Рабочая программа по биологии 10-11класс
рабочая программа по биологии

ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА МАТЫЦЫНА

 Программа по учебному предмету "Биология" 10-11 классов  разработана на основе: Примерной         программ  по  биологии,  а  также           программы  по биологии   для   5–9   классов   авторы:   Пономарёва       И.Н.,   Корнилова   О.А., Кучменко           

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx33.11 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Рабочая программа по биологии для 10-11классов составлена на основе:

Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по биологии;

Примерной программы по биологии среднего общего образования, авторской             программы (авторы-составители И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова),

Учебного плана образовательного учреждения МАОУ «Костинской СОШ»;

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.  

учебники: 

Биология: 10 класс: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 224 с.: ил.,

Биология: 11 класс: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина, П.В. Ижевский; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 240 с.: ил.

Предлагаемая программа предусматривает следующую организацию процесса обучения:

 10 класс – 35 часов

 11 класс – 35 часов

Раздел I. Планируемые результаты освоения биология

В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы:

     

Личностные   результаты:

• сформированность мотивации к творческому труду, к работе на результат; бережному отношению к природе, к материальным и духовным ценностям;

• сформированность убеждённости в важной роли биологии в жизни общества;

• реализация этических установок но отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;

• сформированность научной картины мира как компонента общечеловеческой и личностной культуры набазе биологических знаний и умений;

• признание высокой ценности жизни но всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; реализация установок здорового образа жизни;

• сформированность познавательных мотивов, направленных на овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;

• знание о многообразии живой природы, методах её изучения, роли учебных умений для личности, основных принципов и правил отношения к живой природе.

Метапредметные результаты:

• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, в том числе умением видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

• компетентность в области использования информонно-коммуникативных технологий (ИКТ), умение работать с разными источниками биологической информации; самостоятельно находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую,

• умение адекватно использовать речевые средства дискуссии и аргументации своей позиции, выслушивать и сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

• способность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, поступков по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.

Предметные результаты:

• характеристика содержания биологических теории (клеточной теории, эволюционной теории Ч. Дарвина), учения В.И. Вернадского о биосфере, законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости, вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;

• умение определять существенные признаки биологических объектов и процессов, совершающихся в живой природе на разных уровнях организации жизни; умение сравнивать между собой различные биологические объекты; сравнивать и оценивать между собой структурные уровни организации жизни;

• объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины

мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причины эволюции, изменяемости видов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;

 • умение приводить доказательства единства живой и неживой природы, её уровней организации и эволюции; родства живых организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов;

• умение пользоваться биологической терминологией и символикой;

• умение решать элементарные биологические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

• умение проводить анализ и оценку различных гипотез  о сущности жизни, о происхождении жизни и человека; глобальных экологических проблем и путей их решения; последствий собственной деятельности в окружающей среде; чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; биологической информации,

получаемой из разных источников;

• оценку этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирования, искусственного оплодотворения, направленного изменения генома);

• постановку биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Формируемые универсальные учебные действия:

Личностные:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение
  • действие смыслообразования,
  • действие нравственно - этического оценивания
  • знание моральных норм;
  • умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами
  • ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей,
    функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение   конфликтов   -   выявление,   идентификация   проблемы,   поиск   и   оценка
    альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мыслив соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные:

  • целеполагание
  • планирование
  • прогнозирование  
  • контроль
  • коррекция
  • оценка
  • волевая саморегуляция

Познавательные:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск  и  выделение  необходимой  информации;  применение  методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • знаково-символические: моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую    или    знаково-символическую    модель,    где    выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • умение структурировать знания;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия  способов  и  условий действия, контроль  и  оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Раздел II. Содержание учебного предмета

10класс

1.Введение в курс общебиологических явлений;

Содержание курса общей биологии. Отличительные признаки живого. Биосистема как структурная единица живой материи. Основные свойства жизни. Структурные уровни организации живой природы. Биологические методы изучения природы. Значение практической биологии. Отросли биологии, ее связи с другими науками. Живой мир и культура 

2.Молекулярный уровень проявления жизни;

Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе. Нуклеиновые кислоты и их строение и функции в клетке.

Основные химические соединения живой материи. Макро- и микроэлементы живого. Органические и неорганические вещества, их роль в клетке. Вода – важный компонент живого. Основные биополимерные молекулы живой материи.

Роль органических веществ в клетке организма человека: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот.

Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке. Понятие о нуклеотиде. Структура и функции ДНК – носителя наследственной информации клетки. Репликация ДНК. Матричная основа репликации ДНК. Правило комплементарности. Ген. Понятие о кодоне. Генетический код. Строение, функции и многообразие форм РНК в клетке.

Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Фотосинтез как уникальная молекулярная система процессов создания органических веществ. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Роль фотосинтеза в природе. Процессы биосинтеза молекул белка. Молекулярные процессы расщепления. Химическое загрязнение окружающей среды. Время экологической культуры.

    Обобщение знаний о многообразии жизни, представленной биосистемами разных уровней сложности. Отличие живых систем от неживых.

2.Клеточный уровень организации жизни;

Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Развитие знаний о клетке. Методы изучения клетки.

Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Строение клеток. Многообразие клеток и тканей. Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории в становлении естественнонаучной картины мира. Основные части в строении клетки. Поверхностный комплекс клетки – биологическая мембрана. Цитоплазма с органоидами и включениями. Ядро с хромосомами. Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке. Прокариоты и эукариоты. Гипотезы происхождения эукариотических клеток.

Клеточный цикл. Деление клетки – митоз и мейоз. Соматические и половые клетки. Особенности образования половых клеток.

Структура хромосом. Специфические белки хромосом, их функции. Хроматин – комплекс ДНК и специфических белков. Функции хромосом как системы генов. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках. Гармония и целесообразность в живой клетке.

Лабораторная работа: 4.        Изучение свойств клетки. (Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня. Исследование проницаемости растительных животных клеток. Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука)

Организменный уровень живой материи;

Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема. Процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Различия организмов в зависимости от способов питания. Индивидуальное развитие организмов. Размножение организмов. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма.

 Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Основные понятия генетики. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене, генотипе и геноме.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов

Изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их материальные основы – изменение генов и хромосом. Мутагены, их влияние на организм человека и на живую природу в целом. Генетические закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Закон Т.Моргана.

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики.

 

Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в разнообразие селекции. Ученые Н.И.Вавилов о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии.

Факторы, определяющие здоровье человека в обществе.

Вирусы – неклеточная форма существования организмов. Вирусные заболевания. Способы борьбы со СПИДом.

Содержание тем учебного курса

11класс

3. 2.Биосферный уровень организации жизни;

Учение В.И. Вернадского о биосфере. Происхождение вещества. Функции живого вещества в биосфере. Гипотезы возникновения жизни на Земле А.И.Опарина и Дж.Холдейна. Биологическая эволюция в развитии биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема. Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. Особенности биосферного уровня организации живой материи. Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Значение экологических факторов в жизни организмов.

3.Биогеоценотический уровень организации жизни;

Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема. Строение и свойства биогеоценоза.

Пространственная и видовая структура биогеоценозе. Причины устойчивости биоценозов. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Совместная  жизнь в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе.

Устойчивость и динамика экосистемы. Саморегуляция в экосистеме. Зарождение и смена биогеоценозов. Агроэкосистема. Сохранение разнообразия(биоценозов)  экосистем. Экологические законы природопользования.

Лабораторная работа:1.Приспособленность организмов к совместной жизни в биогеоценозе (жизненные формы, экологические ниши, сравнение особенностей организмов разных ярусов).

Лабораторная работа:2.Свойства экосистем.

4.Популяционно-видовой уровень организации жизни;

Вид, его критерии и структура. Популяция как форма существования вида. Популяция как основная единица эволюции. Видообразование как процесс увеличения видов на Земле. История эволюционных идей. Роль Ч.Дарвина в учении об эволюции. Человек как уникальный вид живой природы. Этапы происхождения и эволюции человека. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и факторы эволюции. Приспособленность организмов к среде обитания. Современное учение об эволюции –

синтетическая теория эволюции (СТЭ). Результаты эволюции.

Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация. Особенности популяционно-видового уровня жизни. Всемирная стратегия сохранения природных видов

Биоразнообразие – современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия как основа устойчивого развития биосферы.

Лабораторная работа:3. Характеристики видов (Морфологические критерии, используемые при определение вида)

Раздел III. Тематическое планирование по учебному предмету  «Биология»

10класс

№ п/п

Название темы

Количество часов

Введение в курс общей биологии

Молекулярный уровень жизни

Клеточный уровень жизни

Организменный уровень жизни

Промежуточная аттестация

1

Итого:

34

        11 класс

        

№ п/п

Название темы

Количество

часов

1.

Популяционно- видовой уровень жизни  

2.

Биогеоценотический уровень жизни

3.

Биосферный уровень жизни

4.

Промежуточная аттестация

1

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 11класс.

В основу рабочей программы положены идеи и принципы действую­щей ныне программы по биологии под редакцией И.Н. Пономаревой....

Рабочая программа по биологии 11класс. Пояснительная записка и КТП

В основу        В основу рабочей программы положены идеи и принципы действую­щей ныне программы по биологии под редакцией И.Н. Пономаревой. Программа профил...

Рабочая программа по биологии 10-11классы на 2011-2012 учебный год

Данная программа составлена в полном соответ­ствии с Федеральным компонентом государственно­го стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, утверждённого приказом МОиН № 1089 от ...

Рабочая прогамма по биологии 10-11классы линия В.В.Пасечника (2 часа в неделю)

Программа по биологии 10-11 классов соответствует федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования (базовый уровень)...

Рабочие программы по биологии 7-11классы. В.В. Пасечник

Рабочие программы  предусматиривают обучени биологии в объеме 2 часа в неделю. Они содержат пояснительную записку, основное содержание программы, календарно-тематическое планирование и учебно-мет...

Рабочая программа по биологии 10-11класс УМК Беляев Д.К. 68часов

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования.( Сборник нормативных документов. Биология.2015). Также исполь...

Рабочая программа по биологии 10-11классы база 2019

Рабочая программа по биологии ориентирована на учащихся 10-11 классов и разработана на основе следующих документов:...