)

5

Глава5. Размножение организмов.

2

6

Глава6Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).

3

Раздел 3. Наследственность и изменчивость организмов (10 ч)

7-8

Глава7 – 8 Закономерности наследования признаков.

7

9

Глава9. Селекция растений, животных, микроорганизмов.

3

Раздел 4. Эволюция живого мира на Земле (18ч)

10

Глава10 Развитие биологии в додарвинский период. Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов.

2

11

Глава11Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора.

4

12

Глава12Микроэволюция и макроэволюция.

4

1/0

13

Глава13Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.

2

1/0

14

Глава14Возникновение жизни на Земле.

2

15

Глава15Развитие жизни на Земле.

4

0/1

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (12 ч)

16

Глава16Биосфера, ее структура и функции.

7

17

Глава 17Биосфера и человек.

5

Р а з д е л 6. Обобщающее повторение (5 часов)

0/1

18

Резерв.

1

Всего

68

4/4

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 КЛАСС

урока

 Название раздела, темы

Дата

Примечание

план

факт

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (11 ч)

Тема 1.1 Основные свойства живых организмов(1 ч)

1

Основные свойства живых организмов

1

Тема 1.2 Химический состав клеток (2 ч)

2

Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки.

1

3

Химический состав клетки. Органические вещества клетки Лабораторная работа № 1 «Определение состава семян пшеницы»

1

Тема 1.3 Строение растительной и животной клеток.

Клетка – живая система (2 ч)

4

Строение растительной клетки

1

5

Строение животной клетки. Лабораторная работа № 2 «Строение клеток живых организмов».

1

Тема 1.4 Деление клетки (1ч)

6

Деление клеток. Митоз. Мейоз

1

Тема 1.5 Ткани растений и животных (1ч)

7

Ткани растений и животных. Лабораторная работа № 3 «Ткани живых организмов».

1

Тема 1.6 Органы и системы органов (3ч)

8

Органы и системы органов. Эволюция основных систем органов.

1

9

Органы цветковых растений. Побег. Лист. Строение корневых систем. Строение цветка, соцветия. Плоды растений. Строение семян и их функции.

1

10

Органы и системы органов животных Лабораторная работа № 4 «Распознавание органов растений и животных».

1

Тема 1.7 Растения и животные как целостные организмы (1ч)

11

Растение и животные как целостный организм

1

Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (19 ч)

Тема 2.1 Питание и пищеварение (2ч)

12

Сущность питания. Пищеварение и его значение. Пищеварительные ферменты Питание и пищеварение у животных.

1

13

Типы питания растений. История открытия фотосинтеза.

1

Тема 2.2 Дыхание (2ч)

14

Дыхание. Сущность дыхания. Дыхание растений.

1

15

Дыхание животных.

1

Тема 2.3 Передвижение веществ в организме (2ч)

16

Передвижение веществ в организме. Передвижение органических и минеральных веществ в растениях Практическая работа № 1 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».

1

17

Транспорт веществ в организме животных

1

Тема 2.4.  В ы д е л е н и е. О б м е н  в е щ е с т в  и  э н е р г и и  (2 ч)

18

Выделение как физиологический процесс живых организмов.

1

19

Выделение у растений и животных Обмен веществ.

1

Тема 2.5.  О п о р н ы е  с и с т е м ы (1 ч)

20

Опорные системы: значение, строение. Лабораторная работа № 5 «Разнообразие опорных систем животных».

1

Тема 2.6.  Д в и ж е н и е  (2ч)

21

Движение. Двигательные реакции растений.

1

22

Движение многоклеточных животных в водной среде.

Лабораторная работа № 6 «Движение инфузории туфельки» умений. Лабораторная работа № 7 «Перемещение дождевого червя».

1

Тема 2.7  Р е г у л я ц и я  п р о ц е с с о в   ж и з н е д е я т е л ь н о с т и  (2 ч)

23

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов

и их связей с окружающей средой Нервная система и ее роль в

регуляции жизнедеятельности животных.

1

24

Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности

животных. Ростовые вещества растений.

1

Тема 2.8 Размножение (3ч)

25

Размножение и его виды. Бесполое размножение

1

26

Вегетативное   размножение.   Половое   размножение   растений.  Практическая работа № 2 «Вегетативное размножение комнатных растений».

1

27

Половое размножение животных.

1

Тема 2.9 Рост и развитие (2ч)

28

Особенности индивидуального развития цветкового растения.

1

29

Рост и развитие животных.  Лабораторная работа № 8 «Прямое и непрямое развитие насекомых»

1

Тема 2.10 Организм – единое целое (1ч)

30

Организм - единое целое

1

Раздел 3. Организм и среда (2 ч)

31

Тема 3.1 Среда обитания. Факторы среды.

