Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс 2018-2019
рабочая программа по биологии (9 класс)
Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс 2018-2019
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biolog_9kl_8vid.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тюменцевская средняя
общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края
(МБОУ Тюменцевская СОШ)
Принята на заседании педагогического совета «_____»_________20 г. | Утверждаю Директор школы__________(Т.Ф.Калужина) Приказ №____ от «____»_________20 г. |
Адаптированная рабочая программа
По предмету биология 9 класс
(надомное обучение)
Землянухина Т.К., учитель начальных классов
Тюменцево 2018 г.
- Пояснительная записка
- Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Рабочая программа по учебному предмету «Человек» составлена на основании Учебного плана МБОУ Тюменцевская СОШ, Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. Сб.1. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011, авторы программы: В.И. Сивоглазов, В.В.Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В.Шевырёва,
«Человек» учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./И.В. Романов, И.Б. Агафонова.- М.: Дрофа, 2010.
- Общие цели учебного предмета
Рабочая программа составлена с учётом особенностей обучающихся, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся, способствует умственному развитию, определяет оптимальный объем знаний и умений по биологии.
Основной целью программы по биологии в 9 классе является изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с ОВЗ, о живой природе, об организме человека и охране его здоровья.
Для достижения поставленных целей изучения биологии в коррекционной школе необходимо решение следующих практических задач:
- сообщение учащимся элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека;
- знакомство с условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной работе организма;
- приобретение знаний о необходимости правильного питания, соблюдения требований гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью приносят курение, употребление спиртных напитков, токсикомания и наркомания.
1.3 Описание места учебного предмета в учебном плане.
В программе 9 класса сообщаются элементарные сведения о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Обучающиеся знакомятся и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной жизнедеятельности организма. В связи с изучением организма обучающимся сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносит курение, употребление спиртных напитков и наркотиков.
При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья, закаливания организма и для нормальной его жизнедеятельности.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для надомного обучения предусматривает обучение биологии в объеме 0,5 часов в неделю, всего 17 часов.
1.4 УМК.
УМК по «Биология» 9 класс для учителя:
- И.В.Романов, И.Б. Агафонова. Биология. «Человек»- 9 класс М, Дрофа, 2010г.
- Рабочая тетрадь: Рабочая тетрадь по естествознанию для учащихся 9 класса коррекционной школы
УМК по «Биология» 9 класс для ученика:
- И.В.Романов, И.Б. Агафонова. Биология. «Человек»- 9 класс М, Дрофа, 2010г.
- Планируемые результаты образования.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса по разделу «Человек»
Учащиеся должны знать:
• название, элементарные функции и расположение основных органов в организме человека;
• о влиянии физической нагрузки на организм;
• нормы правильного питания;
• о вредном влиянии никотина, алкоголя и наркотиков на организм человека;
• названия специализации врачей, к которым можно обращаться за помощью;
• меры предупреждения сколиоза;
• свою группу крови и резус-фактор;
• норму кровяного давления;
• состояние своего зрения и слуха;
• санитарно-гигиенические правила.
Учащиеся должны уметь:
• применять приобретенные знания о функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления здоровья;
• соблюдать санитарно-гигиенические требования;
• измерять температуру тела;
• оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах.
3. Содержание учебного предмета, курса.
Содержание тем и разделов «Человек»:
Введение
Роль и место человека в природе. Значение знаний о своем организме и укреплении здоровья.
Общее знакомство с организмом человека
Краткие сведения о клетке и тканях человека. Основные системы органов человека. Органы опоры и движения, дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, размножения, нервная система, органы чувств. Расположение внутренних органов в теле человека.
Опорно – двигательная система
Скелет
Значение опорных систем в жизни живых организмов: растений, животных, человека. Значение скелета человека. Развитие и рост костей. Основные части скелета: череп, скелет туловища (позвоночник, грудная клетка), кости верхних и нижних конечностей.
Череп.
