Конспект урока по предмету "Биология" по теме "Использование злаков в народном хозяйстве" (7 класс, программа вариант 9.1)
план-конспект урока по биологии (7 класс)
Материал поможет учителю вызвать большую заинтересованность у обучающихся на уроке биологии при изучении темы "Использование злаков в народном хозяйстве".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_biologii.docx | 24.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Использование злаков в народном хозяйстве.
Цели урока:
- познакомить учащихся с использованием злаковых растений в народном хозяйстве;
Развивающие.
-Развитие умения связности высказываний,
-развитие умения последовательно выражать свои мысли с помощью опорной схемы.
Коррекционные.
-Развитие умения находить сходные и отличительные признаки;
-коррекция восприятия;
-увеличение объема внимания;
-расширение кругозора и активного словарного запаса.
Воспитательные.
-Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности,
-воспитание интереса к изучению природы родного края, трудолюбия, уважения к людям труда, бережного отношения к хлебу.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
- учебник и рабочая тетрадь «Биология. Растения. Бактерии. Грибы» для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Клепинина З. А.;
- схемы «Эмоции»,
- гербарий «Зерновые растения», «Кормовые злаки»
- компьютер, презентация;
- иллюстрации «Выращивание зерновых»;
- перфокарты «Использование злаков в народном хозяйстве» (раб. тетрадь - с.41-задание №99,
- карточки-задания, карточки (хлебные злаки, кормовые злаки, сорняки, зерно)
- зерно (пшеница, рожь, овёс, ячмень, кукуруза),
- изделия из муки,
- печенье-отметки,
- наглядный материал (крупы зерновых, мука, зерно, макароны, кукурузные хлопья, крахмал, кукурузное масло, патока и др.)),
Словарная работа: хлебные злаки, кормовые злаки, сорняки.
Ход урока
I.Организационно-мотивационный этап.
Проверка готовности к уроку. (Наличие ученических принадлежностей.)
1.Учитель: Здравствуйте, ребята!
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво…,
Вижу, класс наш хоть куда-
Мы начнем урок, друзья!
II. Психологически настрой.
- Выберите схему эмоций, которая подходит к вашему настроению.
(Учитель показывает две карточки – схемы, где изображены: весёлое лицо, печальное лицо).
- Желаю вам хорошего настроения на нашем уроке. (Улыбка)
III. Актуализация опорных знаний (8 мин).
3.1.С какими зерновыми растениями мы познакомились на уроках биологии? (пшеница, рожь, овёс, ячмень, кукуруза?
- Эти злаки дикорастущие или культурные? (культурные, их специально выращивают люди)
3.2. Проверка домашнего задания. Фронтальная беседа с использованием слово + картинка.
- Восстановите последовательность выращивания зерновых культур.
- Выберите название и картинку, соответствующие каждому этапу.
(уч-ся получают колос с номером – на доске выбрать картинку, соответствующую ей)
(уч-ся выходят к доске, выставляют иллюстрации и карточки с этапом и отвечают на вопрос учителя).
Учитель: Как происходит подготовка почвы?
1 Ученик: Подготовка почвы- картинка +слово
В почву вносятся органические и минеральные удобрения, если почва заросла сорняками, проводят лущение почвы - это процесс подрезания корней сорняков
Учитель: Как семена готовят к посеву?
2 Ученик: Посев-картина + слово
Проверяют семена на всхожесть, отбирают крупные и здоровые семена, обогревают и протравливание их для уничтожения микробов, сеют в определенные сроки с учетом особенностей культуры.
Учитель: Что нужно делать, чтобы колос вырос здоровым?
3 Ученик: Уход-картинка + слово
Чтобы колос вырос здоровым, нужно после посева провести прикатывание для лучшего прорастания семян, рыхлить почву для уничтожения сорняков, зимой проводить снегозадержание, в засушливое лето-поливать посевы, вносить удобрения и опрыскивать от вредителей.
Учитель: Как называется завершающий этап выращивания зерновых культур?
С помощью каких машин проводится уборка зерновых? Как это делают?
4 Ученик: Уборка урожая-картинка + слово
Убирают зерно комбайнами. Колос срезают с земли, зерно попадает в комбайн. Этот этап называется жатва.
- При выращивании зерновых участвуют люди многих профессий.
- Люди какой профессии производят обработку почвы? (трактористы)-Настя
- Люди какой профессии убирают зерно? (комбайнеры)-Соня
3.3. Вывод:
- Легко ли выращивать зерновые культуры? (очень сложно)
- От чего зависит урожай?
Высокие урожаи зависят от качественного выполнения работ при выращивании зерновых культур.
3.4. Выставление оценок учащимся за выполнение д/з.
Слушание ответов учащихся.
Физкультминутка
Посажу я в землю хлебное зерно (дети присели)
Из земли поднимется колосом оно
(дети поднимаются, поднимают руки).
Много, много зёрнышек в этом колоске (дети кружатся вокруг себя).
Вот уже лежат они на моей руке (протягиваем ладони вперёд)
Посажу их в землю, и пойдут ростки (дети присели)
Весело потянутся к солнцу колоски
(потянулись, поднялись на носочки).