1

32

Тема 3.2 Природные сообщества.

1

Раздел 4. Обобщение и повторение  (2 ч)

33

Обобщение и повторение теме «Строение и свойства живых организмов».

1

34

Итоговая контрольная работа.

1

Всего 34 часа.

7 КЛАСС

урока

Название раздела, темы

Дата

Примечание

план

факт

Введение (3 часа)

1

Многообразие живых организмов. Царства живой природы.

2

Уровни организации и свойства живого.

3

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе.

Ра з д е л 1. Царство Прокариоты (3 часа)

Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов (3 ч)

4

Царство прокариот. Общие свойства прокариотических клеток.

5

Особенности строения прокариот. Лабораторная работа № 1. Зарисовка схемы.

6

Роль и значение прокариот в природе и жизни человека.

Раздел 2 Царство грибы (4 часа)

Тема 2.1 Общая характеристика грибов (4 часа)

7

Общая характеристика грибов.

8

Отдел Настоящие грибы. Лабораторная работа 2.

«Строение плесневого гриба мукора».

9

Классы Базидиомицеты, Омицеты. Практическая работа1. «Распознавание съедобных и ядовитых грибов».

10

Отдел Лишайники.

Раздел 3 Царство растения (15 часов)

Тема 3.1 Общая характеристика царства Растения (2 часа)

11

Общая характеристика царства Растения

12

Особенности жизнедеятельности растений

Тема 3.2. Низшие растения (2 ч)

14

Царство низшие растения. Строение и жизнедеятельность водорослей. Лабораторнаяработа3. «Изучение внешнего строения водорослей».

15

Разнообразие и значение водорослей

Тема3.3. Высшие споровые растения (4 ч)

16

Подцарство Высшие растения

17

Отдел Моховидные. Лабораторная работа4. «Изучение внешнего строения мха».

18

Отдел Плауновидные и отдел Хвощевидные.

19

Отдел Папоротниковидные. Лабораторная работа 5.

«Изучение внешнего строения папоротника».

Тема 3.4. Высшие семенные растения. Отдел Голосеменные растения

Отдел Голосеменные растения (1 час)

20

Многообразие Голосеменных. Лабораторная работа 6. «Изучение строения и многообразия голосеменных растений».

Тема 3.5. Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения(6 ч)

21

Происхождение и особенности строения покрытосеменных.

Лабораторная работа7. «Изучение строения покрытосеменных растений».

22

Систематика отдела Покрытосеменные растения

23

Семейства класса Двудольные растения

24

Семейства класса Однодольные растения

25

Многообразие, распространение покрытосеменных.

 Практическая работа 2. « Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения».

26

Контрольная работа по теме «Царство Растения».

Раздел4. Царство Животные (38 ч)

Тема 4.1. Общая характеристика животных (2 ч)

27

Общая характеристика царства Животные.

28

Практическая работа 3. «Анализ структуры различных биомов суши и Мирового океана схемах и иллюстрациях».

Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные (2 ч)

29

Общая характеристика одноклеточных

Лабораторная работа № 8 «Строение амебы , зеленой эвглены(строение амебы)».

30

Многообразие и значение простейших.

Тема 4.3 Подцарство Многоклеточные (1 час)

31

Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Губки.

Тема4.4.Тип Кишечнополостные (3 часа)

32

Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных.

33

Бесполое и половое размножение кишечнополостных. Лабораторнаяработа 9. «Изучение плакатов и таблиц, отражающих ход регенерации у гидры».

34

Многообразие и распространение кишечнополостных. Роль в природных сообществах

Тема 4.5. Тип Плоские черви (2 ч)

35

Особенности строения плоских червей

36

Многообразие и значение плоских червей. Лабораторная работа 10. «Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня».

Тема 4.6 Тип круглые черви (1 час)

37

Особенности строения и жизнедеятельности круглых червей. Многообразие и распространение круглых червей.

 Лабораторная работа 11.  «Жизненный цикл человеческой аскариды».

Тема 4.7. Тип Кольчатые черви (3 ч)

38

Общая характеристика типа Кольчатые черви

39

Многообразие кольчатых червей. Лабораторнаяработа12. «Внешнее строение дождевого червя».

40

Контрольная работа по темам «Плоские  черви», «Круглые черви», «Кольчатые черви»

Тема 4.8. Тип Моллюски (2 ч)

41

Общая характеристика типа Моллюски

42

Многообразие и значение моллюсков. Лабораторная работа 13. «Внешнее строение моллюсков».

