Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс 2018-2019
рабочая программа по биологии (9 класс)

Землянухина Тамара Кирилловна

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс 2018-2019

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biolog_9kl_8vid.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тюменцевская средняя

общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края

(МБОУ Тюменцевская СОШ)

Принята на заседании                                                                                      педагогического совета

«_____»_________20    г.

Утверждаю

Директор школы__________(Т.Ф.Калужина)

Приказ №____ от «____»_________20    г.

Адаптированная рабочая программа

По предмету  биология 9 класс

(надомное обучение)

Землянухина Т.К.,  учитель начальных классов

Тюменцево 2018 г.

  1. Пояснительная записка
  1. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.

Рабочая программа по учебному предмету «Человек» составлена на основании Учебного плана МБОУ Тюменцевская СОШ, Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  под редакцией  В.В. Воронковой. Сб.1. – М.:  Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011, авторы программы: В.И. Сивоглазов, В.В.Воронкова,  Л.В. Кмытюк, Т.В.Шевырёва,

 «Человек» учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./И.В. Романов, И.Б. Агафонова.- М.:  Дрофа, 2010.

  1. Общие цели учебного предмета

Рабочая программа составлена с учётом особенностей обучающихся, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся, способствует умственному развитию, определяет оптимальный объем знаний и умений по биологии.

Основной целью программы по биологии в 9 классе является изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с ОВЗ, о живой природе, об организме человека и охране его здоровья.

Для достижения поставленных целей изучения биологии в коррекционной  школе необходимо решение следующих практических задач:

  • сообщение учащимся  элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека;
  • знакомство с условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной  работе организма;
  • приобретение знаний о необходимости правильного питания, соблюдения требований гигиены, как уберечь  себя от заразных болезней;  какой  вред здоровью приносят  курение, употребление спиртных напитков, токсикомания и наркомания.

                  1.3            Описание места учебного предмета в учебном плане.

В программе 9 класса сообщаются элементарные сведения о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Обучающиеся знакомятся и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной жизнедеятельности организма. В связи с изучением организма обучающимся сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносит курение, употребление спиртных напитков и наркотиков.

При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья, закаливания организма и для нормальной его жизнедеятельности.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа  для надомного обучения  предусматривает обучение биологии в объеме 0,5 часов в неделю, всего 17 часов.

                 1.4         УМК.

УМК по «Биология» 9 класс для учителя:

  1. И.В.Романов, И.Б. Агафонова. Биология. «Человек»- 9 класс М, Дрофа, 2010г.
  2. Рабочая тетрадь: Рабочая тетрадь по естествознанию для учащихся  9 класса коррекционной  школы

УМК по «Биология» 9 класс для ученика:

  1. И.В.Романов, И.Б. Агафонова. Биология. «Человек»- 9 класс М, Дрофа, 2010г.

  1. Планируемые результаты образования.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса по разделу «Человек»

Учащиеся должны знать:

• название, элементарные функции и расположение основных органов в организме человека;

• о влиянии физической нагрузки на организм;

• нормы правильного питания;

• о вредном влиянии никотина, алкоголя и наркотиков на организм человека;

• названия специализации врачей, к которым можно обращаться за помощью;

• меры предупреждения сколиоза;

• свою группу крови и резус-фактор;

• норму кровяного давления;

• состояние своего зрения и слуха;

• санитарно-гигиенические правила.

Учащиеся должны уметь:

• применять приобретенные знания о функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления здоровья;

• соблюдать санитарно-гигиенические требования;

• измерять температуру тела;

• оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах.

3.    Содержание учебного предмета, курса.

Содержание тем и разделов «Человек»:

Введение

Роль и место человека в природе. Значение знаний о своем организме и укреплении здоровья.

Общее знакомство с организмом человека

Краткие сведения о клетке и тканях человека. Основные системы органов человека. Органы опоры и движения, дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, размножения, нервная система, органы чувств. Расположение внутренних органов в теле человека.

