РАБОЧАЯ ПРОГРАММА углубленного изучения курса по биологии «Биология в вопросах и ответах»
рабочая программа по биологии (9 класс)
Углубленное изучение курса по биологии «Биология в вопросах и ответах»
предназначено для обучающихся 9 класса и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Программа данного курса рассчитана на один год обучения в 9 классе и имеет ряд особенностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_uglublennogo_izucheniya_kursa_biologiya_v_voprosah_i_otvetah.docx | 42.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Калачеевская средняя общеобразовательная школа №1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
углубленного изучения курса по биологии
«Биология в вопросах и ответах»
для параллели 9 классов
Шевцова Светлана Тихоновна
учитель биологии, ВКК
2020-2021 учебный год
Углубленное изучение курса по биологии «Биология в вопросах и ответах»
предназначено для обучающихся 9 класса и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Программа данного курса рассчитана на один год обучения в 9 классе и имеет ряд особенностей. Она предусматривает:
1) использование разнообразных наглядных материалов – видеофильмов, слайдовых презентаций, анимаций, web-сайтов, фотоизображений, таблиц и схем в цифровом формате, которые сопровождают теоретический материал и способствуют своевременному закреплению знаний;
2) использование теоретического материала в электронной форме, который соответствует кодификатору элементов содержания контрольно-измерительных материалов ОГЭ, что позволяет самостоятельно изучить материалы в случае пропуска занятий;
3) применение комплектов тестовых материалов и заданий, составленных по контрольно-измерительным материалам ОГЭ по биологии 2018-2019г.г. и позволяющих проводить контроль и самоконтроль знаний по всем блокам содержания ОГЭ.
4) дифференцированный подход к выпускникам при подготовке к ОГЭ с учетом уровня их обучаемости, за счет повторения разделов биологии на базовом, повышенном и углубленном уровне.
Кроме того, при изучении курса используются задания, которые систематизированы по разделам, темам и типам, что позволяет эффективно контролировать степень усвоения как отдельных тем, так и всего курса в целом. Достаточно большое количество заданий части В и С с приведенными ответами способствует углублению знаний и расширению кругозора в области биологии.
Цели курса:
1. повышение качества биологического образования на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий.
2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностейв процессе работы с различными источниками информации, умений по выполнению типовых заданий, применяемых в контрольно-измерительных материалах ОГЭ;
3. воспитание культуры труда при работе с цифровыми образовательными ресурсами, позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;
Задачи курса:
1) повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса биологии с помощью различных цифровых образовательных ресурсов;
2) овладение умениямиобосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить и анализировать информацию о живых объектах;
3) формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности с цифровыми образовательными ресурсами;
4) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения биологии, в ходе работы с различными источниками информации;
5) развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования;
6) использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизнидляоценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
7) воспитание культуры труда при использовании компьютерных технологий, ответственного отношения к своему здоровью.
Ведущие методы:
1) словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия);
2) наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов, анимаций, 3D моделей, фотографий, таблиц, схем в цифровом формате);
3) частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);
4) практический (выполнение генетических задач, доказательство на основе опыта и др.).
Формы обучения:
1) коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);
2) групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах и т.п.);
3) индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др).
Изучение каждого раздела начинается с лекции, которая сопровождается демонстрацией наглядных материалов. В конце раздела сначала индивидуально выполняются тесты, аналогичные части А. Задания части В и С по изученной теме выполняются в парах или в группах, затем, идет коллективное обсуждение. По результатам выполнения различных вариантов КИМов проводятся индивидуальные консультации.
Основные средства обучения:
1) электронные учебные пособия;
2) теоретические материалы в электронном и печатном формате;
3) презентации уроков;
4) видеофильмы, анимации, фотографии, таблицы, схемы в электронном формате;
5) предметныеweb-сайты по учебным темам;
6) различные варианты контрольно-измерительных материалов ОГЭ по биологии;
7) типовые тестовые задания ОГЭ по всем разделам и темам;
8) другие наглядные материалы (влажные препараты, макеты, модели и муляжи, рельефные таблицы по биологии; коллекции насекомых, раковин моллюсков, семян и плодов; гербарные экземпляры растений, микропрепараты, модели-аппликации, комнатные растения и др.).
Формы контроля:
1) текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов, результатов выполнения домашних заданий);
2) тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования);
3) итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов КИМов)
1. Планируемые результаты обучения
В результате посещения занятий курса обучающийся должен:
Знать/понимать:
1) основные положения особенности строения растительного и животного мира, особенности функционирования живых организмов, этапы развития живой природы, строение и физиологию человека;
2) строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов;
3) сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез);
3) современную биологическую терминологию и символику;
Уметь
1) объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;
2) устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
3) решать задачи разной сложности по биологии;
4) составлять схемы скрещивания, пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
5) описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;
6) выявлять приспособления у организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
7) исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
8) сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез, митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннееоплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
9) анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
10) осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;
2. Содержание учебного курса
Название темы | Кол-во часов | Содержание по темам |
Биология как наука. Методы биологии | 1 | Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов |
Признаки живых организмов | 1 | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Вирусы – неклеточные формы жизни |
1 | Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними | |
Система, многообразие и эволюция живой природы | 1 | Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека |
1 | Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности. Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности | |
1 | Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности | |
1 | Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности | |
1 | Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции | |
Человек и его здоровье | 1 | Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека |
1 | Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны | |
1 | Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении | |
1 | Дыхание. Система дыхания | |
1 | Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет | |
1 | Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы | |
1 | Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины | |
1 | Выделение продуктов жизнедеятельности. Системавыделения | |
1 | Покровы тела и их функции | |
1 | Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение | |
1 | Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат | |
1 | Органы чувств, их роль в жизни человека | |
1 | Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. | |
1 | Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека | |
1 | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ- инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными – переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха | |
1 | Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения | |
Взаимосвязи организмов и окружающей среды | 1 | Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе |
1 | Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем. | |
1 | Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы |
Учебно-тематическое планирование 9 класс
(1 час в неделю, всего 34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Форма проведения занятия | Формы контроля |
Раздел № 1. Система и многообразие организмов (21 час) | |||
1. | Систематика. Основные систематические группы живых организмов. | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя. | -
|
2 | Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и в жизни человека. | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный, решение тестовых задач |
2 | Грибы, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и в жизни человека.Лишайники. | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Тематический индивидуальный решение тестовых задач |
3 | Царство растений, основные признаки. Растительные ткани, их функции. Вегетативные и генеративные органы, их функции.
| Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный решение тестовых задач |
4 | Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его целостность. | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный решение тестовых задач |
5 | Классификация растений. Водоросли, их признаки, роль в природе и в жизни человека. | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный решение тестовых задач |
6 | Мхи, папоротниковидные, их признаки, роль в природе и в жизни человека. | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный решение тестовых задач |
7 | Голосеменные растения, их признаки, роль в природе и в жизни человека. | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный решение тестовых задач |
8. | Покрытосеменные растения. Однодольные и Двудольные растения, их признаки. Основные семейства Однодольных и Двудольных. Значение покрытосеменных растений в природе и в жизни человека. | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный решение тестовых задач |
9 | Царство Животные, основные признаки, классификация. Одноклеточные животные. | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный решение тестовых задач |
10 | Характеристика основных типов беспозвоночных и классов Членистоногих. Губки. | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный решение тестовых задач |
11 | Характеристика основных типов беспозвоночных и классов Членистоногих. Кишечнополостные. | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный решение тестовых задач |
12 | Характеристика основных типов беспозвоночных и классов Членистоногих. Черви. | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный решение тестовых задач |
13 | Характеристика основных типов беспозвоночных и классов Членистоногих. Моллюски. | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный решение тестовых задач |
14 | Характеристика основных типов беспозвоночных и классов Членистоногих. Членистоногие. | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный решение тестовых задач |
15 | Характеристика основных типов беспозвоночных и классов Членистоногих. Иглокожие. | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный решение тестовых задач |
16. | Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых в природе и жизни человека. Рыбы. | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный решение тестовых задач |
17. | Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых в природе и жизни человека. Земноводные. | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный решение тестовых задач |
18. | Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых в природе и жизни человека. Пресмыкающиеся. | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный решение тестовых задач |
19. | Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых в природе и жизни человека. Птицы. | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный решение тестовых задач |
20. | Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых в природе и жизни человека. Млекопитающие. | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный решение тестовых задач |
21. | Эволюция строения и функций органов и систем органов у животных. | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный решение тестовых задач |
Раздел №2. Организм человека и его здоровье (7 часов) | |||
22. | Место человека в органическом мире. | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя. | - |
23. | Дыхательная система. | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный решение тестовых задач |
24. | Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Иммунитет. Системы органов кровообращения и лимфообращения. | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный решение тестовых задач |
25. | Система органов пищеварения Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный решение тестовых задач |
26. | Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный решение тестовых задач |
27. | Анализаторы, их строение и функции. | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный решение тестовых задач |
28. | Высшая нервная деятельность (ВНД). Особенности психики человека. | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя | Текущий индивидуальный решение тестовых задач |
29. | Мочевыделительная системы, система органов размножения. Строение кожи. | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя. | решение тестовых задач |
30. | Строение кожи. | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный решение тестовых задач |
31. | Ткани их строение и функции.. | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный решение тестовых задач |
32. | Опорно-двигательная система. | Теоретическое занятие: работа с литературой, консультация учителя. | Текущий индивидуальный решение тестовых задач |
Раздел № Работа с контрольно-измерительными заданиями | |||
33- 34. | Тренировочные тестирования. | Работа с контрольно-измерительными материалами и тренировочными заданиями. | - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса по биологии « Биология в вопросах и ответах » для 9 классов
Цель курса факультатива заключается в том, чтобы помочь учащимся разобраться в наиболее сложных для понимания вопросах биологии, испытать себя в решении тестовых заданий инаилучшим образом подгот...
Рабочая программа углубленного изучения информатики«Формула двоичного кода»
Рабочая программа углубленного преподавания информатики и программирования дл я 3-11 класса...
Рабочая программа углубленного изучения математики, 5-9 класс
Рабочая программа углубленного изучения математики, 5-9 класс...
Рабочая программа «Углубленное изучение английского языка» 5 класс
laquo;Углубленное изучение английского языка» 5 класс...
Рабочая программа "Углубленное изучение русского языка"
Программа русского языка для 10 класса направлена на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями обустройстве русского языка и особенностях его употребления в разных у...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА углубленного изучения курса по биологии «Биология в вопросах и ответах» для параллели 9 классов
Программа данного курса предусматривает:1. использование разнообразных наглядных материалов – видеофильмов, слайдовых презентаций, анимаций, web-сайтов, фотоизображений, таблиц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА углубленного изучения курса по биологии «Биология в вопросах и ответах» для параллели 11 классов
Программа данного курса предусматривает:1. использование разнообразных наглядных материалов – видеофильмов, слайдовых презентаций, анимаций, web-сайтов, фотоизображений, таблиц...