технологическая карта урока по биологии в 8 классе "Обобщение знаний по теме: "Класс Млекопитающие""
план-конспект урока по биологии (8 класс)
разработка открытого урока по биологии "Обобщение знаний по теме: "Класс Млекопитающие"".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 50.55 КБ |
prilozheniya.docx | 230.74 КБ |
klass_mlekopitayushchie_obobshchenie.pptx | 587.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | биология | |||
Класс | 8 | |||
Ф.И.О. учителя | Самусик Дарья Андреевна | |||
Образовательное учреждение | МБОУ СОШ с.Моисеевка | |||
Тема | Обобщение знаний по теме: «Класс Млекопитающие» | |||
Образовательные ресурсы | Многообразие живых организмов: Животные. 8 кл.: учебник/ Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. Дрофа, 2018.-222 | |||
Цель учебного занятия | Цель: Обобщить и систематизировать приобретенные знания обучающихся об основных признаках млекопитающих, отрядах млекопитающих, значении в природе, жизни человека; продолжить формирование умений наблюдать, сравнивать различные группы животных, бережного отношения к животным. Задачи: образовательные: - систематизировать знания о строении и жизнедеятельности млекопитающих; - обобщить и закрепить знания об отрядах млекопитающих и их многообразии; - познакомить с млекопитающими Красной книги Югры; - создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы Развивающие: - развивать познавательный интерес к окружающему миру путем установления зависимости между строением и образом жизни млекопитающих; − развить умения выполнять сравнительные характеристики животных, делать соответствующие выводы; − развивать интерес и познавательную активности обучающихся; − развитие логического мышления; воспитательные: - формировать коммуникативные способности обучающихся, культуру диалогового общения; - воспитывать интерес к окружающему миру животных, желание понимания единства природы животных и человека; - воспитать такие нравственные качества как дисциплина и самостоятельность. | |||
Основные задачи: | образовательные: повторить и закрепить приобретенные знания о строении, образе жизни и основных отрядах млекопитающих, экологических группах млекопитающих, значение млекопитающих в природе и жизни человека. развивающие: научить анализировать путем активизации познавательной деятельности, делать выводы, работать с дополнительными источниками литературы; развивать мышление наблюдательность, выполнять сравнительную характеристику. воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к учёбе, осуществлять на уроке экологическое воспитание обучающихся. | |||
Тип учебного занятия | урок обобщения и систематизации знаний | |||
Форма проведения учебного занятия | Урок-обобщение | |||
Термины и понятия | Плацента, млечные железы, живорождение, половой диморфизм | |||
Специфическое сопровождение | Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер | |||
Наглядно – демонстрационный материал | Модель головного мозга млекопитающего, плакаты со строением внутренних органов млекопитающих, атлас животных. | |||
Методы и формы обучения | Основной: проблемно-поисковый Дополнительные: - словесные (беседа, диалог); - наглядные (работа с рисунками, схемами, картинками на проекторе); - практические (работа с заданиями различного уровня сложности, поиск информации); - дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) | |||
Планируемые результаты | ||||
Личностные достигаются в течении всего занятия | Предметные достигаются в течении всего занятия | |||
- формирование интереса к учебному материалу, отдельным заданиям; - представление об основных моральных нормах поведения на уроке; - понимание заданных критериев успешности учебной деятельности - умение проводить самооценку на основании критерия универсальных учебных действий. | - определение значения класса млекопитающих как самого прогрессивного составляющего животного мира. - выявление основных понятий и характеристик млекопитающих. - выделение существенных отличительных признаков отрядов млекопитающих и значения их в природе и жизни человека. | |||
Метапредметные | ||||
Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные | ||