Тема 4.9. Тип Членистоногие (7 ч)

43

Происхождение членистоногих и особенности их организации. Лабораторная работа 14. «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих».

44

Класс Ракообразные.

45

Класс Паукообразные.

46

Общая характеристика насекомых.

47

Размножение и развитие насекомых.

48

Значение и многообразие насекомых.

49

Контрольная работа по теме «Членистоногие».

Тема 4.10. Тип Иглокожие.  (1 ч)

50

Общая характеристика иглокожих.

Тема 4.11  Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные (1 ч)

51

Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные        .

Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (2 ч)

52

Происхождение рыб. Хрящевые рыбы.

53

Костные рыбы. Лабораторная работа 15. «Особенности  внешнего строения рыб, связанные с образом жизни».

Тема 4.13. Класс Земноводные (2 ч)

54

Общая характеристика земноводных.

Лабораторная работа 16. «Особенности внешнего строения лягушки, связанные с ее образом жизни».

55

Многообразие и роль земноводных в  природе и в жизни человека.

Тема 4.14 Класс Пресмыкающиеся (2 ч)

56

Общая характеристика пресмыкающихся

57

Многообразие и роль пресмыкающихся в природе и в жизни человека. Практическая  работа 4. «Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи».

Тема 4.15. Класс Птицы (4 ч)

58

Общая характеристика птиц.

 Лабораторная работа 17. «Особенности внешне-

го строения птиц, связанные с их образом жизни».

59

Экологические группы птиц.

60

Роль птиц в природе и в жизни человека.

61

Контрольная работа по темам «Земноводные», «Пресмыкающиеся», «Птицы».                                                                                                                                                                                                                                                          

Тема4.16. Класс Млекопитающие (4 часа)

62

Общая характеристика класса млекопитающих.

63

Внутреннее строение млекопитающих.

Лабораторная работа 18. «Изучение строения млекопитающих Размножение и развитие млекопитающих».

64

Многообразие млекопитающих. Практическая работа

5. «Распознавание животных своей местности».

65

Контрольная работа по теме «Млекопитающие».

Раздел 5. Вирусы (2 ч)

Тема 5.1. Многообразие, особенности строения и происхождение вирусов (2 ч)

66

Общая характеристика вирусов.

67

Значение вирусов.

68

Обобщение по курсу.

Всего 68 часов.

8 БИОЛОГИЯ

№ п/п

Название раздела, темы

Дата

При

меча

ние

план

факт

Раздел 1. Место человека в системе органического мира (2 ч)

1

Место человека в системе органического мира.

2

Сходство и различия человека  и животных.

Раздел 2. Происхождение человека (1 ч)

3

Происхождение человека.

Расы человека. Их происхождение и единство.

Раздел 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях

организма человека (7 ч)

4

Науки, изучающие человека.

5

История развития знаний о строении и функциях организма человека.

6

Великие анатомы и физиологи.

7

Методы изучения человека.

8

Вклад отечественных ученых в развитие знаний об организме человека.

9

Медицина и гигиена человека.

10

Контрольная работа по теме «Изучение человека».

Раздел 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 ч)

11

Клеточное строение организма

12

Ткани. Лабораторная работа № 1 «Микроскопическое строения тканей».

13

Органы. Системы органов.

14

Системы органов. Лабораторная работа № 2

«Распознавание в таблицах органов и систем органов».

Раздел 5. Координация и регуляция (10 ч)

15

Гуморальная регуляция

16

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма

17

Нервная система. Отделы нервной системы центральный и периферический

18

Рефлекторный характер деятельности нервной системы

19

Спинной мозг, его строение и функции

20

Головной мозг, его отделы строение и функции. Лабораторная работа № 3 «Изучение головного мозга человека».

21

Соматическая и вегетативная нервная система.

22

Органы чувств, их роль в жизни человека Анализаторы. Органы осязания обоняния, вкуса и их анализаторы.

23

Орган зрения и зрительный анализатор. Лабораторная работа № 4 « Изучение изменения размера зрачка. Нарушения зрения, их профилактика».

24

Органы слуха и равновесия, их анализаторы.

Раздел 6. Опора и движение (8 ч)

25

Скелет. Строение, состав и соединение костей.

26

Скелет головы и скелет туловища.

27

Скелет конечностей. Лабораторная работа № 5.

«Изучение внешнего строения костей».

28

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. Лабораторная работа № 6 « Измерение массы и роста своего организма».

29

Мышцы. Работа мышц. Лабораторная работа № 7 «Выявление влияния статической и динамической нагрузки на утомление мышц».

