РАБОЧАЯ ПРОГРАММА углубленного изучения курса по биологии «Биология в вопросах и ответах» для параллели 11 классов
рабочая программа по биологии (11 класс)

Программа данного   курса предусматривает:

1. использование разнообразных наглядных  материалов – видеофильмов, слайдовых презентаций, анимаций, web-сайтов, фотоизображений, таблиц и схем в цифровом формате, которые   сопровождают теоретический материал и способствуют  своевременному  закреплению знаний;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Калачеевская средняя общеобразовательная школа №1

«Согласовано»

Руководитель ШМО  ___________/Шевцова С.Т/

ФИО

Протокол заседания ШМО

№ 1  от «30» августа 2021г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ Калачеевская   СОШ № 1

_____________/Комарова А.И/

ФИО

«30» августа 2021 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ Калачеевская

СОШ № 1

____________________/Шевцова Н.Л/

ФИО

Приказ №117   от «31» августа  2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

углубленного изучения   курса  по биологии 

«Биология в вопросах  и ответах»  

для параллели 11  классов

Объём программы:    

Срок реализации:      

Возраст обучающихся:

34часа

  1 год

 11 класс

Шевцова Светлана Тихоновна

учитель биологии, ВКК

        

        

2021 -2022 учебный год

Пояснительная записка

                           

Программа    курса  по биологии «Биология в вопросах  и ответах»  предназначено  для обучающихся  11 класса и рассчитана на 34 часа (1 час  в неделю, 1 год) и  составлена на основе нормативных документов:

          1.Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. N 413 г. Москва" Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования") с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г. на основе:

2. Примерной программы среднего общего образования по биологии для 10-11 классов;

        3. Программы к комплекту учебников, созданных под руководством авторов Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак, под редакцией профессора В.В. Пасечника, издательства «Мнемозина»;

4. Федерального  перечня  учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях. Приказ МО и НРФ  №254 от 20 мая 2020 года; 

Программа данного   курса предусматривает:

1. использование разнообразных наглядных  материалов – видеофильмов, слайдовых презентаций, анимаций, web-сайтов, фотоизображений, таблиц и схем в цифровом формате, которые   сопровождают теоретический материал и способствуют  своевременному  закреплению знаний;

2. использование теоретического материала в электронной форме, который   соответствует кодификатору элементов содержания контрольно-измерительных материалов  ЕГЭ, что позволяет  самостоятельно изучить  материалы в случае пропуска занятий;

3. применение комплектов тестовых материалов и заданий, составленных по  контрольно-измерительным материалам  ЕГЭ по биологии 2021-2022г.г.   и позволяющих   проводить контроль и самоконтроль знаний по всем блокам содержания  ЕГЭ.

4.  дифференцированный подход к выпускникам при  подготовке к ЕГЭ  с учетом уровня их обучаемости,  за счет повторения  разделов биологии  на базовом, повышенном и углубленном уровне.

Кроме того, при изучении курса используются задания, которые систематизированы по разделам, темам и типам, что позволяет эффективно контролировать степень усвоения как отдельных тем, так и всего курса в целом. Достаточно большое количество заданий части В и С с приведенными  ответами способствует углублению знаний  и расширению кругозора в области биологии.

Цели курса:

1. повышение качества  биологического образования   на основе  применения современных информационно-коммуникационных технологий.

2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностейв процессе  работы с различными источниками информации, умений  по выполнению   типовых заданий, применяемых  в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ;

3. воспитание  культуры труда при работе с  цифровыми образовательными ресурсами, позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;

Задачи курса:

1. повторение, закрепление  и углубление знаний по основным разделам школьного  курса биологии с помощью различных цифровых образовательных ресурсов;

2. овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить и анализировать информацию о живых объектах;

3. формирование умения   осуществлять    разнообразные виды самостоятельной деятельности с  цифровыми  образовательными  ресурсами;

4. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения биологии, в ходе работы  с различными источниками информации;

5. развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью  различных форм тестирования;

6. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

7. воспитание   культуры  труда    при использовании компьютерных технологий, ответственного  отношения  к своему здоровью.