Опорно – двигательная система

Скелет

Значение опорных систем в жизни живых организмов: растений, животных, человека. Значение скелета человека. Развитие и рост костей. Основные части скелета: череп, скелет туловища (позвоночник, грудная клетка), кости верхних и нижних конечностей.

Череп.

Строение позвоночника. Роль правильной посадки и осанки человека. Меры предупреждения искривления позвоночника. Грудная клетка и ее значение.

Кости верхних и нижних конечностей. Соединения костей: подвижные, полуподвижные, неподвижные.

Сустав, его строение. Связки и их значение. Растяжение связок, вывих сустава, перелом костей. Первая доврачебная помощь при этих травмах.

Мышцы

Движение — важнейшая особенность живых организмов (двигательные реакции растений, движение животных и человека). Основные группы мышц в теле человека: мышцы конечностей, мышцы шеи и спины, мышцы груди и живота, мышцы головы и лица. Работа мышц: сгибание, разгибание, удерживание. Утомление мышц. Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц. Значение физического труда в правильном формировании опорно-двигательной системы. Пластика и красота человеческого тела.

Демонстрации.

Демонстрация скелета человека, позвонков. Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузку на мышцы.

Кровеносная система

Передвижение веществ в организме растений и животных. Кровеносная система человека.

Кровь, ее состав и значение. Кровеносные сосуды. Сердце. Внешний вид, величина, положение сердца в грудной клетке. Работа сердца. Пульс. Кровяное давление. Движение крови по сосудам. Группы крови.

Заболевания сердца (инфаркт, ишемическая болезнь, сердечная недостаточность). Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца. Сердце тренированного и нетренированного человека. Правила тренировки сердца, постепенное увеличение нагрузки.

Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на сердечно-сосудистую систему. Первая помощь при кровотечении. Донорство — это почетно.

Демонстрация примеров первой доврачебной помощи при кровотечении.

Дыхательная система

Значение дыхания для растений, животных, человека. Органы дыхания человека: носовая и ротовая полости, гортань, трахея, бронхи, легкие. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Газообмен в легких и тканях. Гигиена дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Передача болезней через воздух (пыль, кашель, чихание). Болезни органов дыхания и их предупреждение (ОРЗ, гайморит, тонзиллит, бронхит, туберкулез и др.). Влияние никотина на органы дыхания. Гигиенические требования к составу воздуха в жилых помещениях. Загрязнение атмосферы. Запыленность и загазованность воздуха, их вредное влияние. Озеленение городов, значение зеленых насаждений, комнатных растений для здоровья человека.

Демонстрация опыта

Обнаружение в составе выдыхаемого воздуха углекислого газа.

Демонстрация доврачебной помощи при нарушении дыхания (искусственное дыхание)

Пищеварительная система

Особенности питания растений, животных, человека. Значение питания для человека. Пища растительная и животная. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли. Витамины. Значение овощей и фруктов для здоровья человека. Авитаминоз. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа, печень, кишечник. Здоровые зубы — здоровое тело (строение и значение зубов, уход, лечение). Значение пережевывания пищи. Отделение слюны. Изменение пищи во рту под действием слюны. Глотание. Изменение пищи в желудке. Пищеварение в кишечнике. Гигиена питания. Значение приготовления пищи. Нормы питания. Пища народов разных стран. Культура поведения во время еды. Заболевания пищеварительной системы и их профилактика (аппендицит, дизентерия, холера, гастрит). Причины и признаки пищевых отравлений. Влияние вредных привычек на пищеварительную систему. Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения.

Демонстрация опытов

Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие слюны на крахмал.

Демонстрация правильного поведения за столом во время приема пищи, умения есть красиво.

Выделение

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Органы образования и выделения мочи (почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал). Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение выделения мочи. Предупреждение почечных заболеваний. Профилактика цистита.