30

Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Предупреждение плоскостопия.

31

Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека.

32

Контрольная работа по теме «Опора и движение».

Раздел 7. Внутренняя среда организма (3 ч)

22

Внутренняя среда организма Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови. Лабораторная работа № 8 «Изучение строения крови под микроскопом».

34

Иммунитет.

35

Тканевая совместимость и переливание крови.

Раздел 8. Транспорт веществ (4 ч)

36

Транспорт веществ. Кровеносная система. Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение.

37

Работа сердца. Лабораторная работа № 9 «Измерение кровяного давления».

38

Движение крови по сосудам. Заболевания сердечнососудистой системы, их предупреждение. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Лабораторная работа № 10 «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений».

39

Контрольная работа по темам «Внутренняя среда», «Транспорт веществ».

Раздел 9. Дыхание (5 ч)

40

Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких

41

Дыхательные движения. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Лабораторная работа № 11 «Определение частоты дыхания».

42

Заболевания органов дыхания и их профилактика.

43

Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

44

Контрольная работа по теме «Дыхание».

Раздел 10. Пищеварение (5 ч)

45

Пищеварение. Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества. Строение и функции пищеварительной системы

46

Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения. Лабораторная работа № 12 «Воздействие желудочного сока на белки слюны на крахмал».

47

Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения

48

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ

49

Гигиена питания. Профилактика пищевых отравлений кишечных инфекций. Гепатита Лабораторная работа № 13 «Определение норм рационального питания».

Раздел 11. Обмен веществ и превращение энергии (2 ч)

50

Обмен веществ и превращение энергии. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен.

51

Витамины, их роль в организме.

Раздел 12. Выделение (2 ч)

52

Органы выделения. Строение и функции почек.

53

Предупреждение заболеваний мочевыделительной системы.

Раздел 13. Покровы тела (3 ч)

54

Покровы тела. Строение и функции кожи

55

Роль кожи в теплорегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

56

Контрольная работа по теме «Выделение. Кожа»

Раздел 14. Размножение и развитие (3 ч)

57

Система органов размножения.

58

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

59

Наследственные и врожденные заболевания Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика.

Раздел 15. Высшая нервная деятельность (5 ч)

60

Поведение человека Рефлекс - основа нервной деятельности. Врожденные и приобретенные формы поведения.

61

Биологические ритмы. Сон и его значение.

62

Особенности высшей нервной деятельности человека

процессы. Речь, мышление. Память, эмоции.

63

Типы нервной деятельности.

64

Контрольная работа по теме «Высшая нервная деятельность».

Раздел 16. Человек и его здоровье (4 ч)

65

Здоровье и влияющие на него факторы. Оказание первой доврачебной помощи. Лабораторная работа № 14 «Изучение приемов остановки артериального и венозного кровотечений».

66

Двигательная активность и здоровье человека.

67

Закаливание. Гигиена человека.

68

Обобщающие повторение.

Всего 68 часов

9 КЛАСС

№ п/п

Название раздела, темы

Дата

Примечание

план

факт

Введение (2 часа).

1

Биология-наука о живой природе.    

Вводный инструктаж по технике безопасности.

2

Многообразие живого мира. Основные признаки живых организмов.

Раздел 1.  Структурная организация живых организмов (15 ч)

Глава 2. Химическая организация клетки

3

Элементарный состав клетки.  Неорганические вещества, входящие в состав клетки.

4

Органические вещества, входящие в состав клетки. Углеводы, липиды.

5

Органические вещества, входящие в состав клетки. Белки.

6

Органические вещества, входящие в состав клетки. Нуклеиновые кислоты.

Глава 3. Обмен веществ и превращение энергии в клетке (3 часа)

7

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

8

Пластический обмен. Биосинтез белка, жиров, углеводов.

9

Энергетический обмен.

Глава 4. Строение и функции клеток (8 часов)

10

Прокариотическая клетка.

11

Эукариотическая клетка: органоиды.

12

Эукариотическая клетка. Ядро.

13

Изучение растительной и животной клеток. Лабораторная работа «Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах и их описание».

14

Деление клетки. Митоз.

15

Деление клетки. Мейоз.

16

Клеточная теория строения организмов.

17

Тестовая контрольная работа №1.

Раздел 2  «Размножение и индивидуальное развитие организмов» (5 часов)

Глава5.  Размножение организмов (2 часа)

18

Бесполое размножение организмов.

19

Половое размножение организмов. Развитие половых клеток..

Оплодотворение.

Глава 6  Индивидуальное развитие организмов (3 часа)

20

Онтогенез. Эмбриональный период развития организмов

21

Онтогенез. Постэмбриональный период развития организма.