IV. Основная часть урока.
4.1. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы познакомимся с использованием злаковых растений в народном хозяйстве.
Узнаем, какие продукты питания люди получают из зерновых злаков, какие злаки идут на корм животным.
Тема урока: Использование злаков в народном хозяйстве. (слайд 5)
4.2. Изучение нового материала.
Объяснение учителя с использованием слово-карточек, демонстрацией наглядного материала:
- К какому классу относятся злаки? Почему? (к однодольным) (семя имеет одну долю)
Злаки-большая группа однодольных растений, которые имеют важнейшее хозяйственное значение.
- Как называются злаки, из которых получают хлеб? (называются хлебные злаки) (на доске карточка-хлебные злаки)
Использование зерновых злаков человеком.
Хлебные злаки Зерно
Хлеб – основной продукт питания человека.
- Проследим путь хлеба от поля до обеденного стола.
Учитель:
- Куда отправится зерно с поля? (ответы детей)
Зерно везут на фабрику, в зернохранилище. Семена при хранении должны обеспечиваться воздухом для дыхания и оставаться сухими.
- Определите зерно злаков. (на партах пакетики с зерном: №1-пшеница, №2- ячмень, №3-овёс. №4- рожь, №5- кукуруза).
Учитель: Из зернохранилища зерно отправляется на мукомольный комбинат. Здесь зерна перемалываются и превращается в муку.
(показ муки, на каждую парту тарелку с различной мукой)
- Какого цвета мука этих растений? (рожь-темная, пшеница-белая, овсяная-серая, ячменная-…, кукурузная-…)
- Что получают из муки? (тесто)
- Определите по цвету из какой муки замешано тесто. (определяют по образцам)
- Готовое тесто отправляют в печь. В печи завершается создание чуда-выращенные зернышки превращаются во вкусный ароматный …(хлеб)
- Определите хлеб по цвету. (черный-ржаной, белый-пшеничный, сероватый-овсяной, …-ячменный, …-кукурузный) (показ разных видов хлеба)
Физкультминутка
Колобок рукой катаю,
(правой рукой катаем шарик теста по левой)
Взад-вперед его гоняю.
(по ладошке катаем взад-вперед)
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
(гладим шариком ладонь)
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
(сжимаем и разжимаем шарик)
4.3. Работа уч-ся с текстом учебника, заполнение таблицы на основе анализа текста.
Фронтальная работа. Дифференцированный подход.
Письменные ответы учащихся. (в рабочих тетрадях вклеены виды продуктов по одному из злаков.
- Из текста на с.107-108 мы узнаем об использовании зерна человеком.
(Каждому учащемуся выдать рабочую тетрадь с таблицей для заполнения, соответствующим индивидуальному заданию).
Задание:
- Прочитать абзац о злаке, указанный в таблице.
- Прочитать задание в таблице.
- Заполнить таблицу.
1 гр.- прочитать свой абзац о злаке и записать еще по 1 продукту
2 гр.- прочитать свой абзац о злаке и найти 4 лишний продукт в таблице
3 гр.-среди рисунков продуктов найти 3 лишний
Использование зерновых злаков человеком
злаки | задание | учебник | использование |
Пшеница | дописать еще 1 продукт | с.107 4 абзац | мука, хлеб, макароны, манная крупа, …………………………………… |
Кукуруза | дописать еще 1 продукт | с.107 7 абзац | мука, хлеб, масло, спирт, патока, крахмал, ……………………………………. |
Овёс | зачеркнуть 1 лишний продукт | с.107-108 8 абзац | мука, хлеб, печенье, манная крупа |
Овёс | зачеркнуть 1 лишний продукт | с.107-108 8 абзац | мука, хлеб, печенье, манная крупа |
Рожь | зачеркнуть 1 лишний продукт | с.107 5 абзац | мука, хлеб, ячневая крупа |
Ячмень | зачеркнуть 1 лишний продукт | с.107 5 абзац | мука, хлеб, овсяная крупа |
- Чтение текста (4 абз. на стр. 107) про себя 1 уч-ся- заполнение 1 столбца таблицы. (пшеница)
- Чтение текста (5 абз. на стр. 107) про себя 2 уч-ся- заполнение 4 столбца таблицы. (рожь)
- Чтение текста (2 абз. на стр. 108) про себя 3 уч-ся- заполнение 2 столбца таблицы. (кукуруза)
- Чтение текста (8 абз. на стр. 107-108) про себя 2 уч-ся- заполнение 3 столбца таблицы. (овёс)
(Чтение текста, заполнение отдельных столбцов таблицы (таблицы-шаблоны))
Анализ выполненных заданий. Оценивание работы каждого учащегося.
Самопроверка- (по карточке с правильным ответом - колос-проверка злака)
Вывод:
Использование зерновых злаков человеком.
Хлебные злаки Зерно Продукты питания
4.4. Объяснение учителя с использованием слово-карточек, демонстрацией наглядного материала:
Зерно является не только продуктом для человека. Оно используется и на корм сельскохозяйственным животным.