Строение позвоночника. Роль правильной посадки и осанки человека. Меры предупреждения искривления позвоночника. Грудная клетка и ее значение.
Кости верхних и нижних конечностей. Соединения костей: подвижные, полуподвижные, неподвижные.
Сустав, его строение. Связки и их значение. Растяжение связок, вывих сустава, перелом костей. Первая доврачебная помощь при этих травмах.
Мышцы
Движение — важнейшая особенность живых организмов (двигательные реакции растений, движение животных и человека). Основные группы мышц в теле человека: мышцы конечностей, мышцы шеи и спины, мышцы груди и живота, мышцы головы и лица. Работа мышц: сгибание, разгибание, удерживание. Утомление мышц. Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц. Значение физического труда в правильном формировании опорно-двигательной системы. Пластика и красота человеческого тела.
Демонстрации.
Демонстрация скелета человека, позвонков. Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузку на мышцы.
Кровеносная система
Передвижение веществ в организме растений и животных. Кровеносная система человека.
Кровь, ее состав и значение. Кровеносные сосуды. Сердце. Внешний вид, величина, положение сердца в грудной клетке. Работа сердца. Пульс. Кровяное давление. Движение крови по сосудам. Группы крови.
Заболевания сердца (инфаркт, ишемическая болезнь, сердечная недостаточность). Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца. Сердце тренированного и нетренированного человека. Правила тренировки сердца, постепенное увеличение нагрузки.
Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на сердечно-сосудистую систему. Первая помощь при кровотечении. Донорство — это почетно.
Демонстрация примеров первой доврачебной помощи при кровотечении.
Дыхательная система
Значение дыхания для растений, животных, человека. Органы дыхания человека: носовая и ротовая полости, гортань, трахея, бронхи, легкие. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Газообмен в легких и тканях. Гигиена дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Передача болезней через воздух (пыль, кашель, чихание). Болезни органов дыхания и их предупреждение (ОРЗ, гайморит, тонзиллит, бронхит, туберкулез и др.). Влияние никотина на органы дыхания. Гигиенические требования к составу воздуха в жилых помещениях. Загрязнение атмосферы. Запыленность и загазованность воздуха, их вредное влияние. Озеленение городов, значение зеленых насаждений, комнатных растений для здоровья человека.
Демонстрация опыта
Обнаружение в составе выдыхаемого воздуха углекислого газа.
Демонстрация доврачебной помощи при нарушении дыхания (искусственное дыхание)
Пищеварительная система
Особенности питания растений, животных, человека. Значение питания для человека. Пища растительная и животная. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли. Витамины. Значение овощей и фруктов для здоровья человека. Авитаминоз. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа, печень, кишечник. Здоровые зубы — здоровое тело (строение и значение зубов, уход, лечение). Значение пережевывания пищи. Отделение слюны. Изменение пищи во рту под действием слюны. Глотание. Изменение пищи в желудке. Пищеварение в кишечнике. Гигиена питания. Значение приготовления пищи. Нормы питания. Пища народов разных стран. Культура поведения во время еды. Заболевания пищеварительной системы и их профилактика (аппендицит, дизентерия, холера, гастрит). Причины и признаки пищевых отравлений. Влияние вредных привычек на пищеварительную систему. Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения.
Демонстрация опытов
Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие слюны на крахмал.
Демонстрация правильного поведения за столом во время приема пищи, умения есть красиво.
Выделение
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Органы образования и выделения мочи (почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал). Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение выделения мочи. Предупреждение почечных заболеваний. Профилактика цистита.
Кожа
Кожа и ее роль в жизни человека. Значение кожи для защиты, осязания, выделения пота и жира, терморегуляции. Производные кожи: волосы, ногти. Закаливание организма (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, влажные обтирания). Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термических и химических ожогах, обморожении, поражении электрическим током. Кожные заболевания и их профилактика (педикулез, чесотка, лишай, экзема и др.). Гигиена кожи. Угри и причины их появления. Гигиеническая и декоративная косметика. Уход за волосами и ногтями. Гигиенические требования к одежде и обуви.
