Урок на тему: "Основные царства живой природы"
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Разработка урока на тему: " Основные царства живой природы", проводимый в 6 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-v-6-klasse_fgos_osnovnye-tsarstva-zhivoy-prirody.doc | 123 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока биологии для 6 класса в рамках ФГОС «Основные царства живой природы»»
Тема урока Основные царства живой природы
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Технология построения урока: развивающее обучение, здоровье сберегающие технологии, проблемное обучение.
Цель: изучить царства живой природы, их многообразие, выявить их роль в природе и жизни человека.
Задачи:
- образовательные: знать признаки царств живой природы, понимать их роль в природе и жизни человека.
- развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; понимать значение каждого царства в природе и жизни человека; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к природе.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
- Продолжение формирования умения работать с учебником.
- Продолжение формирования умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять существенные признаки, устанавливать причинно-следственные связи.
- Продолжение формирования навыков использовать графики, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
- Продолжение формирования умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
- Продолжение формирования умения слушать товарища и обосновывать свое мнение, оценивать ответы одноклассников.
- Продолжение формирования умения выражать свои мысли и идеи, грамотно строить монологические высказывания.
Регулятивные УУД
- Продолжение формирования умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
- Продолжение формирования умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
- Продолжение формирования умения определять критерии изучения строения бактерий.
- Продолжение формирования навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Продолжение формирования умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
- Продолжение обучения основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
- Проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Личностные УУД
- Создание условий (домашнее задание) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
- Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.
- Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
- Оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- знать признаки царств живой
- рассмотреть многообразие царств живой природы;
- уметь объяснять их значение в природе и жизни человека.
Метапредметные:
регулятивные:
- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
коммуникативные:
- обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
познавательные:
- работать с учебником;
- находить отличия;
- составлять схемы-опоры;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Методы: частично-поисковый.
Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, таблица «Строение растительной и животной клеток»
Основные термины и понятия: Царства живой природы. Группы эукариотов и прокариотов.
Ход урока
1.Орг.момент: Здравствуйте, ребята.
Прозвенел уже звонок,
Нас торопит на урок .
Станьте ровно и красиво,
Сядьте тихо и не слышно,
И скорей начнем урок
Кто в классе дежурный?
Кто отсутствует?
Давайте проверим, все ли готовы к уроку.
Всё у вас на месте?
Всё ль у вас в порядке?
Учебник, ручки и тетрадки
И дневник лежит на парте?
Посмотрели друг на друга,
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят,
А теперь улыбнулись друг другу
И улыбку свою подарили нашим гостям.
2. Актуализация знаний
Учитель: Ребята! К нам урок приехали учителя из других школ, они захотели посмотреть, как вы работаете на уроке, что вы знаете, что умеете. Я надеюсь друзья, что вы меня не подведете, покажете, как вы умеете новое открывать сами Ведь, мы хороший дружный класс, и все получится у нас. Да? ……..Вот с таким хорошим настроением мы продолжим свой урок.
3. Объяснение.
Учитель: В 6 классе мы продолжаем изучать удивительную науку о живой природе.
Как она называется?
А что относится к живой природе?
Назовите основные признаки живой природы.
Учитель: Мир живой природы очень велик и многообразен, ученые насчитывают около 3,5 млн. видов живых организмов. Каждый год обнаруживают и описывают десятки новых представителей живой природы. Много тайн и загадок хранит природа, возможно, кому-то из вас и предстоит разгадать их тайны, а может кто-то свершит великое открытие, ну . пока мы будем совершать свои открытия на нашем уроке.
Учитель: На прошлом уроке мы говорили о классификации живых организмов.
Как называется наука, которая занимается классификацией живых организмов?
А как называются самые крупные и большие группы, которые объединяют живые организмы? (Царствами) Именно об этих группах и пойдет речь на уроке. Мы подошли к тебе урока, давайте вместе сформулируем тему урока, как она будет звучать? ( Ответы учащихся)
Тема урока: «Основные царства живой природы».
Учитель: Ребята, давайте подумаем и ответим так какие же цели и задачи на данном уроке перед нами стоят? (Ответы учащихся)
На доске: Узнать…
Научиться…
Изучить…
Вспомнить…
Выяснить…
Познакомиться…
Учитель: Обратите внимание на доску, на ней висят слова, которые будут вместе с вами целый урок, слова-помощники.
