Рабочая программа по биологии (элективный курс) на 2019-2020 учебный год
рабочая программа по биологии (7 класс)
Рабочая программа по биологии (элективный курс) на 2019-2020 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_po_biologii_7_klass.docx | 42.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛАБАЗИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Рассмотрено на заседании ШМО естественно-математического цикла» Протокол № 1 от августа 2019г. ____________/ Неделько О.В./ | «Согласовано» зам. директора по УВР МАОУ «Лабазинская СОШ»
__________/Пахомова Н.Н./ | «Утверждаю» директор МАОУ «Лабазинская СОШ» ____________/ Сараев В.Ф./ |
Рабочая программа
Элективного курса по биологии 7 класс
«Мир животных»
на 2019-20 уч. год
Составила:
Учитель биологии
Криволапова Татьяна Александровна
Высшая категория
с. Лабазы
2019год
Рабочая программа элективного курса по биологии 7 класс составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12г.
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ №1897 от 17.12.2010г).
- ООП ООО МАОУ « Лабазинская СОШ»
В соответствии с учебным планом МАОУ « Лабазинская СОШ» на проведение элективного курса в 7 классах выделяется 34 часа (1 час в неделю). Необходимость разработки программы данного факультативного курса вызвана с сокращением часов биологии по основной программе, повышением интереса учащихся к изучению раздела «Животные» и возможностью более глубокого его изучения, а также выбором сдачи ОГЭ по биологии. Расширение учебного материала происходит за счет введения тем: «Паразитические жгутиковые и споровики: сонная болезнь и малярия», «Теории происхождения многоклеточных Э. Геккеля, И. Мечникова», «Профилактика и лечение аскаридоза», «Влияние внешних воздействий на поведение дождевых червей», «Образование жемчуга. Промысловые моллюски», «История изучения низших хордовых, «Вклад А. О. Ковалевского в изучение низших хордовых», «Охота земноводных. Способы питания пип», «Черепахи фауны России. Промысел и разведение черепах и крокодилов»
Цели курса:
-на основе расширенного изучения курса «Животные» раскрыть и развить творческие способности учащихся;
-систематизировать их знания о животном мире, как неотъемлемой части природного равновесия
Задачи:
- расширение и углубление знаний о животном мире, особенностях строения, питания и передвижения животных, их приспособлении к изменчивым условиям природной среды;
- развитие практических навыков работы с учебным оборудованием кабинета биологии (световым микроскопом, микропрепараторами), компьютером (создание презентаций);
- воспитание бережного отношения к ресурсам животного мира.
Программа составлена для учащихся 7 классов. Срок реализации - один год, общее количество часов – 34. Режим занятий: 1 час в неделю
Планируемые результаты освоения курса
Личностные:
Знание основных принципов и правил отношения к живой природе; эстетического отношения к живым объектам.
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
Учащийся научится:
- осознавать ценности биологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- формировать устойчивые установки социально-ответственного поведения в окружающей среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
- ориентация на понимание причин успеха, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.
Учащийся получит возможность научиться:
-овладевать на уровне общего образования законченной системой биологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознавать значимость и общность глобальных проблем человечества;
- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
Метапредметные результаты
Умение работать с разными источниками информации;
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, умением постановки гипотезы исследования, выбора методов и способов для её реализации, навыками проведения экспериментов, умениями делать обобщения и выводы;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и окружающих;
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- устанавливать целевые приоритеты;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- принимать решения в проблемных ситуациях;
- оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно).
-умение работать с разными источниками информации;
-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
-умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать - определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
-умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Учащийся получит возможность научиться:
- основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
- основам саморегуляции эмоциональных состояний.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
- воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей.
Учащийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
- записывать, фиксировать географическую информацию с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
- находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- строить логичное рассуждение как связь суждений об объекте (явлении).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
Учащийся получит возможность научиться:
- учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
- в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей;
- устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Предметные результаты
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• знать особенности строения клеток, тканей и органов и процессов жизнедеятельности животных;
• приводить аргументированные доказательства взаимосвязи животных с состоянием окружающей среды; необходимости защиты растительного мира;
• объяснять роль биологии в практической деятельности людей; роль животных в жизни человека; значения фиторазнообразия;
• сравнивать биологические объекты и процессы, уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявлять приспособления животных к среде обитания;
• овладеть методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
• знать основные правила поведения в природе;
• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
В сфере трудовой деятельности:
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;
• соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
• освоить приемы выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
Учащийся научится:
- описывать особенности индивидуального и исторического развития животных;
- объяснять значение животных в природе и жизни человека;
- законы об охране животного мира;
- описывать среды жизни и многообразие условий обитания животных;
- различные экологические группы животных;
- объяснять особенности взаимовлияние животных и различных экологических факторов;
- объяснять особенности распространения животных в зависимости от действия экологического фактора;
- выяснять экологические связи между членами биоценоза в разных экосистемах, их адаптаций к условиям жизни;
- приводить примеры благоприятных и неблагоприятных условий для жизни животных.
Учащийся получит возможность научиться:
-находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, животными; оказания первой помощи при укусах животных; рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними;
-создавать собственные письменные и устные сообщения животных, на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Учебно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов, тем | Общее количество часов | Теория | Практика |
часы | часы | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Введение Одноклеточные, или Простейшие Беспозвоночные Позвоночные Эволюция животного мира Природные сообщества | 1 2 17 11 1 2 | 1 2 6 2 1 | 11 9 2 |
Итого | 34 | 12 | 22 | |
35% | 65% |
Содержание программы
Тема 1. Введение (1 ч.)
Краткие сведения о многообразии животного мира. Этапы развития зоологии. Сходство и различие растительной и животной клетки. Среды жизни и местообитания. Взаимоотношения животных в природе: мутуализм, симбиоз, комменсализм, паразитизм, хищничество, конкуренция. Человек и животные. Классификация животных.
Тема 2. Одноклеточные, или Простейшие ( 1 ч.)
Особенности организации. Органеллы – структурные элементы клетки. Цитоплазма и ядро в клетке простейших. Форма клетки. Способы передвижения. Внешнее строение амебы обыкновенной и инфузории-туфельки. Паразитические жгутиковые и споровики: сонная болезнь и малярия.
Тема 3. Многоклеточные. Тип губки (1 ч.)
Особенности организации многоклеточных животных и их отличия от простейших. Теории происхождения многоклеточных Э. Геккеля, И. Мечникова. Среда обитания губок. Почкование как способ размножения. Многообразие и значение губок.
Тема 4. Тип Кишечнополостные. Гидра (2 ч.)
Гидра – низшее многоклеточное животное. Полипы и медузы: форма тела и образ жизни. Реактивный способ движения медуз. Экологические формы кишечнополостных. Коралловые полипы.
Тема 5. Тип Плоские черви. Белая планария (2 ч.)
Паразитический образ жизни плоских червей. Билатеральная симметрия. Гермафродитизм. Классификация плоских червей. Образ жизни, строение и жизнедеятельности сосальщиков, ленточных и плоских червей.
Тема 6. Тип Круглые черви. Аскарида (1 ч.)
Круглые черви – представители всех сред обитания. Внешнее строение человеческой аскариды. Аскаридоз. Профилактика и лечение аскаридоза.
Тема 7. Тип Кольчатые черви. Дождевой червь (2 ч.)
Билатерально-симметричное строение кольчатых червей. Особенности строения пищеварительной, выделительной и кровеносной систем. Половое и бесполое размножение. Регенерация дождевого червя. Влияние внешних воздействий на поведение дождевых червей.
Тема 8. Тип Моллюски (2 ч.)
