урок в 5 классе "Царства живой природы".
методическая разработка по природоведению (5 класс) на тему
Цель урока: ознакомление учащихся с царствами живых организмов, активизация познавательной деятельности.
Задачи: 1. расширить знания школьников по предмету; дать представление о разных царствах, об общих признаках царств, классификации.
2. развивать у учащихся внимание и наблюдательность; любознательность и интерес к предмету;
3. воспитывать бережное отношение к природе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_5_klass.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Большеберезниковская средняя общеобразоательная школа №1»
Цель урока: ознакомление учащихся с царствами живых организмов, активизация познавательной деятельности.
Задачи: 1. расширить знания школьников по предмету; дать представление о разных царствах, об общих признаках царств, классификации.
2. развивать у учащихся внимание и наблюдательность; любознательность и интерес к предмету;
3. воспитывать бережное отношение к природе
Ход урока:
I. Вводная часть.
Здравствуйте. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Но это путешествие не обычное, а особенное. Мы будем путешествовать по миру живых организмов. Но для того, чтобы сесть в наш биологический поезд, необходимо приобрести билеты. Для этого нужно выполнить задания.
1. Повторение пройденного материала по теме «Живые клетки»
1 Ответы у доски:
1 Живые клетки
2 История открытия клетки
2 Задание на знание биологических терминов.
Вставьте пропущенные слова :
1. Клетка имеет три главные части _______, которая одевает клетку,________ полужидкую массу и _________- небольшое плотное тельце. Есть и особые клетки - __________, которые разные у мужчин и женщин. __________ - это женская половая клетка , а мужские ___________. В клетках растений есть органоиды зеленого цвета - ___________.
2. Живые существа имеют ____________ строение. Главные части клетки: оболочка, _____________, и ___________. Живые клетки дышат, ______________ , растут, _________. Клетки _____________ по форме и размерам. Среди них есть ____________ клетки, которые дают начало новому организму.
3 Работа с компьютером (флеш анимация собери клетку)
Работа с компьютером ( флеш анимация строение растительной клетки)
4 Назовите изображенные на рисунке клетки.
В ящике находится 1 крупная клетка , размером около 10 см. в длину , покрытая прочной оболочкой белого цвета.
(яйцеклетка курицы)
II. Изучение нового материала.
Учитель. А теперь пора отправляться в путешествие.
Нас окружает огромный мир живых организмов. Как не запутаться в этом потрясающем разнообразии? Надо навести среди них порядок. Этим занимается наука систематика. Она объединяет похожие, родственные существа в группы. Самые крупные группы организмов называются царствами. Именно об этих группах и пойдет у нас с вами речь. Но прежде давайте вспомним, что общего у всех живых организмов и отгадаем загадку .
В большом – большом королевстве, а как оно называется, догадайтесь сами было 5 царства: каждое со своими жителями. В первом царстве жители были такими маленькими, что только в микроскоп и разглядишь. Во втором – были побольше и очень модные. Многие носили разноцветные шляпы и выясняли, кто красивее. В третьем были разного размера, гиганты и карлики, но все почему-то зелёные. А в четвёртом царстве были все разные: и большие и маленькие, и водные и сухопутные, и летающие и плавающие и бегающие. Отгадайте названия королевства (живая природа) и царств (бактерии, грибы, растения и животные).
(Ответы учеников)
И первая наша остановка будет в царстве Бактерий.
Бактерии—одноклеточные организмы. Клетка бактерии не имеет ядра..
Ученым известно по меньшей мере 2500 видов бактерий. Они встречаются повсюду: в воздухе, воде, почве, в телах других живых существ. Слово «бактерия» в переводе с греческого языка означает, «палочка». Но форма их разнообразна: они имеют вид не только палочек, но и шариков, спиралей.
Многие ученые считают, что первыми на Земле появились бактерии. Ведь они устроены проще всех других организмов — в их клетках даже нет ядра. От бактерий произошли простейшие, а уже от них — грибы, растения и животные.
В настоящее время бактерии приобретают исключительно большое значение как продуценты многих биологически активных веществ (антибиотиков, аминокислот, витаминов и др.), используемых в медицине, ветеринарии и животноводстве. Без участия бактерий невозможны процессы, происходящие при приготовлении кожи для дубления, мацерации волокон льна и пеньки
Отрицательную роль играют патогенные бактерии, вызывающие заболевания растений, животных и человека. Многие бактерии-сапрофиты вызывают порчу продуктов, причем некоторые из них отличаются высокой токсичностью. Токсины обычно поражают не организм как целое, а определенный орган или одну из систем органов- например, центральную нервную систему, красные кровяные клетки и т.д., вызывая характерный комплекс симптомов, по которым можно диагностировать болезнь и установить ее возбудителя.
Следующая станция – Царство Простейшие
Представителей этого царства простейшие вы не видели. Потому что они очень малы. Но они не просто маленькие. Тело их состоит всего из одной клетки! Большинство их живет в воде. В пресных водоемах часто встречаются амеба, инфузория-туфелька, эвглена зеленая. Все эти существа довольно просто устроены, потому и названы простейшими. Амеба похожа на студенистый комочек; она передвигается, как бы перетекая с одного места на другое. Инфузория-туфелька действительно напоминает туфельку, за что и получила название. Она передвигается с помощью ресничек, покрывающих ее тело. Эвглена зеленая плавает при помощи длинного жгутика. Всего известно не менее 40 тыс. видов простейших.