Что мы должны узнать? А что изучить? Выяснить?
Чем отличаются друг от друга царства?
Учитель: Вот такие задачи стоят перед нами, а что бы выполнить эти задачи вам потребуется: ваша собранность, ваше внимание, ваши способности, и тогда, я думаю, у вас все получится.
Итак, какие же царства существуют в живой природе чтобы ответить на этот вопрос, нужно быть внимательным и отгадать загадку:
Без меня не сваришь сыра,
И не сделаешь кефира,
Простоквашу и творог,
Приготовить я помог.
Итак, первое Царство – Бактерии.
А теперь послушаем вторую загадку:
Загадай загадку папе,
Без штанов стоит, а в шляпе
Кто же этот странный тип,
Ну конечно это….гриб
Итак, второе Царство – Грибы.
А сейчас, давайте послушаем музыку, в какое царство она приведет нас? (Музыкальная пауза)
Итак, третье Царство – Растения.
Кого вы видите на рисунке?
Итак, четвертое Царство – Животные.
Теперь мы узнали какие существуют царства в природе и сколько их.
Назовите царства живой природы.?
А теперь давайте вспомним из 5 класса, как называются науки, которые изучают эти царства.
Учитель: Ребята пора отправляться в путешествие по царствам живой природы.
1 остановка. Царство – Бактерии
Нам Аня Воскобойникова подготовила сообщение о бактериях.
Что вы узнали из сообщения? (Ответы учащихся)
Учитель: Вы услышали, что бактерии очень просто устроены, они первые поселились на планете. Они состоят из одной клетки. Сейчас мы рассмотрим строение клетки бактерии.
Работа с учебником. Откройте страницу 45 в учебнике.
Мы будем рассматривать строение клетки по рисунку.
Снаружи клетка бактерии покрыта чем?
Что находится под клеточной стенкой?
Что находится внутри клетки?
А что находится в цитоплазме?
А чего не хватает в клетке?
Как называются организмы, которые не имеют ядра?
А что находится вместо ядра?
ДНК и РНК – функции?
Мы с вами разобрали строение бактериальной клетки, откройте рабочие тетради страница 16 №3 самостоятельно подпишите на рисунке структурные компоненты бактериальной клетки, используя рисунок учебника.
Вот такое простое строение имеют бактерии, но они играют большую роль в природе и жизни человека. С одной ролью вы уже познакомились, когда отгадывали загадку. (Сыр, кефир) А более подробно о бактериях, мы будем изучать на следующем уроке.
2 остановка «Царство - Грибы»
Нам подготовила сообщение о грибах Катя Селиверстова.
Сообщение.
Катя сказала, что грибы долгое время были загадочными объектами живой природы.
Как вы думаете, почему?
Работа с учебником. Откройте учебник на странице 50, и давайте зачитаем предложение до точки, а затем ответим на вопрос: Почему грибы относят в особое царство?
Работа в группах.
Задание: Прочитайте текст в учебнике стр. 50-51. Изучите информацию, в которой говорится о родстве грибов с растениями и животными. От каждой группы учащихся комментирует признаки.
1 группа: Растения. Выписывают признаки родства грибов с растениями.
2 группа: Животные. Выписывают признаки родства грибов с животными.
Задания выполняют в рабочих тетрадях (Схема)
Учитель: А теперь давайте поиграем. Проверим, насколько вы были внимательны, когда слушали сообщение Кати.
В лес осенний по тропинке,
Мы несем свои корзинки.
Соберем грибы – опята,
Сыроежки и маслята.
Нарядились мухоморы
В ярко красные узоры.
Рыжик прячется в листочках,
Боровик сидит на кочке.
Целый день в лесу гуляли,
Много мы грибов набрали.
Поднимите руки, кто собрал в корзину все грибы? Кто нет? Объясните почему?
Мухомор – это ядовитый, несъедобный гриб, поэтому брать его в корзину не стоит.
А может быть мухоморы кому-то и нужны, ребята?
Учебник стр.89, №25. Работа с доп. литературой.