Моллюски – мягкотелые животные. Способы питания: фильтраторы, растительноядные, хищники. Мантийная полость. Паразитизм, как стадия развития моллюсков (беззубки, перловицы, европейской жемчужницы). Раковины брюхоногих, двустворчатых. Образование жемчуга. Промысловые моллюски.
Тема 9. Тип Иглокожие (1 ч.)
Особенности внешнего строения – радиальная симметрия. Водно-сосудистая система. Образ жизни морской звезды. Многообразие иглокожих.
Тема 10. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Речной рак (2 ч.)
Сегменты тела членистоногих. Хитиновый покров. Особенности внутреннего строения членистоногих. Образ жизни речного рака. Зоопланктон. Многообразие ракообразных. Промысловое значение ракообразных (крабы, креветки, кальмары, раки).
Тема 11. Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Паук-крестовик (2 ч.)
Паукообразные – хищники. Внешнее строение паука-крестовика. Внекишечное переваривание. Особенности дыхательной системы (легочные мешки и трахеи). Партеногенез.
Тема 12. Тип Членистоногие. Класс Насекомые (2 ч.)
Самая многочисленная группа животных. Значение насекомых в природе. Особенности строения органов зрения (фасеточные глаза). Многообразие крыльев и ротового аппарата насекомых. Основные отряды насекомых. Значение насекомых в природе. Одомашненные насекомые (тутовый шелкопряд, медоносная пчела).
Тема 13. Тип Хордовые. Низшие хордовые животные (1 ч.)
Организация тела хордовых: внутренний скелет - хорда. Классификация низших хордовых. Среда обитания и внешнее строение ланцетника. История изучения низших хордовых. Вклад А. О. Ковалевского в изучение низших хордовых.
Тема 14. Тип Хордовые. Классы рыб (Хрящевые и Костные) (2 ч.)
Общая характеристика. Строение чешуи речного окуня. Скелет. Функция плавательного пузыря. Особенности процесса дыхания и кровообращения у рыб. Боковая линия – гидростатический орган. Основные представители хрящевых рыб (акулы, скаты). Промысловые отряды костных рыб (осетровые, сельдеобразные, лососеобразные, карпообразные, трескообразные). Современные кистеперые рыбы. Аквариумные рыбки.
Тема 15. Класс Земноводные. Прудовая лягушка (2 ч.)
Особенности внешнего строения взрослой особи и личинки лягушки – головастика. Легочное и кожное дыхание. Зависимость температуры тела от температуры окружающей среды. Охота земноводных. Способы питания пип. Значение земноводных в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана земноводных.
Тема 16. Класс Пресмыкающиеся. Прыткая ящерица (2 ч.)
Особенности внешнего строения пресмыкающихся. Роговые пластины. Черепахи фауны России. Высокоорганизованный отряд Крокодилы. Промысел и разведение черепах и крокодилов.
Тема 17. Класс Птицы. Сизый голубь (2 ч.)
Птицы – первые теплокровные позвоночные животные. Строение контурного пера. Особенности двойного дыхания. Гнездовые и выводковые птицы. Птицы лесов. Водоплавающие и околоводные птицы. Птицы открытых пространств. Хищные птицы. Птицы городов. Брачное поведение птиц. Перелетные птицы. Значение, охрана и происхождение птиц. Птицеводство.
Тема 18. Класс Млекопитающие. Собака (2 ч.)
Млекопитающие – высшие теплокровные животные. Внешнее строение и особенности организации нервной, кровеносной систем. Первозвери (утконос, ехидна). Общая характеристика основных отрядов. Сезонные явления в жизни млекопитающих: линька, рождение детенышей, кочевки, миграции, спячка, зимний сон. Значение млекопитающих в природе, и хозяйственной деятельности человека. Животноводство. Охрана млекопитающих.
Тема 19. Эволюция животного мира (1 ч.)
Палеонтологические, анатомические, эмбриологические доказательства эволюции. Чарльз Дарвин о причинах эволюции. Борьба за существование и естественный отбор.
