Урок "Среды обитания организмов"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Косарева Елена Валентиновна

Разработка урока биологии в 5 классе по теме "Среды обитания организмов". В файле разработка урока, рабочий лист и задания на закрепление материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sredy_obitaniya_organizmov_5_klass.docx130.48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по биологии 5 класс

«Среды обитания организмов»

Цель: определить  среды жизни организмов и их приспособленность  к ней.

УУД

Личностные

1.формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;

2. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

3. формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками в  творческой деятельности;

 Метапредметные 

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

 2) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

3) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

4) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии и делать выводы;

5)смысловое чтение;

6) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

Предметные результаты

1)формирование целостной научной картины мира;

2)  научным подходом к решению различных задач;

3)осознание значимости концепции устойчивого развития.

Оборудование.

  • доступ в Интернет,
  • проектор,
  • учебник биологии 5-6 класс, В.В. Пасечник, М. «Просвещ.», 2015.

Краткое описание:  

           Данный урок основан на частично самостоятельной работе учащихся с различными источниками информации. Учащиеся учатся искать информацию, выделять наиболее важные, значимые моменты, интересные факты, что повышает интерес к предмету. Учащиеся приобретают опыт работы в группах, развивают умение договариваться между собой, распределять задания. Работа учащихся курируется учителем, в результате чего развиваются отношения сотрудничества между учениками и учителем-предметником, оказывающим помощь в работе учеников. На данном уроке развивается ещё одно немаловажное умение – это умение слушать одноклассников и умение интересно рассказывать. В работе над этим уроком учащиеся могут использовать имеющиеся у них знания, т.е. воспользоваться личным опытом.

Ход урока.

I этап Организационный момент. Фаза вызова

- Добрый день, ребята! Давайте посмотрим, друг на друга, на наших гостей и улыбнёмся. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь, потому что,  девиз нашего урока «Учись, смекай, активным будь и к знаниям откроешь путь!»

  1. Актуализация знаний:  ПРИНЕСТИ ФОТО ИЛИ КАРТИНКИ ЖИВОТНЫХ  - ДЗ

– Много интересного, необычного и загадочного таит в себе прекрасный мир живой природы.

Сегодня я расскажу вам сказку! Сказку о волшебных королевствах, и о его  необычных жителях…

Начну я сказывать сама, а вы мне помогать будете.

Когда – то, давным-давно случилась-приключилась такая волшебная история… (рисунки древнейших организмов). Никто сегодня точно не знает,  когда это было, как это было.… Но на одной из планет в необъятной Вселенной, в Галактике Млечный путь произошло чудо чудесное. В огромном океане зародились живые существа. Существа эти в отличие от неживых тел Природы обладали необычными чудесными волшебными качествами.

- Что за свойства отличали их от других неживых тел? (дыхание, размножение, раздражимость, питание, выделение, рост и развитие, обмен веществ.)

Правильно, да вы знаете эти существа, имя им на планете – живые организмы. До сегодняшнего дня живут они на той Планете Земля, хоть многие и изменились с тех давних-давних времен, некоторые не дожили до Настоящего, канули в прошлом Лихолетье… А как вы думает, почему некоторые не дожили до наших дней?

Но и сегодня их немало - 5 миллионов видов! И разные они – и огромные и микроскопические, и мохнатые и перьями покрытые, хищные - кровожадные и безобидные - растительноядные, неподвижные и стремительно – быстрые…

II. Этап перехода учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

- Почему же все живые организмы разные? Почему отличаются друг от друга?

(Ответы детей).

- Организмы так не похожи друг на друга, потому что живут в различных условиях.

В самом деле, условия обитания влияют на внешний вид, внутреннее строение, особенности поведения существ.

- Сформулируйте тему урока. Природные условия образуют среду обитания.  «Среда обитания  организмов».

- Какие среды обитания живых организмов вам известны из начальной школы?  О каких приспособлениях живых организмов к жизни в этих средах вы знаете? (Ответы детей)

- Сегодня вы на урок принесли картинки животных, расскажите, в какой среде живет животное, какие у него есть приспособления  к жизни в этой среде?

Сложим пазлы, повторим материал начальной школы  и посмотрим, правильно ли определили тему урока. ( пазлы +до 9 секунды в видео.)

ЗАПИШИТЕ  НА   РАБОЧИХ  ЛИСТАХ   ТЕМУ  УРОКА.

 ( открываем по ссылке программу https://learningapps.org,  определяем  какой организм в какой среде обитает,  обучающиеся аргументируют свои ответы, открывается видео Инфоурока  «Среды жизни организмов»)

http://LearningApps.org/watch?v=pq5iqqhp501

- Какие цели урока мы поставим перед собой?

- Продолжите фразы:

Узнать, что такое…

Познакомиться с …

Определить, какие бывают…

Называть…

- Каким образом мы будем достигать поставленных целей? Из каких источников будем добывать знания?

III этап Фаза Осмысления

-  Давайте поразмышляем. Что такое среда обитания? Подумайте и озвучьте.

- Я вам предлагаю 5 вариантов определения, что такое среда обитания. Выберите одно, наиболее точное, на ваш взгляд, определение. Объясните, почему именно его вы выбрали. Запишите на рабочем листе.

Среда обитания – условия, окружающие организм.

Среда обитания - место обитания живого организма на Земле.

Среда обитания - часть природы, в которой обитают живые организмы и взаимодействуют с ней.

Среда обитания – совокупность всего, что окружает живое существо

Среда обитания -   пространство, в котором протекает жизнедеятельность живых организмов.

Посмотрим видеоролик до конца. http://LearningApps.org/watch?v=pq5iqqhp501   

Смотрите внимательно и запоминайте, потому что ваши знания нам пригодятся для  дальнейшей работы.

