РАБОЧАЯ ПРОГРАММА углубленного изучения курса по биологии «Биология в вопросах и ответах» для параллели 11 классов
рабочая программа по биологии (11 класс)
Программа данного курса предусматривает:
1. использование разнообразных наглядных материалов – видеофильмов, слайдовых презентаций, анимаций, web-сайтов, фотоизображений, таблиц и схем в цифровом формате, которые сопровождают теоретический материал и способствуют своевременному закреплению знаний;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_klass._programma_uglublennogo_izucheniya_kursa_biologiya_v_voprosah_i_otvetah.docx | 48.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Калачеевская средняя общеобразовательная школа №1
«Согласовано» Руководитель ШМО ___________/Шевцова С.Т/ ФИО Протокол заседания ШМО № 1 от «30» августа 2021г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ Калачеевская СОШ № 1 _____________/Комарова А.И/ ФИО «30» августа 2021 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ Калачеевская СОШ № 1 ____________________/Шевцова Н.Л/ ФИО Приказ №117 от «31» августа 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
углубленного изучения курса по биологии
«Биология в вопросах и ответах»
для параллели 11 классов
Объём программы: Срок реализации: Возраст обучающихся: | 34часа 1 год 11 класс |
Шевцова Светлана Тихоновна
учитель биологии, ВКК
2021 -2022 учебный год
Пояснительная записка
Программа курса по биологии «Биология в вопросах и ответах» предназначено для обучающихся 11 класса и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 1 год) и составлена на основе нормативных документов:
1.Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. N 413 г. Москва" Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования") с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г. на основе:
2. Примерной программы среднего общего образования по биологии для 10-11 классов;
3. Программы к комплекту учебников, созданных под руководством авторов Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак, под редакцией профессора В.В. Пасечника, издательства «Мнемозина»;
4. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях. Приказ МО и НРФ №254 от 20 мая 2020 года;
Программа данного курса предусматривает:
1. использование разнообразных наглядных материалов – видеофильмов, слайдовых презентаций, анимаций, web-сайтов, фотоизображений, таблиц и схем в цифровом формате, которые сопровождают теоретический материал и способствуют своевременному закреплению знаний;
2. использование теоретического материала в электронной форме, который соответствует кодификатору элементов содержания контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, что позволяет самостоятельно изучить материалы в случае пропуска занятий;
3. применение комплектов тестовых материалов и заданий, составленных по контрольно-измерительным материалам ЕГЭ по биологии 2021-2022г.г. и позволяющих проводить контроль и самоконтроль знаний по всем блокам содержания ЕГЭ.
4. дифференцированный подход к выпускникам при подготовке к ЕГЭ с учетом уровня их обучаемости, за счет повторения разделов биологии на базовом, повышенном и углубленном уровне.
Кроме того, при изучении курса используются задания, которые систематизированы по разделам, темам и типам, что позволяет эффективно контролировать степень усвоения как отдельных тем, так и всего курса в целом. Достаточно большое количество заданий части В и С с приведенными ответами способствует углублению знаний и расширению кругозора в области биологии.
Цели курса:
1. повышение качества биологического образования на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий.
2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностейв процессе работы с различными источниками информации, умений по выполнению типовых заданий, применяемых в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ;
3. воспитание культуры труда при работе с цифровыми образовательными ресурсами, позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;
Задачи курса:
1. повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса биологии с помощью различных цифровых образовательных ресурсов;
2. овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить и анализировать информацию о живых объектах;
3. формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности с цифровыми образовательными ресурсами;
4. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения биологии, в ходе работы с различными источниками информации;
5. развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования;
6. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
7. воспитание культуры труда при использовании компьютерных технологий, ответственного отношения к своему здоровью.
Ведущие методы:
1. словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия);
2. наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов, анимаций, 3D моделей, фотографий, таблиц, схем в цифровом формате);
3. частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);
4. практический (выполнение генетических задач, доказательство на основе опыта и др.).
Формы обучения:
1) коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);
2) групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах и т.п.);
3) индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др).
Изучение каждого раздела начинается с лекции, которая сопровождается демонстрацией наглядных материалов. Задания по изученной теме, решение генетических заданий выполняются в парах или в группах, затем, идет коллективное обсуждение. По результатам выполнения различных вариантов КИМов проводятся индивидуальные консультации.
Основные средства обучения:
1) электронные учебные пособия;
2) теоретические материалы в электронном и печатном формате;
3) презентации уроков;
4) видеофильмы, анимации, фотографии, таблицы, схемы в электронном формате;
5) предметныеweb-сайты по учебным темам;
6) различные варианты контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по биологии;
7) типовые тестовые задания ЕГЭ по всем разделам и темам;
8) другие наглядные материалы (влажные препараты, макеты, модели и муляжи, рельефные таблицы по биологии; коллекции насекомых, раковин моллюсков, семян и плодов; гербарные экземпляры растений, микропрепараты, модели-аппликации, комнатные растения и др.).
