РАБОЧАЯ ПРОГРАММА углубленного изучения курса по биологии «Биология в вопросах и ответах»
рабочая программа по биологии (9 класс)

Углубленное  изучение   курса  по биологии «Биология в вопросах  и ответах» 

предназначено  для обучающихся  9 класса и рассчитан на 34 часа (1 час  в неделю).         Программа данного   курса рассчитана на один год  обучения в 9   классе и имеет ряд особенностей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Калачеевская средняя общеобразовательная школа №1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

углубленного изучения   курса  по биологии 

«Биология в вопросах  и ответах»  

для параллели 9  классов

Шевцова Светлана Тихоновна

учитель биологии, ВКК

        

2020-2021 учебный год

 Углубленное  изучение   курса  по биологии «Биология в вопросах  и ответах»  

предназначено  для обучающихся  9 класса и рассчитан на 34 часа (1 час  в неделю).          Программа данного   курса рассчитана на один год  обучения в 9   классе и имеет ряд особенностей. Она предусматривает:

1)  использование разнообразных наглядных  материалов – видеофильмов, слайдовых презентаций, анимаций, web-сайтов, фотоизображений, таблиц и схем в цифровом формате, которые   сопровождают теоретический материал и способствуют  своевременному  закреплению знаний;

2) использование теоретического материала в электронной форме, который   соответствует кодификатору элементов содержания контрольно-измерительных материалов  ОГЭ, что позволяет  самостоятельно изучить  материалы в случае пропуска занятий;

3) применение комплектов тестовых материалов и заданий, составленных по  контрольно-измерительным материалам  ОГЭ по биологии 2018-2019г.г.   и позволяющих   проводить контроль и самоконтроль знаний по всем блокам содержания  ОГЭ.

4)  дифференцированный подход к выпускникам при  подготовке к ОГЭ  с учетом уровня их обучаемости,  за счет повторения  разделов биологии  на базовом, повышенном и углубленном уровне.

Кроме того, при изучении курса используются задания, которые систематизированы по разделам, темам и типам, что позволяет эффективно контролировать степень усвоения как отдельных тем, так и всего курса в целом. Достаточно большое количество заданий части В и С с приведенными  ответами способствует углублению знаний  и расширению кругозора в области биологии.

Цели курса:

1.      повышение качества  биологического образования   на основе  применения современных информационно-коммуникационных технологий.

2.      развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностейв процессе  работы с различными источниками информации, умений  по выполнению   типовых заданий, применяемых  в контрольно-измерительных материалах ОГЭ;

3.      воспитание  культуры труда при работе с  цифровыми образовательными ресурсами, позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;

Задачи курса:

1)  повторение, закрепление  и углубление знаний по основным разделам школьного  курса биологии с помощью различных цифровых образовательных ресурсов;

2)  овладение умениямиобосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить и анализировать информацию о живых объектах;

3)  формирование умения   осуществлять    разнообразные виды самостоятельной деятельности с  цифровыми  образовательными  ресурсами;

4)  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения биологии, в ходе работы  с различными источниками информации;

5)   развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью  различных форм тестирования;

6) использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизнидляоценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

7)  воспитание   культуры  труда    при использовании компьютерных технологий, ответственного  отношения  к своему здоровью.

Ведущие методы:   

1)   словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия);

2) наглядный (демонстрация   натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов,  анимаций, 3D моделей, фотографий, таблиц, схем в цифровом формате);

3)   частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);

4)   практический (выполнение  генетических задач, доказательство на основе опыта и др.).

Формы обучения:

1) коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);

2) групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в  парах  и т.п.);

3) индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др).

Изучение  каждого раздела начинается с лекции, которая сопровождается демонстрацией наглядных материалов. В конце  раздела сначала индивидуально выполняются тесты, аналогичные  части А. Задания части В и С по изученной теме выполняются в парах или в группах, затем, идет коллективное обсуждение. По результатам  выполнения различных вариантов КИМов проводятся индивидуальные консультации.

Основные средства  обучения: 

1) электронные учебные пособия;

2) теоретические материалы  в электронном и печатном формате;

3) презентации   уроков;

4) видеофильмы, анимации,  фотографии, таблицы, схемы в  электронном формате;

5) предметныеweb-сайты по учебным темам;

6) различные варианты контрольно-измерительных материалов ОГЭ по биологии;

7) типовые  тестовые задания  ОГЭ  по всем  разделам и темам;

8) другие наглядные материалы (влажные препараты, макеты, модели и муляжи, рельефные таблицы по биологии; коллекции насекомых, раковин моллюсков, семян и плодов; гербарные экземпляры растений, микропрепараты, модели-аппликации, комнатные растения и др.).

