Технологическая карта урока.
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Технологическая катра урока "Уникальность планеты Земля" разработана для 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
t.k.zemlya_5_kl.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по природоведению в 5 классе тема: «Уникальность планеты Земля»
Тема | Уникальность планеты Земля | ||||||||
Цель стратегическая: | Развитие личности учащихся в освоении способов деятельности как метапредметных результатов образования темы «Вселенная» | ||||||||
Цель тактическая | Цели для ученика 1.На основании имеющихся представлений по теме «Вселенная» обобщить и систематизировать знания учащихся о Земле. 2.Сформировать представление об уникальности планеты Земля, как единственной планеты в Солнечной системе, где существует жизнь. | Цели для учителя Предметные результаты Уметь описывать планеты солнечной системы. Описывать Землю как элемент Солнечной системы – где существует жизнь. Уметь находить и называть причины дающие возможность существования жизни на Земле. Метапредметные результаты Умение работать с информационными источниками. Умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, ставить вопросы, наблюдать, делать выводы. Личностные результаты Обогощение духовного мира личности, воспитание нравственности, формирование личностной позиции учащегося. | |||||||
Задачи урока | Общеобразовательные Сформировать знания об особенностях нашей планеты, обеспечивающие существование жизни; закрепить знания об окружающих Землю оболочках. Познакомить с особенностями оболочек Земли, позволяющих существованию жизни на планете Земля. | Коррекционно-развивающие Развивать речевую культуру, умение работать с дополнительной литературой, анализировать, делать выводы Развивать творческие, комму –никативные способности, воображение учащихся. Способствовать сохранению остаточного слуха детей, развивать монологическую речь. | Воспитательные Формировать экологическое сознание, воспитывать культуру общения, чувство любви к малой родине. Воспитывать любознательность, организо- ванность, самостоятельность, чувство ответственности за свои поступки. | ||||||
Задачи | |||||||||
Личностные Объяснение своей позиции отношения к окружающей среде. | Познавательные Умение осмысливать связи особенностей оболочек Земли с существованием на Земле жизни (установление причинно-следственных связей). Умение выделять главное из текста. | Коммуникативные Умение участвовать в обсуждении анализа своей работы и работы одноклассников. Умение доносить свою позицию до других, умение слышать и слушать друг друга. Умение работать с информацией в современном мире. Умение грамотно и чётко отвечать на вопросы. Умение самостоятельно формулировать выводы. | Регулятивные Умение организации работы в аспекте для тебя очень важном (изучать свою планету интересно), отталкиваясь от того, что я уже знаю и еще хочу узнать (рефлексия). Умение составлять план своих действий, формулировать цели, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать свою деятельность. Умение самоорганизации, саморегуляции . | ||||||
Тип урока | Урок открытия нового знания | ||||||||
Формы работы | Фронтальная, индивидуальная, в малых группах (по 2-3 учащихся) | ||||||||
Методы обучения | Проблемно – диалоговый, словесный, информационный, интерактивных рассказов. | ||||||||
Оборудование | Маршрутные листы, справочные материалы, электронная презентация, проектор, компьютер. | ||||||||
Опорные понятия, термины Атмосфера, гидросфера, почва. Планеты. Экологические проблемы | Новые понятия Озоновый экран (слой) | ||||||||
Ресурсы | Маршрутный лист Интернет - ресурсы Приложение №1 | ||||||||
Домашнее задание к уроку. Повторение материала о оболочках Земли. Опережающее индивидуальное задание – сообщение «Озоновый экран» | |||||||||
Цель на каждом этапе урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Инструментарий учителя | Формирование УУД | |||||
I этап Организационный момент. Мотивация к деятельности | |||||||||