- формировать умения находить отличия, составлять схемы - опоры, работать с информационными текстами, сравнивать и выделять главное. - находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе; - понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме; - на основе анализа и сравнения группировать объекты изученного материала по заданному основанию; - устанавливать причинно-следственные связи - предоставлять возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - осуществлять синтез, составленного целого из частей. | -формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). - продолжить формирование умения слушать и обосновывать свое мнение. - формировать умения выражать свои мысли и идеи; - иметь представление о разнообразии форм учебной деятельности (индивидуальной, фронтальной, парной, групповой); - иметь представления о правилах общения в классе; - иметь представление о формах работы в классе (индивидуальная, фронтальная, в парах). | –формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). - продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое. - продолжить формирование умения определять критерии изучаемого объекта. - принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; - понимать выделенные учителем ориентиры и действия в учебном материале; - оценивать совместно с учителем результаты своих действий. |
Организационная структура урока
Предварительный просмотр:
Проверочная работа на тему «Млекопитающие» В-1 I Выберите один правильный ответ 1 Какой признак характерен только для представителей класса Млекопитающие: А) проявляют заботу о потомстве Б) размножаются половым путем; В) активно передвигаются Г) имеют млечные железы в коже 2 Впервые появляется у млекопитающих 3. Каких древних животных считают предками млекопитающих? 4 В пищеварительной системе жвачных животных желудок имеет: А)2 отдела Б) 3 отдела В) 4отдела Г) 5 отделов 5.Представители древесных адаптивных групп: а) обезьяны б) тюлени в) кроты г) кенгуру 6. К отряду Насекомоядных относится: А) мышь Б) кенгуру В) крот Г) ехидна. 7. Представитель отряда непарнокопытные: а) бегемот б) лошадь в) лось г) коза 8. К однопроходным животным относят: А) мышь Б) кенгуру В) крот Г) ехидна. 9. Сумчатые млекопитающие: а) енот б) утконос в) коала г) полевая мышь 10. Самое меньшее число видов в отряде: а) грызуны б) рукокрылые в) ластоногие г) хоботные II Установите соответствие признака между отрядом и признаками, которые к этому отряду относятся
III Выпишите значение млекопитающих в природе 1………………………………………………………………. 2………………………………………………………………….. 3……………………………………………………………………………….. | Проверочная работа на тему «Млекопитающие» В-2 I Выбери один правильный ответ 1. Класс млекопитающие называют еще: 2. Главное отличие млекопитающих от других позвоночных животных : 3. Каких древних животных считают предками млекопитающих? 4. К особенностям размножения млекопитающих относят: А)развитие плода в матке и вскармливание детеныша молоком Б) откладывание яиц в) развитие детеныша в брюшной полости 5. Представители подземных адаптивных групп: а) обезьяны б) кроты в) тюлени г) кенгуру 6. К подклассу Первозвери принадлежит А) кенгуру Б) утконос В) белка Г) лев 7. К отряду ластоногие относится: А) кит б) выдра в) тюлень г) енот 8. Самое большое количество видов в отряде: а) приматы б) насекомоядные В) рукокрылые г) грызуны 9. К отряду парнокопытные относится: а) лось б) лошадь в) носорог г) лисица 10. Какое животное относят к отряду Хищные? А) ондатру Б) кенгуру В) куница Г) кабана. II Установите соответствие признака между отрядом и признаками, которые к этому отряду относятся
IIIВыпишите значение млекопитающих в жизни человека 1………………………………………………………………. 2………………………………………………………………….. 3……………………………………………………………………………….. |
Приложение 1
Задание: найти в филворде названия отрядов млекопитающих.
С | У | Н | Е | Х | И | О | Н | О | Г |
Ч | М | Е | Ж | Н | Щ | Т | К | Е | И |
А | Т | Ы | В | Ы | А | С | И | Т | О |
Ы | Н | Ч | А | Е | Л | А | Р | Б | О |
Е | К | Л | А | У | Н | З | Н | Ы | Е |
Р | Р | Ы | Н | З | Ы | С | И | Р | Е |
У | К | О | Ы | Ы | П | Н | Т | Ы | Н |
Ы | Р | К | Г | Р | Р | Ы | Ы | А | П |
Л | Я | Щ | Ы | М | И | Е | П | Р | Н |
Ы | Е | Е | Р | А | Т | Ы | О | К | О |
Задание: распределить животных по отрядам.
Отряды: А) Первозвери: | Представители: 1-серая крыса; 2-волк; 3-коала; 4-домовая мышь; 5-вампир; 6-бурый медведь; 9-кашалот; 10-норка; 13-макак;14-морж; 15-ласка; 16-зебра; 17-носорог; 18-лось; 19-лиса; 20-ушан; 21-бегемот; 22-ехидна; 25-суслик; 27-выхухоль; 29-осёл; 30-архар; 32-кролик; 33-зубр; 34-пищуха; 35-шиншилла; 38-утконос. |
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М |
«Заморочки из бочки».
1.Какие млекопитающие запасают жир? С какими особенностями их жизни это связано?
2. Какие млекопитающие имеют киль и почему?
3. Почему кит, попавший на сушу, через несколько часов погибает?
4. Почему у верблюда жир сосредоточен в горбах, а не распределён равномерно по всему телу, как у китов?
5. Какое значение имеет линька для зайца-беляка?
6. Кошки больше заботятся о чистоте своего тела, чем собаки: умываются, старательно вылизывают шерсть. Чем это можно объяснить?
