План-конспект урока биологии в 9 классе "Приспособленность организмов к среде обитания"
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Иваненко Лариса Николаевна

Цель: расширить знания учащихся о влиянии факторов окружающей среды на процесс формирования приспособленности организмов признаков; выявить значение экологических факторов на формы приспособленности.

Задачи:

- углубить знания о способах приспособления организмов к среде обитания;

- отработать умения по отслеживанию причинно-следственных связей;

- развивать навыки обобщения информации и формулировки выводов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_8_.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Приспособленность организмов к среде обитания

План-конспект урока биологии в 9 классе

Цель: расширить знания учащихся о влиянии факторов окружающей среды на процесс формирования приспособленности организмов признаков; выявить значение экологических факторов на формы приспособленности.

Задачи:

- углубить знания о способах приспособления организмов к среде обитания;

- отработать умения по отслеживанию причинно-следственных связей;

- развивать навыки обобщения информации и формулировки выводов.

Тип урока: Урок - изучение нового материала

Методы: решение проблемной ситуации, работа в группах, анализ дополнительных информационных источников.

Оборудование:  листы бумаги, фломастеры, учебник, приложения, схемы, слайды.

Блок 1.  Проблемное введение нового материала

Деятельность учителя на уроке

Деятельность учащихся на уроке

  1. 1 этап -  постановка проблемной ситуации:  «Почему в горах чем выше, тем холоднее, если на вершине организмы находятся ближе к Солнцу? Каким образом обитатели высокогорий вынуждены приспосабливаться к суровым условиям?»

Учитель начинает урок, не озвучивая тему, а предлагает найти и сформулировать ответ на вопрос.

Учащиеся, получив задание-ситуацию, дают множество версий, но понимают, что однозначного ответа сразу дать невозможно.

  1. 2 этап -  построение логической цепочки:  проблемная ситуация
  2.         разбивание проблемы на блоки
  3.             гипотезы               помощь учителя          синтез информации и общий вывод

Обобщив полученную от учеников информацию, учитель предлагает работу в группах  с дополнительным материалом для выдвижения единой гипотезы.

Информация учителя

Обратите внимание на расположение природных зон в связи высотной поясностью. Известно, что от подножия гор к их гребням свойства компонентов природных комплексов постепенно меняются. С увеличением высоты над уровнем моря зоны лесов сменяются редколесьем, затем – кустарниковым сообществом, еще выше - альпийские луга, которые переходят в бедную видовым составом тундру. Самые вершины гор почти не имеют растительного покрова и покрыты снеговыми шапками.

Вопрос учителя: Какие экологические факторы в большей степени влияют на смену растительного покрова?

Вопрос учителя: есть ли общие черты у всех изображенных животных; какие приспособления к среде обитания можно отметить?

1 группа получает информацию для выдвижения гипотезы

(слайды презентации - расположение природных зон в горах);

2 группа получает таблицу с информацией и вопрос

( слайды презентации и приложение 1)

3 группа получает фото животных – обитателей высокогорий  (слайды презентации - животные, обитатели гор).

Блок 2.  Воспроизведение новых знаний

  1. этап - выражение нового знания в новой форме

Учитель обобщает и дополняет информацию учащихся.

Записывается тема урока: «Приспособленность организмов к среде обитания».

Демонстрируется презентация «Приспособленность организмов»

Предлагается обобщить работу групп и дать ответ на проблемную ситуацию.

Гипотезы учащихся 1 группы, которые приводят к формулировке выводов:

1. Недостаток тепла, т.к. тепло исходит не от Солнца, а от нагретой им Земли;

2. Недостаток тепла приводит к уменьшению транспирации:  меньше влаги  - беднее растительный покров

2 группа предлагает свои  выводы по таблице

- Горные животные имеют наибольшее количество гемоглобина, что необходимо для дыхания в разреженном воздухе;

- Домашние животные при содержании на равнине и в горах имеют разное кол-во гемоглобина, что  говорит о резерве адаптационных механизмов

3 группа предлагает ряд приспособлений к жизни в горах: покровительственная окраска (белая или пятнистая), густая шерсть, запасы жира и т.д.

  1. этап - реализация продукта

Исходя из общего вывода учащимся предлагается написать конкретные адаптационные механизмы у животных, у растений и общие для всех.

Далее демонстрируется слайд (см. Приложение 2) , обобщаются предложения учащихся.

Учащиеся с помощью учителя дают полный ответ: Происходит понижение  температуры, влажности и количества кислорода с высотой над уровнем моря.

Учащиеся работают в тетрадях по примерам приспособленности.

Домашнее задание:

- п. 35 учебника;

- написать не менее 5 приспособлений живых  организмов к жизни в пустыне, болоте, дождевых лесах.

- ответить на вопрос: почему любая приспособленность является не абсолютной, а относительной?

                                                 

Приложение 1

Зависимость кислородной емкости крови млекопитающих

от высоты над уровнем моря.

Вид 

Высота над уровнем моря, тыс. м. 

Кол-во эритроцитов в 1 мм³ крови, млн. 

Содержание гемоглобина, % 

Горный баран-архар

4-5

14

17.1

Овца домашняя в горах

2.6

10

11.6

Овца домашняя на равнине

0

9

10.3

Винторогий козел

2-3.5

26

17.1

Дагестанский тур

2-4

14

12.4

Коза домашняя в горах

2-3

20

12.5

Коза домашняя на равнине

0

15

9.9

Собака домашняя в горах

4.5

8

20.6

Собака домашняя на равнине

0

6

14.3

Пользуясь таблицей, ответьте на вопросы.

-  Какое животное имеет наименьшее процентное содержание гемоглобина на равнине?

 - У какого животного наблюдается наибольшее возрастание содержания гемоглобина при переходе от равнинного обитания к обитанию в горах?

Свой ответ аргументируйте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему «Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер». Общая биология. 9 класс.

Урок можно использовать  на уроке в 9 классе и 10 классе (по программе Пономарёвой И. Н.)...

План-конспект открытого урока биологии:": Строение и многообразие бактерий."

·       Тип урока:·       По ведущей дидактической цели:  урок изучения нового материала;·       По спосо...

План - конспект интегрированного урока (биология, физика) по теме : «мы живём в мире звуков»

Обобщить и расширить знания учащихся о звуке,  механизме его образования ивосприятия         животными         орга...

Конспект урока биологии в 5 классе "Три среды обитания живых организмов".

Конспект урока биологии в 5 классе по теме "Три среды обитани живых организмов с приложениями: презентация и задания к уроку....

Разработка урока биологии "Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания"

Плпн-конспект крока биологии в 5 классе по теме "Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания"...

презентация урока биологии 11 класс по теме "Среда обитания"

Презентация к уроку биологии в 11 классе по теме "Среда обитания" содержит полную информацию  с элементами углубления материала. Использован значительный иллюстративный материал. Каждый...

презентация урока биологии 11 класс по теме "Среда обитания"

Презентация к уроку биологии в 11 классе по теме "Среда обитания" содержит полную информацию  с элементами углубления материала. Использован значительный иллюстративный материал. Каждый...