22

Общие закономерности развития. Биогенетический закон

Раздел 3  Наследственность и изменчивость организмов (10 ч)

Глава7-8. Закономерности наследования признаков (7 ч)

23

Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

24

Гены и хромосомы. Законы Менделя.

25

Генетика пола. Решение генетических задач и составление родословной.

26

Генотип как система взаимодействующих генов.

27

Фенотипическая (модификационная) изменчивость.

28

Выявление изменчивости организмов. Лабораторная работа «Выявление изменчивости у организмов. Построение вариационной кривой».

29

Тестовая контрольная работа  №2 по теме

« Наследственность и изменчивость».

Глава 9 Селекция растений, животных, микроорганизмов ( 3 часа)

30

Селекция Центры многообразия и происхождения культурных растений.

31

Методы селекций растений и животны

32

Селекция микроорганизмов. Достижения и основные направления современной селекци

Раздел 4 Эволюция живого мира на Земле (18 часов)

Глава 10 Развитие биологии в додарвинский период (2 ч)

33

Система органического мира.

34

Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.

Глава 11 Теория Дарвина  о происхождении видов

путем естественного отбора (4 часа)

35

Научные и социально-экономические предпосылки возникновения и утверждения эволюционно учения Ч. Дарвина.

36

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

37

Учение Дарвина о естественном отборе.

38

Формы естественного отбора.

Глава12  Микроэволюция и макроэволюция (4 часа)

39

Вид, его критерии, структура Лабораторная работа «Изучение изменчивости ,критериев вида ,результатов искусственного отбора».

40

Эволюционная роль мутаций.

41

Главные направления эволюции.

42

Общие закономерности биологической эволюции.

Глава 13 Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (2 часа)

43

Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Лабораторная работа «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)».

44

Забота о потомстве. Физиологические адаптации

Глава 14 Возникновение жизни на Земле (2 часа)

45

Современные представления о возникновении жизни на Земле

46

Начальные этапы развития жизни. Эра древней жизни

Глава 15 Развитие жизни на Земле (4 часа)

47

Развитие жизни в архейскую и протерозойскую  эры.

48

Развитие жизни в палеозойскую  эру.

49

Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека

50

Тестовая контрольная работа №3»

Раздел  5. Взаимоотношения организмов и среды. Основы экологии (12 часов)

Глава16 . Биосфера, ее структура и функции (7часов)

51

Биосфера- глобальная экосистема. В.И. Вернадский - основоположник учения о биосфере.

52

Круговорот веществ в природе.

53

Экологические факторы.

54

Биогеоценозы. Биоценозы. Видовое разнообразие.

55

Пищевые связи. Лабораторная  работа «Составление схем передачи веществ и энергии».

56

Биотические факторы среды. Типы взаимодействия разных видов.

57

Экосистемная организация живой природы.

Глава 17 Биосфера и человек (5 часа)

58

Агроэкосистемы. Особенности агроэкосистем.

59

Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Лаб. работа Описание экосистемы своей местности.

60

Глобальные экологические проблемы.

61

Охрана природы и основы рационального природопользования.

62

Обобщающее повторение по теме.

Раздел  6. Обобщение (5 часов)

63

Становление современной теории эволюции

64

Клетка – структурная и функциональная единица живого

65

Закономерности наследственности и изменчивости

66

Взаимодействие организмов и среды обитания

67

Контрольная работа №4.

68

Резерв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочии программы по биологии Сонин

Изменение структуры школьного образования выделение базовой девятилетней обязательной общей ступени повлекло за собой перестройку школьной биологии. Базовое биологическое образование должно обеспечит...

Рабочая программа по биологии Сонин 7 класс.

Рабочая программа по биологии Сонин 7 класс....

Рабочая программа по биологии Сонин 8 класс.

Программа по биологии 2ч. в неделю по учебнику Сонина,базовый уровень....

аннотация к рабочим программам по биологии. Сонин 5-11 класс.

аннотация к рабочим программам по биологии. Сонин 5-11 класс....

Рабочая программа к учебнику Сонин Н.И., В.И. Сонина. Биология. Живой организм. 6 класс. – М.: Дрофа, 2015.

Образовательная программа по разделуБиология. Живой организм. 6 классПрограмма разработана учителем биологииКарасевой Татьяной ИвановнойВсего 35 часов; в неделю 1 час.Плановых контрольных уроков - 2ч....

Рабочая программа по биологии 6 класс УМК Н.И.Сонин, В.И. Сонина

Рабочая программа по биологии 6 класс УМК  Н.И.Сонин, В.И. Сонина...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...