7. Зоологи всегда мечтали иметь в зоопарках экзотических животных, в частности всем известного коалу. Однако перевезти, а тем более содержать его в неволе оказалось невозможно. Почему
8. Около ста лет назад в Австралию было завезено 5 кроликов. Прошли годы – и их миллионное потомство стало приносить колоссальный урон полям. Объясните причины такого отрицательного результата акклиматизации животных.
9. Многие животные метят свою территорию, например, у оленя на морде находятся пахучие железы. Какое значение это имеет для животных?
10. Некоторые летучие мыши зимуют в пещерах, скапливаясь там в больших количествах. Какое значение это имеет для них?
11. Часто в детских мультфильмах и сказках зайца называют косым. За что его так прозвали?
12. Ёж и крот относятся к одному отряду насекомоядных. Но ёж впадает в зимнюю спячку, а крот нет. Чем объясняются различия в жизнедеятельности этих млекопитающих?
13. Почему у зайцев детёныши рождаются покрытые мехом и зрячие, а у кроликов – голые и слепые?
14. Слон может выкорчёвывать деревья диаметром 25-30 см, вспахивать землю.
Каким орудием он пользуется? Каковы его особенности?
15. Мехом этого зверька оторочена шапка Мономаха – один из символов самодержавия в России.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Хочу узнать: кто всех сильней? Кто самый хитрый, самый ловкий? Кто мясо ест, а кто морковку? Кто великан, кто просто кроха? Кто пахнет хорошо, кто плохо? Кто дольше всех, живя в природе, Летает, плавает и ходит? Одни не могут жить в неволе, И этих жалко мне до боли. Другие с нами неразлучны, Без них нам жить бывает скучно.
Черты, позволившие млекопитающим занять главенствующее положение в природе : развитый головной мозг (развит передний мозг с корой главных полушарий ); совершенные органы чувств (зрение, обоняние, слух, большое количество воспринимающих рецепторов ); желудочно-кишечный тракт (дифференциация отделов и удлинение ); полноценный легкие с альвеолярным строением (значительная дыхательная поверхность ); наличие четырех камер у сердца (снабжение всех органов артериальной кровью); интенсивные процессы дыхания, пищеварения и кровообращения, как следствие, повышение уровня метаболизма; 7 ) высокоразвитая система репродукции.
Путешествие по станциям
с танция № 1 « Филфорд »
Станция №2 «Четвертый лишний» 1. Собака , рысь, коза, корова, лошадь 2 . Антилопа , зебра, верблюд, баран, лось 3. Белый медведь, лев, антилопа, койот, гиена
Станция №3 «Шифровки» 1. НАТУНОГРАГ 2. КТУШНИЧА 3. ТМУНГАС 4. ГЕБЕТОМ 5. ФЬНИЛДЕ 6. ЮРБЛЕВ 7. КСЛСУИ 8. АОРНТАД 9. НАТАОЛИП 10. ЛЬАГЕЗ 11. ДАЕЛОПР 12. РБЕЗА
Станция №4 «Логическая»
станция № 5 « Заморочки из бочки»
Рефлексивная мишень
Домашнее задание Повторить стр.167-185, стр. 186, ответить на вопрос №10 (письменно)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по биологии в 7 классе по теме: " Класс Млекопитающие".
Урок по теме: Класс Млекопитающие проводится после изучения всей темы, способствует развитию познавательной деятельности учащихся. Форма: урок -игра "Счастливый случай" . также используется при ...
Технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя» к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»
В данном документе представлена технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя» к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»...
Технологическая карта урока по биологии 5 класса. Тема урока: " Биологические иллюстрации"
технологическая карта урока биологии для 5 класса на тему "Биологические иллюстрации" напрвлена на развитие метапредметных универсальных учебных действий. Учебник В,А. Самкова, Д.И. Рокотова -Биология...
Технологическая карта урока по биологии 5 класс "Методы исследования в биологии"
ТК к учебнику В. В. Пасечника...
Технологическая карта урока по биологии 7 класс ФГОС УМК В.В.Пасечник "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные".
Продолжить знакомство учащихся с многообразием млекопитающих, с характеристикой отрядов Парнокопытные и Непарнокопытные. Показать их приспособленность к среде обитания, значение в природе и жизни чело...
Технологическая карта урока по биологии в 7 классе по теме "Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение. Лабораторная работа «Внешнее строение таракана»
Класс: 7Предмет: биологияТип урока в технологии деятельностного метода с включением модели смешанного обучения «Ротация станций»: ОНЗТема: Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение. ...
Технологическая карта урока по биологии«Обобщающий урок по теме «Класс Птицы»
ТЕМА УРОКА: «Обобщающий урок по теме «Класс Птицы»Тип урока: Контрольно-обобщающий. По ведущей дидактической цели: урок контроля знаний и умений; По этапу формирования навыка: ит...