Нервная система
Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного и физического труда. Режим дня. Сон и его значение. Сновидения. Гигиена сна. Предупреждение перегрузок, чередование труда и отдыха. Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную систему. Заболевания нервной системы (менингит, энцефалит, радикулит, невралгия). Профилактика травматизма и заболеваний нервной системы.
Органы чувств
Значение органов чувств у животных и человека. Строение, функции и значение органов зрения человека. Болезни органов зрения, их профилактика. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз. Строение и значение органа слуха. Заболевания органа слуха, предупреждение нарушений слуха. Гигиена. Органы осязания, обоняния, вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа, кожная чувствительность: болевая, температурная и тактильная). Расположение и значение этих органов. Охрана всех органов чувств. Демонстрация муляжей глаза и уха.
Охрана здоровья
Здоровье человека и общества. Факторы, сохраняющие здоровье.
4. Тематическое поурочное планирование
№ урока | Наименование раздела программы, тем уроков | Кол-во часов |
Введение (1 ч.) | ||
1 | Место человека среди млекопитающих в живой природе. Общее знакомство с организмом человека. Органы и системы органов человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. | 1 |
Опора тела и движение (2 ч.) | ||
2 | Значение опорно – двигательной системы. Состав и строение костей Скелет человека. Скелет головы. Скелет туловища и конечностей | 1 |
3 | Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение развития плоскостопия. | 1 |
Кровь и кровообращение (2 ч.) | ||
4 | Значение крови и кровообращения. Состав крови. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Движение крови по сосудам. Пульс. | 1 |
5 | Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды | 1 |
Дыхание (1 ч.) | ||
6 | Значение дыхания. Органы дыхания. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. | 1 |
Пищеварение (2 ч) | ||
7 | Значение пищеварения. Пищевые продукты. Питательные вещества. Витамины. | 1 |
8 | Органы пищеварения Гигиена питания. Предупреждение желудочно – кишечных заболеваний, пищевых отравлений, глистных заражений. | 1 |
Почки (1 ч) | ||
9 | Почки – органы выделения. Предупреждение почечных заболеваний. | 1 |
Кожа (1 ч) | ||
10 | Кожа человека и ее значение. Закаливание организма человека. Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении. | 1 |
Нервная система (1 ч) | ||
11 | Строение и значение нервной системы. Головной мозг. Спинной мозг. Нервы. Гигиена умственного труда. Сон и его значение. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. | 1 |
Органы чувств (2 ч) | ||
12 | Значение органов чувств. Строение, функции органа зрения. Гигиена органа зрения | 1 |
13 | Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса. | 1 |
Охрана здоровья человека (4 ч) | ||
14 | Охрана здоровья человека. | 1 |
15 | Система здравоохранения в Российской Федерации. | 1 |
16 | Болезни цивилизации: Меры профилактики | 1 |
17 | Повторение «Организм человека» | 1 |
- Лист внесения изменений и дополнений.
№ п/п | Дата | Характер изменений | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Подпись сотрудника, внесшего изменения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по биологии 7 класс
Адаптированная рабочая программа по биологии 7 класс...
Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс
Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс...
Адаптированная рабочая программа по биологии 8 класс
Адаптированная рабочая программа по биологии 8 класс...
Адаптированная рабочая программа по биологии 6 класс
Адаптированная рабочая программа по биологии 6 класс...
Адаптированная рабочая программа по биологии 8 класс
Адаптированная рабочая программа по биологии 8 класс...
Адаптированная рабочая программа по биологии 6.8.9 классы
Курс «Биология» включает разделы:«Природоведение» (5 класс);«Растения. Грибы. Бактерии» (7 класс)«Животные» (8 класс)«Анатомия человека&raqu...
Адаптированная рабочая программа по биологии: 9 класс
Рабочая программа по биологии в 9 классе составлена на основе Государственной образовательной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, допущенной Министерством образ...