Урок "Среда обитания организмов. Экологические факторы".
методическая разработка по биологии на тему
Методическая разработка включает: Текст урока и самоанализ урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41 КБ |
![]() | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК № 57
ТЕМА: СРЕДА ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Образовательные: раскрыть понятие « среда обитания организмов» , выяснить ее экологические факторы; показать влияние факторов неживой природы на организмы.
Развивающие: развитие известных учащимся понятий о многообразии организмов; показать зависимость влияния факторов среды на строение и жизнедеятельность организмов; формирование умений работать с печатным словом, видеофильмом, таблицами.
Воспитательные: дать понятие о среде обитания организмов и экологических факторах как основе экологического воспитания школьников для сохранения многообразия видов на Земле.
ОБОРУДОВАНИЕ: видеофильм « Среда обитания организмов» , таблицы « Класс рыбы», « Класс птицы», «Класс млекопитающие».
ХОД УРОКА:
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: 2 мин.
Приветствие.
Проверка готовности к уроку. ( учебные принадлежности).
2.ЗАПИСЬ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ: 1 МИН.
На доске- учебник стр. 156-157
Рабочая тетрадь стр.43.
3.ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ: 5-7 мин.
Работа с понятиями по разделу « Жизнедеятельность организмов»
В форме биологического диктанта по двум вариантам.
1 вариант 2 вариант
Питание- Пищеварение-
Дыхание- Обмен веществ и энергии-
Размножение- Оплодотворение-
Зигота- Гаметы-
Фотосинтез- Вегетативные органы-
Двойное оплодотворение- Дробление-
Проросток- Опыление-
Проверка уровня усвоения учащимися понятий из раздела « жизнедеятельность организмов».
4.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА: 20 мин.
А) Запись темы на доске и в тетрадях.
Б) Вступление к теме- показ фрагмента видеофильма « Среда обитания организмов».
В) Составление объясняющей схемы на доске учителем и в тетрадях учениками.
ОБЪЯСНЯЮЩАЯ СХЕМА
ЭКОЛОГИЯ-наука о взаимоотношениях орг-ов и среды
взаимосвязь
ОРГАНИЗМЫ СРЕДА-часть природы в которой живет орг-м
Царства ОБИТАНИЯ
1.растения 1.водная
2.животные 2.наземно-воздуш.
3.бактерии 3.почвенная
4.грибы 4.др. организм
5.вирусы
ФАКТОРЫ СРЕДЫ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ-компоненты среды воздействующие на организм
1.ФАКТОРЫ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Вода, свет, температура, дождь, ветер
2.ФАКТОРЫ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Влияние организмов друг на друга
3. ВЛИЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Г)Работа с учебником-
Составление и заполнение таблицы:
« Влияние физических факторов на живые организмы».
Физический фактор | Влияние на организм |
1.СВЕТ | Сезонная периодичность у растений-созревание плодов и семян летом Сезонная периодичность у животных-осенняя линька. |
2.ВОДА | Длинные корни у растений пустынь Запасы жира у верблюда. |
3.ТЕМПЕРАТУРА | Холоднокровные при понижении температуры малоподвижны. У птиц- перья, у млекопитающих--шерсть, защита от низкой температуры. |
Проверка заполнения таблицы по вопросам:
1.Как влияет вода на строение и жизнедеятельность организмов?
2.Как влияет температура на строение и жизнедеятельность организмов?
3.Каких животных называют холоднокровными? Примеры.
4.Каких животных называют теплокровными? Примеры.
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ: 10мин.
Показ фрагмента видеофильма о влиянии физических факторов на моржей, тюленей.
Проверка умения работать с видеофильмом, делать выводы об особенностях строения организма в зависимости от факторов среды.
Беседа с учащимися по вопросам:
1.Какие особенности строения связаны с водной средой обитания?
2.Какие особенности строения связанны с низкой температурой среды?
Сообщения учащихся о влиянии факторов среды на организмы.
Беседа по вопросам:
1.Какие животные и как приспособились к недостатку влаги?
2.Какие животные и как приспособились к употреблению соленой воды?
6.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА: 2мин.
1.Повторили понятия по разделу « Жизнедеятельность организмов», в форме самостоятельной работы, за нее каждый получит оценку после проверки.
2.Познакомились с новыми понятиями: среда обитания, экологические факторы; увидели влияние факторов неживой природы на организмы.
За работу на уроке оценки получили:
«5»- за
«4»- за
«3»- за
Предварительный просмотр:
САМОАНАЛИЗ УРОКА В 6 «Б» КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ: « СРЕДА ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ».
УРОК № 57.
РАЗДЕЛ: «ОРГАНИЗМ И СРЕДА. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА».
1.ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА.
В 6 «Б» классе обучается 22 человека.
С классом работаю первый год.
Успеваемость за три четверти 2008-2009 учебного года- 100%.
КЗ по четвертям:1 четверть-77%
2 четверть-73%
3 четверть-77%
Ребята в классе работоспособные.
Есть группа сильных учеников, способных обобщать полученные знания, делать выводы: это Кравченко Антон, Евсеева Ольга, Гембах Анастасия.
Есть группа слабых учеников: Тюкалов Вадим, Аникин Дмитрий, Микушева Виктория.
2.ТИП УРОКА.
По типу это комбинированный урок: повторение полученных знаний с элементами самостоятельной умственной деятельности.
Знания полученные на уроке будут использоваться в последующие годы обучения биологии в разделах « Зоология», « Анатомия и физиология человека», « Общая биология».