Ведущие методы:   

1. словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия);

2. наглядный (демонстрация   натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов,  анимаций, 3D моделей, фотографий, таблиц, схем в цифровом формате);

3. частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);

4. практический (выполнение  генетических задач, доказательство на основе опыта и др.).

Формы обучения:

1)  коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);

2) групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в  парах  и т.п.);

3) индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др).

Изучение  каждого раздела начинается с лекции, которая сопровождается демонстрацией наглядных материалов.  Задания  по изученной теме, решение генетических заданий  выполняются в парах или в группах, затем, идет коллективное обсуждение. По результатам  выполнения различных вариантов КИМов проводятся индивидуальные консультации.

Основные средства  обучения: 

1) электронные учебные пособия;

2) теоретические материалы  в электронном и печатном формате;

3) презентации   уроков;

4) видеофильмы, анимации,  фотографии, таблицы, схемы в  электронном формате;

5) предметныеweb-сайты по учебным темам;

6) различные варианты контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по биологии;

7) типовые  тестовые задания  ЕГЭ  по всем  разделам и темам;

8) другие наглядные материалы (влажные препараты, макеты, модели и муляжи, рельефные таблицы по биологии; коллекции насекомых, раковин моллюсков, семян и плодов; гербарные экземпляры растений, микропрепараты, модели-аппликации, комнатные растения и др.).

Формы контроля:

1) текущий контроль (оценка  активности при обсуждении  проблемных вопросов, результатов выполнения   домашних заданий);

2)  тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования);

3)  итоговый контроль (оценка   результатов выполнения различных вариантов  КИМов)

 

1. Планируемые результаты обучения

В результате посещения занятий  курса обучающийся должен:

Знать/понимать:

1.  основные положения особенности строения бактериального, грибного, растительного и животного миров, особенности функционирования живых организмов, этапы развития живой природы, строение и физиологию человека;

2. строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов;

3. сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез);

4. современную биологическую терминологию и символику; 

5. Алгоритмы решения задач на Едином Государственном экзамене по биологии


                       
Уметь

1. объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой  природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;

2. устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

3.  решать задачи разной сложности по биологии;

4. составлять схемы скрещивания, пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

5. описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;

6. выявлять приспособления у организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

7. исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);

8. сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез, митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннееоплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

9.  анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

10.  осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях.

2.  Содержание учебного курса

Название темы

Кол-во часов

Содержание по темам

Биология как наука. Методы биологии,

1 час

1

Роль биологии в формировании современной

естественнонаучной картины мира, в практической

деятельности людей. Методы изучения живых объектов.

Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов

Признаки живых организмов,

2 часа

1

Клеточное строение организмов как доказательство их

родства, единства живой природы. Гены и хромосомы.

Нарушения в строении и функционировании клеток –

одна из причин заболеваний организмов. Вирусы – неклеточные формы жизни

1

Признаки организмов. Наследственность и изменчивость –

свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов.

Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними

Система, многообразие и эволюция живой природы,

5 часов

1

Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни

человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека

1

Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека

и собственной деятельности. Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности

1

Царство Растения. Роль растений в природе, жизни     человека и собственной деятельности

1

Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности

1

Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин –

основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции

Человек и его здоровье,

11 часов

1

Сходство человека с животными и отличие от них.

Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека

1

Нейро-гуморальная регуляция процессов

жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны

1

Питание. Система пищеварения. Роль ферментов

в пищеварении

1

Дыхание. Система дыхания

1

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая

жидкость. Группы крови. Иммунитет. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая

системы

1

Обмен веществ и превращение энергии в организме

человека. Витамины

1

Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения

1

Покровы тела и их функции

1

Размножение и развитие организма человека.