Тема 20. Природные сообщества (2 ч.)
Взаимосвязь организмов в природных сообществах. Пищевые цепи. Влияние человека на природные сообщества. Уничтожение фауны человеком. Охрана природы.
Календарно-тематическое планирование
№ | Темы | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту | Формы и методы занятий | Формы контроля знаний | |
1 | Введение | 1 | Теоретическое занятие | Опрос | |||
2-3 | Одноклеточные, или Простейшие | 2 | Творческое занятие с использованием методов образного видения, эмпатии, эвристических вопросов | Тестовый контроль | |||
4 | Многоклеточные. Тип Губки | 1 | Лекция с элементами беседы | Графическое задание | |||
5-6 | Тип Кишечнополостные. Гидра | 2 | Творческое, коллективное занятие с использованием предложенных слайдов | Презентации учащихся; проверка рассказа «Медузы» | |||
7-8 | Тип Плоские черви. Белая планария | 2 | Лекция с элементами рассказа и использованием методов сравнения и ошибок | Проверка таблицы в тетради | |||
9 | Тип Круглые черви. Аскарида | 1 |
| Лекция с элементами беседы | Проверка выводов в тетради | ||
10-11 | Тип Кольчатые черви. Дождевой червь Жизненные циклы червей | 2 | Практическое занятие «Влияние внешних воздействий на поведение дождевых червей» | Проверка результатов практического занятия | |||
12-13 | Тип Моллюски | 2 | Коллективное творческое занятие | Проверка написания очерка «Образование жемчуга» | |||
14 | Тип Иглокожие | 1 | Теоретическое, частично поисковое занятие | Презентации учащихся | |||
15-16 | Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Речной рак | 2 | Творческое индивидуальное занятие с постановкой проблемы | Проверка написания рассказа «Значение ракообразных для человека» | |||
17-18 | Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Паук-крестовик | 2 | Лекция с элементами беседы | Тестовый контроль | |||
19-20 | Тип Членистоногие. Класс Насекомые | 2 | Творческое задание с использованием методов образного видения, эвристических вопросов, фактов, прогнозирования, ошибок | Взаимопроверка тетрадей, составление таблицы «Насекомые-вредители» | |||
21 | Тип Хордовые. Низшие хордовые животные | 1 | Лекция с элементами беседы | Опрос | |||
22-23 | Тип Хордовые. Классы рыб (Хрящевые и Костные) | 2 | Творческое коллективное занятие | Проверка написания очерка «Мои аквариумные рыбки» | |||
24-25 | Класс Земноводные. Прудовая лягушка Отряды земноводных | 2 | Практическое занятие «Адаптации к среде обитания у земноводных» | Проверка таблицы и выводов в тетради | |||
26-27 | Класс Пресмыкающиеся. Прыткая ящерица Отряды пресмыкающихся | 2 | Практическое занятие «Адаптации к среде обитания у пресмыкающихся» | Взаимопроверка выводов в тетради | |||
28-29 | Класс Птицы. Сизый голубь Экологические группы птиц | 2 | Творческое занятие с использованием методов символического видения, эмпатии, ошибок, эврисического исследования | Проверка креативного задания | |||
30-31 | Класс Млекопитающие. Собака Отряды млекопитающихся | 2 | Экскурсия на станцию юннатов | Проверка записей в тетради, презентаций учащихся с фото станции юннатов | |||
32 | Эволюция животного мира | 1 | Теоретическое занятие | Опрос | |||
33-34 | Природные сообщества | 2 | Конференция «Жизнь животных», с демонстрацией презентаций | Проверка составления пищевых цепей, презентаций учащихся | |||
Итого | 34 часа |
Оценка результатов освоения курса в форме опроса, проверочной работы, выступления на промежуточных и итоговых конференциях. Так же успешность освоения курса должна быть оценена путём педагогического наблюдения за поисковой деятельностью обучающихся, работой обучающихся с информацией, поведением и оформлением исследовательских работ , участие в конкурсах.