В отличие от бактерий и простейших, тела грибов, растений, животных в основном построены из множества клеток. Это многоклеточные организмы.
Третья станция - царство Грибы.
Грибы, конечно, каждый знает: белый, подберезовик, лисичка, мухомор, бледная поганка... Но не всем известно, что к царству грибов относятся и живущие на деревьях трутовики, дрожжи. которые используют когда пекут вкусные пироги, а также плесневые грибы. Всего ученые насчитывают около 100 000 видов грибов
( Клип «Живет повсюду красота»)
Значение растений в природе и жизни человека.
Континенты нашей планеты, составляющие 150 млн. км2, в основном покрыты растительностью. Даже в знойных пустынях не затухает жизнь растений. Только ледяные пространства полюсов и высочайшие вершины гор не имеют растительности
Попробуйте представить себе, что из нашей жизни исчезли все растения. Как уныло стало за окном! Нет ни привычных тополей на улице, нет крапивы у забора, пропали одуванчики и подорожники, торчащие у края асфальтовой дороги. И дом сразу опустел. В нем стало неуютно без деревянной мебели, полок полных всяких припасов: чая, кофе, какао, банок с вареньем, пакетов с орехами, запасов различной крупы. Пропал и запах пряностей , которые хранились в шкафу. Нет больше и самих шкафов, в которых хранилась одежда из хлопка и льна, нет мыла, духов, различных лекарств. А книги , бумага? Их тоже сделали из древесины. Без растений не было бы ни мячей, ни резиновой обуви.
Но это еще не самое страшное. Что было бы, если бы вдруг не стало того , чего мы не видим, но без чего мы не смогли бы жить – воздуха, кислорода ? Ведь именно растении вырабатывают кислород и благодаря им вокруг планеты образовалась атмосфера.
Подавляющее число растений имеет зеленый цвет, обусловленный зеленым пигментом хлорофиллом, сосредоточенным в особых органеллах растительных клеток — хлоропластах.
Жизнь человека немыслима без использования растений. Это — пища, строительный материал, сырье для различных отраслей промышленности. Основой энергетики служат продукты растительного происхождения — каменный уголь, торф, нефть и др. При помощи растений предохраняют почвы от эрозии, накапливают влагу на полях, закрепляют пески. Зеленые насаждения обладают санитарно-гигиеническим эффектом, они снижают запыленность и загрязненность воздуха, уровень шума и этим улучшают условия жизни городского населения.
Представители царства растений отличаются от других многоклеточных организмов тем, что образуют на свету из углекислого газа и воды питательные вещества (грибы и животные поглощают только готовую пищу). Растения делят на несколько крупных групп: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Всего в царстве растений около 350 тыс. видов. Есть среди них и большие и маленькие. Самым маленьким растением среди цветковых считается плавающая ряска из водоемов Австралии - её длина 0,6 мм и ширина 0,33мм. Самым высоким хвойным растением является секвойя. высота отдельных деревьев достигает 80 - 100 м.
Следующая станция - царство Животные .
Каких животных вы знаете? А чем они питаются?
Животные — самое разнообразное царство. Их известно приблизительно 1 млн. 500 тыс. видов. Различают беспозвоночных и позвоночных животных. У первых, как и показывает название, нет позвоночника, а у вторых он есть. К беспозвоночным относятся черви, моллюски, иглокожие, членистоногие и некоторые другие группы животных. Позвоночные — это рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Как в природе, так и в жизни человека животные имеют огромное значение. От них получают продукты питания и сырье для промышленности. Животных используют в качестве рабочего скота, моделей для изучения болезней и их лечения, получения иммунной сыворотки. Многие виды насекомых опыляют растения, повышая урожай сельскохозяйственных культур. Птицы истребляют насекомых — вредителей лесов, парков, полей. Животные очищают водоемы, принимают участие в образовании почвы, уничтожении трупов животных и остатков растений. Среди животных немало вредителей сельского хозяйства (членистоногие, грызуны), возбудителей болезней и их переносчиков
III. Закрепление.
Вот закончилось наше путешествие. Давайте проверим , насколько внимательно вы вели себя во время путешествия.
1 (Флеш анимация «Кто из какого царства)
2 (Флеш анимация «Царства живых организмов")
IV.Заключение.
Выставление оценок.
Домашнее задание : с. 108-111.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока «Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика»
урок биологии 9 класс...
Разработка урока: "Движение в живой природе".
План-конспект урока с применением структур сингапурской методики....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «НАУКА О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ»
Цели и задачи урока: сформировать представление о биологии как науке, определить понятия «биология»; научиться определять значение биологических знаний для человека...
биология-5 Тема урока: Наука о живой природе.
Тема урока: Наука о живой природе.Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: Сформировать представление о биологии как науке, определить понятия «биология»....
Технологическая карта урока "Наука о живой природе"5 класс /линия Пономаревой И.Н./
Технологическая карта урока "Наука о живой природе"5 класс /линия Пономаревой И.Н./...
Конспект урока, Презентация к уроку «Важность охраны живой природы»
Природа, как израненная птица, кричит, просит о помощи! Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства....
Конспект урока по теме: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого». 5 класс
Данный конспект может быть использован для подготовки и проведения урока по теме: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого» в 5 классах. Ко...