Кожа

Кожа и ее роль в жизни человека. Значение кожи для защиты, осязания, выделения пота и жира, терморегуляции. Производные кожи: волосы, ногти. Закаливание организма (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, влажные обтирания). Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термических и химических ожогах, обморожении, поражении электрическим током. Кожные заболевания и их профилактика (педикулез, чесотка, лишай, экзема и др.). Гигиена кожи. Угри и причины их появления. Гигиеническая и декоративная косметика. Уход за волосами и ногтями. Гигиенические требования к одежде и обуви.

Нервная система

Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного и физического труда. Режим дня. Сон и его значение. Сновидения. Гигиена сна. Предупреждение перегрузок, чередование труда и отдыха. Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную систему. Заболевания нервной системы (менингит, энцефалит, радикулит, невралгия). Профилактика травматизма и заболеваний нервной системы.

Органы чувств

Значение органов чувств у животных и человека. Строение, функции и значение органов зрения человека. Болезни органов зрения, их профилактика. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз. Строение и значение органа слуха. Заболевания органа слуха, предупреждение нарушений слуха. Гигиена. Органы осязания, обоняния, вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа, кожная чувствительность: болевая, температурная и тактильная). Расположение и значение этих органов. Охрана всех органов чувств. Демонстрация муляжей глаза и уха.

Охрана здоровья

Здоровье человека и общества. Факторы, сохраняющие здоровье.

                                                     4. Тематическое поурочное планирование

№ урока

Наименование раздела программы, тем уроков

Кол-во часов

Введение (1 ч.)

1

Место человека среди млекопитающих  в живой природе. Общее знакомство с организмом человека. Органы и системы органов человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека.

1

Опора тела и движение (2 ч.)

2

Значение опорно – двигательной системы. Состав и строение костей

Скелет человека. Скелет головы. Скелет туловища и конечностей

1

3

Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц

Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение развития плоскостопия.

1

Кровь и кровообращение (2 ч.)

4

Значение крови и кровообращения. Состав крови. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Движение крови по сосудам. Пульс.

1

5

Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и  алкоголя на сердце и сосуды

1

Дыхание (1 ч.)

6

Значение дыхания. Органы дыхания. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях

Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.

1

Пищеварение (2 ч)

7

Значение пищеварения. Пищевые продукты. Питательные вещества. Витамины.

1

8

Органы пищеварения

Гигиена питания. Предупреждение желудочно – кишечных заболеваний, пищевых отравлений, глистных заражений.

1

Почки (1 ч)

9

Почки – органы выделения. Предупреждение почечных заболеваний.

1

Кожа (1 ч)

10

Кожа человека и ее значение. Закаливание организма человека.

Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом  и солнечных ударах, ожогах и обморожении.

1

Нервная система (1 ч)

11

Строение и значение нервной системы. Головной мозг. Спинной мозг. Нервы.

Гигиена умственного труда. Сон и его значение. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина.

1

Органы чувств (2 ч)

12

Значение органов чувств. Строение, функции органа зрения. Гигиена органа зрения

1

13

Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха.

Органы обоняния и вкуса.

1

Охрана здоровья человека (4 ч)

14

Охрана здоровья человека.

1

15

Система здравоохранения в Российской Федерации.

1

16

Болезни цивилизации: Меры профилактики

1

17

Повторение «Организм человека»

1

  1. Лист внесения изменений и дополнений.

п/п

Дата

Характер изменений

Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Подпись сотрудника, внесшего изменения



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по биологии 7 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 7 класс...

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс...

Адаптированная рабочая программа по биологии 8 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 8 класс...

Адаптированная рабочая программа по биологии 6 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 6 класс...

Адаптированная рабочая программа по биологии 8 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 8 класс...

Адаптированная рабочая программа по биологии 6.8.9 классы

Курс «Биология» включает разделы:«Природоведение» (5 класс);«Растения. Грибы. Бактерии» (7 класс)«Животные» (8 класс)«Анатомия человека&raqu...

Адаптированная рабочая программа по биологии: 9 класс

Рабочая программа по биологии в 9 классе составлена на основе Государственной образовательной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, допущенной Министерством образ...