Создать позитивный настрой на урок. Мотивировать учащихся на изучение темы | Создание позитивного настроя на урок, создание ситуации успеха совместной деятельности. Друзья мои! Я очень рада войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда – внимание ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе гений, но без труда талант не впрок, Скрестите шпаги ваших мнений – Мы вместе сочиним урок Слайд №1 Создание проблемной ситуации Земля в иллюминаторе -2 раза Земля в иллюминаторе видна Как сын грустит о матери -2 раза Грустим мы о Земле – она одна! Как вы думаете о чём говорится в песне? Почему в ней говорится, что Земля одна? В чём её особенность? | Ответы учащихся – о Земле. Встречают затруднения | Словесный метод Слова песни в презентации учителя | К.УУД К.УУД | |||||
II этап Актуализация ранее полученных знаний Ролевая игра «Космическая экспедиция» | |||||||||
Вспомнить необходимый к уроку ранее изученный материал. Создать противоречия. | Создание противоречия А может быть наша планета не уникальна, на других планетах тоже возможна жизнь, и люди в будущем смогут поменять место обитания? Сейчас вы отправитесь в экспедицию к планетам земной группы с целью подтвердить или опровергнуть возможность существования человека, животных и растений на них. Мы изучали эти планеты в теме «Вселенная», поэтому вам необходимо вспомнить, что вы уже знаете об этих планетах солнечной системы, а также проанализировать дополнительную информацию, которая находится на ваших бортовых компьютерах, сделать выводы и записать их в маршрутном листе. Время ограничено – 8 минут. Какой можно сделать вывод? | Фонетическая зарядка Атмосфера Гидросфера Почва Планеты Меркурий Венера Марс Выдвижение гипотез Есть жизнь на других планетах Нет жизни на других планетах Мнения разделяются Словарная работа Получают маршрутные листы с заданиями. Первая команда – «Земляне» - полетят на Меркурий; вторая – «Россияне» - на Венеру; третья команда – «Калужане» - отправятся на Марс. Поиск решения Задание группам смотрите в маршрутных листах. Этап №1 Самостоятельная работа по заданиям. После совещания в группах - запись ответов в свой маршрутный лист. Отчёты групп «Земляне»: жизнь на Меркурии невозможна, так как температура на дневной стороне +400 о С, а на ночной - -100 о С из-за близкого расстояния от Солнца – 58 млн. км, в 3 раза ближе Земли, отсутствия атмосферы, очень медленного вращения вокруг своей оси – 58,7 земных суток. «Россияне»: жизнь на Венере невозможна, так как температура достигает +500 о С из-за очень плотной атмосферы, состоящей из углекислого газа. «Калужане»: жизнь на Марсе невозможна, так как атмосфера из углекислого газа очень разрежена, нет воды. Вывод: на других известных людям планетах жизнь невозможна! Запись вывода в маршрутный лист. | Слухоречевая работа Информационный метод Дополнительная, заранее подготовленная справочная информация. Работа в группах Письменный метод | Р.УУД Р.УУД К.УУД П.и К.УУД | |||||
III этап Учебно – познавательная деятельность | |||||||||
Познакомить с особенностями оболочек Земли, позволяющих существованию жизни на планете Земля. | Проблемный вопрос Какие же особенности Земли обеспечивают существование на ней жизни? Ответы запишите в маршрутном листе. Этап №2
Обсудите в группах и ответьте на вопросы в этапе №3 вашего маршрутного листа. Какие особенности атмосферы позволяют существовать жизни на Земле? Ответы запишите в маршрутном листе. Введение понятия «озоновый экран» Какие особенности гидросферы позволяют с существовать жизни на Земле? Подведение итогов работы Какова причины уникальности планеты Земля? Почему на ней возможна жизнь? Для ответов использовать маршрутный лист ( там всё описано) | Поиск решения Задание группам смотрите в маршрутных листах. Этап №2 Расстояние от Солнца – 150 млн. км; Период обращения вокруг своей оси – 24 часа. Наличие атмосферы. Обладание большими запасами воды. Наличие почвы. Ответы групп. Значение атмосферы для жизни на Земле: Защищает от метеоритов и опасного космического излучения Сохраняет тепло в ночные часы. Обеспечивает живые организмы необходимым для дыхания кислородом. Поставляет углекислый газ для питания растений. Через атмосферу совершается круговорот