План-конспект урока биологии в 9 классе "Приспособленность организмов к среде обитания"
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Цель: расширить знания учащихся о влиянии факторов окружающей среды на процесс формирования приспособленности организмов признаков; выявить значение экологических факторов на формы приспособленности.
Задачи:
- углубить знания о способах приспособления организмов к среде обитания;
- отработать умения по отслеживанию причинно-следственных связей;
- развивать навыки обобщения информации и формулировки выводов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_8_.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Приспособленность организмов к среде обитания
План-конспект урока биологии в 9 классе
Цель: расширить знания учащихся о влиянии факторов окружающей среды на процесс формирования приспособленности организмов признаков; выявить значение экологических факторов на формы приспособленности.
Задачи:
- углубить знания о способах приспособления организмов к среде обитания;
- отработать умения по отслеживанию причинно-следственных связей;
- развивать навыки обобщения информации и формулировки выводов.
Тип урока: Урок - изучение нового материала
Методы: решение проблемной ситуации, работа в группах, анализ дополнительных информационных источников.
Оборудование: листы бумаги, фломастеры, учебник, приложения, схемы, слайды.
Блок 1. Проблемное введение нового материала | Деятельность учителя на уроке | Деятельность учащихся на уроке |
| Учитель начинает урок, не озвучивая тему, а предлагает найти и сформулировать ответ на вопрос. | Учащиеся, получив задание-ситуацию, дают множество версий, но понимают, что однозначного ответа сразу дать невозможно. |
| Обобщив полученную от учеников информацию, учитель предлагает работу в группах с дополнительным материалом для выдвижения единой гипотезы. Информация учителя Обратите внимание на расположение природных зон в связи высотной поясностью. Известно, что от подножия гор к их гребням свойства компонентов природных комплексов постепенно меняются. С увеличением высоты над уровнем моря зоны лесов сменяются редколесьем, затем – кустарниковым сообществом, еще выше - альпийские луга, которые переходят в бедную видовым составом тундру. Самые вершины гор почти не имеют растительного покрова и покрыты снеговыми шапками. Вопрос учителя: Какие экологические факторы в большей степени влияют на смену растительного покрова? Вопрос учителя: есть ли общие черты у всех изображенных животных; какие приспособления к среде обитания можно отметить? | 1 группа получает информацию для выдвижения гипотезы (слайды презентации - расположение природных зон в горах); 2 группа получает таблицу с информацией и вопрос ( слайды презентации и приложение 1) 3 группа получает фото животных – обитателей высокогорий (слайды презентации - животные, обитатели гор). |
Блок 2. Воспроизведение новых знаний | ||
| Учитель обобщает и дополняет информацию учащихся. Записывается тема урока: «Приспособленность организмов к среде обитания». Демонстрируется презентация «Приспособленность организмов» Предлагается обобщить работу групп и дать ответ на проблемную ситуацию. | Гипотезы учащихся 1 группы, которые приводят к формулировке выводов: 1. Недостаток тепла, т.к. тепло исходит не от Солнца, а от нагретой им Земли; 2. Недостаток тепла приводит к уменьшению транспирации: меньше влаги - беднее растительный покров 2 группа предлагает свои выводы по таблице - Горные животные имеют наибольшее количество гемоглобина, что необходимо для дыхания в разреженном воздухе; - Домашние животные при содержании на равнине и в горах имеют разное кол-во гемоглобина, что говорит о резерве адаптационных механизмов 3 группа предлагает ряд приспособлений к жизни в горах: покровительственная окраска (белая или пятнистая), густая шерсть, запасы жира и т.д. |
| Исходя из общего вывода учащимся предлагается написать конкретные адаптационные механизмы у животных, у растений и общие для всех. Далее демонстрируется слайд (см. Приложение 2) , обобщаются предложения учащихся. | Учащиеся с помощью учителя дают полный ответ: Происходит понижение температуры, влажности и количества кислорода с высотой над уровнем моря. Учащиеся работают в тетрадях по примерам приспособленности. |
Домашнее задание:
- п. 35 учебника;
- написать не менее 5 приспособлений живых организмов к жизни в пустыне, болоте, дождевых лесах.
- ответить на вопрос: почему любая приспособленность является не абсолютной, а относительной?
Приложение 1
Зависимость кислородной емкости крови млекопитающих
от высоты над уровнем моря.
Вид | Высота над уровнем моря, тыс. м. | Кол-во эритроцитов в 1 мм³ крови, млн. | Содержание гемоглобина, % |
Горный баран-архар | 4-5 | 14 | 17.1 |
Овца домашняя в горах | 2.6 | 10 | 11.6 |
Овца домашняя на равнине | 0 | 9 | 10.3 |
Винторогий козел | 2-3.5 | 26 | 17.1 |
Дагестанский тур | 2-4 | 14 | 12.4 |
Коза домашняя в горах | 2-3 | 20 | 12.5 |
Коза домашняя на равнине | 0 | 15 | 9.9 |
Собака домашняя в горах | 4.5 | 8 | 20.6 |
Собака домашняя на равнине | 0 | 6 | 14.3 |
Пользуясь таблицей, ответьте на вопросы.
- Какое животное имеет наименьшее процентное содержание гемоглобина на равнине?
- У какого животного наблюдается наибольшее возрастание содержания гемоглобина при переходе от равнинного обитания к обитанию в горах?
Свой ответ аргументируйте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок на тему «Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер». Общая биология. 9 класс.
Урок можно использовать на уроке в 9 классе и 10 классе (по программе Пономарёвой И. Н.)...
План-конспект открытого урока биологии:": Строение и многообразие бактерий."
· Тип урока:· По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;· По спосо...
План - конспект интегрированного урока (биология, физика) по теме : «мы живём в мире звуков»
Обобщить и расширить знания учащихся о звуке, механизме его образования ивосприятия животными орга...
Конспект урока биологии в 5 классе "Три среды обитания живых организмов".
Конспект урока биологии в 5 классе по теме "Три среды обитани живых организмов с приложениями: презентация и задания к уроку....
Разработка урока биологии "Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания"
Плпн-конспект крока биологии в 5 классе по теме "Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания"...
презентация урока биологии 11 класс по теме "Среда обитания"
Презентация к уроку биологии в 11 классе по теме "Среда обитания" содержит полную информацию с элементами углубления материала. Использован значительный иллюстративный материал. Каждый...
презентация урока биологии 11 класс по теме "Среда обитания"
Презентация к уроку биологии в 11 классе по теме "Среда обитания" содержит полную информацию с элементами углубления материала. Использован значительный иллюстративный материал. Каждый...