Формы контроля знаний:
- тестовый
- опрос
- проверка креативных заданий, очерков, рассказов
- проверка выводов и результатов практических занятий
В конце курса предусмотрена заключительная конференция по материалам, подготовленным учащимися с использованием литературных источников, специальной научно-популярной литературы и собственных наблюдений.
Ожидаемый результат:
учащиеся должны
знать:
классификацию животного мира
жизненные формы животных
организацию животных
значение животных и меры их защиты
уметь:
самостоятельно выполнять творческую работу
работать с различными информационными источниками
анализировать и делать выводы из полученной информации
творчески подходить к решению задачи
Углубление и расширение знаний учащихся происходит за счет дополнительной информации (электронный носитель «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. Животные. 7 класс»; электронный носитель «Энциклопедия Кирилла и Мефодия») и Интернета, а также большого количества творческих заданий на всех этапах изучения факультативного курса. Реализация программы становится возможным благодаря использованию электронного учебного приложения для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учеников, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся.
Интернет-ресурсы
- http://school-collection.edu.ru/) «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов».
- http://www.fcior.edu.ru/
- www.bio.1september.ru – газета «Биология».
- www.bio.nature.ru – научные новости биологии.
- www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
- http://video.edu-lib.net – учебные фильмы.
- http://www.ito.su/2003/VIII/VIII-0-1806.html
- http://www.km-school.ru/r1/general/a1.asp
- http://www.college.ru/biologi/ - электронный учебник по биологии
- http://www.nsu.ru/biology/courses/internet/mail/html — ресурсы по биологии
- http://informine.ucr.edu/search/bioagsearch.phtml — база данных по биологии
Учебно-методическое обеспечение
Список литературы для учителя
1. Акимушкин И. И. Мир животных. М.: Просвещение, 1994.
2. Брем А. Жизнь животных. М.: Эксмо, 2004.
3. Догель В. А. Зоология позвоночных. М.: Высшая школа, 1984.
4. Константинов В. М. и др. Зоология позвоночных. М.: Академия, 2000.
5. Степанчук Н. А. Практикум по экологии животных. Волгоград: Учитель, 2009.
6. Шарова И. Х. Зоология беспозвоночных. М.: Просвещение,1999.
Список литературы для учащихся
1. Герасимов В. М. Беспозвоночные, изучение их в школе. М.: Просвещение, 1978
2. Лункевич В. С. Занимательная биология. М.: Наука, 1962.
3. Молис С.А. Книга для чтения по зоологии М.: Просвещение, 1981
4. Молис С.А Хрестоматия по зоологии для учащихся 6-7 классов. М.: Просвещение, 1971
5. Сабунаев В. Занимательная ихтиология. Л.: Детская литература, 1967.
6. Энциклопедия для детей. Биология. М.: Аванта +, 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 5 класс 2019-2020 учебный год.
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 5 класса составлена в соответствии с- ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, с изменениями от 31.12...
Рабочая программа в 5 классе на 2019 - 2020 учебный год.
Рабочая программа в 5 а,б классах на 2019 - 2020 учебный год....
Рабочая программа в 7 классе на 2019 - 2020 учебный год.
Рабочая программа в 7 а,б классах на 2019 - 2020 учебный год....
Рабочая программа в 8 классе на 2019 - 2020 учебный год.
Рабочая программа в 8 а классе на 2019 - 2020 учебный год....
Рабочая программа в 10 классе на 2019 - 2020 учебный год.
Рабочая программа в 10а классе на 2019 - 2020 учебный год....
Адаптированная рабочая программа по математике 6 класс 2019-2020 учебный год
Адаптированная рабочая программа по математике 6 класс 2019-2020 учебный год...
Адаптированная рабочая программа по географии 6 класс 2019-2020 учебный год
Адаптированная рабочая программа по географии 6 класс 2019-2020 учебный год...