Формы контроля:

1) текущий контроль (оценка  активности при обсуждении  проблемных вопросов, результатов выполнения   домашних заданий);

2)  тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования);

3)  итоговый контроль (оценка   результатов выполнения различных вариантов  КИМов)

 

1. Планируемые результаты обучения

В результате посещения занятий  курса обучающийся должен:

Знать/понимать:

1) основные положения особенности строения растительного и животного мира, особенности функционирования живых организмов, этапы развития живой природы, строение и физиологию человека;

2) строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов;

3) сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез);

3) современную биологическую терминологию и символику;


                       
Уметь

1) объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой  природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;

2) устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

3) решать задачи разной сложности по биологии;

4) составлять схемы скрещивания, пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

5) описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;

6) выявлять приспособления у организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

7)  исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);

8) сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез, митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннееоплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

9) анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

10) осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;

2.  Содержание учебного курса

Название темы

Кол-во часов

Содержание по темам

Биология как наука. Методы биологии

1

Роль биологии в формировании современной

естественнонаучной картины мира, в практической

деятельности людей. Методы изучения живых объектов.

Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов

Признаки живых организмов

1

Клеточное строение организмов как доказательство их

родства, единства живой природы. Гены и хромосомы.

Нарушения в строении и функционировании клеток –

одна из причин заболеваний организмов. Вирусы – неклеточные формы жизни

1

Признаки организмов. Наследственность и изменчивость –

свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов.

Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними

Система, многообразие и эволюция живой природы

1

Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни

человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека

1

Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека

и собственной деятельности. Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности

1

Царство Растения. Роль растений в природе, жизни     человека и собственной деятельности

1

Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности

1

Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин –

основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции

Человек и его здоровье

1

Сходство человека с животными и отличие от них.

Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека

1

Нейро-гуморальная регуляция процессов

жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны

1

Питание. Система пищеварения. Роль ферментов

в пищеварении

1

Дыхание. Система дыхания

1

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая

жидкость. Группы крови. Иммунитет

1

Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая

системы

1

Обмен веществ и превращение энергии в организме

человека. Витамины

1

Выделение продуктов жизнедеятельности. Системавыделения

1

Покровы тела и их функции

1

Размножение и развитие организма человека.

Наследование признаков у человека. Наследственные

болезни, их причины и предупреждение

1

Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат

1

Органы чувств, их роль в жизни человека

1

Психология и поведение человека. Высшая нервная

деятельность. Условные и безусловные рефлексы, их

биологическое значение. Познавательная деятельность

мозга. Сон, его значение.

1

Биологическая природа и социальная сущность человека.

Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление.

Особенности психики человека: осмысленность

восприятия, словесно-логическое мышление,

способность к накоплению и передаче из поколения

в поколение информации. Значение интеллектуальных,

творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы

деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека

1

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил

здорового образа жизни. Переливание крови.

Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами,

ногтями. Укрепление здоровья: закаливание,

двигательная активность, сбалансированное питание,

рациональная организация труда и отдыха, чистый

воздух. Факторы риска: несбалансированное питание,

гиподинамия, курение, употребление алкоголя

и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др.

Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ-

инфекция и другие инфекционные заболевания

(кишечные, мочеполовые, органов дыхания).

Предупреждение инфекционных заболеваний.

Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми

растениями и грибами; заболеваний, вызываемых

паразитическими животными и животными –

переносчиками возбудителей болезней; травматизма;

ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха

1

Приемы оказания первой доврачебной помощи: при

отравлении некачественными продуктами, ядовитыми

грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

1

Влияние экологических факторов на организмы.

Приспособления организмов к различным экологическим

факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов

(конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

Сезонные изменения в живой природе

1

Экосистемная организация живой природы. Роль

производителей, потребителей и разрушителей

органических веществ в экосистемах и круговороте

веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи

питания. Особенности агроэкосистем.

1

Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека

в биосфере. Экологические проблемы, их влияние

на собственную жизнь и жизнь других людей.

Последствия деятельности человека в экосистемах,

влияние собственных поступков на живые организмы

и экосистемы

Учебно-тематическое планирование 9 класс

(1 час в неделю, всего 34 часа)

№ п/п

Тема занятия

Форма проведения занятия

Формы контроля

Раздел № 1. Система и многообразие организмов (21 час)

1.          

Систематика. Основные систематические группы живых организмов.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

-

 

2

Бактерии,  особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и в жизни человека.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный, решение тестовых задач

2          

Грибы,  особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и в жизни человека.Лишайники.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Тематический  индивидуальный

решение тестовых задач

3          

Царство растений, основные признаки. Растительные ткани, их функции. Вегетативные и генеративные органы, их функции.