Формы контроля:
1) текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов, результатов выполнения домашних заданий);
2) тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования);
3) итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов КИМов)
1. Планируемые результаты обучения
В результате посещения занятий курса обучающийся должен:
Знать/понимать:
1. основные положения особенности строения бактериального, грибного, растительного и животного миров, особенности функционирования живых организмов, этапы развития живой природы, строение и физиологию человека;
2. строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов;
3. сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез);
4. современную биологическую терминологию и символику;
5. Алгоритмы решения задач на Едином Государственном экзамене по биологии
Уметь
1. объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;
2. устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
3. решать задачи разной сложности по биологии;
4. составлять схемы скрещивания, пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
5. описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;
6. выявлять приспособления у организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
7. исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
8. сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез, митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннееоплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
9. анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
10. осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях.
2. Содержание учебного курса
Название темы | Кол-во часов | Содержание по темам |
Биология как наука. Методы биологии, 1 час | 1 | Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов |
Признаки живых организмов, 2 часа | 1 | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Вирусы – неклеточные формы жизни |
1 | Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними | |
Система, многообразие и эволюция живой природы, 5 часов | 1 | Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека |
1 | Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности. Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности | |
1 | Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности | |
1 | Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности | |
1 | Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции | |
Человек и его здоровье, 11 часов | 1 | Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека |
1 | Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны | |
1 | Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении | |
1 | Дыхание. Система дыхания | |
1 | Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы | |
1 | Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины | |
1 | Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения | |
1 | Покровы тела и их функции | |
1 | Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение | |
1 | Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат | |
1 | Органы чувств, их роль в жизни человека | |
Решение биологических задач, 14 часов | 1 | Задачи на Менделя, где неизвестны родители/дети |
1 | Задачи на летальность | |
1 | Задачи на неполное доминирование | |
1 | Задачи на группы крови и резус фактор | |
1 | Кодоминирование в Х-хромосоме | |
1 | Задачи на крис-кросс (аутосомный признак +признак, сцепленный с полом) | |
1 | Задачи на Моргана без кроссинговера (полное сцепление) | |
1 | Задачи на Моргана без кроссинговера (неполное сцепление) | |
1 | Задачи на Моргана с кроссинговером, сцепление в Х-хромосоме | |
1 | Задачи на псевдоаутосомные области | |
1 | Задачи по биосинтезу белка | |
1 | Задачи по делению клеток | |
1 | Задачи по энергетическому обмену | |
1 | Задачи по циклам размножения растений | |
Закрепление | 1 | Обобщение знаний по курсу |
Учебно-тематическое планирование 11 класс
(1 час в неделю, всего 34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Форма проведения занятия | Формы контроля |
Тема № 1. Биология как наука. Методы биологии | |||
1. | Биология как наука. Методы изучения живых объектов | Занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный, решение тестовых задач |
Тема № 2. Признаки живых организмов | |||
2. | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. | Занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный, решение тестовых задач |
3. | Признаки организмов. | Занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный, решение тестовых задач |
Тема № 3. Система, многообразие и эволюция живой природы | |||
4 | Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и в жизни человека. | Занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный, решение тестовых задач |
5. | Грибы, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и в жизни человека.Лишайники. | Занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный, решение тестовых задач |
6. | Царство растений, основные признаки. Растительные ткани, их функции. Вегетативные и генеративные органы, их функции.
| Занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный, решение тестовых задач |
7. | Царство Животные, основные признаки, классификация. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности | Занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный, решение тестовых задач |
8. | Ароморфозы растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции | Занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный, решение тестовых задач |
Тема № 4. Человек и его здоровье | |||
9 | Место человека в органическом мире. | Занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный, решение тестовых задач |
10 | Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. | Занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный, решение тестовых задач |
11 | Система органов пищеварения | Занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный, решение тестовых задач |
12 | Дыхательная система. | Занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный, решение тестовых задач |
13 | Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Иммунитет. Системы органов кровообращения и лимфообращения. | Занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный, решение тестовых задач |
14 | Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. | Занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный, решение тестовых задач |
15 | Мочевыделительная системы. | Занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный, решение тестовых задач |
16 | Строение кожи. | Занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный, решение тестовых задач |
17 | Система органов размножения. | Занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный, решение тестовых задач |
18 | Опорно-двигательная система. | Занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный, решение тестовых задач |
19 | Анализаторы, их строение и функции. Высшая нервная деятельность (ВНД). Особенности психики человека. | Занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный, решение тестовых задач |
Тема № 4. Решение биологических задач | |||
20 | Задачи на Менделя, где неизвестны родители/дети | Занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный, решение задач |
21 | Задачи на летальность | Занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный, решение задач |
22 | Задачи на неполное доминирование | Занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный, решение задач |
23 | Задачи на группы крови и резус фактор | Занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный, решение задач |
24 | Кодоминирование в Х-хромосоме | Занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный, решение задач |
25 | Задачи на крис-кросс (аутосомный признак + признак, сцепленный с полом) | Занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный, решение задач |
26 | Задачи на Моргана без кроссинговера (полное сцепление) | Занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный, решение задач |
27 | Задачи на Моргана без кроссинговера (неполное сцепление) | Занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный, решение задач |
28 | Задачи на Моргана с кроссинговером, сцепление в Х-хромосоме | Занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный, решение задач |
29 | Задачи на псевдоаутосомные области | Занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный, решение задач |
30 | Задачи по биосинтезу белка | Занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный, решение задач |
31 | Задачи по делению клеток | Занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный, решение задач |
32 | Задачи по энергетическому обмену | Занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный, решение задач |
33 | Задачи по циклам размножения растений | Занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный, решение задач |
34 | Обобщающий урок по курсу | Подведение итогов |
Информационное обеспечение
Учебники для учащихся:
5 класс: Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. / Под ред. Пасечника В.В. Биология. Живые организмы. Растения. – М.: Мнемозина, 2021.
6 класс: Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. / Под ред. Пасечника В.В. Биология. Живые организмы. Растения. Бактерии. Грибы. – М.: Мнемозина, 2021.
7 класс: Суматохин С.В., Трайтак Д.И. Биология. Живые организмы. Животные. – М.: Мнемозина, 2021.
8 класс: Рохлов В.С., Трофимов С.Б. Биология. Человек и его здоровье. – М.: Мнемозина, 2021.
9 класс: Ефимова Т.М., Шубин А.О., Сухорукова Л.Н. Биология. Общие биологические закономерности. – М.: Мнемозина, 2021.
10 класс: Теремов А.В. Биология. Биологические системы и процессы. Углубленный уровень. 10 класс. - 12-е изд., стереотип. – М.:Мнемозина, 2021. – 399с.
11 класс. 1. Теремов А.В. Биология. Биологические системы и процессы. Углубленный уровень. 11 класс. - 12-е изд., стереотип. – М.:Мнемозина, 2021. – 400с.
Интернет-ресурсы
- http://www.eidos.ru – Эйдос-центр дистанционного образования
- http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии.
- http://www.5ballov.ru/test - тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии.
- http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология".
- http://ic.krasu.ru/pages/test/005.html -тесты по биологии.
- http://www.kokch.kts.ru/cdo/ - тестирование On-line по биологии для учащихся 5-11классов.
- https://yandex.ru/search/?text=%D1%80%D0%B5%D1%88%D1%83+%D0%B5%D0%B3%D1%8D+%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F+2022&lr=193 – Решу ЕГЭ по биологии
- https://yandex.ru/search/?text=%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D1%8B%D0%B9+%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA+%D1%84%D0%B8%D0%BF%D0%B8+%D0%B5%D0%B3%D1%8D+%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F&lr=193 – открытый банк ФИПИ
- Другие интернет- ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса по биологии « Биология в вопросах и ответах » для 9 классов
Цель курса факультатива заключается в том, чтобы помочь учащимся разобраться в наиболее сложных для понимания вопросах биологии, испытать себя в решении тестовых заданий инаилучшим образом подгот...
Рабочая программа углубленного изучения информатики«Формула двоичного кода»
Рабочая программа углубленного преподавания информатики и программирования дл я 3-11 класса...
Рабочая программа углубленного изучения математики, 5-9 класс
Рабочая программа углубленного изучения математики, 5-9 класс...
Рабочая программа «Углубленное изучение английского языка» 5 класс
laquo;Углубленное изучение английского языка» 5 класс...
Рабочая программа "Углубленное изучение русского языка"
Программа русского языка для 10 класса направлена на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями обустройстве русского языка и особенностях его употребления в разных у...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА углубленного изучения курса по биологии «Биология в вопросах и ответах»
Углубленное изучение курса по биологии «Биология в вопросах и ответах» предназначено для обучающихся 9 класса и рассчитан на 34 часа (1 час...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА углубленного изучения курса по биологии «Биология в вопросах и ответах» для параллели 9 классов
Программа данного курса предусматривает:1. использование разнообразных наглядных материалов – видеофильмов, слайдовых презентаций, анимаций, web-сайтов, фотоизображений, таблиц...