Использование зерновых злаков животными.
Продукты питания
Хлебные злаки Зерно Корм для животных
- Знаете ли вы, где используются стебли (солома) зерновых растений?
- корм для животных, подстилка для животных.
Вывод: Хлебные злаки дают человеку основной продукт-хлеб, для животных-корм и подстилка.
- Рассказ учителя. Кормовые злаки.
- Среди злаков есть растения, которые используются только как корм скоту.
- Как называются такие злаки? (Кормовые злаки)
Среди злаков много ценных кормовых трав: тимофеевка, мятлик луговой, ежа сборная и другие. (показ картинок растений и их названия-на доске)
- Рассмотрите рисунок на с. 108
- Какие части кормовых растений используются и с какой целью?
Кормовые злаки Зерно Корм для животных
Стебель
Листья
Их специально сеют для получения сена на корм скоту в зимнее время. Но немало их растет и в дикой природе, например на лугах. Здесь эти травы скашивают, сушат и получают сено.
- Закрепление изученного. Интерактивное задание «Раздели на группы»
Фронтальная работа. Устные ответы учащихся.
- Сообщение уч-ся «Сорные злаковые растения».
Подготовленное сообщение учащихся (пересказ текста).
Слушание выступающего.
- Итак, сорняки улучшают или ухудшают условия жизни растений, выращиваемых человеком?
Вывод: Сорняки ухудшают условия жизни растений, выращиваемых человеком.
V. Итоги урока.
Беседа по вопросам, формулирование вывода.
- Зачем человек выращивает хлебные злаки? (они дают человеку продукты питания)
- Почему люди не только берут кормовые злаковые в природе, но и специально выращивают на полях? (для корма животным)
- На с.109-прочитайте стихотворение Я. Акима «Хлеб».
- Как достается людям хлеб? (люди затрачивают много труда)
- Как нужно относиться к хлебу? (Бережно).
V. Организационно-мотивационный этап.
Рефлексия.
Цель: обозначить успехи и трудности, определить пути их устранения.
- Желтый колос-на уроке было интересно, узнал много нового.
- Зеленый колос-на уроке было не интересно, было трудно.
VI. Оценивание ответов учащихся на уроке.
-Ребята, вы хорошо поработали на уроке и получаете оценки:
(Учитель раздаёт медальки-печенье с отметками).
VII. Домашнее задание.
(домашнее задание для каждого ученика записано на медалке)
1. Раб. тетрадь-с.41-№99-заполнить таблицу- заполнить таблицу.
2. Читать:
1 гр. – с. 107-109-читать,
2 гр. –с. 108-109-читать 3-4 абзацы,
3.гр. – с.109 (вывод)-читать.
Домашнее задание: с.107-109-читать; раб.т.-с.41- №99-заполнить таблицу | Домашнее задание: с.108-109-читать; раб.т.-с.41- №99-заполнить таблицу | Домашнее задание: с.109-читать вывод; раб.т.-с.41- №99-заполнить таблицу |
Домашнее задание: с.107-109-читать; раб.т.-с.41- №99-заполнить таблицу | Домашнее задание: с.108-109-читать; раб.т.-с.41- №99-заполнить таблицу | Домашнее задание: с.109-читать вывод; раб.т.-с.41- №99-заполнить таблицу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обобщения и повторения по теме "Народное хозяйство России"
Первая часть - структура и ход урока, вторая часть - мультимедийное приложение (слайды с заданиями)....
конспект урока по теме "Этапы развития и современное хозяйство Уральского экономического района"
Конспект урока по теме "Этапы развития и современное хозяйство Уральского экономического района" 9 класс....
Конспект урока на тему: "Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Русские прялки." 5 класс
Учащиеся знакомятся с отдельными предметами крестьянского быта, сведения о прялке и декоративно-тематической композиции в ее украшении. Учатся сравнивать и находить общее и особенное в конструкции. Ра...
Конспект урока по чтению и развитию речи в 9 классе по теме: Русская народная сказка «Лиса и тетерев»
Тема урока: Русская народная сказка «Лиса и тетерев»Цель урока:- Систематизировать представление учащихся о жанрах сказки, через работу над текстом, наглядности....
Конспект урока по географии на тему: "Население и хозяйство Поволжья" (9 класс )
Характеристика этапов хозяйственного освоения территории; особенностей состава населения; современного хозяйства района; основных факторов становления крупнейших городов Поволжья. Практическая работа....
Конспект урока географии для СПО "География населения и хозяйства Африки"
Данный урок разработан в соответствии с темой и учтены возрастные особенности обучающихся. На уроке используется ИКТ, как сопровождение изучаемого материала, как средство организации самостоятельной р...
Конспект урока по предмету "Чтение(литературное чтение)" по теме "А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» (2 урок)"" (8 класс, программа вариант 9.1)
Методический материал поможет учителю в формировании у обучающихся читательского интереса к изучению творчества А.С. Пушкина через использование ИКТ, игровых методов и приёмов....