Наследование признаков у человека. Наследственные

болезни, их причины и предупреждение

1

Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат

1

Органы чувств, их роль в жизни человека

Решение биологических  задач,

14 часов

1

Задачи на Менделя, где неизвестны родители/дети

1

Задачи на летальность

1

Задачи на неполное доминирование

1

Задачи на группы крови и резус фактор

1

Кодоминирование в Х-хромосоме

1

Задачи на крис-кросс (аутосомный признак +признак, сцепленный с полом)

1

Задачи на Моргана без кроссинговера (полное сцепление)

1

Задачи на Моргана без кроссинговера (неполное сцепление)

1

Задачи на Моргана с кроссинговером, сцепление в Х-хромосоме

1

Задачи на псевдоаутосомные области

1

Задачи по биосинтезу белка

1

Задачи по делению клеток

1

Задачи по энергетическому обмену

1

Задачи по циклам размножения растений

Закрепление

1

Обобщение знаний по курсу

Учебно-тематическое планирование 11 класс

(1 час в неделю, всего 34 часа)

№ п/п

Тема занятия

Форма проведения занятия

Формы контроля

Тема № 1. Биология как наука. Методы биологии

1.

Биология как наука. Методы изучения живых объектов

Занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный, решение тестовых задач

Тема  № 2.  Признаки живых организмов

2.

Клеточное строение организмов как доказательство их

родства, единства живой природы.

Занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный, решение тестовых задач

3.

Признаки организмов.

Занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный, решение тестовых задач

Тема  № 3.  Система, многообразие и эволюция живой природы

4

Бактерии,  особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и в жизни человека.

Занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный, решение тестовых задач

5.

Грибы,  особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и в жизни человека.Лишайники.

Занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный, решение тестовых задач

6.

Царство растений, основные признаки. Растительные ткани, их функции. Вегетативные и генеративные органы, их функции.

 

Занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный, решение тестовых задач

7.

Царство Животные, основные признаки, классификация. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности

Занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный, решение тестовых задач

8.

Ароморфозы  растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции

Занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный, решение тестовых задач

Тема  № 4.  Человек и его здоровье

9

Место человека в органическом мире.

Занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный, решение тестовых задач

10

Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.

Занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный, решение тестовых задач

11

Система  органов пищеварения

Занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный, решение тестовых задач

12

Дыхательная система.

Занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный, решение тестовых задач

13

Внутренняя среда организма человека. Группы крови.  Иммунитет.  Системы  органов кровообращения и лимфообращения.

Занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный, решение тестовых задач

14

Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.

Занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный, решение тестовых задач

15

Мочевыделительная системы.

Занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный, решение тестовых задач

16

Строение кожи.

Занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный, решение тестовых задач

17

Система органов размножения.

Занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный, решение тестовых задач

18

 Опорно-двигательная система.  

Занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный, решение тестовых задач

19

Анализаторы,  их строение и функции. Высшая нервная деятельность (ВНД). Особенности психики человека.

Занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный, решение тестовых задач

Тема  № 4.  Решение биологических  задач

20

Задачи на Менделя, где неизвестны родители/дети

Занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный, решение  задач

21

Задачи на летальность

Занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный, решение  задач

22

Задачи на неполное доминирование

Занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный, решение  задач

23

Задачи на группы крови и резус фактор

Занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный, решение  задач

24

Кодоминирование в Х-хромосоме

Занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный, решение  задач

25

Задачи на крис-кросс (аутосомный признак + признак, сцепленный с полом)

Занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный, решение  задач

26

Задачи на Моргана без кроссинговера (полное сцепление)

Занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный, решение  задач

27

Задачи на Моргана без кроссинговера (неполное сцепление)

Занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный, решение  задач

28

Задачи на Моргана с кроссинговером, сцепление в Х-хромосоме

Занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный, решение  задач

29

Задачи на псевдоаутосомные области

Занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный, решение  задач

30

Задачи по биосинтезу белка

Занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный, решение  задач

31

Задачи по делению клеток

Занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный, решение  задач

32

Задачи по энергетическому обмену

Занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный, решение  задач

33

Задачи по циклам размножения растений

Занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный, решение  задач

34

Обобщающий урок по курсу

Подведение итогов

Информационное обеспечение

Учебники для учащихся:

5 класс:  Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. / Под ред. Пасечника В.В. Биология. Живые организмы. Растения. – М.: Мнемозина, 2021.

6 класс: Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. / Под ред. Пасечника В.В. Биология. Живые организмы. Растения. Бактерии. Грибы. – М.: Мнемозина, 2021.

         7 класс:  Суматохин С.В., Трайтак Д.И. Биология. Живые организмы. Животные. – М.: Мнемозина, 2021.

8 класс: Рохлов В.С., Трофимов С.Б. Биология. Человек и его здоровье. – М.: Мнемозина, 2021.

9 класс: Ефимова Т.М., Шубин А.О., Сухорукова Л.Н. Биология. Общие биологические закономерности. – М.: Мнемозина, 2021.

10 класс: Теремов А.В. Биология. Биологические системы и процессы.  Углубленный уровень. 10 класс. -  12-е изд., стереотип. – М.:Мнемозина, 2021. – 399с.

11 класс. 1. Теремов А.В. Биология. Биологические системы и процессы.  Углубленный уровень. 11 класс. -  12-е изд., стереотип. – М.:Мнемозина, 2021. – 400с.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.eidos.ru – Эйдос-центр дистанционного образования
  2. http://school-collection.edu.ru/catalog/search  - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  3. http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии.
  4. http://www.5ballov.ru/test - тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии.
  5. http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология".
  6. http://ic.krasu.ru/pages/test/005.html -тесты по биологии.
  7. http://www.kokch.kts.ru/cdo/ - тестирование On-line по биологии для учащихся 5-11классов.
  8. https://yandex.ru/search/?text=%D1%80%D0%B5%D1%88%D1%83+%D0%B5%D0%B3%D1%8D+%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F+2022&lr=193 – Решу ЕГЭ по биологии
  9. https://yandex.ru/search/?text=%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D1%8B%D0%B9+%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA+%D1%84%D0%B8%D0%BF%D0%B8+%D0%B5%D0%B3%D1%8D+%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F&lr=193 – открытый банк ФИПИ
  10. Другие интернет- ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса по биологии « Биология в вопросах и ответах » для 9 классов

Цель курса факультатива заключается в том, чтобы помочь учащимся разобраться в наиболее сложных для понимания вопросах биологии, испытать себя в решении тестовых заданий инаилучшим образом подгот...

Рабочая программа углубленного изучения информатики «Формула двоичного кода»

Рабочая программа углубленного преподавания информатики и программирования дл я 3-11 класса...

Рабочая программа углубленного изучения математики, 5-9 класс

Рабочая программа углубленного изучения математики,  5-9 класс...

Рабочая программа «Углубленное изучение английского языка» 5 класс

laquo;Углубленное изучение английского языка» 5  класс...

Рабочая программа "Углубленное изучение русского языка"

Программа русского языка для 10 класса направлена на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями обустройстве русского языка и особенностях его употребления в разных у...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА углубленного изучения курса по биологии «Биология в вопросах и ответах»

Углубленное  изучение   курса  по биологии «Биология в вопросах  и ответах»  предназначено  для обучающихся  9 класса и рассчитан на 34 часа (1 час...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА углубленного изучения курса по биологии «Биология в вопросах и ответах» для параллели 9 классов

Программа данного   курса предусматривает:1. использование разнообразных наглядных  материалов – видеофильмов, слайдовых презентаций, анимаций, web-сайтов, фотоизображений, таблиц...