урок царства живой природы фгос
учебно-методический материал по биологии (5 класс) на тему

Ильина Ирина Викторовна

Урок в 5 а классе посвещён группам организмам существующих на Земле. Вводится основные понятия систематики - вид, царство, род. Проводится работа в группах по вопросам. Далее показываются презинтации, подготовленые детьми. Самостоятельная работа проводится письменно в тетради под рубрикой "Допишите предложение". Повторение материала проводится ввиде загадок. В конце урока проводся рефлексия и даётся домашнее задание. Урок соответствует ФГОСу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок царства живой природы фгос25.41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок на тему: Царства живой природы.

                                                         «Нет ничего более изобретательного, чем                

                                                              природа. »

                                                                        « Нет, ничего более упорядоченного, чем

                                                              природа.»

                                                                                             Марк Цицерон.

Ребята мы с вами прошли главу №1 «Биология – наука о живом мире.» И сегодня мы приступаем к изучению главы №2 «Многообразие живых организмов.» А как вы думаете , ребята о чем мы будем говорить в этой главе?   (о группах организмов существующих на Земле,  в какие царства входят разные организмы ,одноклеточные, многоклеточные  и неклеточные.)                                                                                          

Что мы научимся делать? стр. 35

Какие основные понятия мы сегодня узнаем ? (вид, царство, вирус , систематика.)

В конце урока ,подводя итоги вы должны ответить на вопросы : «Какое царство природы  вам  важнее всех и почему?» и «Почему вирусы занимают особое место среди царств живой природы?»

1.Сходства живых существ. (клеточное строение, индивидуальное развитие ,размножение ,раздражимость, рост , обмен веществ ,дышат ,питаются.)

2.Какие царства живой природы существуют? (растения, животные, грибы, вирусы и бактерии).

3.Привести примеры  живых организмов? (ландыш, слон, подберёзовик, вирус гриппа, и молочно кислые бактерии).

Мир живых организмов многообразен, перед учеными всегда стояла задача как из такого большого объема информации выбрать нужные сведения, упорядочить знания. Как же разобраться во всем  многообразии живых организмов? (для этого необходимо разделить на несколько больших групп живых организмов, называемых царствами.)

А что такое Царство? (самая крупная единица  систематики.) Запись в тетради.

А что такое систематика? (раздел биологии, посвященный классификации живой природы.) Запись в тетради.

Итак , у нас  возникла трудность ,мы не знаем , что нужно сделать с большим объемом информации. Создадим проект выхода  из создавшейся ситуации.  

Работа в группах по вопросам.

  • 1.Пользуясь учебником  узнайте ,  что такое классификация? Какие признаки используются при классификации живых организмов?
  •  2.Что такое вид? Рассмотрите рис.27,стр.36, по каким признакам ученые относят организмы к одному виду?
  •  3.Рассмотрите рис. 28. Какие из указанных царств вам знакомы?
  • 4.Назовите царства живых организмов состоящие из клеток.
  • Почему вирусы занимают особое место в живой природе?
  • 5.В чем особенности строения вирусов? Какие вирусные заболевания вам известны? Каковы меры профилактики против вирусных заболеваний?

Дополнить схему для царства «Растений»

Царство

вид

         

        

        

        

Просмотр презентации о растениях, животных, грибах, бактериях и вирусах.

1. Какими признаками характеризуются растения?

2.Какими признаками характеризуются животные?

3.Какими признаками характеризуются грибы?

4.Какими признаками характеризуются бактерии?

Допишите предложения   в тетради: самостоятельная работа.

1.Распределение организмов по группам – это …

2.Основная  и наименьшая единица классификации  - это ….

3.Раздел биологии, посвященный  классификации живой природы  - это…

4.Предсттавители неклеточной формы жизни  - это….

Тысячелетие природа трудилась, чтобы подарить нам эти загадки, нам же осталось быть внимательней ловить её красоты и облачать в текст, чтобы загадывать своим детям

  ПОВТОРЕНИЕ:      1. ЗАГАДКИ

1.Кто растет в лесу 
    У дорожки? 
    Есть у них шляпки 
    И ножки. 
    Ответ (грибы

2. Знают даже малыши 
Красно-белые грибы 
Те, что с мухами не дружат. 
Не бери ты их на ужин - 
Несъедобен этот гриб, 
Хоть красавец он на вид. 
Называют с давних пор 
Гриб тот - красный... 
Ответ (мухомор)

  3.      Я родился в день дождливый 
Под осиной молодой, 
Круглый, гладенький, красивый, 
С ножкой толстой и прямой.
Ответ (Подосиновик)                 

4. Был он желтеньким цветком —

Белым стал, как снежный ком.

Дунут девочка и мальчик —

Облетает... (одуванчик)

5. Горделивая сестрица,

Всех цветов она царица.

Страшен ей приход мороза.

А зовут царицу... (роза)

 

6. Куст в овраге вырастает,

Лишь дотронешься — кусает.

Не цветет весной красиво.

Что за куст такой? (Крапива)

7. Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придёт весна,

Просыпается от сна. (Медведь)

8. Зверь я горбатый,

А нравлюсь ребятам. (Верблюд)

9. И по соснам, и по елям

Быстро бегает она,

Видит, шишки где поспели,

Где грибная целина. (Белка)

10. Хоть меня не видит глаз,

 Заразить могу я вас.

 И холерой, и ангиной,

 Насморком и скарлатиной.  (вирусы)

11. Без меня не сваришь сыра,

 И не сделаешь кефира.

 Простоквашу и творог,

 Приготовить я помог (бактерии)

2. Ответить на вопросы: 

1. «Какое царство природы  вам  важнее всех и почему?»

 2. «Почему вирусы занимают особое место среди царств живой природы?»

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

1. Есть ли у вас затруднения?

2. На чём стоит остановиться ещё раз?

3. Чему мы научились на этом уроке?

Выразить своё отношение к уроку (нарисовать смайлику улыбку)

Во время дальнейшей учебы вы получите много новых знаний о царствах природы, но главное правило, надеюсь, вы усвоите: берегите и преумножайте богатство родной природы! Не вредите ей!

Домашнее задание п.8, вопр. прочитать текст на стр. 38, определить цель эксперимента, наблюдения и вывод по результатам проведенного эксперимента; по р.т. стр 25-27.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок в 5 классе "Царства живой природы".

Цель урока: ознакомление учащихся с царствами живых организмов, активизация познавательной деятельности.   Задачи:  1. расширить знания школьников по предмету; дать представление о разных ...

"Признаки живых организмов. Царства живой природы"

Урок разработан в соответствие ФГОС  в 2015 году. Урок предназначен для 5-го класса по биологии. Учебно-методический комплекс  "Сферы" по биологии для основной школы "Биология. Живой о...

Тема урока: Царства живой природы

Тип урока: урок «открытия» нового знания...

Урок "Царства живой природы". 5 класс

Разработка урока по теме "Царства живой природы" - 5 класс, программа И.Н.Пономаревой...

Урок Царства живой природы

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока(для учителя): формирование представления о систематике как науке.Планируемый результат: учащиеся должна знать о существовании классификации живых орг...

Открытый урок в 5 классе "Царства живой природы"

Царства живой природы. Природа нашей планеты богата и разнообразна. Чтобы систематизировать её, все живые организмы условно распределили на царства....

урок Царства живой природы

урок в 5 класс фгос " Царства живой природы"...