- Как можно обобщить информацию,  полученную вами из видеоролика? (составить таблицу или схему). Мы будем работать по схеме.

Работать будем  в группе, вспомним правила работы в группе:

 

Стихотворение  (хором)

Вместе не трудно,

Вместе не тесно,

Вместе легко

И всегда интересно!

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ   РАБОТА   В   ГРУППАХ  НА  ЛИСТАХ

- На листах  у вас нарисована схема, поработайте с ней в группе и заполните совместно, полагаясь на свои собственные знания, знания, полученные из видеоролика и знания, добытые из помощника – учебника – стр. 16-18.

-Давайте посмотрим на схему, какую информацию вы в нее впишите? Подумайте совместно! В помощь вам критерии  оценивания выполнения работы в группе. Обратите внимания, что будет потом оцениваться.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Я называю беспозвоночных животных, вы приседаете, называю позвоночных – поднимаете руки вверх.

- Давайте  проверим  работу и сделаем вывод.

-Кто будет выступать? Оцените свою работу в группе.

КРИТЕРИИ

Баллы

Правильно названы все четыре среды обитания

1 балл за один термин

Установлены приспособления организмов к среде обитания

1 балл  за одно приспособление

Указаны конкретные примеры

1 балл за один пример

- Это вы проверили правильность выполнения задания. А теперь поставьте своему напарнику столько баллов, сколько он заработал, от 1 до 7 баллов. Объясните свою оценку.

- Ребята, а могут ли живые организмы жить в разных средах одновременно? Приведите примеры. КАРТИНКИ

- Пришло время закрепить  материал и проверить, как вы поняли и усвоили тему нашего  урока!

IV. Оценка качества усвоения материала

ВЫПОЛНЕНИЕ 1 И 2 ЗАДАНИЯ НА ЛИСТАХ .  

Подведение итогов и оценивание своей работы на уроке.

- Проверяем работу. Взаимопроверка .Выставляем оценки.

34-31 балл – оценка «5»

30-25 баллов – оценка «4»

24 – 19 баллов – оценка «3»

У кого  оценка «5»?  Оценка «4»?

У кого меньше 19 правильных ответов? У вас есть возможность дома повторить тему и подготовиться к  следующему  уроку.

V.  Фаза Рефлексии.

- А теперь подведем итог.

- Какая была цель нашего урока?

- Добились мы с вами этой цели? 

-Все ли вам было понятно в течение урока?

-Какая часть урока показалась самой интересной?

-Какая часть урока  вызвала затруднение?

-Какое у вас настроение после урока?  ПРИЕМ   «МИШЕНЬ»

VI. ДЗ. П. 5, на альбомных листочках оформить рассказ о какой-то одной среде обитания, с рисунками, вырезками, текстами, дополнительной информацией.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тема урока:______________________________________________________

Среда обитания - _____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Название среды

Приспособления

Примеры живых организмов

КРИТЕРИИ

Баллы

Правильно названы все четыре среды обитания

4 балла

Установлены приспособления организмов к каждой  среде обитания

8 баллов

Указаны конкретные примеры живых организмов каждой среды

4 балла

Баллы за совместную  работу                                            

ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Задание 1

Попробуем населить наши среды обитания соответствующими живыми организмами. Распределить животных, растений, бактерий, грибов по средам обитания:

Среда обитания

Живые организмы

А. Водная среда

3     6     10

Б. Наземно-воздушная среда

2    3    5     8     13   14

В. Почвенная среда

1     4     7      12    14

Г. Организменная среда

9      11

1.Дождевой червь. 2. Волк. 3. Лягушка. 4. Крот. 5. Синица. 6. Рак. 7. Личинка майского жука. 8. Человек. 9. Холерный вибрион. 10. Щука. 11. Клубеньковые бактерии. 12. Землеройка. 13. Мышь полевка. 14. Береза.  Приведите по одному примеру самостоятельно в каждую группу.

Максимум – 16 баллов + 4 балла за свои примеры.

       Баллы за 1 задание ______________

Задание 2  Соедини линией живой организм, среду обитания и приспособление

Живой организм

Крот

Воробей

Окунь

Тигр

Морж

Бычий цепень

Ящерица

Среда обитания

Водная

Почвенная

Наземно – воздушная

Организменная

Приспособление

Слабое зрение

Бегательные конечности

Обтекаемая форма тела

Крылья

Плавники

Роющие конечности

Ласты

Есть органы фиксации - присоски

Максимум – 14  баллов

Мои баллы за 2 задание  ______________     БАЛЛЫ   ЗА   ВСЮ    РАБОТУ _____________

                     

МОЯ ОТМЕТКА ЗА УРОК ________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Среда обитания организмов и ее факторы

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯШКОЛА №153 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ «СРЕДА ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ И ЕЕ ФАКТОРЫ»(раздел ...

Среды обитания организмов

Урок на тему "Среды обитания" в 5 классе....

Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».

Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как...

"Среды обитания организмов. Приспособленность организмов к жизни в них". Урок природоведения в 5 классе.

Тип урока – комбинированный урок с использованием ИКТ.Оборудование: компьютер,  проектор, презентация “Среды обитания организмов".Цели урока: - закрепить знания о многообразии...

Среды обитания организмов. Приспособленность организмов к жизни в ней.

ФГОС Биология, 5 класс.Среды обитания организмов. Приспособленность организмов к жизни в ней....

Методическая разработка урока для 5 класса по теме «Среды обитания организмов . особенности сред обитания организмов».

Урок освоения новых знаний и умений. На уроке предусмотрено использование:Учебник Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. «Просвещение»...

Презентация к уроку Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов

Представители сред обитания.Особенности сред обитания организмов...