Зачитать вслух о мухоморе. Оказывается не стоит уничтожать ядовитые грибы. Теперь я надеюсь на вас, когда вы будете в лесу, то обойдете стороной мухомор, не собьете его ногой. Не обижайте ядовитые грибы, они нужны жителям леса, пусть лечатся животные этими грибами, пусть будут здоровы. Вас удивила такая информация? (Ответы учащихся) Вот сколько полезного для себя вы узнали о царстве грибов. Эти знания пригодятся в вашей жизни.
Физкультминутка.( МУЗЫКАЛЬНАЯ)
Отдохнули, а нас ждет к себе в гости Царство - Животные.
3 Остановка .Царство – Животные
Сообщение об этом царстве нам подготовила Мешконцова Валя.
Сообщение.
Учитель: Давайте вспомним строение клеток растений и животных (Таблица на доске)
Чем животная клетка отличается от растительной клетки?
Животные способны создавать органические вещества? Значит, как они будут питаться?
Какие признаки характерны для животных? Найдите эту информацию в тексте учебника на стр. 49 и выпишете в рабочую тетрадь, затем поменяйтесь тетрадью с соседом по парте, кто из вас выделил больше признаков?
Признаки животных
1.Питаются готовыми органическими веществами.
2. Активный обмен веществ.
3. Способны двигаться.
4.Органиченный рост.
5.Есть системы органов.
Свое путешествие по царствам живой природы мы закончим в царстве растения.
Нам подготовила сообщение о Царстве - Растения Шматкова Ольга.
Учитель: Ребята, растения в отличие от других царств как вы услышали из сообщения способны создавать органические вещества из неорганических. Благодаря, содержанию в зеленых клетках особого вещества – хлорофилла под действием солнечного света.
А какие признаки характерны для растений, какое значение имеют растения, как они питаются, вы проведете путешествие в царство растения дома.
4. Закрепление:
Ребята, урок подходит к концу, мне бы хотелось подвести итог, справились ли вы с задачами, которые ставили в начале урока.
1.Какая тема урока?
2.Давайте выполним такое задание: «Найди свое царство».
Работа в группах. На столах лежат картинки представителей всех царств, вы должны определить их в свое царство.
3.На столах у каждого лежит карточка с заданиями, заполните, а потом поменяйтесь друг с другом и проверьте правильно ли вы заполнили. ( Взаимопроверка)
4. А теперь вас ждет «городок – загадок»
5. Да – нет (Бактерии)
5. Рефлексия.
Закончите предложения:
Сегодня я на уроке…..
Я узнал…….
Самым трудным было для меня……..
Меня больше всего удивило…….
6. Домашнее задание.
§ 6, Прочитать, ответить на вопросы 1 – 4. Выполнить задание в рабочих тетрадях 2 – 4.
Творческое задание (по желанию) написать мини-сочинение о любом царстве живой природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок в 5 классе "Царства живой природы".
Цель урока: ознакомление учащихся с царствами живых организмов, активизация познавательной деятельности. Задачи: 1. расширить знания школьников по предмету; дать представление о разных ...
"Признаки живых организмов. Царства живой природы"
Урок разработан в соответствие ФГОС в 2015 году. Урок предназначен для 5-го класса по биологии. Учебно-методический комплекс "Сферы" по биологии для основной школы "Биология. Живой о...
Тема урока: Царства живой природы
Тип урока: урок «открытия» нового знания...
урок царства живой природы фгос
Урок в 5 а классе посвещён группам организмам существующих на Земле. Вводится основные понятия систематики - вид, царство, род. Проводится работа в группах по вопросам. Далее показываются презинтации,...
Урок "Царства живой природы". 5 класс
Разработка урока по теме "Царства живой природы" - 5 класс, программа И.Н.Пономаревой...
План-конспект урока по теме "Основные химические соединения живой материи"
План-конспект по теме "Основные химические соединения живой материи" спланирован в соответствии с требованиями современного урока, способствующими созданий условий для активного усвоения учебного мате...
Открытый урок в 5 классе "Царства живой природы"
Царства живой природы. Природа нашей планеты богата и разнообразна. Чтобы систематизировать её, все живые организмы условно распределили на царства....