воды. В атмосфере Земли на высоте 20- 25 км расположен озоновый слой. Эта воздушная оболочка состоит из химической разновидности кислорода — озона. Она надежно защищает все живое на нашей планете от губительного ультрафиолетового излучения Солнца. Если бы не озоновый экран Земли, человеку было бы опасно находиться под солнечными лучами, так как ультрафиолет вызывает у людей опасные заболевания. Ответы групп. Значение гидросферы для жизни на Земле: Входит в состав всех живых организмов Является средой обитания Обеспечивает процесс создания растениями питательных веществ Ответы групп. Значение почвы для жизни на Земле: Содержит вещества, необходимые для роста и развития растений Является средой обитания Ответы учащихся Наличие атмосферы. Обладание большими запасами воды. Наличие почвы. Благодаря свойствам оболочек Земли. | Работа в группах с бортовыми компьютерами По ходу ответов детей на экране появляются выводы. Слайд №2 Работа в группах
Слайд №3 Опережающее сообщение учащегося. Словарная работа
Работа в группах Слайд №4 Индивид. работа | П.и К.УУД К.УУД
П.УУД К.УУД К.УУД
Р.УУД | |||||
IV этап. Диагностика качества учебно – познавательной деятельности | |||||||||
Установить степень усвоения материала. | Этап 4 маршрутного листа | Тестовое задание по теме урока. Смотрите в маршрутный лист Самооценка степени усвоения материала | Тестовое задание по теме урока. | П.УУД
Р.УУД | |||||
V этап Открытие нового знания | |||||||||
Способствовать формированию экологической культуры учащихся. Показать личную значимость учащихся в деле охраны природы | Я предлагаю отправиться еще в одно виртуальное путешествие, на этот раз сказочное. В чем мораль этой сказки? Чтобы Земля не потеряла способности поддерживать жизнь, необходимо сохранить все свойства земных оболочек, бережно относиться к природе. Мне хочется привести слова замечательного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, а значит, пересесть из него просто некуда. Вот почему, вот потому-то все жители планеты должны сообща спасать свой общий дом» Как вы можете поучаствовать в охране Мирового океана от загрязнения, ведь до ближайшего моря более 1000 километров ? Можете ли вы участвовать в охране атмосферы от загрязнения? Как защитить почву от овражной эрозии? Вывод: чтобы сохранить природу Земли, необходимо бережно относиться к своей стране, к малой родине. Я не просто так назвала ваши команды Земляне, Россияне и Калужане Охрана природы должна происходить на всех уровнях – глобальном общемировом, государственном – в каждой стране и местном – в каждом городе, поселке, деревне. Мне хочется верить, что вы теперь по-другому будете относиться к родной природе, к своей малой родине. Почему охранять природу важно для каждого человека (подростка или взрослого)? | Чтение интерактивной сказки «Приключения Росинки» Смотрите приложение №1 Ответы учащихся Охранять реки, так как они впадают в океан. Не бросать в реки мусор. Беречь и восстанавливать леса, сажать больше деревьев и кустарников ,сдавать макулатуру. Сохранять леса, высаживать кустарники по склонам оврагов. Ответы учащихся | Заранее подготовленное приложение №1в компьютере. Словесный метод Словесный метод Индивидуально Частично – поисковый метод | П.УУД Л.УУД Л.УУД Л.УУД Л.УУД Л.УУД П.УУД | |||||
VI Подведение итогов работы Домашнее задание | |||||||||
Совместно оценить деятельность учащихся на уроке | Оценка учителя Повторить материал темы «Земля» Творческое задание: сочинить песню, сказку, нарисовать плакат или рисунок по теме сегодняшнего урока «Уникальность планеты Земля» | Самооценка Взаимооценка | Оценочный метод | Р.УУД | |||||
VII Рефлексия | |||||||||
Оцените своё состояние после урока. Подчеркните. Закончите предложение На каком уровне знаний вы находитесь? | Интересно – не интересно Не волнуюсь – волнуюсь Не устал – устал Старался не старался Доволен собой – не доволен собой Я встретился с трудностями при…. - знаю и объясняю другому - знаю - сомневаюсь, что знаю - не знаю | Оценочный метод | Р.УУД |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.
Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...