 

 Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный

решение тестовых задач

4          

Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его целостность.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный

решение тестовых задач

5          

Классификация растений.

Водоросли, их признаки, роль в природе и в жизни человека.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный

решение тестовых задач

6          

Мхи, папоротниковидные, их признаки, роль в природе и в жизни человека.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный

решение тестовых задач

7          

Голосеменные  растения, их признаки, роль в природе и в жизни человека.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный

решение тестовых задач

8.          

Покрытосеменные растения. Однодольные  и Двудольные растения, их признаки. Основные семейства Однодольных и Двудольных. Значение покрытосеменных  растений  в природе и в жизни человека.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный

решение тестовых задач

9          

Царство Животные, основные признаки, классификация. Одноклеточные животные.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный

решение тестовых задач

10          

Характеристика основных типов беспозвоночных и  классов Членистоногих. Губки.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный

решение тестовых задач

11          

Характеристика основных типов беспозвоночных и  классов Членистоногих. Кишечнополостные.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный

решение тестовых задач

12          

Характеристика основных типов беспозвоночных и  классов Членистоногих. Черви.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный

решение тестовых задач

13          

Характеристика основных типов беспозвоночных и  классов Членистоногих. Моллюски.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный

решение тестовых задач

14          

Характеристика основных типов беспозвоночных и  классов Членистоногих. Членистоногие.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный

решение тестовых задач

15          

Характеристика основных типов беспозвоночных и  классов Членистоногих. Иглокожие.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный

решение тестовых задач

16.          

Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых  в природе и жизни человека. Рыбы.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный

решение тестовых задач

17.          

Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых  в природе и жизни человека. Земноводные.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный

решение тестовых задач

18.          

Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых  в природе и жизни человека. Пресмыкающиеся.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный

решение тестовых задач

19.          

Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых  в природе и жизни человека. Птицы.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный

решение тестовых задач

20.          

Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых  в природе и жизни человека. Млекопитающие.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный

решение тестовых задач

21.          

Эволюция  строения и функций органов и систем органов у животных.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный

решение тестовых задач

Раздел №2. Организм человека и его здоровье (7 часов)

22.          

Место человека в органическом мире.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

-

23.          

Дыхательная система.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный

решение тестовых задач

24.          

Внутренняя среда организма человека. Группы крови.  Иммунитет.  Системы  органов кровообращения и лимфообращения.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный

решение тестовых задач

25.          

Система  органов пищеварения Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный

решение тестовых задач

26.          

Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный

решение тестовых задач

27.          

Анализаторы,

их строение и функции.

 Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный

решение тестовых задач

28.          

Высшая нервная деятельность (ВНД). Особенности психики человека.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя

Текущий индивидуальный

решение тестовых задач

29.          

Мочевыделительная системы, система органов размножения. Строение кожи.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

решение тестовых задач

30.          

Строение кожи.

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный

решение тестовых задач

31.          

Ткани их строение и функции..  

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный

решение тестовых задач

32.          

 Опорно-двигательная система.  

Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя.

Текущий индивидуальный

решение тестовых задач

Раздел № Работа с контрольно-измерительными заданиями

33- 34.          

Тренировочные тестирования.

Работа с контрольно-измерительными материалами и тренировочными заданиями.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса по биологии « Биология в вопросах и ответах » для 9 классов

Цель курса факультатива заключается в том, чтобы помочь учащимся разобраться в наиболее сложных для понимания вопросах биологии, испытать себя в решении тестовых заданий инаилучшим образом подгот...

Рабочая программа углубленного изучения информатики «Формула двоичного кода»

Рабочая программа углубленного преподавания информатики и программирования дл я 3-11 класса...

Рабочая программа углубленного изучения математики, 5-9 класс

Рабочая программа углубленного изучения математики,  5-9 класс...

Рабочая программа «Углубленное изучение английского языка» 5 класс

laquo;Углубленное изучение английского языка» 5  класс...

Рабочая программа "Углубленное изучение русского языка"

Программа русского языка для 10 класса направлена на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями обустройстве русского языка и особенностях его употребления в разных у...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА углубленного изучения курса по биологии «Биология в вопросах и ответах» для параллели 9 классов

Программа данного   курса предусматривает:1. использование разнообразных наглядных  материалов – видеофильмов, слайдовых презентаций, анимаций, web-сайтов, фотоизображений, таблиц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА углубленного изучения курса по биологии «Биология в вопросах и ответах» для параллели 11 классов

Программа данного   курса предусматривает:1. использование разнообразных наглядных  материалов – видеофильмов, слайдовых презентаций, анимаций, web-сайтов, фотоизображений, таблиц...