3.ЗАДАЧИ УРОКА.
Мною были поставлены цели и задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: раскрыть понятие « среда обитания организмов», выяснить ее экологические факторы, показать влияние факторов неживой природы на организмы.
РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие известных учащимся понятий о многообразии организмов, показать зависимость влияния факторов среды на строение и жизнедеятельность организмов, формирование умений работать с книгой, видеофильмом, таблицами.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: дать понятие о среде обитания организмов и экологических факторах как основе экологического воспитания школьников для сохранения многообразия видов на Земле.
4.СТРУКТУРА УРОКА.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ-1 минута.
Включает в себя приветствие учеников, проверка готовности к уроку, нацелен на организацию учеников на работу.
ЗАПИСЬ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ- 1 минута.
Этот этап проведен раньше, т. к. дети часто в конце урока не записывают домашнее задание в дневник.
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ-5-7 минут.
Проведена самостоятельная работа учащихся с понятиями по разделу
« Жизнедеятельность организмов», в форме биологического диктанта по двум вариантам.
Цель –проверить уровень усвоения учащимися понятий из данного раздела.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА-20 минут.
На этом этапе показан фрагмент видеофильма « Среда обитания организмов», затем учитель на доске , ученики в тетради составляли схему, где отражены новые понятия: среда обитания, Экология, факторы среды, их виды.
Были повторены понятия: царства живых организмов, виды среды обитания.
Путем составления схемы показаны взаимосвязи между всеми понятиями темы.
Далее учащиеся самостоятельно работали с учебником и заполняли таблицу, учились выбирать, анализировать и кратко записывать материал в таблицу, отвечать на вопросы учителя.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ-10 минут.
Проверялось умение делать выводы и отвечать на вопросы после просмотра фрагмента видеофильма о влиянии факторов неживой природы на строение и жизнедеятельность определенных организмов.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА-2 минуты.
Учитель подвел итог деятельности учащихся в ходе урока, объявил оценки.
5.ИТОГИ УРОКА.
Урок прошел по плану, что запланировано сделать было выполнено.
Поставленные триединые цели и задачи ( образовательные, развивающие и воспитательные) были достигнуты.
На уроке были применены разнообразные приемы работы учителя и учащихся.
Со стороны учителя это: беседа, рассказ, составление схемы, опрос устный и письменный, использование дидактического материала- видеофильма.
Со стороны учащихся это: слушание, комментирование, объяснение, работа с печатным словом, видеофильмом, заполнение таблицы.
На уроке учитель старался развивать познавательные способности учащихся в ходе: самостоятельной работы с таблицей, переноса информации, анализирования информации.
Контроль усвоения знаний, умений и навыков был организован на всех этапах урока.
Формы контроля: самостоятельная работа по определениям на индивидуальных листочках, составление схемы, заполнение таблицы, устные ответы на вопросы учителя.
В ходе урока учитель старался соблюдать основные требования. Это: соответствие содержания принципам обучения, воспитательная направленность, принцип доступности, наличие приемов, развивающих умственную деятельность учащихся, логичность урока, разнообразие приемов и методов, наличие межпредметных связей, связь изучаемого материала с предыдущим и последующим, наличие закрепления, повторения и обобщения материала, сочетание коллективных и индивидуальных форм обучения.
Психологическая обстановка на уроке была хорошей.
Учитель старался поддерживать доброжелательные отношения с учащимися.
В целом класс был настроен на учебный процесс позитивно. Поставленные цели были достигнуты.
Результаты урока таковы:
Оценки учащихся за работу на уроке:
«5»-5 чел., «4»-нет, «3»-нет, «2»-нет.
Оценки учащихся по итогам самостоятельной работы прилагаются дополнительно.
6.ПРОБЛЕМЫ УРОКА.
На уроке наблюдалось недостаточное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм обучения, слабый дифференцированный подход, не достаточная сосредоточенность некоторых учащихся, увлеченность процессом деятельности, активность в течение всего урока.
7.ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Повышение уровня знаний учащихся, повышение интереса к предмету, развитие индивидуальных способностей учащихся, их творчества, через индивидуальный подход, Развитие коллективных, групповых и индивидуальных форм обучения, познавательной деятельности и активности на уроке, воспитание сознательно-мотивированного отношения к изучению биологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Среда обитания организмов и ее факторы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯШКОЛА №153 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ «СРЕДА ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ И ЕЕ ФАКТОРЫ»(раздел ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/07/picture-50782-1638904996.jpg)
разработка урока по теме: «СРЕДА ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ» 7 класс.
данная разработка предназначена для учащихся 7 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/24/picture-92440-1577209967.jpg)
Открытый урок по экологии на тему "Среда обитания организмов и ее факторы"
Вашему вниманию представлен урок биологии в 11 классе на тему "Среда обитания организмов и ее факторы" по программе В.В.Пасечника. Разработка урока содержит конспект и презентацию....
Урок по теме: "Среды обитания организмов. Факторы среды"
Урок по теме "Среды обитания организмов. Факторы среды" .для учащихся 5 класса, является вводым уроком в разделе "Среды жизни"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/25/picture-576404-1424886886.jpg)
Тема: Среда обитания и экологические факторы, влияющие на живые организмы.9 класс
Тема: Среда обитания и экологические факторы, влияющие на живые организмы.9 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/25/picture-576404-1424886886.jpg)
Тема: Среда обитания и экологические факторы, влияющие на живые организмы.9 класс Презентация
Тема: Среда обитания и экологические факторы, влияющие на живые организмы.9 класс Презентация...