Урок Среды обитания организмов
методическая разработка по биологии (5 класс)
Предварительный просмотр:
Тип урока: открытие нового знания
УМК В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.- М. Дрофа, 2015
Цель: Сформировать новые знания о средах жизни, познакомиться с особенностями живых организмов, обитающих в них. Найти закономерности строения тел живых организмов и взаимосвязь с условиями среды обитания.
Задачи: Предметные. Умение сравнивать и различать разные среды обитания. Способность характеризовать условия сред обитания. Знать особенности строения и жизнедеятельности организмов разных сред обитания
Личностные. Формируется умение применять полученные знания на практике. Эстетическое восприятие природы. Потребность в справедливом оценивании и общение с одноклассниками
Метапредметные Познавательные: умение работать с разными источниками информации, способность устанавливать причинно-следственные связи в изучаемой теме, систематизировать информацию.
Регулятивные: умения организовывать выполнение заданий в соответствии с поставленной целью. Развитие навыков самооценки и самоконтроля
Коммуникативные: умения работать в группе, корректное ведение диалога. Умение аргументировать свою точку зрения.
Информационно-образовательная среда: компьютер, проектор, презентация, видео фрагменты, раздаточный материал, карточки для индивидуальной и групповой работы
Раздаточный материал
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в паре
Педагогические технологии: обучение в сотрудничестве, проблемное обучение
Организационная структура урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | Примечания |
(1 минута) | Приветствует учащихся, создает рабочую атмосферу | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку | ||
(7 минут) | Заполняют схему Царства живых организмов. Находят соответствия «определение- термин» в программе learningapps.org. Составляют пищевые цепи. | |||
| Мотивирует учащихся к определению темы. На доске- словосочетание с перепутанными буквами. Предлагает определить тему урока. Спрашивает « Что такое среда обитания?», «что произойдет, если животных, обитающих в воде, поместить на сушу?» Предлагает определить цель и задачи урока | Слушают учителя. Выдвигают предположения, слушают одноклассников. Определяют тему урока «Среда обитания» Отвечают, высказывают предположения. Определяют цели и задачи урока. Записывают тему урока в рабочие карточки | ||
| Спрашивает «Как вы думаете, какие есть среды обитания?» Предлагает посмотреть видеофрагмент и заполнить первую строку в таблице. Предлагает прочитать в учебнике текст «водная среда обитания» и заполнить вторую строку в таблице. Показывает видеофрагмент, организует работу учащихся с таблицей. Организует чтение текста учебника « тела живых организмов» Проверяет заполнение таблицы. | Высказывают гипотезы, обсуждают Работают в индивидуальных рабочих карточках. Заполняют таблицу, используя опорные слова. Смотрят видеофрагменты. Читают текст учебника. Анализируют. Проверяют заполнение таблицы. Корректируют результаты. | ||
(2 минуты) | ||||
(10 минут) | Заполняют в рабочей карточке таблицу «Приспособления к среде обитания» Проводят взаимопроверку в парах. Заполняют кроссворд в рабочей карточке. Выполняют самопроверку результатов, выставляют отметку. | |||
(3 минуты) | Какую цель перед собой ставили? Удалось ли ее достичь? Просит оценить свою работу на уроке с помощь индивидуальных карточек. Проводит краткую беседу по итогам урока | Отвечают на вопросы учителя Проводят самоанализ работы на уроке. Дописывают предложения в индивидуальных рабочих карточках. Оценивают свою работу на уроке. | ||
(2 минуты) | Поясняет домашнее задание. Кто получил «5» читает параграф «4» читает параграф и отвечает устно на вопросы «3» читает параграф, составляет план параграфа в тетради «2» читает параграф, составляет кроссворд и план параграфа | Записывают домашнее задание. |
Приложение 1
Индивидуальная рабочая карточка
Фамилия:
Класс:
Тема урока:
Таблица:
Среда обитания | Особенности | Обитатели | Черты приспособления |
Наземно-воздушная | |||
Водная | |||
Почвенная | |||
Организм как среда обитания |
Опорные слова: влажность, плотность, температура, плодородие, воздух, солнечный свет, обтекаемая форма тела, скелет, утрата органов, копательные конечности.
Таблица 2 Поставь знак + в местах пересечения
Приспособления | Среда обитания | Наземно-воздушная | Водная | Почвенная | Организменная |
Обтекаемая форма тела | |||||
Развитые бегательные конечности | |||||
Ласты и плавники | |||||
Дыхание растворенным в воде кислородом | |||||
Хорошо развиты копательные конечности, плохо развито зрение | |||||
Дыхание атмосферным кислородом | |||||
Развитый шерстяной покров | |||||
Жабры | |||||
Жгутики и реснички | |||||
Утрата органов | |||||
Питание перегноем |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».
Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как...
Урок "Среда обитания организмов. Экологические факторы".
Методическая разработка включает: Текст урока и самоанализ урока....
Тема урока: “Среды обитания организмов”.
Планируемые результаты: Предметные:закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма;сформировать представление об отличительных осо...
Технологическая карта урока "Среды обитания организмов"
Задачи урока:ü сформировать у учащихся знания о средах обитания организмов;ü выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания;ü показать взаимосвязь живых орг...
Технологическая карта открытого урока "Среды обитания организмов"
Урок в 5 классе на тему "Среды обитания организмо" , технологическая карта , которого представленва Вашему вниманию, проводился в рамках проведения серии открытых уроков для учителей биологи...
Урок "Среды обитания организмов"
Разработка урока биологии в 5 классе по теме "Среды обитания организмов". В файле разработка урока, рабочий лист и задания на закрепление материала....
Технологическая карта урока" Среды обитания организмов"
Расширить представления о средах битания живых организмов...